АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru
г. Барнаул | Дело № А03-15921/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, веб-конференции, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428), г. Новосибирск Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью «Пивная компания» (ИНН 2221193072, ОГРН 1112225010699), г. Барнаул Алтайского края о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Журавлева Олега Анатольевича,
при участии в судебном заседании посредством вэб-конференции:
от административного органа– Максименко А.О., паспорт, доверенность № д6-18 от 03.11.2020, диплом,
от лица, привлекаемого к административной ответственности, ООО «Пивная компания» – Волкова О.Н., паспорт, доверенность, диплом,
от третьего лица Журавлева О.А. – Волкова О.Н., паспорт, доверенность, диплом,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пивная компания» (далее – Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением от 22.03.2021 судом удовлетворено ходатайство Журавлева О.А. о вступление в дело третьим лицом без самостоятельных требований, в порядке ст. 51 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований указано, что общество осуществляет оборот (закупка, хранение) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных Федеральным законом, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Общество в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении заявления. Указывает, что в действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Учитывая, что правонарушение было обнаружено в период с 12 по 13 декабря 2019 года, годичный срок привлечения к административной ответственности истек. Более того, в отношении Общества возбуждалось и велось только 1 административное правонарушение по заявленным эпизодам – по ст. 14.19 КоАП РФ, о наличии административного производства по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, ведущегося в отношении Общества, последнему известно не было до 21.10.2020 – даты, когда представителю Общества Волковой О.Н. было вручено извещение о необходимости явки законного представителя ООО «Пивная компания» для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. У Волковой О.Н. общая доверенность на представление интересов Общества, ее извещение не является надлежащим извещением Общества о времени и месте составления протокола. Общество полагает, что административным органом не доказано наличие в изъятых кегах пива или иных алкогольных напитков. Более того кеги, изъятые со склада Общества в декабре 2019 года, являются вещественным доказательством по делу об административном правонарушении, возбужденном по ст. 14.19 КоАП РФ. По настоящему административному делу алкогольная продукция в кегах не изымалась, вещественным доказательством по делу не является, оснований для направления на уничтожение продукции не имеется. Кроме того, кеги являются многооборотной тарой, находятся в пользовании Общества по договору аренды, заключенному с третьим лицом – ИП Журавлевым О.А., являющимся собственником указанных кег, и подлежат возврату собственнику.
Третье лицо Журавлев О.А. в судебных заседаниях при рассмотрении настоящего спора, в письменном отзыве на заявленные требования, указывает, что им по договору аренды от 01.02.2019 переданы в пользование Общества 300 кег, являющихся многооборотной тарой, оплата за кеги от Общества не поступала, в связи с чем им заявлена претензия о возврате кег. Журавлев О.А. пояснил, что является индивидуальным предпринимателем, кеги закупал у населения, реставрировал в целях сдачи в аренду в качестве многооборотной тары, документы, подтверждающие покупку кег у населения, не сохранились, в бухгалтерской отчетности никак указанные кеги не отражал. Журавлев О.А. полагает, что данные кеги не могут быть направлены судом на уничтожение, поскольку указанное нарушит его законные права собственника кег, должны быть возвращены судом Журавлеву О.А.
Общество поддерживает позицию третьего лица о возврате ему многооборотной тары по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, представленных в дело. Представило доказательства отражения в бухгалтерской отчетности принятых по договору аренды кег.
Управление полагает, что сделка по аренде кег является мнимой, договор аренды составлен исключительно с целью ввести в гражданский оборот изъятый товар, находящийся там незаконно (пиво в таре). Ссылаясь на мнимость сделки, указывает на представление Журавлевым О.А. в материалы дела № 2-2744/2020, рассматриваемого Железнодорожным районным судом г. Барнаула о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, где вещественным доказательством является тот же товар, что и по настоящему спору, иного договора аренды, датированного 01.11.2018 (л.д. 124 (т.3) и доказательств расчетов по нему путем поставки семян подсолнечника.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле изложена в заявлении, отзыве на заявление и возражениях, представленных в материалы дела.
