АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-149/2022
05 октября 2022 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 28 сентября 2022 года.
Решение суда изготовлено полном объёме 05 октября 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Захаровой Я.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бобиной М.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску товарищества собственников жилья «Космос», г. Новоалтайск Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», г. Барнаул Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), Администрация города Новоалтайска Алтайского края и Комитету по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска, г. Новоалтайск Алтайского края, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, акционерного общества Сетевая компания «Алтайкрайэнерго», об обязании признать бесхозяйной «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...> кадастровый номер: 22:69:020308:42; об обязании Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить на учет в регистрирующий орган «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...> , кадастровый номер: 22:69:020308:42 в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу судебного акта как бесхозяйное имущество; об обязании общества с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», Администрацию города Новоалтайска и Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска подготовить технический план на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> со сведениями, необходимыми для постановки многоквартирного жилого дома на кадастровый учет, предъявляемыми законодательством к объекту недвижимого имущества и передать изготовленный технический план на многоквартирный дом в пользу ТСЖ «Космос», об обязании общества с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», Администрацию города Новоалтайска и Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> на кадастровый учет в течение 60 дней с даты вступления в законную силу судебного акта,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца – ФИО1, паспорт, доверенность от 04.08.2021, диплом; ФИО2, удостоверение № 7КЭ-35 от 27.04.2021 года, доверенность от 28.02.2022 года; ФИО3, паспорт,
от ответчиков – от Администрации города Новоалтайска – ФИО4, паспорт, доверенность №36 от 21.06.2022 года, от Комитета по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска – ФИО5, доверенность № 2 от 10.02.2022, паспорт, диплом,
иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
У С Т А Н О В И Л:
Товарищество собственников жилья «Космос», г. Новоалтайск Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Главалтайстрой», г. Барнаул Алтайского края, об обязании поставить на свой баланс и зарегистрировать в органах Управления «Росреестра» по Алтайскому краю право собственности на объект недвижимого имущества «Трансформаторную подстанцию - 205», расположенную по адресу: <...>, кадастровый номер: 22:69:020308:42 и обязании привести в соответствие техническую документацию на многоквартирный дом №21, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер: 22:69:020308:334, а именно изготовить технических план на диске на весь многоквартирный дом и сдать данный диск в органы Управления «Росреестра» по Алтайскому краю с целью постановки дома на государственный кадастровый учет, как объекта завершенного строительства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска, акционерное общество «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» в лице филиала в г. Новоалтайске.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просил обязать признать бесхозяйной «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...> кадастровый номер: 22:69:020308:42; обязать Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить на учет в регистрирующий орган «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...> , кадастровый номер: 22:69:020308:42 в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу судебного акта как бесхозяйное имущество; обязать общество с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», Администрацию города Новоалтайска и Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска подготовить технический план на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> со сведениями, необходимыми для постановки многоквартирного жилого дома на кадастровый учет, предъявляемыми законодательством к объекту недвижимого имущества и передать изготовленный технический план на многоквартирный дом в пользу ТСЖ «Космос», обязать общество с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», Администрацию города Новоалтайска и Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> на кадастровый учет в течение 60 дней с даты вступления в законную силу судебного акта.
Определением о замене судьи по арбитражному делу от 27.06.2022 года произведена замена судьи Атюниной М.Н. путем автоматизированного распределения программным комплексом «Судебно-арбитражное делопроизводство», дело передано в производство судьи Захаровой Я.В.
Определением суда от 01.08.2022 года произведена замена ответчика по делу № А03-149/2022 с общества с ограниченной ответственностью «Главалтайстрой» на общество с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 656037, <...> влд. 112/27, помещ. 207). Суд исключил из числа лиц, участвующих в деле общество с ограниченной ответственностью «Главалтайстрой».
Ответчик - ООО «Сибирская финансовая корпорация» и третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и АО Сетевая компания «Алтайкрайэнерго» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд перешел к рассмотрению дела в судебном заседании в отсутствие представителей вышеуказанных лиц.
Ко дню судебного заседания от истца поступило ходатайство о привлечении Комитета по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска к участию в деле в качестве соответчика.
