http://www.altai-krai.arbitr.ru е-mail: a03.info@arbitr.ru
г. Барнаул
29 августа 2022 года Дело № А03-15615/2021
Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Боярковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Евдокимовой Т.Ю., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Москва (ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги к акционерному обществу «Алтайская топливная компания», г. Барнаул Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 62 698 руб. 89 коп., в том числе: 60 220 руб. 80 коп. сбора за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов и 2 478 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательств,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от истца – ФИО1, по доверенности от 23.11.2020,
от ответчика – ФИО2, по доверенности от 10.01.2022, диплом, ФИО3, по доверенности от 10.01.2022
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала Западно-Сибирской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к акционерному обществу «Алтайская топливная компания» о взыскании 62 698 руб. 89 коп., в том числе 60 220 руб. 80 коп. сбора за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов за октябрь-декабрь 2020 года и 2 478 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.01.2021 по 22.10.2021, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактического исполнения обязательства.
Основанием обращения с иском в суд послужило ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных ему услуг.
Определением суда от 26.10.2021 дело принято к рассмотрению судьей Атюниной М.Н.
Полномочия судьи Атюниной М.Н. прекращены в связи с уходом в отставку, в связи с чем, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делу № А03-15615/2021 произведена замена судьи, дело передано для автоматизированного распределения программным комплексом «Судебно-арбитражное делопроизводство» иному судье Арбитражного суда Алтайского края.
По результатам распределения программным комплексом «Судебно-арбитражное делопроизводство» дело передано к рассмотрению судье Боярковой Т.В.
Определением суда от 05.07.2022 дело принято к производству судьей Боярковой Т.В.
Рассмотрение дела назначено на 24.08.2022.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на исковое заявление ответчик в удовлетворении иска просит отказать. Ответчик считает, что договор, заключенный между сторонами 01.06.2009 года №ДУ-676/9-А на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой расторгнут с 27.03.2020 года на основании п. 5.1 договора. Уведомление о расторжении договора от 26.02.2020 №360 получено нарочно ответчиком 26.02.2020 года.
Так же ответчик указывает, что перевод стрелки является частью маневровой работы при расстановке вагонов под грузовые операции и уборки их, является обязанностью ОАО «РЖД» и не требует отдельной платы. Настаивает, что взаимодействие АО «АТК» и ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 года №26 (далее - Правила).
Ответчик ссылается, что оказание услуги по переводу стрелки №446 как отдельнойсамостоятельной операцией между сторонами по делу не предусмотрено. Указывает, что ответчик обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с исковым заявлением по факту взыскания неосновательного обогащения ОАО «РЖД» за оказание последним услуги по переводу стрелки №446 в рамках дела № А45-27249/202. Ссылался, что по данному делу требования ответчика удовлетворены в полном объеме, решение суда по делу вступило в законную силу. Подробные доводы ответчика в обоснование своей позиции по делу отражены в отзыве на исковое заявление (том 1, л.д. 140-143). Данная практика также подтверждается судебными актами, принятыми по аналогичным спорам кассационной инстанцией.
Выслушав истца, возражения ответчика, изучив отзыв на исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение по делу:
Как следует из материалов дела, 23.03.2018 между ОАО «Российские железные дороги» (перевозчик) и АО «Алтайская топливная компания» (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «Алтайская топливная компания», примыкающего к станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги № 4/302, по условиям которого, осуществляется подача, расстановка на место выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего стр. № 448 к железнодорожному пути необщего пользования № 716 станции Тракторный, закрытой для выполнения грузовых операций, локомотивом Перевозчика. Границей железнодорожного пути необщего пользования является предельный столбик стр. № 448. Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 808,4 м, в том числе Перевозчику, являющемуся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежит 0 м. (п. 1-3 договора).
Организацией маневровой работы на пути необщего пользования АО «АТК» осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке обслуживания организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги (далее - Инструкция).
В соответствии с п.21 Договора №4/302, владелец уплачивает перевозчику:
А. За подачу и уборку вагонов сбор по ставкам таблицы №* Тарифного Руководства №3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации и плату за фактическое использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, начисляемую только в сутки подачи и в сутки уборки вагонов по договорной ставке в размере 1 258, 45 руб. в сутки (без учета НДС) (в соответствии с решением арбитражного суда Алтайского края от 19.02.2019 по делу №А03- 13074/2018).