Определением от 11.12.2020 судом отказано в удовлетворении ходатайства Общества о назначении судебной химической экспертизы в целях установления химического состава жидкости (алкогольная, безалкогольная), содержащейся в изъятых у Общества Управлением кегах., в связи с необоснованностью указанного ходатайства. Сторонам предложено произвести совместное обследование содержимого изъятых кег, хранящихся на складе Росспиртпрома. Обследование проведено Управлением в одностороннем порядке, ввиду неявки представителя Общества, в материалы дела представлен соответствующий акт от 18.12.2020 (л.д. 93, т.2).
Управлением заявлено в порядке ст. 161 АПК РФ ходатайство о фальсификации предоставленного Журавлевым О.А. в качестве доказательства принадлежности изъятых кег договора аренды тары от 01.02.2019 и акта приема-передачи тары от 02.02.2019.
Журавлев О.А. отказался исключить из числа доказательств по делу названные документы, в вязи с чем Управлением заявлено ходатайство о проведении почерковедческой и технической экспертизы по исследованию подписи на договоре аренды от 01.02.2019 и давности создания документа, ходатайствуя о ее проведении судом за счет средств федерального бюджета. На указанное ходатайство поданы возражения Обществом и третьим лицом.
Протокольным определением от 19-26.04.2021 судом отказано в проведении экспертизы в целях проверки фальсификации доказательств, в связи с необеспечением Управлением ходатайства о производстве экспертизы внесением на депозит арбитражного суда денежных средств за ее проведение, отсутствие оснований проведения экспертизы за счет федеральных средств.
Судебные заседания неоднократно откладывались по ходатайствам сторон.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои доводы и возражения.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
В Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка поступило обращение гражданина от 08.11.2019 № 06-259 с информацией о том, что ООО «Пивная компания» (ОГРН 1112225010699) по адресу: г. Барнаул, проспект Калинина, 15Д осуществляет оборот алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра) без фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).
В целях проверки информации, указанной в вышеназванном обращении Управлением проведены мероприятия по контролю без взаимодействия за соблюдением обязательных требований, посредством анализа информации, содержащейся в федеральных государственных информационных системах: АИС «Электронный паспорт предприятия (подсистемы-«Декларирование», «Аналитика», «Отчеты»), Сервер отчетов «SQLServerReportingServices» (ЕГАИС, ЕГАИС -УТМ), Государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Федеральный реестр алкогольной продукции (далее - мероприятия) в отношении ООО «Пивная компания» (ИНН 2221193072) (далее - Общество).
В ходе проведения мероприятий установлено, что ООО «Пивная компания» подключено к ЕГАИС и осуществляет свою деятельность по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проспект Калинина, 15д.
Согласно уставу ООО «Пивная компания» и сведениям из ЕГРЮЛ до 06.10.2020, местом нахождения ООО «Пивная компания» является адрес: 656011, г. Барнаул, пр-т Калинина, д.15д.
По данным, зафиксированным в ЕГАИС, ООО «Пивная компания» в период с 01.01.2019 по 27.11.2019 закупило пиво от контрагентов-поставщиков в объеме 1,024 тыс. дал и поставило в вышеуказанный период пиво в адрес контрагентов - покупателей в объеме 1,055 тыс. дал. В ЕГАИС не зафиксированы сведения об обороте ООО «Пнвпая компания» пивных напитков, а также сидра, при этом, из обращения гражданина следует, что Общество осуществляет оборот указанных видов алкогольной продукции.
В соответствии со статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ Управлением в отношении ООО «Пивная компания» было вынесено определение № 6-04-29/316ю-2019 от 10.12.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по статье 14.19КоАП РФ.
12.12.2019 и 13.12.2019 в рамках вышеуказанного дела об административном правонарушении должностными лицами Управления были проведены осмотры склада, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проспект Калинина, 15д, в котором Общество осуществляет деятельность по обороту алкогольной продукции, с осмотром находящихся на складе вещей и документов (протоколы осмотров от 12.12.2019 №6-04-29/316ю-2019 от 13.12.2019 № 6-04-29/316ю-2019/2, материалы фото и видеосъемки).
В результате осмотров выявлена алкогольная продукция (пиво и сидр) в металлических кегах объемом 30 и 50 литров, в общем количестве 275 кег с маркировкой, указанная в Таблице 1 заявления (л.д. 6, т.1) и протокола об административном правонарушении (л.д. 70, т.1).
В ходе проведения осмотров 12.12.2019 и 13.12.2019 документы, удостоверяющие легальность производства и оборота обнаруженной алкогольной продукции, указанной в Таблице №1, ООО «Пивная компания» должностным лицам Управления не представлены.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) алкогольная продукция в общем количестве 275 штук (кег), оборот (хранение) которой осуществлялось ООО «Пивная компания» без фиксации информации об объемах оборота в ЕГАИС, изъята согласно протоколу изъятия товаров и иных вещей от 13.12.2019 №6-04-29/316го-2019 и передана на ответственное хранение АО «Росспиртпром» и хранится по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Приграничная, д. 1.
В связи с вышеуказанным, в адрес ООО «Пивная Компания» с сопроводительным письмом от 20.12.2019 № уб-23251/04 направлено определение от 19.12.2019 № 6-04-29/316ю- 2019 об истребовании сведений (в т.ч. товаросопроводительные документы на алкогольную продукцию и др.). Указанное почтовое отправление не получено Обществом и вернулось в Управление.
В ходе проведения административного расследования по делу № 6-04-29/316ю-2019, возбужденному в отношении Общества по ст. 14.19 КоАП РФ, Управлением установлено, что Общество в нарушение пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона №171 - ФЗ осуществляло оборот (хранение) алкогольной продукции (Таблица №1) по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проспект Калинина, 15д без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных Федеральным законом №171-ФЗ, а именно, без товарно-транспортных накладных.
В соответствие с пунктом 2 статьи 10.2 Федерального закона №171 - ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
29.10.2020, усмотрев в действиях Общества оборот алкогольной продукции без товаросопроводительных документов, Управление составило протокол об административном правонарушении № 0601/291020/05770 по ч.2 ст. 14.16 КоАП РФ и обратилось в суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным участвующими в деле лицами, суд находит требования о привлечении к административной ответственности не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, является: оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи) без сопроводительных документов; оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.16 КоАП РФ, является установленный государством порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правомерность такого толкования диспозиции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ подтверждается содержанием части 1 статьи 14.16 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за розничную продажу этилового спирта.
Учитывая, что ответственность за розничную продажу этилового спирта установлена частью 1 статьи 14.16 КоАП РФ, законодателем при определении диспозиции части 2 статьи 14.16 КоАП РФ введена ссылка о том, что данной нормой в части незаконного оборота этилового спирта установлена ответственность за исключением розничной продажи этилового спирта. При этом данная ссылка не относится к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» .
Названный Закон направлен на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства в регулируемой области.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что государственное урегулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических - интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 16 статьи 2 указанного закона под оборотом указанной продукции подразумевается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - это производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьями 16, 26 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 10.2 Федерального закона №171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота и без сертификатов соответствия.
Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2021.
В силу пункта 2 статьи 10.2 вышеуказанного закона этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с абзацем 7 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 25 данного закона изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются: без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии; без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками; без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ необходимо установление наличия одного из указанных действий в отношении алкогольной или спиртосодержащей продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота.
Указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ документов Обществом представлено не было ни в ходе проверки, ни в рамках рассмотрения настоящего дела.