Суд на основании ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек в качестве соответчика по настоящему делу Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска и исключил его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители ответчиков Администрации города Новоалтайска и Комитета по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска по иску возражали согласно доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, в которых указали следующее. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. 24.10.2008 года Администрацией города Новоалтайска Алтайского края застройщику ЗАО «Главалтайстрой» выдано разрешение № 51 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - Сооружения - Трансформаторная подстанция, расположенного по адресу: <...>. Следовательно, данный объект имеет собственника в лице ЗАО «Главалтайстрой» (в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ правопреемником является ООО «Сибирская финансовая корпорация») и не является бесхозяйным имуществом. В связи с чем, ответчики считают, что правовые основания для отнесения спорного объекта к бесхозяйному имуществу, к принятию мер по постановке его на учет в качестве бесхозяйного отсутствуют, поскольку отказа от права собственности на здание трансформаторной (кадастровый номер 22:69:020308:42) от ЗАО «Главалтайстрой» (его правопреемника) не поступало. Учитывая вышеизложенное, ответчики просили отказать в удовлетворении исковых требований о признании бесхозяйной «Трансформаторную подстанцию - 205», расположенной по адресу: <...>, кадастровый номер: 22:69:020308:42 и об обязании Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить на учет в регистрирующий орган «Трансформаторную подстанцию - 205», расположенную по адресу: <...>, кадастровый номер: 22:69:020308:42 в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу судебного акта как бесхозяйное имущество. Далее ответчики указали, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе необходим технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно части 10 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства. В силу части 10.1 статьи 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (часть 10.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №361-Ф3). Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 года № 117/пр утверждена действующая с 16 мая 2015 года форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана. Несоответствие даты заверения кадастровым инженером технического плана, подготовленного в отношении объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию разрешением уполномоченного органа местного самоуправления, является нарушением норм действующего законодательства - Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, основанием для приостановления кадастрового учета, является несоответствие даты заверения кадастровым инженером технического плана, подготовленного в отношении объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию разрешением уполномоченного органа местного самоуправления, дате выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана. Ответчики указывают, что технический план является приложением к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию дата завершения кадастровых работ и дата подписания электронной цифровой подписью кадастрового инженера XML- документа не должны быть позже даты выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Ответчики указывают, что в материалы дела представлены разрешение на ввод спорного многоквартирного дома в эксплуатацию и технический план на данное здание.
Кроме того, представитель Администрации города Новоалтайска Алтайского края указал, что к полномочиям Администрации города Новоалтайска согласно Уставу городского округа город Новоалтайск Алтайского края и Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится постановка на кадастровый учет многоквартирных домов. В связи с чем, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В материалах дела также имеется отзыв на исковое заявление со стороны ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», в котором ответчик по заявленным требованиям возражал в полном объеме, указывая следующее. Истец принял трансформаторную подстанцию, расположенную но адресу: <...>, по акту приема - передачи от 16.07.2009 года. При этом, ТСЖ «Космос» не предпринимало никаких действий по регистрации права собственности на указанное имущество. Следовательно, у истца отсутствуют правовые основания предъявлять требования о признании трансформаторной подстанции бесхозяйной. Также указал, что 18.11.2013 года ООО «Главалтайстрой» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства многоквартирный жилой дом по адресу: <...>.На момент ввода многоквартирного жилого дома по адресу: <...> в эксплуатацию действовал Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном кадастре недвижимости». Согласно ст. 20 вышеназванного федерального закона «с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настояшей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных, на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом от имени собственников помещений в многоквартирном доме с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться также их представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников; от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания, уполномоченных данного некоммерческого объединения. Если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением не требуется. С заявлением о кадастровом учете от имени лиц, права на недвижимое имущество которых подлежат прекращению в соответствии с решением об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, вправе обратиться орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие данное решение, или организация, на основании ходатайства которой принято данное решение. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве. С заявлением об учете изменений лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, вправе обратиться орган государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если указанному органу переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда. С заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими, зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства па указанном праве. Таким образом, законодательство, действующее на момент ввода многоквартирного жилого дома но адресу: <...> не предусматривало обязанности застройщика по постановке на кадастровый учет многоквартирного дома. Ответчиком также заявлено об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям. Ответчик считал, что об обстоятельствах, указанных в исковом заявлении, истцу было известно с 16.07.2009 года(момент подписания акта приема - передачи) и до момента ввода жилого дома в эксплуатацию (18.11.2013 года). Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения истца и возражения ответчиков, изучив исковое заявление, отзывы на исковое заявление, исследовав письменные материалы по делу, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:
Как следует из материалов дела, 14.09.2012 года Администрация города Новоалтайска Алтайского края, руководствуясь статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдала разрешение закрытому акционерному обществу «Главалтайстрой» на строительство объекта капитального строительства: «10-ти этажный жилой дом № 2 в составе «Группы многоквартирных жилых домов в комплексе с подземными автостоянками для хранения легковых автомобилей и объектами инженерного обеспечения в <...>». Срок действия разрешения установлен до 14 октября 2013 года.
24.01.2013 года ведущим инженером ФИО6 межрайонного отдела № 7 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю был изготовлен кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 22:69:020308:334, многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> А. В графе примечание указано, что степень готовности объекта составляет 18 %, площадью застройки 1181,7 кв.м.
27.03.2013 года за ЗАО «Главалтайстрой» зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства - многоквартирный дом, общей площадью застройки 1181,7 кв.м., степень готовности 18 %, по адресу: <...>, кадастровый номер 22:69:020308:334, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 22 АГ № 513709 от 27.03.2013 года (л.д. 154 т.д. 1).
23.09.2013 года Новоалтайским отделением филиала ФГУП «Ростехинвенаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краю была оформлена справка на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости - МКД № 21 улица Космонавтов город Новоалтайск. В справке определены технические характеристики, площади построенного объекта.
Администрацией города Новоалтайска Алтайского края было выдано закрытому акционерному обществу «Главалтайстрой» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 22308100-13-041 от 18.11.2013 года, а именно построенного объекта капитального строительства 10 этажный жилой дом № 2 в составе группы многоквартирных жилых домов в комплексе с подземными автостоянками для хранения легковых автомобилей и объектами инженерного обеспечения в <...>.
Истец указывает, что дальнейшее оформление МКД застройщиком не производилось, дом остался значиться в Росреестре как объект незавершенного строительства в размере 18% и иметь кадастровый номер на указанные характеристики как незавершенного строительством МКД. Квартиры, которые были построены по договорам долевого строительства, были переданы в пользу дольщиков и поставлены на кадастровый учет.
В 2021 году во исполнение требований закона о необходимости внести данные о МКД в систему ГИС ЖКХ с целью установления необходимости определения сроков проведения капитального ремонта стало известно о том, что МКД до настоящего времени числится как объект незавершенного строительством жилого дома площадью 1187.7 кв.м., степень готовности 18% с отметкой об ограничении права.
При этом кадастровый номер 22:69:020308:334 значится за объектом недвижимости - жилым домом в <...>.
Таким образом, по мнению истца, фактически застройщик и администрация города Новоалтайска при вводе в эксплуатацию жилого дома предоставили недостоверные сведения, а именно при вводе указаны одни характеристики МКД как оконченного строительством жилого дома, а на кадастровый учет поставлен совершенно иной объект, который значится в городе Барнауле.
23.12.2021 года на запрос ТСЖ «Космос» из Управления Россреестра был дан ответ, о том, что объект недвижимости снят с кадастрового учета 08.10.2021 года в 11 час.59 минут.
В настоящее время многоквартирный дом по адресу: <...> не поставлен на кадастровый учет и не значится как объект недвижимости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с требованиями об обязании общества с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», Администрацию города Новоалтайска и Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> на кадастровый учет в течение 60 дней с даты вступления в законную силу судебного акта.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования об обязании Администрацию города Новоалтайска Алтайского края, г. Новоалтайск Алтайского края поставить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> на кадастровый учет в течение 60 дней с даты вступления в законную силу решения суда, при этом исходит из следующего.