Среднесуточное количество поданных и убранных вагонов - 3,1 ваг/сут, «группа подъездного пути» - IV (четвертая). Пересмотр «группы подъездного пути» производится по результатам работы за предыдущий календарный квартальный период.
При увеличении «группы подъездного пути» по итогам работы, за указанный выше период, Перевозчик уведомляет Владельца об изменении «группы подъездного пути», при этом новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении (в соответствии с решением арбитражного суда Алтайского края от 19.02.2019 по делу № А03-13074/2018).
Б. Сбор за маневровую работу, не совмещенную во времени с подачей и уборкой вагонов, выполняемую по отдельному требованию Владельца по ставкам таблицы 12 Тарифного Руководства №3, с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
В. Плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику и прибывающими в адрес Владельца, по ставкам Тарифного руководства №2 с учетом коэффициентов индексации, до момента наступления обстоятельств, предусмотренных ст.62 УЖТ РФ по взысканию штрафа.
Г. Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, прибывающего в адрес Владельца, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициентов индексации.
Д. Штраф за задержку вагонов под выгрузкой свыше 36 ч. с момента подачи вагонов на место выгрузки, начисляется в соответствии со ст.62, 99, 100 УЖТ РФ.
Также 01.06.2009 между ОАО «РЖД» (и ОАО «Алтайская топливная компания» (клиент) заключен договор на организацию расчетов № ЕАС-676/19-А.
01.06.2009 между ОАО «РЖД» (исполнитель) ОАО «Алтайская топливная компания» (клиент) заключен договор на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам № ДУ-676/9-А, по условиям которого, договором регулируются взаимоотношения сторон по выполнению работ и оказанию услуг ОАО «РЖД» по просьбам и оплачиваемым по договорным тарифам, указанным в Прайс-листе на дополнительные услуги, оказываемые на Западно-Сибирской железной дороге (Приложение № 1 к договору), в соответствии со статьей 10 Устава железнодорожного транспорта РФ (п. 1.1 договора).
В соответствии с п. 1.2 договора, работы и услуги, оплачиваемые по договорным тарифам, оказываются:
- установленные действующим законодательством (в том числе обязательные для Исполнителя в силу закона) без заявки и дополнительного согласования:
- на основании заявок Заказчика, согласованных соответствующими структурными подразделениями ОАО «РЖД»;
- в случаях, указанных в Прайс-листе (Приложение №1 к договору), на основании дополнительно заключаемых договоров.
Как предусмотрено в п. 3.1 договора, стоимость работ и услуг, выполняемых ОАО «РЖД» по просьбе Заказчика, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, устанавливается на основании Единого перечня работ и услуг, утвержденного Западно-Сибирской железной дорогой - филиала ОАО «РЖД». Ставки договорных тарифов указываются в приложении № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего Договора.
В соответствии с п. 6.1, договор вступает в силу с даты подписания его сторонами и действует до 31.12.2009. Если ни одна из Сторон за месяц до окончания срока действия данного Договора не заявит о прекращении его действия, то Договор считается продленным на каждый последующий календарный год на прежних условиях.
Дополнительным соглашением № 1 к договору на оказание услуг и работ, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам от 01.06.2009 № ДУ-676/9-А стороны п. 3.2 договора изложили в следующей редакции: «Расчеты по договору осуществляются в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 01.06.2009 № ЕЛС-676/9А, заключенного между заказчиком и ОАО «РЖД» (том 1, л.д. 43-44).
Дополнительным соглашением № 2 к договору на оказание услуг и работ, выполняемых железной дорогой и оплачиваемых по договорным тарифам от 01.06.2009 № ДУ-676/9-А стороны изложили п. 3.2 договора в следующей редакции: Оплата клиентом услуг осуществляется в порядке и на условиях настоящего договора и соглашения об организации расчетов от 01.06.2009 № ЕЛС-676/9-А, заключенного между клиентом и ОАО «РЖД» в лице Алтайского агентства фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД».
В обоснование исковых требований истец ссылается, что согласно прайс-листу, перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов при осуществлении подачи и уборки на железнодорожный путь необщего пользования, эксплуатируемый ответчиком, согласно договору № 4/302 оплачивается по ставке 612 руб.
