ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-15663/2010 от 11.03.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

  656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-15663/2010

11 марта 2011 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Тейси», г.Барнаул,

к Алтайской таможне, г.Барнаул,

о признании незаконными действий,

при ведении протокола судебного заседания судьей Старцевой М.В. с использованием средств аудиозаписи,

с участием представителей сторон:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 11.01.20101 №12,

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 18.01.2011,
 ФИО3, доверенность от 11.01.2011 № 5

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственности «Тейси» (далее – ООО «Тейси», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненном в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Алтайской таможни по отказу в выпуске товаров по таможенной декларации №10605020/051010/0007326 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем предоставления тарифных преференций (восстановления преференциального режима) в отношении товаров, выпущенных по таможенным декларациям №10605020/181010/0007640 и 10605020/081210/0008866.

Заявленные требования мотивированы тем, что Барнаульским таможенным постом в нарушение статей 58,59,61,62, 195 и 201 Таможенного кодекса таможенного союза и пунктов 10-12 и 16 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета глав Правительства СНГ от 30.11.2000, незаконно отказано Обществу в выпуске товара – виноматериала сухого белого необработанного код ВЭД 2204296500 урожая 2009 года (крепость 10,5 %, сахар 0) в количестве
 40500 дал (405 000 л), поступившего в адрес Общества из Республики Узбекистан по контракту № ЕХ – 8/2010 от 07.07.2010. Указанный товар в дальнейшем был продекларирован Обществом без учета тарифных преференций и выпущен по таможенным декларациям №№ 10605020/181010/0007640 и 10605020/081210/0008866. Заявитель полагает, что способом устранения его нарушенных прав и законных интересов, вызванных отказом Барнаульского таможенного поста в выпуске товаров по декларации № 10605020/051010/0007326, будет являться предоставление Обществу тарифных преференций в отношении товара, выпущенного по таможенным декларациям №№ 10605020/181010/0007640 и 10605020/081210/0008866.

Алтайская таможня заявленные требования отклонила, указав, что с ее стороны не допускалось оспариваемых Обществом действий и принятия какого-либо решения об отказе в выпуске товаров. Данное решение принималось Барнаульским таможенным постом и это решение соответствует нормам действующего законодательства.

В судебном заседании 10.03.2011 в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 11.03.2011. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 05.10.2010 Обществом на Барнаульский таможенный пост была подана декларация на товары, в которой для совершения таможенных операций были заявлены сведения о товаре - виноматериал натуральный виноградный, ввезенный на территорию Российской Федерации на основании контракта на поставку товаров ЕХ-8/2010 от 07.07.2010, заключенного Обществом (покупатель) с ООО «Профибизнес» (продавец).

В графе 44 дополнения № 1 к декларации на товары под номером 4 Обществом указан контракт - ЕХ-8/2010 от 07.07.2010, под номером 4.1.
 инвойс - № 1 от 06.08.2010.

В отношении данных товаров декларантом в бланке ГТД заявлены тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с государством - членом Таможенного союза - зону свободной торговли (графа 36). В качестве документа, подтверждающего наличие льгот, Обществом под номером 7.1 графы 44 дополнения 1 к декларации на товары указаны Международное соглашение от 20.01.2005, Международное соглашение от 25.01.2008, Единый Таможенный тариф от 27.11.2009, приказ ГТК РФ от 25.12.2003 № 1539 «О доставлении тарифных преференций».

Согласно графе 16 декларации на товары страной происхождения товаров  является Республика Узбекистан. Для подтверждения страны происхождения товаров декларантом был представлен сертификат о происхождении товара формы СТ-1 № UZRU 02901991, выданный 09.08.2010 ОАО "Узбекэкспертиза" филиал "Чирчик".

Сведения о данном сертификате указаны под номером 7 в графе 44 дополнения 1 к данной декларации на товары.

К сертификату № UZRUUZRU 02901991 Обществом был приложен акт экспертизы № UZRU 02901991 от 09.08.2010, на основании которого был выдан данный сертификат.

Барнаульский таможенный пост зарегистрировал декларацию на товары, поданную Обществом, присвоив ей номер -10605020/051010/0007326.

После регистрации декларации на товары Барнаульским таможенным постом был осуществлен документальный контроль, в ходе которого проведена проверка соблюдения условий выпуска товаров.

Установив, что Обществом не соблюдены условия, необходимые для выпуска товаров, Барнаульским таможенным постом 06.10.2010 было принято решение об отказе в выпуске товаров.

