АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
_____________________________________________________________________________________
656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр-т Ленина 76
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Барнаул Дело № АОЗ-15262/06-27
22 марта 2007 г.
Резолютивная часть решения оглашена 22.03.07г.
С мотивировочной частью решение изготовлено 22.03.07г.
Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Кутняшенко В.Я., при ведении протокола судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Алтайэнерго» в лице филиала «Энергосбыт», г.Барнаул, к Казне Алтайского края в лице комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, г.Барнаул, и к Министерству финансов РФ, г.Москва о взыскании 688136 руб.11 коп., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Администрации Бийского района, г.Бийск, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Бийского района, г.Бийск, и Комитета по социальной защите населения администрации Бийского района, г.Бийск,
При участии в заседании:
От истца – юрисконсульт ФИО1, по доверенности №3-юр от 31.12.06г.,
От 1 ответчика – ФИО2, по доверенности №16-12/14Д от 1.06.06г.,
От 2 ответчика – не явился,
От третьих лиц: 1) – ФИО3, по доверенности №231 от 20.03.06г.,
2) – ФИО3, по доверенности №2 от 10.01.07г.,
3) – ФИО3, по доверенности №46 от 15.03.07г.,
У с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Алтайэнерго» в лице филиала «Энергосбыт» обратилось в арбитражный суд иском к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании 12500 руб. части от 688136 руб.11 коп. задолженности по компенсации льгот, предоставленных с января по декабрь 2004г. населению Бийского района на основании ФЗ «О ветеранах». Исковые требования обоснованы ст.15, 393 Гражданского кодекса РФ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечены Министерство финансов РФ, Администрация Бийского района и ее комитеты по финансам, налоговой и кредитной политике и по социальной защите населения района.
В предварительном заседании истец в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ увеличил исковые требования до 688136 руб.11 коп.
По ходатайству истца определением суда от 25.01.07г. Министерство финансов РФ исключено из состава третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика. Исковые требования истец уточнил и просит взыскание произвести с обоих ответчиков. В связи с необходимостью предоставления истцом доказательств, подтверждающих исковые требования, рассмотрение дела было отложено.
Определением суда от 21.02.07г. рассмотрение дела отложено поскольку истец ранее не предоставлял третьим лицам для проведения сверки расчетов квитанции об оплате потребленных услуг льготниками и иные документы, подтверждающие предоставление льгот. Поскольку квитанции предоставлены лишь 17.02.07г. провести эту работу было невозможно.
В отзыве на иск и в заседании Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края против иска возражает. Пояснил, что расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение. Однако целевых денежных средств (субвенций) на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по ФЗ «О ветеранах», из федерального бюджета не поступало.
Возмещение указанных расходов производилось в порядке, установленном ст.28 Закона Алтайского края от 29.12.03г. №77-ЗС «О краевом бюджете на 2004год». Расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ «О ветеранах», учтены при определении дотаций из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от регулирующих доходов. Бюджеты по показателю дотация на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности районов и городов Алтайского края из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований за 2004 годы исполнен на 100 процентов.
Финансовая деятельность муниципальных образований базируется на принципе самостоятельности. Таким образом, дальнейшее распределение денежных средств по статьям расходов и между получателями бюджетных средств относится к компетенции органов местного самоуправления. Следовательно, казной Алтайского края обязательства по финансированию указанных льгот выполнены в полном объеме и в порядке установленном законодательством.
Просит также исключить из суммы исковых требований предъявленный к оплате налог на добавленную стоимость.
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Алтайскому краю в отзыве на иск также возражает против заявленных требований, полагает, что является ненадлежащим ответчиком.
Кроме того, п.1 ст.23.2 ФЗ от 12.01.95г. №5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе фонда компенсации, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Так в Законе «О федеральном бюджете на 2004г.» предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сумме 1691778 тыс. руб., из них в Алтайский край –329541 тыс. руб., которые поступили в полном объеме.