Истец настаивает, что оказал ответчику услуги перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов при осуществлении подачи и уборки на железнодорожный путь необщего пользования в октябре-декабре 2020 года подтверждается памятками приемосдатчика, накопительными ведомостями.
Ответчику направлялись претензии на общую сумму сбора в размере 60 220,8 руб.за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов при осуществлении подачи и уборки на железнодорожный путь необщего пользования в размере 16 156,8 руб. за октябрь 2020 года и 44 064 руб. за ноябрь-декабрь 2020 года.
Согласно дополнительному соглашению № 5 к договору на организацию расчетов. К правоотношениям по расчетам применяется распоряжение ОАО «РЖД» № 1685р.
Согласно п. 5.1. распоряжения ОАО «РЖД» № 1685р, стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению об организации расчетов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть ст. 395 ГК РФ.
Согласно п. 1.4. соглашения об организации расчетов с учетом распоряжения ОАО «РЖД» № 1685р, ответчик обязуется производить оплату задолженности в срок, не позднее 3 банковских дней с даты ее возникновения.
Претензионным письмом № 18870/З-С ТЦФТО от 28.09.2021, направленным истцом в адрес ответчика, истец указал, что в ноябре-декабре 2020 года на станции Рубцовск Западно-Сибирской железной дороги работниками ОАО «РЖД» была оказана услуга по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов при осуществлении подачи и уборки вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО «Алтайская топливная компания» в рамках договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги № 4/302 от 23.03.2018 на основании ГУ-45 ВЦ №№154, 155, 156, 157, 158, 163, 164, 165, 166, 167, 169, 169, 170, 172, 173, 174, 175, 176, 177, 178, 179, 182 ,183, 186, 187, 188, 189, 190, 191, 192.
Для взыскания начисленного сбора за перевод стрелок, открытие/закрытие ворот, шлагбаумов на переездах на ж/д путях необщего пользования с лицевого счета АО «Алтайская топливная компания» № 1003617633, открытого в ОАО "РЖД" для производства расчетов, были составлены накопительные ведомости №№ 071103, 071104, 091118, 091119, 101110, 191105, 221103, 231106, 231109, 251101, 251102, 271122, 281109, 281110, 301101, 011201, 041201, 041205, 101204, 101205, 181202, 181203, 201202, 241204, 241205, 281205 на сумму 44 064,00 руб., в том числе НДС - 7 344,00 руб., однако взыскание не произведено по причине отказа представителя организации от подписания данных документов.
Истец обязал ответчика оплатить стоимость оказанных ответчику услуг. Поскольку ответчик не исполнил требования претензионного письма, истец обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим исковым заявлением.
Производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-27249/2021 по иску акционерного общества «Алтайская топливная компания» к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании 47 798 руб. 40 коп. неосновательного обогащения, 2 217 руб. 72 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.05.2021 по 24.01.2022 и далее по день фактического исполнения обязательства.
Арбитражный суд Алтайского края решением от 13.03.2022 по делу № А45-27249/2021, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2022, удовлетворил исковые требования.
Решением суда по делу № А45-27249/2021 было установлено, что с 01.06.2020 подразделением ОАО «РЖД» Рубцовск (код 843408) в АС «ЭТРАН» формируются и предъявляются к подписанию Плательщику - акционерное общество «Алтайская топливная компания» (код 1003617633) накопительные ведомости по форме ФДУ-92 с наименованием сбора, платы, штрафа «перевод стрелок, открытию/закрытию ворот, шлагбаум на переездах на ж/д путях необщего пользования» (код сбора, платы, штрафа 434). Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 2 217, 72 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.05.2021 по 24.01.2022 и далее до фактического исполнения обязательства.
Так, взаимоотношения сторон по делу возникли в связи с заключенным 23.03.2018 между АО «АТК» (истец) и ОАО «РЖД» (ответчик) 4 № А45-27249/2021 договором №4/302 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги.
При этом с 01.06.2020 подразделением ОАО «РЖД» Рубцовск (код 843408) в АС «ЭТРАН» формируются и предъявляются к подписанию Плательщику - акционерное общество «Алтайская топливная компания» (код 1003617633) накопительные ведомости по форме ФДУ-92 с наименованием сбора, платы, штрафа «перевод стрелок, открытию/закрытию ворот, шлагбаум на переездах на ж/д путях необщего пользования» (код сбора, платы, штрафа 434).