В соответствии со ст. 181 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары. Пунктом 2 ст. 181 ТК ТС установлен перечень основных сведений, которые должны быть указаны в декларации:

- сведения об исчислении таможенных платежей (пп.6): применение льгот по уплате таможенных платежей;

- сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях
 (пп. 7);

- сведения о документах, представляемых в соответствии со ст. 183 ТК ТС (пп.11).

Обществом в графе 36 декларации были указаны сведения о применении льгот по уплате таможенных платежей в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с государством - членом Таможенного союза - зону свободной торговли.

Пунктом 1 ст. 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в частности:

- документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки;

- документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами.

В качестве документа, подтверждающего страну происхождения товаров, оставление которого обязательно для предоставления тарифной преференции,   Обществом был представлен сертификат о происхождении товара формы СТ-1
 № UZRU 02901991, выданный 09.08.2010 ОАО «Узбекэкспертиза» филиал «Чирчик».

Сведения о данном сертификате указаны под номером 7 в графе 44 дополнения 1 к данной декларации на товары.

С декларацией Обществом был представлен внешнеэкономический контракт на поставку товаров № ЕХ-8/2010 от 07.07.2010, заключенный Обществом (покупатель) с ООО «Профибизнес» (продавец). Сведения о данном контракте внесены Обществом в графу 44 дополнения № 1 к декларации на товары под номером 4.

Таможенная декларация была зарегистрирована Барнаульским таможенным постом в соответствии со ст. 190 ТК РФ.

Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Статьей 195 ТК ТС установлены основания для выпуска товаров и порядок выпуска товаров. Одним из условий, необходимым для выпуска товаров, является уплата таможенных пошлин, налогов либо представление обеспечения их уплаты (пп. 3 п. 1).

Установив, что Обществом не соблюдено данное условие, необходимое для выпуска товаров, Барнаульским таможенным постом 06.10.2010 на основании ст. 201 ТК ТС было принято решение об отказе в выпуске товаров.

Согласно п. 1 ст. 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза.

Данный порядок закреплен в Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 262 (далее - Инструкция).

В соответствии с п. 2 Инструкции при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного п. 2 ст. 196 ТК ТС, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению (п. 2).

Отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "С" основного листа декларации на товары и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к декларации на товары, если такие листы используются (п. 3).

Указанные отметки заверяются подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица.

Причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, указываются должностным лицом на оборотной стороне основного листа декларации на товары, заверяются подписью и оттиском личной номерной печати
 ( п. 5).

Если решение об отказе в выпуске принимается по всем декларируемым товарам, то должностное лицо возвращает декларанту экземпляр (экземпляры) декларации на товары и прилагаемые к ней документы.

Указанный порядок Барнаульским таможенным постом был соблюден.

В графу «С» внесена запись: «Отказано в выпуске. 06.10.2010», на оборотной стороне декларации указаны причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, а также рекомендации по их устранению.

Причиной, послужившей основанием для принятия решения об отказе в выпуске товаров, явилось то, что сертификат СТ-1 № UZRU 02901991 от 09.08.2010, представленный Обществом в целях подтверждения страны происхождения товаров, а также в целях предоставления тарифных преференций, заполнен с нарушением п. 12 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 (далее - Правила).

Согласно п. 12 Правил заполнение сертификата о происхождении товара формы СТ-1 должно отвечать следующим требованиям:

- графа 1 - "Отправитель / экспортер (наименование и почтовый адрес)". Допускается запись согласно свидетельству о регистрации предприятия. В случае, ели отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует "по поручению" экспортера (наименование и почтовый адрес).

В графе 1 сертификата о стране происхождения товаров формы СТ-1
 № UZRU 2901991 от 09.08.2010 в нарушение п. 12 Правил не указано, что отправитель товаров - ООО «HAMKOR», действует по поручению экспортера, которым согласно контракту от 07.07.2010 № ЕХ-8/2010 является ООО «Профибизнес»;

- графа 2 - "Получатель / импортер (наименование и почтовый адрес)". В случае, если получатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что получатель (наименование и почтовый адрес) действует "по поручению" импортера (наименование и почтовый адрес).

В графе 2 сертификата о стране происхождения товаров по форме СТ-1
 № UZRU 02901991 от 09.08.2010 указано, что импортером товаров является ООО «Профибизнес». Вместе с тем согласно контракту от 07.07.2010 № ЕХ-8/2010 импортером и грузополучателем товаров является ООО «Тейси».

