ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-15441/06 от 27.02.2007 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, г. Барнаул, пр-т Ленина, 76, тел. 61-92-78

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № АОЗ-15441/06-10

27 февраля 2007 года

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала в г. Барнауле, г. Барнаул, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в связи с размещением государственного заказа на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств противоречащими действующему законодательству и о признании размещения государственного заказа на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю недействительным и отмены его результатов,

с участием в деле третьих лиц – Закрытого акционерного общества «Страховая группа «Спасские ворота» в лице филиала в г. Барнауле, г. Барнаул;

Открытого акционерного общества «Российское Страховое Народное Общество» в лице филиала «Алтай-РОСНО», г. Барнаул,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дружининой Н.М.,

при участии представителей: от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.01.2007 г.;

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 22.12.2006 г.; ФИО3, доверенность от 22.12.2006 г.;

от третьих лиц: от ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в лице филиала в г. Барнауле – ФИО4, доверенность от 18.12.2006 г.; от ОАО «Российское Страховое Народное Общество» в лице филиала «Алтай-РОСНО» - не явился, надлежаще извещен,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Алтайского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала в г. Барнауле, г. Барнаул, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в связи с размещением государственного заказа на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств противоречащими действующему законодательству и о признании размещения государственного заказа на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю недействительным и отмены его результатов.

По ходатайству Общества к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены Закрытое акционерное общество «Страховая группа «Спасские ворота» в лице филиала в г. Барнауле и Открытое акционерное общество «Российское Страховое Народное Общество» в лице филиала «Алтай-РОСНО».

В ходе судебного разбирательства представитель ООО «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала на основании статьи 49 АПК РФ уточнил требования и просил признать размещение государственного заказа на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю недействительным и отмены его результатов.

При этом представитель считает, что данный спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства, поскольку основан на гражданских правоотношениях, возникших из Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 21.07.2005 г. № 94-ФЗ.

Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в отзыве на заявление указало, что в силу статьи 4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны за свой счет застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, являясь владельцем транспортных средств, в соответствии со статьей 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, разместило заказ на оказание услуг по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств путем запроса котировок с соблюдением требований статьи 43 вышеназванного Закона.

Из трех юридических лиц, осуществляющих оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, победителем было признано ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», предложившее наиболее низкую цену контракта – 115 634 руб. 99 коп.

Поскольку участие в запросе котировок принимало несколько страховых компаний, а победитель мог быть только один, то права ООО «Страховая компания «НАСТА» не могли быть нарушены.

ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в лице филиала в отзыве на заявление указало, что в соответствии с пунктом 2 статьи 42 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ размещение заказа путем запроса котировок цен услуг, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, и для которых есть функционирующий рынок, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 руб., входит в компетенцию заказчика, уполномоченного органа. В данном случае - Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю.

Конкурсная документация Управления была подготовлена в соответствии с требованием пункта 4 статьи 22 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. Страховые премии по договору обязательного страхования Управления рассчитаны согласно статье 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

ОАО «Российское Страховое Народное Общество» в лице филиала отзыв на заявление не представило.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в обоснование возражений по заявлению ООО «Страховая компания «НАСТА» о признании размещения государственного заказа путем запроса котировок недействительным и отмене его результатов указал, что Управление, являясь государственным заказчиком на размещение заказа на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности принадлежащих Управлению транспортных средств вправе разместить заказ одним из способов, предусмотренных статьей 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ. Управление избрало способ размещения заказа путем запроса котировок цен на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика и с учетом функционирующего рынка.

Размещение заказа путем запроса котировок Управлением выполнено в соответствии с требованиями, предъявляемыми вышеназванным Законом к запросу котировок, к котировочной заявке, проведению запроса котировок, подаче, рассмотрению и оценке котировочных заявок.

Поскольку ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» предложило наиболее низкую цену контракта 115 634 руб. 99 коп. по сравнению с другими участниками запроса котировок, оно было признано победителем.

Участие в запросе котировок предполагает одного победителя, следовательно, нарушение прав других участников, в том числе ООО «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не было допущено.

Представитель просил в удовлетворении заявления отказать.

Представитель ООО «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала в судебном заседании пояснил, что 30.10.2006 г. Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю провело рассмотрение и оценку котировочных заявок, победителем которых признано ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота», предложившее наиболее низкую цену контракта.

Размещение заказа путем запроса котировок, по мнению представителя, должно быть признано недействительным, а его результаты отменены в силу следующих обстоятельств.

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ страховые тарифы – это ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, примененные страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов.

