ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-16000/20 от 04.03.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело № А03-16000/2020

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено 09 марта 2021 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью «Компания сервисного обслуживания» о взыскании финансовой санкции за непредставление сведений в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», по форме СЗВ-М за отчетные периоды: сентябрь 2017 года, октябрь 2017 года в размере 7 000 руб.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1 по доверенности № 13 от 19.05.2020, диплом АНО ВПО «ААЭП (институт)» № 898 от 01.07.2011, паспорт,

от заинтересованного лица - не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Компания сервисного обслуживания» (далее - ООО «КСО», Общество) о взыскании финансовой санкции за непредставление сведений в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетные периоды: сентябрь 2017 года, октябрь 2017 года в размере 7 000 руб.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ заинтересованным лицом с нарушением срока представлены сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за отчетные периоды – сентябрь 2017 года, октябрь 2017 года. Управление заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим заявлением.

Определением суда от 23.11.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, предусмотренном главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении Общества о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.

Общество представило отзыв на заявление, в котором возражало против его удовлетворения, указав на пропуск шестимесячного срока на обращение в суд с заявлением.

ООО «КСО» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, хотя о времени и месте его проведения было извещено надлежаще. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

ООО «КСО» зарегистрировано в качестве юридического лица и согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионным фондом установлено, что Обществом предоставлены отчеты по форме СЗВ-М с типом «исходная» за сентябрь 2017 г. на 8 застрахованных лиц, за октябрь 2017 г. на 8 застрахованных лиц по истечении установленного срока.

По результатам проверки Пенсионным фондом в отношении ООО «КСО» составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.01.2018 № 032S18180000853, № 032S18180000990, в которых указаны место и время рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения актов проверки Пенсионным фондом 01.03.2018 в отсутствие страхователя приняты решения № 032S19180001603, № 032S19180001602 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в общем размере 8 000 руб.

Пенсионным фондом страхователю выставлены требования № 032S01189643079, № 032S01189643080 с указанием срока добровольной уплаты финансовых санкций в общем размере 8 000 руб. за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования до 27.04.2018.

В связи с тем, что Общество в добровольном порядке уплату финансовых санкций не произвело, 09.08.2018 Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции за непредставление сведений в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), по форме СЗВ-М за отчетные периоды: сентябрь 2017 года, октябрь 2017 года в размере 1 000 руб. (л.д. 11).

15.08.2018 Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-13851/2018 выдан судебный приказ на взыскание с Общества в пользу Пенсионного фонда финансовой санкции в размере 1 000 руб. за непредставление в срок сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды: сентябрь 2017 года, октябрь 2017 года (л.д. 13).

17.05.2019 Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением об исправлении описок в судебном приказе от 15.08.2018 по делу № А03-13851/2018, поскольку было указано на взыскание 1 000 руб., в то время как необходимо было указать 8 000 руб. (л.д. 15).

Определением Арбитражного суда Алтайского края от 28.05.2019 по делу № А03-13851/2018, вступившем в законную силу, в удовлетворении заявления об исправлении описки в судебном приказе от 15.08.2018 по делу № А03-13851/2018 отказано.

В связи с указанными обстоятельствами Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением о взыскании финансовой санкции в размере 7 000 руб., заявив при этом ходатайство о восстановлении срока на взыскание указанной финансовой санкции.

Суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца (в редакции, действовавшей в спорный период), следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2, 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (статья 17 Федерального закона № 27-ФЗ).

Таким образом, указанной нормой закона установлены два состава правонарушения, влекущие привлечение к ответственности страхователя за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей, в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица, а именно:

- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ;

- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

Объективную сторону состава первого правонарушения составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, второго - неполнота и (или) недостоверность индивидуальных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (страхового номера индивидуального лицевого счета, фамилии, имени и отчества, а также идентификационного номера налогоплательщика и т.д.).

Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», в поле «Тип формы» которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн».

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за отчетные периоды – сентябрь, октябрь 2017 года были представлены с нарушением срока.

Таким образом, факт совершения Обществом правонарушения подтверждается материалами дела.