- графа 10 - "Вес брутто/нетто (кг)". Указываются весовые либо количественные характеристики товара; расхождение между фактическим количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5%.

В нарушение п. 12 Правил сведения о весе товара в графе 10 сертификата о стране происхождения товаров по форме СТ-1 № UZRU 02901991 от 09.08.2010 не указаны.

Представленный Обществом сертификат о стране происхождения товаров формы СТ-1 № UZRU 02901991 от 09.08.2010 был выдан
 ОАО «Узбекэкспертиза» филиал «Чирчик» на товар, являющийся предметом контракта от 05.08.2010 № 00196, который заключен между ООО «HAMKOR» (продавец) и
 ООО "Профибизнес" (покупатель), что подтверждается актом экспертизы от 09.08.2010 02901991. Сведения о данном контракте указаны в графе 9 акта экспертизы, составленного ОАО «Узбекэкспертиза».

Применительно к контракту от 07.07.2010 № ЕХ-8/2010, заключенному между ООО «Тейси» (покупатель) и ООО «Профибизнес» (продавец) и соответственно к товару, продекларированному Обществом в декларации № 10605020/051010/0007326, сертификат о стране происхождения товаров по форме СТ-1 № UZRU 02901991 от 09.08.2010 заполнен с нарушением п. 12 Правил.

Настоящие Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

Республика Узбекистан является участником Соглашения о создании зоны Свободной торговли от 15.04.1994. Следовательно, сертификаты о происхождении товаров формы СТ-1, выдаваемые уполномоченными органами данного государства, должны быть заполнены в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000.

Пунктом 10 Правил установлено, что для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ-1.

Сертификат о происхождении товара оформляется, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

Оригинал сертификата происхождения товара представляется вместе с грузовой таможенной декларацией и другими документами, необходимыми для осуществления таможенного оформления (п. 15 Правил).

В соответствии с абз. 2 п. 20 Правил товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении их не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, пропускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны - импортера.

К товарам, указанным в абз. 2 п. 20, может применяться (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств - участников Соглашения при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (по форме СТ-1) или других необходимых документов в течение одного года с даты таможенного оформления.

Следовательно, в случае представления Обществом в таможенный орган надлежащим образом оформленного сертификата о происхождении товаров формы
 СТ-1 в отношении товаров, являющихся предметов контракта от 07.07.2010 № ЕХ-8/2010, заключенного между ООО «Тейси» (покупатель) и ООО «Профибизнес», сведения о котором указаны в графе 44 дополнения 1 к декларации на товары
 № 10605020/051010/0007326, Обществу будет восстановлен преференциальный режим.

Таким образом, решение об отказе в выпуске товаров, принятое должностным лицом Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни 06.10.2010, соответствует Правилам определения страны происхождения товаров,   утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000.

Статьей 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны (п. 1).

Пунктом 3 ст. 61 ТК ТС предусмотрено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру.

Согласно п. 4 ст. 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого Сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

В данном случае должностным лицом Барнаульского таможенного поста было принято решение об отказе в рассмотрении сертификата о стране происхождения товаров по форме СТ-1 № UZRU 02901991 от 09.08.2010 в качестве основания для предоставления тарифных преференций, о чем было указано на оборотной стороне декларации на товары № 10605020/051010/0007326.

Пунктом 1 ст. 62 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в Соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств членов таможенного союза.

В данном случае товар, ввезенный Обществом на территорию Российской Федерации - виноматериал натуральный виноградный (код товара -2204296500) входит в Перечень товаров, при ввозе которых на таможенную территорию  Российской Федерации из государств - участников Содружества Независимых Государств требуется представление сертификата о происхождении товара, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № 716 «Об определении случаев представления сертификата о происхождении товара при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации» (приказ ГТК России от 31.12.2003
 № 1587 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли»).

Пунктом 1 ст. 63 ТК ТС предусмотрено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (режим наиболее благоприятствуемой нации.

В данном случае Обществом не представлен сертификат о стране происхождения товаров по форме СТ-1 в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 07.07.2010 № ЕХ-8/2010, заключенному между ООО «Тейси» (покупатель) и ООО «Профибизнес» продавец). Представление данного сертификата является обязательным для предоставления тарифных преференций.

Общество указывает на нарушение Алтайской таможней положений п. 1
 ст. 201– ТК ТС, п. 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 262 (далее - Инструкция). По мнению общества данные нарушения выразились в неуказании таможенным органом в таможенной декларации конкретной нормы Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000 .

Данный довод Общества не принимается во внимание в силу следующего.

Пунктом 1 ст. 201 ТК ТС предусмотрено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в 6 ст. 193 и в п. 2 ст. 201 ТК ТС, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Согласно п. 2 Инструкции при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных п. 1 ст. 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в п. 1 ст. 201 ТК ТС,   должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного п. 2 ст. 196 ТК ТС, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Из системного толкования положений п. 1 ст. 201 ТК ТС и п. 2 Инструкции следует, что в случае принятия решения об отказе в выпуске товаров, должностное лицо таможенного органа должно письменно указать все причины, послужившие основанием для такого отказа, обязательное указание нормативно-правового основания принятия такого решения, положениями п. 2 ст. 201 ТК ТС и п. 2 Инструкции прямо не предусмотрено.

В данном случае, приняв решение об отказе в выпуске товаров, должностное лицо таможенного органа на оборотной стороне таможенной декларации № 605020/051010/0007326 указало причины принятия такого решения. В качестве причин принятия данного решения указано: «В соответствии со ст. ст. 201 и 195 Таможенного кодекса таможенного союза отказано в выпуске товаров. Выявлено тушение правил заполнения сертификата СТ- 1, утвержденных решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 «О правилах определения страны происхождения товаров», а именно, не является основанием для предоставления тарифных преференций по товару. Данный сертификат СТ-1 выдан
 ОАО «Узбекэкспертиза» на поставку товара согласно контракту № 00196 от 05.08.2010, заключенному между ООО «HAMKOR» и ООО «Профибизнес», по инвойсу № 1 от 06.08.2010, что подтверждается содержанием граф 1, 2, 11 данного СТ-1, актом экспертизы № 02901991 от 09.08.2010. Обращаю внимание на то, что правомерность использования данного сертификата СТ-1 рассматривалась Барнаульским таможенным постом по декларации № 10605020/080910/0006778. Данное нарушение не может быть устранено в силу ст. 191 ТК ТС, так как требуется внесение изменений в сведения, влияющие на таможенные платежи, в случае непредоставления преференций по уплате таможенных пошлины».

Таким образом, указав причины принятия решения об отказе в выпуске товаров, должностное лицо таможенного органа выполнило требования п. 2 ст. 201 ТС и п. 2 Инструкции.

Кроме того, заявитель считает несостоятельным довод таможенного органа о том, что представленный Обществом сертификат о происхождении товара формы -1
 № UZRU 02901991 заполнен с нарушением п. 12 Правил.

По мнению Общества, грузоотправитель, указанный в графе 1 сертификата СТ-от 09.08.2010 № UZRU 02901991 (ООО «HAMKOR»), соответствует грузоотправителю, указанному в п. 4.3 контракта № ЕХ-8/2010 от 07.07.2010 и инвойсе № 1 от 06.08.2010. Грузополучатель, указанный в графе 2 сертификата СТ-1 от 09.08.2010 № RU 02901991 (ООО «ТЕЙСИ»), соответствует грузополучателю - покупателю, данному в контракте № ЕХ-8/2010 от 07.07.2010 и инвойсе № 1 от 06.08.2010. Количество товара (40500 дал) предусмотрено в графе 8 сертификата СТ-1 от 08.2010 № UZRU 02901991.

Заявитель полагает, что сертификат СТ-1 от 08.2010 № UZRU 02901991 оформлен на товар, поставленный Обществу по контракту № ЕХ-8/2010 от 07.07.2010.

Однако, делая вывод о том, что сертификат СТ-1 от 09.08.2010 № UZRUЮ1991 заполнен в соответствии с Правилами, Обществом не приняты во внимание положения п. 12 Правил.

В нарушение п. 12 Правил сведения о весе товара в графе 10 сертификата о стране происхождения товаров по форме СТ-1 № UZRU 02901991 от 09.08.2010 не указаны.

Таким образом сведения, указанные в графах 1, 2 сертификата о стране происхождения товаров по форме СТ-1 № UZRU 02901991 от 09.08.2010 противоречат сведениям, содержащимся в контракте на поставку товаров № 7.07.2010 № ЕХ-8/2010, в соответствии с которым товар был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации.

Общество указывает на то, что при принятии решения об отказе в выпуске товаров от 06.10.2010 таможенный орган применил нормативно-правовой акт, не подлежащий применению, а именно, Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000.