Акционерное общество «Алтайская топливная компания» систематически выражает свое несогласие в начислении данного сбора и включении накопительных ведомостей в виде первичных документов к актам оказанных услуг ОАО «РЖД» к договору №ЕЛС-676/9-А от 01.06.2009 путем отказа от подписи накопительных ведомостей, памяток приемосдатчика и подписания акта оказанных услуг с разногласиями, со следующей формулировкой: «Перевод стрелки - обязанность перевозчика при подаче и уборке вагона, плата за данный вид работ взыскивается с клиента ежемесячно согласно договору №4/302 от 23.03.2018 дополнительной услуги по переводу стрелки, не связанной с подачей и уборкой вагонов клиент не заказывал. Договора на оказание дополнительных услуг и доп. соглашения по переводу стрелки между АО «АТК» и ОАО «РЖД» не существует.»
Арбитражный суд Новосибирской области и Седьмой арбитражный апелляционный суд пришли к выводу о том, что перевод стрелок осуществляется составителем поездов. Следовательно, перевод стрелок согласно Инструкции является обязанностью ОАО «РЖД» в рамках договора. Маневровая работа и все сопутствующие работы согласно Инструкции являются обязанностью перевозчика и не могут оплачиваться дополнительно.
Частью 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со ст. 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации договор является одним из оснований возникновения обязательства, которые должны исполняться надлежащим образом, в порядке, установленном договором или законом.
В соответствии с решением суда по делу № А45-27249/2021 установлено, что взаимодействие АО «АТК» и ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 года № 26 (далее - Правила).
Согласно пункту 1.7 Правил на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы Инструкция пересматривается в установленном порядке, а в случае изменения владельца железнодорожного пути необшего пользования утверждается новая Инструкция.
Так, 07.12.2017 года был изготовлен и утвержден Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск Западно-Сибирской железной дороги (далее - Технический паспорт), а 16.01.2018 года – Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги (далее - Инструкция).
В соответствии с таблицей 3.8 «Ведомость стрелочных переводов» Технического паспорта, в собственности АО «АТК» находился стрелочный перевод № 430, в соответствии с таблицей 1.3 «Данные по длине пути» Технического паспорта - пути № 715 (полная длина пути - 413 м) и 715а (полная длина пути – 413 м) и 715а (полная длина пути – 394,4 м).
Согласно пункту 1.5 Инструкции «Характеристика путевого развития и стрелочного хозяйства», полная длина железнодорожного пути необщего пользования 808,4м. По маршруту следования на железнодорожном пути необщего пользования имеются нецентрализованные стрелочные переводы №№ 450, 426, 428, 402, принадлежащие ОАО «РЖД» и нецентрализованные стрелочные переводы №№ 446, 448, принадлежащие другому владельцу ОАО «Рубцовскстройкомплект».
В соответствии с пунктом 2.6 Инструкции «Порядок следования маневрового состава на железнодорожный путь необщего пользования», установку нецентрализованных стрелочных переводов №№450,426,428,402,446 по маршруту осуществляет составитель поездов железнодорожной станции.
В соответствии с пунктом 6.2. Инструкции, при подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО «АТК» задействовано 7 нецентрализованных стрелочных переводов №№ 450, 426, 428, 402, 446, 448, 430, принадлежащие разным владельцам, из них:
- стрелки №№ 450, 426, 428, 402 на балансе ОАО «РЖД», тариф не взимается;
- стрелки №№ 446, 448 на балансе владельца ОАО «Рубцовскстройкомплект».
Стрелочный перевод № 448 установлен по направлению железнодорожного пути №715, зашит на струбцину, закрыт на запорную закладку и навесной замок, составителем поездов железнодорожной станции не переводится, тариф не взимается. Стрелочный перевод № 446 имеет нормальное положение по направлению пути №714а, составителем поездов железнодорожной станции переводится дважды - при установке по маршруту следования и при возврате в нормальное положение, тариф взимается.
Стрелка № 430, на балансе владельца АО «АТК», установлена по направлению железнодорожного пути № 715а, зашита на струбцину, закрыта на запорную закладку и навесной замок, составителем поездов железнодорожной станции не переводится, тариф не взимается.
