ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-14679/2021 от 14.02.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

15 февраля 2022 года Дело № А03-14679/2021

Резолютивная часть решения суда оглашена 14 февраля 2022 года.

Решение суда изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Боярковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Евдокимовой Т.Ю., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МДС-Алтай», г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженного в письме № 48/8927 от 18.08.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, общей площадью 25 000 кв.м., местоположение: юго-западная сторонам окраины г. Барнаула Алтайского края, согласно схеме, для разведке и добычи подземных вод в целях технического водоснабжения и предоставления коммунальных услуг, об обязании Управления имущественных отношений Алтайского края провести предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду, общей площадью 25 000 кв.м., местоположение: юго-западная сторона окраины г. Барнаула Алтайского края,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по строительству, архитектуре и развитию Администрации г. Барнаула, г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, протокол от 09.01.2020,

от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 06.09.2021, диплом ВСА 1108430,

от третьего лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию Администрации г. Барнаула – ФИО3, по доверенности от 14.12.2021, диплом,

от третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края – не явился, извещен.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «МДС-Алтай», обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края, о признании незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженного в письме № 48/8927 от 18.08.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, общей площадью 25 000 кв.м., местоположение: юго-западная сторонам окраины г. Барнаула Алтайского края, согласно схеме, для разведке и добычи подземных вод в целях технического водоснабжения и предоставления коммунальных услуг, об обязании Управления имущественных отношений Алтайского края провести предварительное согласование предоставления земельного участка в аренду, общей площадью 25 000 кв.м., местоположение: юго-западная сторонам окраины г. Барнаула Алтайского края, а также о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ч. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил уточненное заявление, в котором уточнил основания исковых требований, а именно - номер лицензии. Изменение основания иска судом принято к производству.

Требования заявителя, обоснованы ссылками на ст. 39.6, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ст. 49 Правил застройки и землепользования. Заявитель оспаривает отказ Управления имущественных отношений Алтайского края в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения, отраженный в решении 48/8927 от 18.08.2021, поскольку, считает его вынесенным, с нарушением норм действующего законодательства.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по строительству, архитектуре и развитию Администрации г. Барнаула, г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось по ходатайствам сторон для предоставления дополнительных документов.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, г. Барнаул не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

На основании ч. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд перешел к рассмотрению дела по существу без участия указанного представителя третьего лица.

Ко дню судебного заседания от Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края поступил отзыв на заявление.

В судебном заседании заявитель представил письмо и ответ Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г. Барнаула от 11.02.2022. Настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывал, что в качестве нормативно-правового обоснования исковых требований ссылается на ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ст. 49 Правил застройки и землепользования.

Представитель заинтересованного лица возражал относительно удовлетворения заявления. Указывал, что поскольку, часть истребуемого земельного участка, проходит по землям общего пользования, на которые нанесены красные линии, отсутствуют основания для предварительного согласования схемы размещения земельного участка для добычи полезных ископаемых.

Представитель третьего лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию Администрации г. Барнаула пояснил, что проектная документация на строительство «Мамонтовской магистрали» отсутствует, разрешение на строительство «Мамонтовской магистрали» не выдавалось. Ссылался, что отказ заявителю в согласовании земельного участка связан с тем, что часть участка проходит по красным линиям и территории общего пользования. Считал доводы заявление необоснованными и просил отказать в его удовлетворении.

В материалы дела заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором просит отказать истцу в удовлетворении требований (том 1, л.д. 119-120). В отзыве на исковое заявление, заинтересованное лицо указывает, что, в адрес Алтайкрайимущества, поступило заявка истца № 7771, о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 25000 кв.м., местоположение: юго-западная окраина города Барнаула Алтайского края, согласно схемы, для разведки и добычи подземных вод в целях технического водоснабжения и предоставления коммунальных услуг в соответствии с пп. 20 п. 2 ст. 39.6, ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ).

По результатам рассмотрения указанного заявления Алтайкрайимуществом было принято решение, выраженное в письме от 18.08.2021 № 48/8927, об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка. Поскольку, по информации Комитета по строительству, архитектуре и развитию города, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447 (далее - Правила), испрашиваемый земельный участок частично расположен в территориальной зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1).

Заинтересованное лицо настаивает, что в соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации города Барнаула от 06.09.2019 № 1494, испрашиваемый земельный участок частично находится на территории общего пользования, которой, согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

В связи с чем, считает, что предоставление земельного участка нарушает права третьих лиц, а также то, что предоставление земельных участков в границах территории общего пользования для целей, не предусмотренных ч. 3, 4 ст. 50 Правил, не допускается. Полагает, что образование земельного участка противоречит документам территориального планирования и градостроительного зонирования. При этом представленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствует п. 4 Требований, согласно которому при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе, утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования. В данном случае схема расположения земельного участка, представленная заявителем, подготовлена без учета указанных выше требований.

Заинтересованное лицо считает, что истец, заявляя подобные требования в суд, с помощью судебного акта намеревается сформировать земельный участок в нарушение требований закона без учета границ территорий общего пользования, красных линий, градостроительного регламента, что является недопустимым.

В материалы дела, третье лицо Минприроды, представило отзыв на заявление о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в соответствии с которым, рассмотрение заявления оставил на усмотрение суда.

Также в материалы дела, от третьего лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, поступил отзыв на заявление, в соответствии с которым считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению (том 1, л.д. 131-133). Комитет в отзыве ссылается, что в соответствии с Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344, запрашиваемый земельный участок частично расположен в функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) и частично в функциональной зоне транспортной инфраструктуры.

Комитет настаивает, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447, земельный участок частично расположен в территориальной зоне отдыха (Р-1). При этом, в соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети городского округа г. Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 06.09.2019 № 1494, земельный участок частично находится на территории общего пользования, которой, согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Отмечает, что проект межевания территории, в границах которой расположен запрашиваемый земельный участок, не разрабатывался. Указывает, что вышеуказанный земельный участок расположен в третьей, четвертой, пятой и в шестой подзонах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Барнаул (Михайловка), утвержденной приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 04.12.2018 №1005-П (г. Москва) (в ред. от 19.05.2021 Ж321-П).

Ссылается, что согласно акту обследования препятствий аэродрома Барнаул (Михайловка) абсолютная высота (высота над уровнем моря) объекта строительства не должна превышать абсолютную высоту поверхности ограничения препятствий, в зоне действия которой планируется строительство объекта. Абсолютная высота внешней горизонтальной поверхности ограничения препятствий аэродрома Барнаул (Михайловка) составляет 405,3 метра, абсолютная высота внутренней горизонтальной поверхности ограничения препятствий - 305,5 метра.

На основании изложенного, считает, что образование земельного участка для запрашиваемой цели противоречит документам территориального планирования и градостроительного зонирования. Кроме того, считает, что спорный земельный участок на сегодняшний день расположен в санитарно-защитной зоне, установленной от объекта - производственная площадка АЗС № 8, расположенной по адресу: <...> и утвержденной решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 21.09.2021 № 22-00-06/09-11166-2021.

Выслушав представителей сторон, изучив отзывы на заявление, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд, считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из искового заявления и материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «МДС-Алтай» Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края выдана лицензия на пользование недрами № 679/БАР80636ВЭ для разведки и добычи подземных вод, расположенных на юго-западной окраине города Барнаула. Участку недр присвоен статус горного отвода.

В соответствии с п. 1.1 Приложения № 1 к лицензии БАР 80636ВЭ обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения Барнаульсколенточным-1, для разведки и добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенным на юго-западной окраине города Барнаула Алтайского края.

Согласно п. 2.1 приложения № 1 к лицензии БАР 80636ВЭ установлено, что схема участка недр содержится в приложении № 3 к лицензии. Уточненные границы горного отвода оформляются в соответствии с порядком подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2.2 приложения № 1 к лицензии БАР 80636ВЭ).

Общество с ограниченной ответственностью «МДС-Алтай» 20.07.2021 обратилось в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 25000 кв.м., местоположение: юго-западная окраина города Барнаула в аренду для разведки и добычи подземных вод в целях технического водоснабжения и предоставлении коммунальных услуг.

Управление имущественных отношений Алтайского края решением, выраженным в письме № 48/8927 от 18.08.2021, отказало обществу с ограниченной ответственностью «МДС-Алтай» в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду (том 1, л.д. 47-49).