Как предусмотрено частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета; при этом состав таких сведений должен соответствовать составу и сведениям технического плана (часть 11 статьи 55 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 12 части 3, частью 10.1 статьи 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем (застройщиком) для принятия такого решения технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ). Нормы пункта 12 части 3 и части 10.1 статьи 55 ГрК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года, предусматривали необходимость соответствия технического плана требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом данное требование было введено положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», действовало с 13 июля 2015 года, то есть задолго до вступления в силу с 1 января 2017 года Закона № 218-ФЗ.
Следует также учитывать, что положения части 1 статьи 19 Закона № 218-ФЗ не являются новеллой законодательства Российской Федерации, введенной Законом № 218-ФЗ, поскольку ранее аналогичные правила предусматривались нормами пункта 9 части 1 статьи 15, части 4.2 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.), в соответствии с которыми с 1 марта 2015 года органы государственной власти и органы местного самоуправления были обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в порядке информационного взаимодействия. При этом технический план должен был быть подготовлен в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (пункт 17 приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2010 года № 403 «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке», утратил силу с 1 января 2017 года).
С 1 января 2017 года в силу пункта 1 части 5 статьи 14 Закона № 218-ФЗ постановка построенного объекта капитального строительства на государственный кадастровый учет также осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полученного по правилам статьи 55 ГрК РФ, и приложенного к нему технического плана, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему правовыми актами.
Особенности подготовки в зависимости от вида и назначения здания, сооружения, помещения, а также требования к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана с 1 января 2017 года установлены статьей 24 Закона № 218-ФЗ. Требования к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 (далее - Требования № 953).
Так в соответствии с пунктом 21 Требований № 953 технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Представление документа в ином формате не обеспечивает осуществление государственного кадастрового учета объекта капитального строительства.
При этом технический план должен содержать сведения как обо всем здании в целом, так и о помещениях (жилых, нежилых, в том числе относящихся к общему имуществу многоквартирного дома) и при наличии - машино-местах. Государственный кадастровый учет здания (многоквартирного дома) и всех помещений, машино-мест в таком здании осуществляется одновременно (пункты 1, 4, 5 части 5 статьи 14 и части 3, 3.1, 4 статьи 40 Закона N 218-ФЗ).
Согласно нормам пункта 1 части 5 статьи 14 и части 1 статьи 19 Закона № 218-ФЗ заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства в орган регистрации прав направляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения, а подготовка технического плана вводимого в эксплуатацию здания, в том числе многоквартирного дома, обеспечивается застройщиком (часть 2, пункт 12 части 3, часть 10.1 статьи 55 ГрК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 72 Закона N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ, указанный закон применяется к тем правам и обязательствам, которые возникают после дня его вступления в силу.
В связи с этим, если разрешение на ввод объекта капитального строительства, выданное до 1 января 2017 года, не было направлено для постановки на кадастровый учет соответствующего объекта недвижимости, уполномоченный орган власти в порядке части 1 статьи 19 Закона № 218-ФЗ обязан представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана, содержащего сведения как обо всем здании в целом, так и о всех помещениях в нем).
В силу положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; расходы на исполнение обязательства несет должник, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, обязательства органа государственной власти (органа местного самоуправления) по подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства основаны на требованиях закона и являются общеобязательными.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в ЕГРН содержатся сведения об объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 22:69:020308:334, расположенном по адресу: <...>, внесенные 24.01.2013 года по заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, представленному ФИО7 24.12.2012 года № 22-0-1-49/3569/2012-169, на основании технического плана, подготовленного Новоалтайским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Алтайскому краб. Вышеуказанный объект незавершенного строительства принадлежит на праве собственности ЗАО «Главалтайстрой». Также в ЕГРН содержатся сведения о 259 жилых помещениях, расположенных по данному адресу. При этом сведения о здании многоквартирного дома в ЕГРН отсутствуют.
Постановка на государственный кадастровый учет указанных помещений осуществлялась с 04.12.2013 года.
Объект незавершенного строительства с кадастровым номером 22:69:020308:334, снят с кадастрового учета 08.10.2021 года по заявлению ЗАО «Главалтайстрой».
До 01.01.2017 года кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» осуществлял филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по Алтайскому краю.
В соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона о кадастре (ред. 23.07.2013) если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае предоставляется одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы. Правила настоящей части не применяются при осуществлении кадастрового учета жилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, законодательство допускало постановку на государственный кадастровый учет квартир без наличия в ЕГРН сведений о самом здании многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Закона о кадастре, органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с частью 7 статьи 15 Закона о кадастре, в случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения, не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие сведения и документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, от 18.11.2013 года № RU 22308100-13-041 не было представлено в орган кадастрового учета ни Администрацией города Новоалтайска, ни иными заинтересованными лицами.
Документы для постановки на государственный кадастровый учет были предоставлены ООО «Главалтайстрой» для постановки другого многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>. Объекту был присвоен кадастровый номер 22:63:020310:29.
С 01.01.2017 года кадастровый учет осуществляет Управление Росреестра по Алтайскому краю на основании Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», все вышеуказанные положения Закона о кадастре утратили силу с 01.01.2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 71 Закона о регистрации, в случае, если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте (за исключением сведений о местоположении здания, сооружения на земельном участке, об их площади, о площади застройки, сведения о площади и местоположении помещения или машино-места в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения), указываются в техническом плате также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, учет здания многоквартирного дома в настоящее время возможен на основании технического плана здания, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Как было ранее установлено судом, Администрацией города Новоалтайска Алтайского края было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 22308100-13-041 от 18.11.2013 года, а именно построенного объекта капитального строительства 10 этажный жилой дом № 2 в составе группы многоквартирных жилых домов в комплексе с подземными автостоянками для хранения легковых автомобилей и объектами инженерного обеспечения в <...>.
В соответствии с Законом о регистрации осуществляется государственная регистрация на основании заявления, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 920 и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Аналогичные нормы, предусматривающие порядок государственной регистрации, регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав, на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшим на момент ввода объекта в эксплуатацию.
Как было указано ранее, согласно нормам пункта 1 части 5 статьи 14 и части 1 статьи 19 Закона № 218-ФЗ заявление об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства в орган регистрации прав направляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения, а подготовка технического плана вводимого в эксплуатацию здания, в том числе многоквартирного дома, обеспечивается застройщиком (часть 2, пункт 12 части 3, часть 10.1 статьи 55 ГрК РФ).
В связи с этим, если разрешение на ввод объекта капитального строительства, выданное до 1 января 2017 года, не было направлено для постановки на кадастровый учет соответствующего объекта недвижимости, уполномоченный орган власти в порядке части 1 статьи 19 Закона № 218-ФЗ обязан представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана, содержащего сведения как обо всем здании в целом, так и о всех помещениях в нем).
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что обязанность органа государственной власти (органа местного самоуправления) по подаче заявления об осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства основаны на требованиях закона и являются общеобязательными, следовательно, суд удовлетворяет требование истца об обязании именно Администрацию города Новоалтайска Алтайского края, г. Новоалтайск Алтайского края поставить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> на кадастровый учет в течение 60 дней с даты вступления в законную силу решения суда, поскольку именно Администрация города Новоалтайска выдавала разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Истом также заявлено требование об обязании общества с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», Администрацию города Новоалтайска и Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска подготовить технический план на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> со сведениями, необходимыми для постановки многоквартирного жилого дома на кадастровый учет, предъявляемыми законодательством к объекту недвижимого имущества и передать изготовленный технический план на многоквартирный дом в пользу ТСЖ «Космос».
Суд отказывает в удовлетворении требований в указанной части, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 55 ГрК РФ указано, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в том числе необходим технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 10 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В силу части 10.1 статьи 55 ГрК РФ обязательным приложением к разрешению на ввод
объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта
капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (часть 10.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 № 252-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №361-Ф3).
Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 г. № 117/пр утверждена действующая с 16 мая 2015 года форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию недействительно без технического плана.
Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953 (ред. от 25.09.2019) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 № 41304) Пунктами 21, 26 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 (с изменениями и дополнениями в ред. Приказов Минэкономразвития России от 01.11.2016 № 689, от 09.08.2018 № 418, от 14.12.2018 № 710, от 26.03.2019 № 166, от 25.09.2019 № 592), определено следующее:
- технический план подготавливается кадастровым инженером в электронной форме в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
В реквизите «3» раздела «Общие сведения о кадастровых работах» технического плана указываются дата подготовки окончательной редакции технического плана кадастровым инженером - дата заверения технического плана (дата завершения кадастровых работ).
Подготовка документа, в том числе электронного, завершается его подписанием и при наличии соответствующих требований - регистрацией. В отношении межевого плана, технического плана и акта обследования регистрация, го есть присвоение регистрационного номера и указание даты его присвоения, не предусмотрены. В связи с чем, дата подписания технического плана является датой подготовки такого документа в окончательной редакции - дата заверения технического плана (дата завершения кадастровых работ).
Как указывалось ранее судом, если разрешение на ввод объекта капитального строительства, выданное до 1 января 2017 года, не было направлено для постановки на кадастровый учет соответствующего объекта недвижимости, уполномоченный орган власти в порядке части 1 статьи 19 Закона № 218-ФЗ обязан представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете такого объекта и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию с приложением технического плана, содержащего сведения как обо всем здании в целом, так и о всех помещениях в нем).
Таким образом, учет здания многоквартирного дома в настоящее время возможен на основании технического плана здания, подготовленного в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Как было ранее установлено судом, Администрацией города Новоалтайска Алтайского края было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 22308100-13-041 от 18.11.2013 года, а именно построенного объекта капитального строительства 10 этажный жилой дом № 2 в составе группы многоквартирных жилых домов в комплексе с подземными автостоянками для хранения легковых автомобилей и объектами инженерного обеспечения в <...>.
Кроме того, Администрацией города Новоалтайска представлен в материалы дела технический план на спорный многоквартирный дом, содержащий сведения как обо всем здании в целом, так и о всех помещениях в нем.
Следовательно, технический план был изготовлен и имеется у ответчика – Администрации г. Новоалтайска, на основании которого и был введен спорный объект в эксплуатацию.
В связи с чем, оснований для обязания общества с ограниченной ответственностью «Сибирская финансовая корпорация», Администрацию города Новоалтайска и Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска изготовить новый технический план не имеется, ввиду того, что на спорный дом имеется вся необходимая документация.
Истом также заявлено требование об обязании признать бесхозяйной «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...> кадастровый номер: 22:69:020308:42 и об обязании Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить на учет в регистрирующий орган «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...>, кадастровый номер: 22:69:020308:42 в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу судебного акта как бесхозяйное имущество.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в мае 2009 года застройщиком (ЗАО «Главалтайстрой») был возведен и сдан в эксплуатацию многоквартирный жилой дом №19, по ул. Космонавтов в городе Новоалтайске, находящийся у истца на обслуживании, как и спорный многоквартирный жилой дом по адресу: <...>.
В процессе строительства спорного многоквартирного дома застройщиком был арендован земельный участок, площадью - 305 кв.м., расположенный по адресу: <...>. Земельный участок имеет категорию и назначение: Земли населённых пунктов - «Под трансформаторную подстанцию», кадастровым номер земельного участка 22:69:020308:29.
Застройщик (ЗАО «Главалтайстрой») на данном земельном участке построил объект недвижимого имущества - Трансформаторную подстанцию - 205 (далее по тексту - «ТП-205»).
«ТП-205» имеет следующие технические характеристики: Площадь - 45 (сорок пять) кв.м., этажность - 1, завершение строительства - 2008 год, кадастровый номер 22:69:020308:42. адрес объекта недвижимого имущества: <...>.
30.09.2008 года был составлен технический паспорт на ТП-205, присвоен адрес: <...>. В техническом паспорте в графе сведения о принадлежности значится ЗАО «Главалтайстрой».
30.09.2008 года ТП-205 изготовлен кадастровый паспорт № 2814 и ему присваивается кадастровый номер 22:69:020308:0029:01:413:003:000013010, общей площадью 45 кв.м.