Как следует из материалов дела, сопроводительные документы, удостоверяющие легальность производства и оборота алкогольной продукции в количестве 1063 дал., обнаруженной 12 и 13 декабря 2020 в складском помещении ООО «Пивная компания», ни в ходе осмотра, ни в ходе административного расследования, ни на дату составления протокола об административном правонарушении Обществом не представлены.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном закономпорядке, следовательно, отсутствие вины Предпринимателя может характеризоваться объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от него не зависящих.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличия в действиях Общества состава административного правонарушения.
Оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных Федеральным законом № 171-ФЗ, является потенциальной угрозой здоровью, правам и законным интересам граждан, экономическим интересам Российской Федерации, обеспечению безопасности продукции нужд потребителей в ней.
Арбитражным судом установлено осуществление Обществом в нарушение норм Федерального закона № 171-ФЗ реализации алкогольной продукции в отсутствие соответствующей сопроводительной документации, удостоверяющих легальность их производства и оборота, что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Общества о недоказанности наличия в изъятой многооборотной таре алкогольной продукции опровергается протоколами осмотра и изъятия, в том числе видеоматериалами. На кегах нанесена маркировка о содержании в таре алкогольной продукции. Доказательств обратного Общество в материалы дела не представило.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершенном правонарушении административным органом доказана, поскольку Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрено административное наказание.
Осуществляя деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, Общество знало о том, что оборот алкогольной продукции должен осуществляться только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, и об установленном законодательством Российской Федерации запрете оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, Общество должно было предвидеть неблагоприятные последствия.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в свой совокупности для признания Общество виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, содержание протокола соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, надлежащим образом извещено. Извещение представителя Общества Волковой О.Н. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, наличие на указанную дату составления протокола ходатайства Общества об отложении рассмотрения вопроса о составлении протокола, свидетельствуют в совокупности об осведомленности Общества о дате составления протокола.
Каких-либо нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судом апелляционной инстанций не установлено.
Вместе с тем суд приходит к выводу о невозможности привлечения ООО "Пивная компания" в данном конкретном случае к административной ответственности в виду истечения давностного срока привлечения к такой ответственности.
Так, в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Рассматриваемое административное правонарушение относится к длящимся правонарушениям, выявлено 13.12.2019 с даты проведения осмотра Управлением принадлежащих Обществу помещений в порядке ст. 27.8 КоАП РФ. Даже если принимать во внимание указанную, как полагает суд при неправильном определении, в протоколе об административном правонарушении дату совершения административного правонарушения – 13.12.2019, на дату привлечения судом Общества к административной ответственности срок привлечения истек.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Довод Общества и третьего лица о возврате оборотной тары судом отклоняется в связи со следующим.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом № 171-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема ее производства и (или) оборота.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что учет объема оборота алкогольной продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС
Согласно абзацу 17 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ программноаппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота алкогольной продукции должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
Статьей 26 Федерального закона № 171-ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС.
Оборот алкогольной продукции без фиксации в ЕГАИС информации о его объеме является самостоятельным основанием для принятия должностным лицом уполномоченного органа решения об изъятии из незаконного оборота такой алкогольной продукции (абз. 5 пп. 1 п. 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ).
Согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона № 171-ФЗ), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ изъятая алкогольная продукция, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Осуществление Обществом оборота алкогольной продукции без товаросопроводительных документов является достаточным основанием для вывода о том, что такая алкогольная продукция находится в незаконном обороте и на основании части 3 статьи 3.7 КоАП РФ должна быть изъята, а по правилам пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ, абзаца второго пункта 2 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ подлежит направлению на уничтожение.
Возврат третьему лицу оборотной тары, изъятой протоколом изъятия вещей и документов от 13.12.20219 №6-04-29/316ю-219, противоречит требованиям законодательства и не имеет правовых оснований. -
ГОСТ 31711-2012 «Межгосударственный стандарт. Пиво. Общие технические условия» предусматривает, что пиво разливают в потребительскую тару и транспортную тару (бочки), изготовленную из материалов, применение которых в контакте с пивом обеспечивает его качество и безопасность (пункт 5.3.1).
Кроме того, в силу требований ГОСТ 33810-2016 «Межгосударственный стандарт. Бочки металлические для пищевых жидкостей. Технические условия» бочонок (кег): металлическая упаковка, используемая для розлива и доставки потребителю пищевых жидкостей.
Кеги (бочонки) применяют в качестве потребительской и/или транспортной упаковки пива и других алкогольных и безалкогольных напитков, газированных или негазированных, упакованных под давлением (пункт 3.1).
В материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности оборотной тары и право требования ее возврата Журавлевым О.А.
Сам по себе договор аренды от 01.02.2019 не подтверждает принадлежность передаваемых в аренду кег на праве собственности арендодателю (Журавлеву О.А.). Иных документов Журавлев О.А. не представил.
Более того, материалы дела не содержат доказательств, позволяющих идентифицировать изъятые кеги как принадлежащие Обществу, либо третьему лицу. Оборотная тара не маркирована и не индивидуализирована каким-либо образом.
Даты и тексты договоров аренды, представленные Журавлевым О.А. в материалы настоящего дела и в материалы дела, рассмотренного Железнодорожным районным судом о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ, разнятся, объяснений по указанным обстоятельствам Журавлевым О.А. и руководителем общества в судебных заседаниях не даны.
Каких-либо актов о получении от поставщиков алкогольной продукции в многооборотной таре Обществом в материалы дела не представлено.
Оборот алкогольной продукции (пивных напитков, пива в ассортименте, в том числе в оборотной таре, являющейся предметом административного правонарушения, квалифицированного по ч. 2 статьи 14.16 КоАП РФ, осуществлялся Общество в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих ее легальность и производство (товарно-транспортных накладных), что отражено в протоколе об административном правонарушении.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что производители пива (указаны в протоколе об административном правонарушении), поставленного в оборотной таре, осуществляли розлив пива именно в ту оборотную тару, которая была предоставлена самим обществом.
Учитывая изложенное, оборотная тара являются единым с алкогольной продукцией предметом совершения ООО «Пивная компания» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 статьи 14.16 КоАП РФ. Как следствие, решение об уничтожении на основании статьи 25 Федерального закона №171-ФЗ, должно распространяться не только на содержимое оборотной тары - пиво, но и на его упаковку — то есть саму тару.
Доказательств уничтожения алкогольной продукции, в том числе в рамках дела о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ на момент рассмотрения настоящего дела Обществом не представлено. При этом продукция, изъятая по протоколу от 13.12.2019 в рамках административного дела по ст. 14.19 КоАП РФ, является вещественным доказательством и по настоящему спору, поскольку протоколы осмотра и изъятия являются доказательствами по делу об административном правонарушении, приобщены в материалы административного дела.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, не может быть возвращена и подлежит изъятию из незаконного оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 «Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской «Федерации 19.09.2018, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте, направляются судом на уничтожение при отсутствии у него сведений об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении названного имущества по иному, в том числе уголовному, делу.
Таким образом, при отсутствии сведений об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении спорной спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте, по иному делу, данная продукция должна быть направлена судом на уничтожение.
Из материалов дела следует, что изъятая алкогольная продукция в общем количестве 1063 дал передана представителю АО «Росспиртпром» и хранится по адресу: Новосибирская область, г.Новосибирск, ул. Приграничная, д. 1.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
заявление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428), г. Новосибирск Новосибирской области оставить без удовлетворения, ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Алкогольную продукцию, изъятую из незаконного оборота и указанную в протоколе изъятия товаров и иных вещей № 6-04-29/316ю-2019 от 13.12.2019, находящуюся на ответственном хранении по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Приграничная, д. 1, вместе с многооборотной тарой направить на уничтожение.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья В.В.Синцова