Оплата перевозчику за фактически оказанную услугу - перевод стрелки № 446 (2 операции) производится владельцем железнодорожного пути необщего пользования в рамках соглашения сторон.
Операции по открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на ж/д пути необщего пользования не выполняются. Тариф не взимается.
Между АО «АТК» (истец) и ОАО «РЖД» (ответчик) заключен договор №4/302 от 23.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги.
Подразделением ОАО «РЖД» Рубцовск (код 843408) в АС «ЭТРАН» формируются и предъявляются к подписанию Плательщику - акционерное общество «Алтайская топливная компания» (код 1003617633) накопительные ведомости по форме ФДУ-92 с наименованием сбора, платы, штрафа «перевод стрелок, открытию/закрытию ворот, шлагбаум на переездах на ж/д путях необщего пользования» (код сбора, платы, штрафа 434).
Указанная плата начисляется согласно пункту 6.2. Инструкции в связи с выполнением составителем поездов железнодорожной станции при подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО «АТК» операций на стрелочном переводе № 446, имеющем нормальное положение по направлению пути №714а.
Между тем, с 21.08.2018 года АО «АТК» приобрело в собственность сооружение железнодорожного транспорта протяженностью 158 м (часть железнодорожного пути №715).
Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества б/н от 21.08.2018 года ООО «АТК» приобрело в собственность сооружение железнодорожного транспорта протяженностью 158м (часть железнодорожного пути №715).
В соответствии с пунктом 1.7 Правил истец изготовил и 27.11.2018 года вместе с сопроводительным письмом №1114 направил начальнику станции Рубцовск Западно-Сибирской железной дороги ОАО «РЖД» ФИО4 на согласование Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги и Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги.
На основании таблицы 1.3 «Данные по длине пути» Технического паспорта от 30.10.2018 года увеличилась длина пути №715 (полная длина пути - 571м) и в таблицу 3.8 «Ведомость стрелочных переводов» добавился стрелочный перевод №446.
В пункте 1.6. Инструкции «Характеристика путевого развития и стрелочного хозяйства», направленной на согласование, отражено, что железнодорожный путь необщего пользования АО «АТК» состоит из двух железнодорожных путей №№ 715,715а и двух стрелочных переводов №№ 446, 430, принадлежащих владельцу. Полная длина железнодорожного пути составляет - 966,4 м.
Согласно пункту 2.6. Инструкции, направленной на согласование, по маршруту следования на железнодорожном пути необщего пользования имеются нецентрализованные стрелочные переводы №№ 450, 426, 428, 402, принадлежащие ОАО «РЖД», установку их по маршруту осуществляет составитель поездов.
Согласно подпункту 2.7.1 пункту 2.7 Инструкции, направленной на согласование, на железнодорожном пути необщего пользования имеются нецентрализованные стрелочные переводы №№ 446, 430, принадлежащие владельцу. Стрелочный перевод № 430 установлен по направлению железнодорожного пути № 715а, зашит на струбцину, закрыт на запорную закладку и навесной замок. Стрелочный перевод № 446 имеет нормальное положение по направлению железнодорожного пути № 714а, установку его по маршруту осуществляет составитель поездов.
Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги 30.10.2018 года начальник станции согласовал, а Инструкцию - возвратил с замечанием: «В пункте 6 не указано ответственное лицо за перевод стрелки № 446, а также порядок взимания тарифа».
04.12.2018 АО «АТК» направило письмо № 1154 на имя начальника Алтайского центра организации работ железнодорожных станций ФИО5 о своем несогласии и необоснованности отказа в согласовании Инструкции по следующим основаниям:
1. Ответственным лицом за перевод стрелки № 446 является составитель поезда, о чем указано в пункте 2.7.1. Инструкции, направленной на согласование: «Стрелочный перевод № 446 имеет нормальное положение по направлению железнодорожного пути №714а, установку его по маршруту осуществляет составитель поездов». Порядок проследования нецентрализованного стрелочного перевода изложен в пункте 2.6. Инструкции.
2. Инструкция разработана на основании Распоряжения ОАО «РЖД» от 23.12.2013 №2859р «О разработке, согласовании и утверждении в ОАО «РЖД» Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД». Согласно данному документу, в инструкции утверждается порядок взаимодействия Владельца и служб ОАО «РЖД» при выполнении маневровых работ по подачи и уборке вагонов с железнодорожной станции на железнодорожный путь необщего пользования и обратно. В инструкции должно быть отражено: общая характеристика железнодорожного пути; порядок подачи, уборки вагонов со станции на железнодорожный путь и обратно; маневровая работа на железнодорожном пути; закрепление вагонов на железнодорожном пути; техника безопасности.
3. Включение в Инструкцию порядка взимания тарифа за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования, не принадлежащих ОАО «РЖД», не предусмотрено ни Порядком разработки, согласования и утверждения Инструкции, ни Типовой Формой Инструкции, введенных и утвержденных Распоряжением №2859р от 23.12.2013г. Техническая документация, в т.ч. Инструкция не определяет договорных отношений сторон, не является договором либо иным соглашением, соответствующим обязательным для сторон правилам, установленных законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент заключения. Инструкция является техническим документом, на основании которого обеспечивается надлежащая эксплуатация и безопасность движения на пути необщего пользования. Экономические вопросы взаимоотношения сторон инструкцией не определены и определены быть не могут.
В связи с действием прежней Инструкции ОАО «РЖД» начислило и списало с единого лицевого счета АО «АТК»: в 2019 году - 210 396 рублей, в 2020 году - 108 936 рублей. ОАО «РЖД» направило в адрес АО «АТК» две претензии (№исх-20007/3-С ТЦФТО от 11.12.2020г., №исх-20721/3-С ТЦФТО от 22.12.2020г.) с требованием дать согласие на списание денежных средств в общей сумме 98 409 (девяносто восемь тысяч четыреста девять) рублей 60 копеек, в т.ч.: 69 033 (шестьдесят девять тысяч тридцать три рубля) 60 копеек - за июнь, август-октябрь 2020 года и 29 376 (двадцать девять тысяч триста семьдесят шесть) рублей - за июль 2020 года.
Согласно пункту 5.5.6 Соглашения об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 18.12 2017 года №2633/р, в случае отсутствия в указанные сроки согласования и/или подписания Клиентом указанных документов, отказа от подписания, либо письменного обоснованного несогласия Клиента с данными этих документов, такие документы считаются согласованными и подписанными Клиентом без разногласий, в связи с чем за период с 01.06.2020 года по 31.05.2021 года со статусом «автоматически согласовано» было подписано 46 накопительных ведомостей на общую сумму 90 393 рубля 60 копеек, с НДС.
20.04.2021 года ОАО «РЖД» согласовало Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги АО «АТК» (далее по тексту - Инструкция от 20.04.2021 года), в редакции АО «АТК».
Тем не менее, ОАО «РЖД» продолжало до 02.09.2021 года выставлять в адрес АО «АТК» услуги по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов при осуществлении подачи и уборки вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО «АТК», примыкающего к железнодорожной станции Рубцовск (Тракторный) Западно-Сибирской железной дороги. Более того, АО «АТК» получены претензии с требованием произвести оплату за указанные услуги (претензии №Исх - 19210/3-С ТЦФТО от 01.10.2021 года, №Исх -19207/3-С ТЦФТО от 01.10.2021 года, №Исх №S18877/3-C ТЦФТО от 28.09.2021 года, №Исх №918870/3-C ТЦФТО от 28.09.2021 года).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) уставом регулируются отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
В силу части 1 статьи 60 УЖТ РФ отношения между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, либо владельцем железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статьей 2 УЖТ РФ железнодорожные пути необщего пользования - пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 26) отношения между контрагентом и владельцем, пользователем железнодорожного пути необщего пользования, которые осуществляют его обслуживание своим локомотивом, регулируются отдельным договором между ними.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» указано, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом.
Согласно статье 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Так, договор, заключенный между сторонами, является видом договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика. В пункте 2.7.1 Инструкции указано, что перевод стрелок осуществляется составителем поездов. Следовательно, перевод стрелок согласно Инструкции является обязанностью ответчика в рамках договора.
Маневровая работа и все сопутствующие работы согласно Инструкции являются обязанностью перевозчика и не могут оплачиваться дополнительно.
В то же время, в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) железнодорожные перевозки отнесены к естественно-монопольным сферам деятельности.