Третьи лица в заседании пояснили, что путем проведения анализа предоставленных истцом квитанций по оплате электрической энергии и проверке реестров льготников установлено, что за 2004г. у истца в результате предоставления льгот выпадающие доходы составили 504345 руб.84 коп., часть из которых в сумме 80000 руб. возмещена путем оплаты 80000 руб. по платежному поручению №2769 от 28.11.05г. за счет средств местного бюджета (дотация из края). Таким образом, не компенсировано истцу произведенных расходов на 424345 руб.84 коп. согласно представленных квитанций о произведенных платежах ответчику.
Заслушав представителей сторон и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд нашел следующее:
Истец с января 2004г. по декабрь 2004г. отпускал электрическую энергию физическим лицам Бийского района Алтайского края с предоставлением согласно ст.10 ФЗ «О ветеранах» льгот по оплате 50 процентов стоимости в пределах установленных нормативов потребления услуг, установленных органами местного самоуправления.
Статьей 10 данного закона предусмотрено, что расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. При этом расходы на оплату коммунальных услуг подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов РФ.
В соответствии со ст.28 Закона Алтайского края от 29.12.03г. №90-3С «О краевом бюджете на 2004 год», расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, установленных ФЗ «О ветеранах», учтены в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотаций из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований и нормативов отчислений от регулирующих доходов.
Отчеты об исполнении краевых бюджетов за 2004г. в соответствии с Законами Алтайского края по показателю «Реализация федерального закона «О ветеранах» и исполнении в размере 100 процентов - утверждены. Однако указанные средства фактически не покрывали затраты по исполнению закона. Таким образом, недостаточность средств в бюджете Алтайского края для возмещения указанных выше расходов истца по Бийскому району за 2004 год не может являться основанием для освобождения от исполнения обязательств по компенсации этих расходов.
Согласно п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №23, если установившим льготы Федеральным законом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ.
Из представленных Министерством финансов РФ в лице УФК по Алтайскому краю документов следует, что в доход бюджета Алтайского края из федерального бюджета за счет средств фонда компенсации поступили субвенции на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политике» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг» в 2004г.- 329541 тыс. руб. При этом отдельно для реализации положений Закона «О ветеранах» о льготах по оплате электрической энергии субвенций не предоставлялось.
Как следует из представленных истцом и третьими лицами документов, в сумме исковых требований 6881136 руб.11 коп. истец учитывает налог на добавленную стоимость 104969 руб.92 коп., и не зачитывает оплату 80000 руб., произведенную 28.11.05г. При этом причину исключения данной оплаты истец не объяснил.
В платежном поручении №2769 от 28.11.05г. о перечислении 80000 руб. истцу указано, что назначением платежа является сокращение задолженности по электроэнергии на 1.01.05г. по ФЗ «О ветеранах».
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами третьих лиц о частичной оплате задолженности по компенсации за 2004г.
Компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, согласно п.2 ст.154 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения не является. С учетом этого и произведенных выплат подлежащая взысканию сумма составляет 424345 руб.84 коп.
Таким образом, из материалов дела усматривается, Российской Федерацией при возложении обязанности по финансированию расходов по предоставлению льгот по Закону «О ветеранах» на Алтайский край одновременной передачи необходимых финансовых средств нижестоящему бюджету в форме субвенций на указанную сумму не произведено.
При таких обстоятельствах ответственность должна нести Российская федерация за счет Казны РФ, которую в суде представляет Министерство финансов РФ. Суд отказывает истцу в удовлетворении требований к Комитету по финансам налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края.
Государственная пошлина в соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям. Ответчик в силу закона освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст.65,102,110,169,171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р е ш и л:
Взыскать с Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации, г.Москва, в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Алтайского края «Алтайэнерго», <...> руб.84 коп. недополученных (выпадающих) доходов в связи с предоставлением льгот по ФЗ «О ветеранах».
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ОАО «Алтайэнерго», г.Барнаул, в доход федерального бюджета РФ 4629 руб.61 коп. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда Алтайского края.
Судья В.Я.Кутняшенко