Управление указало, что согласно Генеральному плану городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344, спорный земельный участок расположен частично в функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) и частично в функциональной зоне транспортной инфраструктуры.

Ссылается, что в соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447, указанный земельный участок частично расположен в территориальной зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1). Также ссылается, что земельный участок расположен в третьей, четвертой, пятой, шестой подзонах приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Барнаул (Михайловка), утвержденной приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 04.12.2018 № 1005-П (г. Москва).

В соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации города Барнаула от 06.09.2019 № 1494, испрашиваемый земельный участок частично находится на территории общего пользования, которой, согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Управление ссылается, что предоставление спорного земельного участка заявителю нарушает права третьих лиц, предусмотренных ст. 262 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

При этом Управление считает, что образование земельного участка противоречит документам территориального планирования и градостроительного зонирования. Указывает, что предоставленная схема расположение земельного участка не соответствует требованиям к ее подготовке, а именно п. 4 Требований, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана). При подготовке схемы расположения земельного участка учитывается материалы и сведения, в том числе: утвержденных документов территориального планирования: правил землепользования и застройки.

Отказывая в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, Управление со ссылками на пп.1 п. 8 ст. 39.15 Кодекса, указало, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена на основании пп. 1 и п. 3 ст. 11.10 Кодекса, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 Кодекса; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Посчитав незаконным решение Управления имущественных отношений Алтайского края № 48/8927 от 18.08.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, общество с ограниченной ответственностью «МДС-Алтай» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.

Заявитель в обоснование доводов заявления ссылается, что согласно п. 4 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.

Настаивает, что земельный участок для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых формируется без учета требований градостроительного регламента, т.к. действие градостроительного регламента на него не распространяется, как и учет территориальных зон. В связи с чем, считает отказ Управления имущественных отношений Алтайского края, выраженный в письме № 48/8927 от 18.08.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (пп. 2 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован ст. 39.15 ЗК РФ, в том числе указан перечень документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ).

В случае если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (п. 7.1 ст. 39.15 ЗК РФ).

Перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ.

Исходя из пункта 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», подпункта 4 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, законодательством установлен особый порядок образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых: он формируется без учета требований градостроительного регламента (действие градостроительного регламента на него не распространяется) и без учета территориальных зон (правило о недопустимости образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон в настоящем случае не применимо) (апелляционные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 № 18-АПА19-26, от 19.01.2017 № 56-АПГ16- 31).

В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии с Градостроительным и Земельным кодексами Российской Федерации, Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края городская утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (Решение Барнаульской городской Думы от 25.12.2019 № 447 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края»).

Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее – Правила от 25.12.2019 № 447) являются муниципальным правовым актом города Барнаула, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края, Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края, Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Генеральный план) и иными муниципальными правовыми актами с целью создания условий для устойчивого развития территории города Барнаула, сохранения окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 1 Правил от 25.12.2019 № 447, правила распространяются на все расположенные на территории города Барнаула земельные участки и объекты капитального строительства, являются обязательными для всех правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Требования установленного Правилами градостроительного регламента сохраняются при изменении формы собственности на земельный участок, объект капитального строительства, при переходе права на земельный участок, объект капитального строительства другому правообладателю.

Правилами в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в городе Барнауле вводится система регулирования землепользования и застройки, основанная на делении всей территории города на территориальные зоны и установлении для каждой зоны градостроительного регламента.

Согласно п. 4 пункта 4 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, предоставленные для добычи полезных ископаемых.

В связи с чем, суд поддерживает позицию заявителя, относительно того, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами, предоставленные для добычи полезных ископаемых.

При этом, суд руководствуется ст. 50 Правил от 25.12.2019 № 447, в соответствии с которой указано, что в случае, когда в установленном порядке на основании документации по планировке территории (установления, изменения красных линий) изменяются границы территорий общего пользования и из их состава образуются иные территории, применительно к которым устанавливаются градостроительные регламенты, использование таких территорий осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами.

Земельные участки в границах территорий общего пользования предоставляются для целей размещения объектов, указанных в частях 3 - 4 настоящей статьи, физическим или юридическим лицам исключительно в аренду в порядке, установленном земельным законодательством (ч. 2 указанной стати).

В соответствии с ч. 3 ст. 50 Правил от 25.12.2019 № 447, земельные участки в границах территорий общего пользования могут быть предоставлены для размещения объектов улично-дорожной сети: размещения автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещения придорожных стоянок (парковок) транспортных средств, в границах городских улиц и дорог, за исключением предусмотренных видами разрешенного использования "Хранение автотранспорта" (код 2.7.1), "Служебные гаражи" (код 4.9), "Стоянки транспорта общего пользования" (код 7.2.3); объектов железнодорожного транспорта, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.

Частью 4 данной статьи предусмотрено, что на земельных участках в границах территорий общего пользования могут быть размещены объекты благоустройства территории: размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов.

Таким образом, на земли общего пользования не могут быть представлены для добычи полезных ископаемых, то есть в целях, о которых заявляет ООО «МДС-Алтай».

Пунктом 12 ст. 11.10 ЗК РФ, установлено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка, которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 № 429 утверждены Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование.

Согласно подпункту б пункта 2 Положения установление и изменение границ участков недр осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении участков недр местного значения.

Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края на основании положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152.

В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от 30.08.2019 № 344, спорный земельный участок частично расположен в функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) и частично в функциональной зоне транспортной инфраструктуры.

При этом в соответствии с Правилами от 25.12.2019 № 447, указанный земельный участок частично расположен в территориальной зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1).

В соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации города Барнаула от 06.09.2019 № 1494, спорный земельный участок частично находится на территории общего пользования, которой, согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Суд считает, что ввиду того, что запрашиваемый заявителем, земельный участок заходит на земли общего пользования, на которых уже установлены красные линии, и на которых запланирована дорожная сеть, то ссылка на положение ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, в части не распространения градостроительного регламента на земельный участок, предоставленный для добычи полезных ископаемых, является ошибочным, ввиду наличия положений ст. 50 Правил от 25.12.2019 № 447.

Суд указывает, что в случае, когда в установленном порядке на основании документации по планировке территории (установления, изменения красных линий) изменяются границы территорий общего пользования и из их состава образуются иные территории, применительно к которым устанавливаются градостроительные регламенты, использование таких территорий осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами.

Суд указывает, что на наличие красных линий на запрашиваемом земельном участке, наличие которых заявителем не оспорено.

Доводы заявителя относительного того, что застройка дорожной сети, планируемой городским округом является неактуальной, ввиду не актуальности, по информации Комитета по дорожному хозяйству г. Барнаула не принимается судом ко вниманию, поскольку она опровергается действующими актами органов местного самоуправления.

Земельные участки, в границах территорий общего пользования предоставляются для исключительно для целей размещения объектов, указанных в частях 3 - 4 ст. 50 Правил от 25.12.2019 № 447.

При этом в частях 3 - 4 ст. 50 Правил от 25.12.2019 № 447 не предусмотрено отведение земельного участка общего пользования для запрашиваемых заявителем целей.

На основании изложенного, суд считает, что образование земельного участка для запрашиваемой цели противоречит документам территориального планирования и градостроительного зонирования. А предоставление заявителю земельного участка в границах территории общего пользования для целей, не предусмотренных ч. 3,4 ст. 50 Правил не допускается.

Приведенная заинтересованным лицом судебная практика со ссылками на дело № А03-1684/2021, в обоснование своей позиции по делу исходит из иных обстоятельств дела, в связи с чем, не применима к настоящему спору. Суд указывает, что при рассмотрении спора по делу № А03-1684/2021 было установлено, что отведенный заявителю земельный участок находился в двух разных зонах, на которых, отсутствовали красные линии, и территории не относились к категории земель общего пользования.

На основании вышеизложенного, суд считает законным решение Управления имущественных отношений Алтайского края, оформленное письмом № 48/8927 от 18.08.2021 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, общей площадью 25 000 кв.м., местоположение: юго-западная сторонам окраины г. Барнаула Алтайского края, согласно схеме, для разведки и добычи подземных вод в целях технического водоснабжения и предоставления коммунальных услуг.

В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

При подаче искового заявления заявителем была уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате госпошлины суд относит на заявителя, так как решение принято не в его пользу.

Руководствуясь статьями 4, 198, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.В. Бояркова