Заявитель полагает, что Правила, утвержденные решением от 30.11.2000, не вступили в силу для Республики Узбекистан, так как указанное решение не было подписано данным государством. Указанный довод Общество мотивирует решением Экономического суда СНГ от 20.05.2008 № 01-1/6-7.

Вместе с тем доводы, Общества не соответствуют разъяснениям Экономического суда СНГ, изложенным в решении от 20.05.2008 № 01-1/0-07, в мотивировочной части которого указано, что Правила от 30.11.2000 применяются к товарам, которые происходят из государств – участников с оглашения от 15.04.1994 и находятся в торговом обороте между этими государствами.

В данном случае страной происхождения товаров, декларируемых Обществом по таможенной декларации № 10605020/051010/0007326, является Республика Узбекистан.

Республикой Узбекистан подписано Соглашение «О создании зоны свободной торговли» от 15.04.1994. Следовательно к товарам, происходящим с ее территории, применяются Правила от 30.11.2000.

Таким образом довод Общества в данной части также является не состоятельным.

Также заявитель полагает, что по отношению к ввезенному товару должны применяться Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 24.09.1993.

Вместе с тем Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 24.09.1993, утратили силу в связи с принятием Решения Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000. Следовательно, данный довод Общества также является несостоятельным.

Заявитель, утверждая говоря о незаконности действий Алтайской таможни, указывает на то, что им было соблюдено требование, предусмотренное пп. 7 п. 1 ст. 183 ТК ТС, в соответствии с которым подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе, документов, подтверждающих страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС.

Однако Обществом не учтено, что в том случае, если лицо заявляет право на льготы по уплате таможенных платежей, то в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 183 ТК ТС должны быть представлены документы, подтверждающие право на заявленные льготы.

Единственным документом, подтверждающим право Общества на заявленные льготы по уплате таможенных платежей, может являться сертификат о происхождении товара формы СТ-1, что следует из п. 1 ст. 62 ТК ТС.

Пунктом 1 ст. 62 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными оговорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

В данном случае товар, ввезенный Обществом на территорию Российской Федерации - виноматериал натуральный виноградный (код товара -2204296500), входит в Перечень товаров, при ввозе которых на таможенную территорию Российской Федерации из государств - участников Содружества Независимых Государств требуется представление сертификата о происхождении товара, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № 716 «Об определении случаев представления сертификата о происхождении товара при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации» (приказ ГТК России от 31.12.2003 № 1587 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли»).

Пунктом 1 ст. 63 ТК ТС предусмотрено, что при отсутствии документов, подтверждающих страну происхождения товаров, если их представление является обязательным для предоставления тарифных преференций, в отношении таких товаров подлежат уплате таможенные пошлины по ставкам, применяемым к товарам, происходящим с территории иностранного государства (групп иностранных государств), с которым есть взаимные договорные обязательства о предоставлении режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый другим государствам (группам государств) (режим наиболее благоприятствуемой нации.

В данном случае Обществом не представлен сертификат о стране происхождения товаров по форме СТ-1 в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по контракту от 07.07.2010 № ЕХ-8/2010, заключенному между ООО «Тейси» (покупатель) и ООО «Профибизнес» (продавец). Представление данного сертификата является обязательным для доставления тарифных преференций.

Обществом был представлен сертификат о стране происхождения товаров по форме СТ-1 UZRU № 02901991 от 09.08.2010, выданный
 ОАО «Узбекэкспертиза» изготовителю товара ООО «HAMKOR» по контракту № 00196 от 05.08.2010, заключенному между ООО «HAMKOR» и ООО «Профибизнес». По указанному контракту ООО «HAMKOR» является продавцом и экспортером, а
 ООО «Профибизнес» является покупателем и импортером, именно эти сведения об экспортере и импортере были указаны в сертификате о стране происхождения аров по форме СТ-1 UZRU № 02901991 от 09.08.2010.

Кроме того, тот факт, что данный сертификат был выдан на товар, являющийся предметом контракта № 00196 от 05.08.2010, также подтверждается актом экспертизы № 02901991 от 09.08.2010.

Таким образом при подаче таможенной декларации
 № 10605020/051010/0007326 Обществом не был представлен сертификат о стране происхождения товара формы СТ-1 на товар, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации на основании контракта от 07.07.2010 № ЕХ-.8/2010. Следовательно, Обществом не было выполнено требование, предусмотренное п.п. 10 п. 1 ст. 183 ТК ТС, что и нашло отражение на оборотной стороне таможенной декларации при принятии решения об отказе в выпуске товаров от 06.10.2010.