Страховые премии по договорам обязательного страхования автогражданской ответственности рассчитываются как произведение базовых тарифных ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструкционных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании на потенциальный размер причиненного вреда.

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, перечислены в пункте 2 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ и являются обязательными для применения всеми страховщиками.

Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами (п.6 ст. 9 ФЗ-40).

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» от 08.12.2005 г. № 739 пунктом 3 предусмотрен коэффициент наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств, а в пункте 9 – коэффициент, учитывающий нарушения, предусмотренные в пункте 3 статьи 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

От указанных коэффициентов зависит размер страховой премии и следовательно, цена услуг, указываемая участником размещения заказа в котировочной заявке, возможна только на основании Сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства, обязательность которых определена статьей 15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю при запросе котировок не представило сведения о страховании гражданской ответственности за предыдущий период, необходимые ООО «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала для определения коэффициентов страховых тарифов, применяемых при расчете страховой премии. Кроме того, размер страховой премии, т.е. цена услуг, указанная в котировочной заявке, должна быть одинакова у всех участников размещения заказа.

Представитель считает, что Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю допустило нарушение, не указав в запросе котировок указанные сведения, и разместило государственный заказ без проведения торгов путем запроса котировок, поэтому просил заявление удовлетворить.

Представитель ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» в судебном заседании поддержал правовую позицию Управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, указав, что размещение заказа путем запроса котировок по осуществлению обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств Управлением осуществлено в соответствии с требованиями ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 264.

Представитель просил в удовлетворении заявления ООО «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала отказать.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, третьего лица, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю финансируется из средств федерального бюджета. Код бюджетной классификации 3213040010000006226.

Порядок расходования учреждениями денежных бюджетных средств регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Согласно статье 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки товаров работ и услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных заказов.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе установление единого порядка размещения заказов, в целях обеспечения единств экономического на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц при размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов, регулируется ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в редакции от 27.07.2006 г. № 142-ФЗ).

Управлению Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю принадлежит парк транспортных средств. В соответствии со статьей 4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (в редакции ФЗ от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ и Постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 г. № 5-П) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и порядке, которые установлены настоящим Законом и в соответствии с ним за свой счет страховать в качестве страхователя риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Таким образом, Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ является государственным заказчиком по размещению заказа на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Согласно статьи 10 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в редакции от 27.07.2006 г. № 142-ФЗ) размещение заказа осуществляется одним из способов, предусмотренных в данной норме, которые являются исключением из общего правила размещения заказа путем проведения торгов (ч.2 ст.10 ФЗ).

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положением настоящего Федерального закона (ч. 3 ст. 10 ФЗ).

Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю избрало способ размещения заказа без проведения торгов путем запроса котировок.

Согласно части 1 статьи 42 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Обязательными условиями размещения заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, собственного производства, выполнение, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчикам, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает двести пятьдесят тысяч руб.

Из материалов дела следует, что размещение заказа Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю осуществлено не по конкретной заявке, (понятие «не по конкретной заявке» означает наличие возможности осуществления запроса котировок по планируемым к закупкам товарам и услугам, при этом существует функционирующий рынок и, что данные услуги могут быть оказаны любому согласно п. 26 Письма Минэкономразвития и торговли РФ от 16.02.2006 г. № Д07-271), с учетом функционирующего рынка услуг по страхованию в г. Барнауле и ценой государственного контракта, не превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Статьей 43 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ предусмотрен перечень сведений, которые должен содержать запрос котировок, который является исчерпывающим.

Указанный перечень не предусматривает сведения о страховании гражданской ответственности заказчика за предыдущий период, необходимые страховщику при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для определения коэффициентов страховых тарифов, применяемых при расчете страховой премии.

Кроме того, представитель Управление Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю в судебном заседании пояснил, что указанные сведения были учтены при определении максимальной цены контракта путем применения понижающего коэффициента (КБМ – 0,95). Максимальная цена контракта составила 145 700 руб.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО «Страховая компания «Наста» в лице филиала.

Расходы по государственной пошлине на основании статьи АПК РФ суд относит на ООО «Страховая компания «Наста» в лице филиала.

Кроме этого, суд взыскивает с ООО «Страховая компания «Наста» в лице филиала государственную пошлину в размере 2 000 руб., неуплаченную при подаче заявления в арбитражный суд второго требования.

Руководствуясь ст. ст. 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала в г. Барнауле в удовлетворении заявления отказать с отнесением расходов по государственной пошлине.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «НАСТА» в лице филиала в г. Барнауле в доход Федерального бюджета Российской Федерации 2 000 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Алтайского края.

Судья Арбитражного суда

Алтайского края Н.М. Дружинина