ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-150/2022 от 15.02.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-150/2022

Резолютивная часть решения суда объявлена 15 февраля 2021 года.

Решение суда в полном объеме изготовлено 21 февраля 2021 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Некрасовой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя военного прокурора Барнаульского гарнизона подполковника юстиции ФИО1, г.Барнаул, о привлечении профессионального образовательного учреждения «Славгородская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Славгород, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 14.02.2022),

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3 (паспорт, доверенность от 27.01.2022).

У С Т А Н О В И Л:

заместитель военного прокурора Барнаульского гарнизона подполковника юстиции ФИО1, г.Барнаул, (далее – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении профессионального образовательного учреждения «Славгородская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Славгород, (далее – Учреждение, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования обоснованы частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и мотивированы осуществлением Учреждением деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Учреждение в отзыве указало, что отсутствует состав административного правонарушения, просит применить статью 4.4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности просил назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из материалов дела следует, что Военной прокуратурой Барнаульского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Профессионального образовательного учреждения «Славгородская автомобильная школа» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Алтайского края законодательства о лицензировании, которой установлено, что учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 111 (серия 22Л01 № 0001955), выданной Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края 11 марта 2016г., согласно которой образовательному учреждению предоставляется право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к Лицензии.

В соответствии с Приложением № 1 Лицензии Автомобильная школа имеет право осуществлять профессиональное обучение.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 (далее - Положение № 1490) у учебного здания, расположенного по адресу: <...> Маркса, д. 172, литера «А», в котором Автомобильная школа осуществляет образовательную деятельность, размещенный на входе пандус, не в полном объеме соответствует установленным государственным требованиям, отсутствуют информационная, тактильная и тактильнозвуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, а также наружное вызывное устройство, обеспечивающие возможность вызова персонала автомобильной школы маломобильными гражданами.

Кроме того, несмотря на наличие на момент проверки установленного пандуса не в полном объеме соответствующего требованиям, предъявляемым к указанным конструкциям, действующим законодательством, подъезд к указанному пандусу загорожен собранным снегом, что исключает возможность его использования по предназначению.

Указанное в своей совокупности, не дает лицам с ограниченными возможностями беспрепятственного доступа в здание создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

По данному факту в отношении Учреждения 28.12.2021 заместителем военного прокурора Барнаульского гарнизона подполковника юстиции ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на соответствующий орган. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях толкуются в пользу этого лица.

Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, следующие обстоятельства: наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), виновность названного лица, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 Кодекса).

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием и выражается в грубом нарушении при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Положениями статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена государственная поддержка получения инвалидами образования и гарантия создания инвалидам необходимых условий для его получения.

Согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 99-ФЗ), образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом в примечании 1 к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490 (далее - Положение № 1490), к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ.

В силу подпункта «е» пункта 7 Положения № 1490 одним из лицензионных требований к лицензиату является наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно части 10 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЭ) организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Закона № 273-Ф3).

Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 названного Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.

В силу пункта 5.1.14 СП 59.13330.2016. Свод правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016 № 798/пр (далее - СП 59.13330.2016), лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства -подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других маломобильных групп населения (далее - МГН).

В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование (пункт 6.1.1 СП 59.13330.2016).

Проведенной проверкой установлено, что вопреки перечисленным положениям, у учебного здания расположенного по адресу: <...> Маркса, д. 172, литера «А», в котором Автомобильная школа осуществляет образовательную деятельность, размещенный на входе пандус, не в полном объеме соответствует установленным государственным требованиям, отсутствуют информационная, тактильная и тактильнозвуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, а также наружное вызывное устройство, обеспечивающие возможность вызова персонала автомобильной школы маломобильными гражданами.

Кроме того, несмотря на наличие на момент проверки установленного пандуса не в полном объеме соответствующего требованиям предъявляемым к указанным конструкциям действующим законодательством, подъезд к указанному пандусу загорожен собранным снегом, что исключает возможность его использования по предназначению.

Указанное в своей совокупности, не дает лицам с ограниченными возможностями беспрепятственного доступа в здание создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Вышеизложенное свидетельствует о нарушении со стороны юридического лица - Автомобильной школы лицензионных требований, предусмотренных подпунктом «е» пункта 7 Положения.

Допущенное Автомобильной школой нарушение лицензионных требований не обеспечивает реализацию гражданами с ограниченными возможностями здоровья права на доступную среду и получение образовательной услуги на равных с иными гражданами основаниях, что является недопустимым.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Учреждение совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Материалами дела подтверждаются выявленные грубые нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина Учреждения установлена материалами дела, поскольку оно имело возможность для соблюдения вышеуказанного законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению.

Таким образом, действия Учреждения образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения Учреждения к административной ответственности административным органом не допущено.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения Учреждения к административной ответственности административным органом не допущено.

Санкция части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и, исходя из общих правил назначения административного наказания, закрепленных в положениях ст. 4.1 КоАП РФ, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Согласно ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражным судом не установлено, как и не установлено оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем суд считает возможным снизить размер штрафных санкций в связи со следующим.

Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 25.02.2014 №4-П указал, что суд вправе снизить размер штрафа ниже низшего предела, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Принимая во внимание, что Учреждением совершено правонарушение впервые, тяжелое финансовое положение Учреждения, арбитражный суд приходит к выводу о том, что наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не будет отвечать целям административной ответственности и с очевидностью повлечет избыточное ограничение прав Учреждения, в связи с чем, арбитражный суд удовлетворяет ходатайство Учреждения и снижает размер административного штрафа до 50 000 руб. Указанный размер будет достигать цели административного наказания.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь профессиональное образовательное учреждение «Славгородская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Славгород, к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Наименование банка: Уральское ГУ Банка России/УФК по Свердловской области г.Екатеринбург

БИК 016577551

Получатель

ИНН <***>

КПП 668501001

Наименование получателя: УФК по Свердловской области (Военная Прокуратура)

номер счета получателя средств: 03100643000000016200

Код ОКТМО 65701000

КБК 1 16 01141 01 0028 140

Назначение платежа: по решению Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-150/2022 по делу об административном правонарушении, возбужденному прокурором.

Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд, в противном случае копия судебного акта по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда будет направлена судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Судья Л.Г.Куличкова