24.10.2008 года выдано разрешение № 51 на ввод в эксплуатацию трансформаторной подстанции, определены все технические характеристики.
29.04.2009 года составлен акт осмотра электроустановки № Б 2407. Согласно акту объект допущен в эксплуатацию постоянно. Акт действителен был до 29.07.2009 года.
05.08.2009 года вновь оформляется разрешение на ввод в эксплуатацию трансформаторной подстанции.
05.08.2009 года Постановлением главы Администрации города Новоалтайска выдается разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства в пользу ЗАО «Г'лавалтайстрой».
Истец обращался в Росреестр с заявлением о выдаче выписки из ЕГРН о принадлежности ТП-205. 24.06.2021 года истец получил сведения о том, что ТП-205 имеет кадастровый номер 22:69:020308, дата присвоения кадастрового номера 26.06.2012 года с учетом ранее присвоенного государственного учета - инвентарный номер 01:413:003:000013010, назначение нежилое, год ввода в эксплуатацию 2008. Собственник отсутствует.
ТСЖ «Космос» неоднократно обращалось в Администрацию города Новоалтайска с просьбой разрешить вопрос об определении собственника объекта повышенной опасности. С целью рассмотрения вопроса о приобретении ТП-205 в пользу АО «Сетевая компания Алтайэнерго» истец обратился в АО «Сетевая компания Алтайэнерго» о возможности приобретения данного объекта.
Сетевая организация готова была приобрести объект электросетевого хозяйства, но потребовала правоустанавливающую документацию, а также техническую документацию (проектное решение, технический паспорт, акт об осуществлении технологического присоединения, акты разграничений балансовой принадлежности сторон, протокол испытаний электроустановки, акт допуска электроустановки в эксплуатацию и др.). Таким образом, передача объекта не состоялась, так как истец не имеет выше указанной документации, а также не является собственником данного помещения.
Истец обратился в Администрацию города Новоалтайска с просьбой легализовать спорный объект. 30.09.2021 года получен ответ № 265/П/4832 о том, что объект не является бесхозным имуществом и имеет собственника в лице ЗАО «Главалтайстрой» (в настоящее время ООО «Главалтайстрой»).
По мнению истца, трансформаторная подстанция построена на земельном участке, который является собственностью города Новоалтайска, который не передавался в пользу истца вместе с МКД. Поскольку недвижимый объект не имеет собственника с 2008 года, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без определения собственника, то истец полагал, что Комитет по управлению имуществом администрации города Новоалтайска обязан подать заявление о постановке на учет ТП-205 как бесхозяйного имущества и определить дальнейшую судьбу объекта для эксплуатации жилых домов.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктами 3, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1 статьи 218 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 1150/13 от 02.07.2013, отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным; при наличии правопритязаний на объект недвижимого имущества, фактическом осуществлении правомочий собственника в отношении данного имущества каким-либо лицом недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным.
Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (статья 236 ГК РФ).
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006.
Согласно пункту 7 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-,: тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В то же время законодательство не исключает возможности нахождения в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома инженерных сетей и объектов, предназначенных для эксплуатации данного дома и находящихся за внешней границей его стен в силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ. Данный вывод согласуется с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление N 23-П от 10.11.2016), Верховного Суда Российской Федерации (Определения N 305-ЭС15-513 от 22.07.2015, N 310-КГ18-4441 от 14.05.2018), Арбитражного суда Поволжского округа (Постановление N Ф06-25750/2017 от 02.11.2017).
Лицами, участвующими в деле не оспаривается то обстоятельство, что строительство трансформаторной подстанции было осуществлено ЗАО «Главалтайстрой».
Вместе с тем, из материалов дела следует, что строительство «трансформаторной подстанции -205», расположенной по адресу: <...> кадастровый номер: 22:69:020308:42, осуществлялось одновременно со строительством многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, в качестве элемента его благоустройства, а не самостоятельного объекта.
24.10.2008 года Администрацией города Новоалтайска было выдано застройщику (ЗАО «Главалтайстрой») разрешение № 51 на ввод объекта в эксплуатацию – сооружения - трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: <...>, соответственно данный объект не является бесхозяйным имуществом.
Более того, 06.07.2009 года застройщик закрытое акционерное общество «Главалтайстрой» в период времени с 14-00 по 16-00 передал товариществу собственников жилья «Космос» и товарищество собственников жилья «Космос» приняло на ряду с объектами общего имущества участников долевого строительства – трансформаторную подстанцию по адресу: <...>, указанное было оформлено актом приема-передачи общего имущества многоквартирного дома от 07.07.2009 года. (л. д. 16, т. д.1).
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания бесхозяйной трансформаторной подстанции по адресу: <...> и об обязании Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить на учет в регистрирующий орган в качестве бесхозного имущества, у суда не имеется.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что спорный объект (трансформаторная подстанция) не отвечает признакам бесхозного имущества, следовательно, у истца отсутствуют основания для инициирования процедуры признания имущества бесхозным, и при таких обстоятельствах суд отказывает истцу в удовлетворении заявленного требования об обязании признать бесхозяйной «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...> кадастровый номер: 22:69:020308:42 и об обязании Комитет по управлению имуществом Администрации города Новоалтайска поставить на учет в регистрирующий орган «Трансформаторную подстанцию -205», расположенную по адресу: <...>, кадастровый номер: 22:69:020308:42 в течение двух месяцев с даты вступления в законную силу судебного акта как бесхозяйное имущество.
В ходе рассмотрения дела ответчиками было заявлено ходатайство об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям.
Суд считает необоснованным заявленное ответчиками ходатайство об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Новоалтайска Алтайского края было выдано закрытому акционерному обществу «Главалтайстрой» разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU 22308100-13-041 от 18.11.2013 года, а именно построенного объекта капитального строительства 10 этажный жилой дом № 2 в составе группы многоквартирных жилых домов в комплексе с подземными автостоянками для хранения легковых автомобилей и объектами инженерного обеспечения в <...>.
Однако дальнейшее оформление МКД застройщиком не производилось, дом остался значиться в Росреестре как объект незавершенного строительства в размере 18% и иметь кадастровый номер на указанные характеристики как незавершенного строительством МКД.
Истцу только в 2021 году во исполнение требований закона о необходимости внести данные о МКД в систему ГИС ЖКХ с целью установления необходимости определения сроков проведения капитального ремонта стало известно о том, что спорный МКД до настоящего времени числится как объект незавершенного строительством жилого дома площадью 1187.7 кв.м., степень готовности 18% с отметкой об ограничении права.
При этом кадастровый номер 22:69:020308:334 значится за объектом недвижимости - жилым домом в <...>.
Таким образом, фактически застройщик и администрация города Новоалтайска при вводе в эксплуатацию жилого дома предоставили недостоверные сведения, а именно при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указаны одни характеристики МКД как оконченного строительством жилого дома, а на кадастровый учет поставлен совершенно иной объект, который значится в городе Барнауле.
23.12.2021 года на запрос ТСЖ «Космос» из Управления Россреестра был дан ответ, о том, что объект недвижимости снят с кадастрового учета 08.10.2021 года в 11 час.59 минут. И до настоящего времени многоквартирный дом по адресу: <...> не поставлен на кадастровый учет и не значится как объект недвижимости.
В связи с чем, суд соглашается с доводами истца о том, что ему только в 2021 году стало известно о том, что на кадастровом учете значился не МКД по адресу: <...>, а незавершенный строительством объект, степень готовности 18 % по адресу: <...>. Учитывая вышеизложенное, суд считает, что истцом не пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оплата государственной пошлины относится на сторон пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поскольку исковые требования удовлетворены частично, суд взыскивает с ответчика (к которому удовлетворены заявленные требования) – Администрации города Новоалтайска судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Новоалтайска Алтайского края, г. Новоалтайск Алтайского края поставить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> на кадастровый учет в течение 60 дней с даты вступления в законную силу решения суда.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Администрации города Новоалтайска Алтайского края, г. Новоалтайск Алтайского края в пользу товарищества собственников жилья «Космос», г. Новоалтайск Алтайского края 6 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Я.В. Захарова