Из статьи 6 Закона о естественных монополиях следует, что одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня. Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением № 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством. В силу подпункта «а» пункта 4 названного Перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Технологическая операция по переводу стрелок на железнодорожных путях необщего пользования в соответствующий перечень не включена, следовательно, правило о взимании и размер платы за ее выполнение могут быть определены по соглашению сторон (перевозчика и владельца пути необщего пользования) в порядке части 6 статьи 58 УЖТ РФ, при условии, что реализуемые перевозчиком в данной части действия отвечают критериям услуги в смысле статьи 779 ГК РФ, то есть создают для владельца пути необщего пользования самостоятельный полезный эффект, подлежащей оплате.
В соответствии с частью 1 статьи 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Из системного толкования приведенных норм с учетом пунктов 12, 20, 24 приложения № 6 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286, пункта 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, следует, что наличие либо отсутствие у технологической операции по переводу стрелок полезного эффекта и статуса самостоятельной услуги, не охватываемой иными мероприятиями, зависит от совокупности обстоятельств правового и технического характера, связанных с особенностями функционирования конкретного железнодорожного пути необщего пользования.
В частности, перевод стрелок не является самостоятельной услугой, если осуществляется: 1) на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих самому перевозчику, поскольку эти расходы покрываются перевозчику нормативно установленными сборами; 2) на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих непосредственно тому владельцу, с которым заключен договор на эксплуатацию путей, то есть когда перевозчик берет на себя функцию по расстановке вагонов на фронты погрузки и выгрузки именно на тех путях, на которых расположены стрелочные переводы и перевод стрелок в соответствии с Инструкцией является обязанностью ответчика в рамках договора и не требует отдельной платы (исходя из существа правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013).
В рассматриваемой ситуации, после приобретения в собственность АО «АТК» участка пути необщего пользования, примыкающего к путям ОАО «РЖД», со стрелочным переводом № 446 операции по переводу стрелок при подаче и уборке вагонов на пути истца охватывается заключенным между сторонами договором. В данном случае, исполнение ОАО «РЖД» своих обязательств по подаче и уборке вагонов в рамках договора включает операции на стрелочном переводе № 446.
В рассматриваемой ситуации перевод стрелок не является самостоятельной услугой, поскольку осуществляется на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих непосредственно тому владельцу, с которым заключен договор на эксплуатацию путей, в этом случае перевозчик берет на себя функцию по расстановке вагонов на фронты погрузки и выгрузки именно на тех путях, на которых расположены стрелочные переводы и перевод стрелок, в соответствии с Инструкцией является обязанностью ответчика в рамках договора и не требует отдельной платы.
Заявку на оказание дополнительной услуги по переводу стрелки, не связанной с подачей и уборкой вагонов, АО «АТК» не подавало. Самостоятельного договора на оказание дополнительных услуг по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях необщего пользования либо дополнительного соглашения между АО «АТК» и ОАО «РЖД» не имеется, обратного из материалов дела не следует.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При этом одной из основных задач арбитражного судопроизводства (ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.
В силу статьи 2, части 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает условия для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела, что необходимо для достижения такой задачи судопроизводства в арбитражных судах, как защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов других участников гражданских и иных правоотношений.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В связи с чем, суд считает, что вступившим в законную силу судебным актом по делу № А45-27279/2021 установлено, что начисление ОАО «РЖД» платы АО «АТК» за услуги по переводу стрелки является неправомерным и не основанном на заключенных между сторонами договорами.
Истец в исковом заявлении ссылается на договор, заключенный между сторонами 01.06.2009 года №ДУ-676/9-А на оказание работ и услуг, выполняемых железной дорогой. Однако указанный договор расторгнут с 27.03.2020 года на основании п. 5.1 договора, которым предусмотрено, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке при условии уведомления другой стороны за 1 месяц до расторжения Договора.
Уведомление о расторжении договора от 26.02.2020 №360 получено нарочно 26.03.2020, таким образом, указанный договор расторгнут с 27.03.2020 года.
Суд считает, что начисление истцом платы за услуги по переводу стрелки является неправомерным и не основанном на заключенных между сторонами договорами.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив все имеющиеся в материалы дела доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая положения статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате госпошлины относятся на истца, поскольку решение суда принято не в его пользу.
Руководствуясь статьями 309, 329, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Т.В. Бояркова