Доказательств, опровергающих доводы заявителя, а также подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствовавших страхователю своевременно представить необходимые сведения, свидетельствующие об отсутствии вины в непредставлении сведений в установленный срок, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности в соответствии со статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Между тем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую 4 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступающей в силу 01.01.2017, с этой даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации суммы санкции учреждение вправе было обратиться в суд с заявлением в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.

Из пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аналогичная позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019.

Как указывалось ранее, Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде финансовой санкции в общей сумме 8 000 руб.

В силу прямого указания в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации Управление должно было обратиться в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. За непредставление сведений за сентябрь, октябрь 2017 года Обществу было выставлено требование со сроком исполнения до 27.04.2018.

Материалами дела подтверждается, что срок обращения в арбитражный суд настоящим заявлением Управлением пропущен.

Однако Управлением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на взыскание спорной суммы штрафа. В обоснование ходатайства указано на то, что Управлением в судебном приказе от 15.08.2018 по делу № А03-13851/2018 была обнаружена описка в сумме задолженности, вместо финансовой санкции в размере 8 000 руб., указана неверная сумма 1 000 руб. 17.05.2019 Управление обратилось в суд с заявлением об исправлении описки, однако суд отказал в удовлетворении заявления. Сам судебный приказ был получен Пенсионным фондом только 29.07.2020.

В силу части 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные АПК РФ или иными федеральными законами, а в случаях, когда процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

Согласно части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами.

Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иными федеральными законами либо арбитражным судом.

Нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить пропущенный срок, следовательно, право оценки этих причин принадлежит суду. Вопрос об уважительности причин пропуска срока, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.

Согласно пункту 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока суду следует оценивать обоснованность доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, и учитывать, что необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий; соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем, чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2010 № 6-П указал, что на судебной власти лежит обязанность по предотвращению злоупотребления правом на судебную защиту со стороны лиц, требующих восстановления пропущенного процессуального срока при отсутствии к тому объективных оснований или по прошествии определенного - разумного по своей продолжительности - периода.

Вопрос об уважительности причин пропуска процессуального срока носит оценочный характер, его разрешение отнесено к компетенции суда, рассматривающего соответствующее ходатайство.

По смыслу указанной нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уважительными причинами пропуска срока признаются такие причины, которые объективно препятствовали участнику процесса своевременно совершить те или иные процессуальные действия.

Пенсионный фонд указал, что в судебном приказе по делу А03-13851/2018 была допущена описка в размере взысканной суммы финансовой санкции.

Между тем, как указал суд в определении от 28.05.2019 об отказе в удовлетворении заявления об исправлении опечатки, судебный приказ был вынесен в соответствии с заявлением Управления о взыскании финансовой санкции в размере 1 000 руб.

Управление с заявлением об исправлении описки обратилось в суд 17.05.2019. Даже если предположить, что ранее этой даты Пенсионный фонд не знал о допущенной им описки в заявлении о выдаче судебного приказа, с настоящим заявлением Управление обратилось в суд 06.11.2020 (л.д. 9), то есть спустя 1 год и 5 месяцев. При этом не имеет значения, когда Управлением был получен сам судебный приказ, поскольку по состоянию на 17.05.2019 Пенсионный фонд уже знал о допущенной в судебном приказе опечатке в части размера финансовой санкции.

Каких-либо обстоятельств, объективно препятствующих Управлению своевременно обратиться в суд с настоящим заявлением с момента обнаружения описки, Пенсионным фондом не приведено, из материалов дела не усматривается.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.

Частью 6 названной статьи предусмотрено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Поскольку информация о движении дела № А03-13851/2018 была опубликована на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», то Пенсионный фонд мог своевременно установить, что в заявлении о выдаче судебного приказа допущена описка, судебный приказ выдан на взыскание 1 000 руб., а не 8 000 руб. и обратиться в суд с заявлением о взыскании недовзысканных финансовых санкций.

Таким образом, оценив доводы заявителя, суд не находит причины пропуска срока на обращение с заявлением о взыскании штрафной санкции уважительными и отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного шестимесячного срока на взыскание с Общества 7 000 руб. финансовых санкций.

Пропуск срока на обращение в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин