ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-14791/2023 от 11.12.2023 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело № А03-14791/2023

12 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дилижанс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), Алтайский край, г. Барнаул, к Межрегиональному территориальному управлению федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (ИНН <***>, ОГРН <***>), Новосибирская область, г. Новосибирск, о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2023 № 2340022/1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дилижанс» к административной ответственности за совершение административно правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

- от заявителя – ФИО1, паспорт, адвокатское удостоверение № 942, доверенность от 24.08.2023;

- от заинтересованного лица – Тома В.Г., служебное удостоверение № 21341, доверенность № 16 от 28.11.2022 (посредством онлайн),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Дилижанс» (далее – Общество, заявитель, ООО «Дилижанс») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (далее – Управление, заинтересованное лицо, административной орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2023 № 2340022/1 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дилижанс» к административной ответственности за совершение административно правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ.

Определением от 20.09.2023 года заявление принято к производству суда.

Судом в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное разбирательство неоднократно
откладывалось по ходатайству лиц, участвующих в деле, для представления
дополнительных доказательств, письменных пояснений по делу.

Заявленные требования мотивированы несогласием Общества с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указало, что административным органом не установлены все обстоятельства, имеющие ключевое значения для рассмотрения дела.

Управление в отзыве на заявление просило в удовлетворении требований отказать. По мнению Управления, факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, в отсутствие карт Общество вообще не должно было осуществлять перевозку пассажиров, процессуальных нарушений при проведении рейда, составлении протокола, вынесении постановления по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав
материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71
АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 28.07.2023 в 05 час. 40 мин, по адресу ПКП-2 (Алтай) 215км+700м а/д K-08 «Крутиха-Панкрушиха-Хабары-Славгород-граница с Республикой Казахстан» на основании акта проверки транспортного средства на линии постоянного рейда госинспектор ТОГАДН по Алтайскому краю (г. Славгород) МТУ Ространснадзора по СФО Тома В.Г., который в соответствии с решением о проведении постоянного рейда №970/2023 от 31.03.2023 при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта, в процессе эксплуатации автобуса, используемого для перевозки пассажиров и багажа, имеющим, помимо места водителя, более 8 мест для сидения, марки «МЕРСЕДЕС ТЮРК» гос. peг. знак АС323 22, категории D/M3, принадлежащего ООО «Дилижанс», под управлением водителя ФИО2, осуществляющего регулярную перевозку пассажиров в количестве 37 человек по маршруту «Михайловское-Кулунда-Новосибирск- Михайловское», по путевому листу от 26-28.07.2023 № 010690, выданному ООО «Дилижанс», выявил нарушение транспортного законодательства РФ, совершенное Обществом, а именно использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, в нарушение предусмотренные ст.35 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По результатам рейдового мероприятия составлен протокол осмотра от 28.07.2023, акт постоянного рейда № 2340022 от 28.07.2023.

По данному факту в отношении Общества 11.08.2023 составлен протокол № 2340022/1 об административном правонарушении и постановлением № 2340022/1 от 01.09.2023 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Считая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, определены в статье 26.1 КоАП РФ.

На основании статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере законодательного регулирования порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса.

Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее регулярные перевозки пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.

В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Федерального закона №220-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона No220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.

Карта маршрута регулярных перевозок - это документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20).

Межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается,
изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 220-ФЗ).

Частью 10 статьи 4 Федерального закона №220-ФЗ установлено, что в
течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона №220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ).

В силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.

Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, который подтверждает право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок.

Карта маршрута - это тот документ, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку автомобильным транспортом, должны иметь в силу действующего законодательства.

Водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и представлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (часть 3 статьи 35 Федерального закона № 220- ФЗ).

Согласно статье 28 Закона №220-ФЗ, бланк карты маршрута регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки.

В карте маршрута указываются, в числе прочего, следующие сведения:

- регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в реестре маршрутов регулярных перевозок;

- наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;

- наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту;

- вид транспортного средства и класс транспортного средства;

- срок действия карты маршрута регулярных перевозок, если в соответствии с настоящим Федеральным законом она выдана на ограниченный срок.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона №220-ФЗ Заявление об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок включает в себя следующие сведения:

1) номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;

2) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны;

3) наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок в виде наименований населенных пунктов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;

4) протяженность межрегионального маршрута регулярных перевозок;

5) места нахождения остановочных пунктов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, а в случае, если эти остановочные пункты расположены на территориях автовокзалов, автостанций, наименования и места расположения соответствующих автовокзалов, автостанций;

6) наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;

7) классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов, а также максимальные высота, ширина и полная масса транспортных средств каждого из таких классов;

8) экологические характеристики транспортных средств;

9) планируемое расписание для каждого остановочного пункта по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.

О принятом решении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение трех дней со дня принятия указанного решения уведомляет в письменной форме юридическое лицо. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о принятом решении об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок либо об отказе в установлении или изменении данного маршрута в течение трех дней со дня принятия этого решения. Межрегиональный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре. В течение семи дней со дня включения межрегионального маршрута регулярных перевозок в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок уполномоченный федеральный орган исполнительной власти выдает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества, которые обратились с заявлением об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту регулярных перевозок и карты данного маршрута регулярных перевозок (ст. 4 Закона №220-ФЗ).

Из представленного в материалы административного дела свидетельства серия МТРФ №009363, относящемуся к маршруту №932 АС с. Кулунда - АВ «Новосибирский автовокзал-Главный» (регистрационный номер маршрута в реестре 22.54.021) на данном маршруте предусмотрено всего три остановочных пункта: с. Табуны, с. Подойниково, с. Высокая Грива (с мизерным пассажиропотоком, даже можно сказать с нулевым).

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в данном списке отсутствуют остановочные пункты: ДКП «Юго-Западная» г. Новосибирск, АВ г. Славгород и АС с. Хабары где, согласно отметок в путевом листе, осуществлялась посадка-высадка пассажиров. Кроме этого, в указанном в постановлении транспортном средстве следовали пассажиры из г. Новосибирска как до г. Славгорода, так и до с. Михайловское (согласно имеющимся проездным документам). Данные остановочные пункты не входят в маршрут с. Кулунда- г. Новосибирск. Следовательно, предоставленная госинспектору водителем карта маршрута на маршрут с. Кулунда- г. Новосибирск к маршруту по которому автобус фактически осуществлял межрегиональную перевозку пассажиров из с. Михайловское - г. Новосибирск -с. Михайловское, отношения не имеет.

По данному маршруту № 932 «АВ г. Новосибирск - АС с. Михайловское» (регистрационный номер маршрута 54.22.004 в реестре) законно осуществляет перевозку пассажиров ИП ФИО3 через остановочные пункты АВ г. Новосибирск, ДКП «Юго-Западная» г. Новосибирск, АС рп Ордынское, АС с. Крутиха, АС с. Панкрушиха, АС с. Хабары, АВ г. Славгород, АС с. Кулунда, АС с. Ключи, АС с. Михайловское.

В материалах дела имеются «маршрутные квитанции», по сути являющимися билетами. Данные документы соответствующим требованиям п. 1, 2 Обязательных реквизитов билетов, указанных в Приложении №1 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 (вступило в силу с 01.01.2021), устанавливающих требования для билетов, используемых при регулярных перевозках пассажиров и багажа (тип билета №1 - разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления, данный билет включает следующие обязательные реквизиты: наименование, серия, номер билета; наименование организации, выдавшей билет; дата отправления, время отправления, дата прибытия, место, сумма, дата продажи и т.д.).

Согласно п.28 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586 билет должен содержать обязательные реквизиты согласно приложению № 1. На билете допускается размещение дополнительных реквизитов, в том числе реквизитов кассового чека.

Переименование билета в маршрутную квитанцию не изменяет фактического значения данного документа как «Разового именного билета», как документа, свидетельствующего о заключении договора перевозки пассажиров на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок, оформляемых в соответствии с ч.1, ч.2, ч.3 ст.20 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного электрического транспорта», ч.1 и ч.2 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом также установлено, что приложенный Паспорт межсубъектного маршрута №932 устарел с ведением 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вместе с тем, перевозчик продолжает осуществлять перевозки пассажиров по данному маршруту с. Михайловское- г. Новосибирск без оформления соответствующих разрешительных документов введенных вышеуказанным Федеральным законом.

Согласно приложенной выписке из протокола №11 заседания комиссии по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края от 30.11.2009 маршрут с Михайловское - г. Новосибирск был сформирован путем слияния двух маршрутов №588 «Михайловское- Кулунда» и №932 «Кулунда- Новосибирск».

При привлечении к административной ответственности за аналогичное правонарушение (постановление от 30.01.2023 №5 вынесенное государственным инспектором ТОГАДН по Алтайскому краю (г. Славгород) МТУ Ростра не надзора по СФО Тома В.Г.) директор ООО «Дилижанс» ФИО4 в своем письме (исх. от 26.01.2023 №4) соглашался с выявленным правонарушением (перевозка пассажиров по межрегиональному маршруту с Михайловское - г. Новосибирск без карты маршрута) и пояснял, что карту маршрута не удается получить так как конкуренты перевозчики не согласуют расписание ООО «СИБАВТОТРАНС», ИП ФИО5, «ТОМСКАВТОЭКСПРЕСС».

Данные доводы также подтверждаются ответом МУП Торговый ряд г. Славгорода, которым предоставлен договор оказания услуг с ООО «Дилижанс» от 01.12.2021.

Согласно вышеуказанному договору, автовокзал г. Славгорода продает билеты пассажирам на рейс ООО «Дилижанс» (посадочные ведомости прилагаются) и согласно п. 4.2.2. указанного договора проставляется отметка в путевом листе о времени прибытия и отправки автобуса.

Согласно ответу на запрос ООО «Автовокзал - Главный» г. Новосибирск (прилагается) на рейс ООО «Дилижанс» 27-28.07.2023 года им было продано 2 билета до Михайловское и 3 до Хабары (остановочный пункт не включен в маршрут ООО «Дилижанс»).

Согласно ответу ООО «Автобилеты» на рейс ООО «Дилижанс» 27-28 июля 2023 года им было продано 9 билетов до Михайловское, 2 до Хабары и 1 до Гальбшатдт (два последних остановочных пункта не включены в маршрут ООО «Дилижанс»).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, арбитражный суд соглашается с доводами Управления о наличии в действиях предпринимателя события, объекта и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также Общество является надлежащим субъектом ответственности по данной статье, что подтверждается, в том числе путевым листом №010690 от 26-28.07.2023.

В нарушение статьи 65 АПК РФ указанные фактические данные Обществом по существу не оспорены.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Часть 2 той же статьи предусматривает, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Вина заявителя выражается в том, что у него имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены заявителем.

На Общество, как перевозчика, в силу вышеуказанных положений закона возлагается обязанность иметь и по требованию должностных лиц органа государственного транспортного контроля предъявлять карту маршрута регулярных перевозок на соответствующее транспортное средство. Доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Обществом карта маршрута до настоящего времени не оформлена, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратного материалы дела не содержат.

Обществу достоверно известно о том, что движение по маршруту должно осуществляться только при наличии соответствующей карты маршрута, однако Общество осуществляет свою деятельность непрерывно (доказательств обратного материалы дела не содержат) в отсутствие карты маршрута.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимателя деятельность – это деятельность, осуществляемая на свой риск.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.

Согласно части 9 статьи 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №248) в случае, если в результате постоянного рейда были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте составляет отдельный акт в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.

Приказом Ространснадзора от 18.10.2021 №ВБ-891фс «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере транспорта при осуществлении государственного контроля (надзора)» утверждена форма указанного акта.

Представленный в материалы дела акт № 2340022 от 28.07.2023 соответствует указанной форме, в нем имеются ссылки на допущенные Обществом нарушения.

Кроме того, применительно к статьям 23.36, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях государственный инспектор наделен полномочиями по выявлению административных правонарушений, составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и их рассмотрению.

Поскольку квалификация вменяемого правонарушения дается административным органом в протоколе и постановлении, а заявителем не представлено доказательств в подтверждение того обстоятельства, что якобы допущенное административным органом нарушение не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в указанной части существенных нарушений судом не установлено. Как и не установлено таких последствий.

Заинтересованность должностных лиц Управления материалами дела не подтверждена (статьи 25.12, 25.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Протокол об административном правонарушении в отношении Предпринимателя составлен уполномоченным сотрудником административного органа в пределах предоставленных законом полномочий, его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным сотрудником административного органа в рамках предоставленных полномочий, административное наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Предпринимателя, арбитражным судом не установлено.

Кроме того, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Таким образом, событие административного правонарушения в достаточной степени отражено в протоколе по делу об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом извещено.

На составление протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица не явился, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещен надлежащим образом (телефонограмма от 10.08.2023).

О рассмотрении дела об административном правонарушении 31.08.2023 в 14 час. 00 мин. заявитель также извещен надлежащим образом (ШПИ 80093187954941, вручено 21.08.2023).

Постановление по делу об административном правонарушении от 01.09.2023 направлено в адрес заявителя 01.09.2023 и вручено последнему 14.09.2023 (ШПИ 80080288593964).

В соответствии со ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание назначено Обществу с учетом положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для изменения размера административного наказания судом не установлено.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сопряжено с потенциальной угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных последствий.

Каких-либо особых, исключительных обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного Обществом правонарушения в данном случае, с учетом обстоятельств дела, не имеется, что исключает применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления. Иные доводы Общества также не влияют на его законность.

Ссылки Общества на судебную практику арбитражных судов не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как перечисленные судебные акты какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеют, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела

При таких обстоятельствах, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Расходы на оплату государственной пошлины судом не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

обществу с ограниченной ответственностью «Дилижанс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении требования отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск), через Арбитражный суд Алтайского края, в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья Л.Ю. Ильичева