Требование Общества о возложении обязанности на Алтайскую таможню по устранению допущенного нарушения прав и законных интересов путем предоставления ему тарифных преференций в отношении товаров, выпущенных по таможенным декларациям № 605020/181010/0007640, № 10605020/081210/0008866, не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Декларация № 10605020/181010/0007640 подана Обществом 18.10.2010 в ношении товара - виноматериал натуральный виноградный, ввезенный на территорию Российской Федерации на основании контракта на поставку товаров № К-8/2010 от 07.07.2010, заключенного Обществом (покупатель) с ООО «Профибизнес» (продавец). По данной декларации Обществом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был помещен товар весом 106920 кг.

Декларация № 10605020/081210/000886 подана Обществом 08.12.2010 в отношении товара - виноматериал натуральный виноградный, ввезенный на территорию Российской Федерации на основании контракта на поставку товаров № Х-8/2010 от 07.07.2010, заключенного Обществом (покупатель) с ООО «Профибизнес» (продавец). По данной декларации Обществом под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления был помещен товар весом 294030 кг.

При помещении указанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, Обществом не было заявлено право на льготы по уплате таможенных платежей. Документы, подтверждающие данное право, представлены не были.

В графах 36 таможенных деклараций № 10605020/181010/0007640,
 № 505020/081210/000886 Обществом не указаны сведения о льготах, на которые претендует Общество при выпуске товаров.

Пунктом 7 ст. 190 ТК ТС предусмотрено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Следовательно, таможенным органом не было нарушено право Общества на предоставление каких - либо льгот, так как данное право Обществом заявлено не было.

Решение о выпуске товаров по таможенной декларации
 № 3605020/181010/0007640 было принято Барнаульским таможенным постом 9.10.2010. Решение о выпуске товаров по таможенной декларации
 № 0605020/081210/000886 было принято Барнаульским таможенным постом 9.12.2010.

Алтайской таможней не принималось оспариваемое Обществом решение об отказе в выпуске товаров от 06.10.2010 по таможенной декларации
 № 10605020/051010/0007326, а также не совершались действия, связанные с отказом в выпуске товаров. Данное решение было принято должностным лицом Барнаульского таможенного поста в пределах предоставленных ему полномочий.

Пунктом 1 ст. 401 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в редакции, действовавшей на день регистрации таможенной декларации
 № 10605020/051010/0007326 и на день принятия решения об отказе в выпуске товаров (05.10.2010-06.10.2010) было предусмотрено, что таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3)таможни;

4)таможенные посты.

Согласно п. 2 ст. 401 ТК РФ компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Пунктом 3 ст. 401 ТК РФ предусмотрено, что региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Таким образом Барнаульский таможенный пост является самостоятельным таможенным органом, уполномоченным принимать решения и совершать действия в пределах предоставленной ему компетенции.

Таможенная декларация № 10605020/051010/0007326 была подана Обществом на Барнаульский таможенный пост Алтайской таможни, который является таможенным органом, уполномоченным принимать таможенные декларации в соответствии с приказом ФТС России от 15.06.2010 № 1333 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.07.2010
 № 17798). Решение об отказе в выпуске товаров от 06.10.2010 было принято должностным лицом Барнаульского таможенного поста в пределах полномочий, определенных Общим положением о таможенном посте, утвержденном приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965 (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.09.2007 № Ю121).

Компетенция таможенных органов по приему таможенных деклараций определена приказом ФТС России от 15.06.2010 № 1133 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.07.2010 №17798).

В приложении 1 к данному приказу указаны таможенные органы, не обладающие правомочиями принимать таможенные декларации, к которым, отнесена Алтайская таможня.

Таможенный пост осуществляет свою деятельность под общим руководством ФТС России, регионального таможенного управления и непосредственным руководством таможни.

В соответствии с п. 5 раздела I Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7 (зарегистрировано в Минюсте 28.03.2005
 № 6442), таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим таможенным органом.

Согласно пп. 1 п. 7 Общего положения о таможне таможня для реализации задач и функций в установленной сфере деятельности имеет право представлять таможенные посты, а также вышестоящие таможенные органы (по их поручению) в государственных органах.

Таким образом Алтайская таможня не является таможенным органом, уполномоченным принимать таможенные декларации и принимать решения об отказе в выпуске товаров.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 29, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования открытого акционерного общества «Тейси», г.Барнаул, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья М.В.Старцева