ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-16003/20 от 20.01.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

 656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                     Дело № А03-16003/2020

Резолютивная часть решения суда оглашена 20 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 22 января 2021 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора города Заринска Алтайского края о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик 2», г.Заринск Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей

прокурор – Шелудько И.Э. (удостоверение),

от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явился.

УСТАНОВИЛ:

исполняющий обязанности прокурора города Заринска Алтайского края (далее по тексту – заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением  о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Перевозчик 2», г.Заринск Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее по тексту – лицо, привлекаемое к административной ответственности, Общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление мотивировано тем, что ООО «Перевозчик 2» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, отзыв не представило, явку представителя не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проведено в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании представитель заявителя на заявлении настаивал.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Прокуратурой г.Заринска проведена проверка соблюдения требований обществом с ограниченной ответственностью «Перевозчик 2» законодательства в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом на территории города Заринска Алтайского края.

ООО «Перевозчик 2» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19.04.2018 за основным государственным номером <***>, ИНН <***>, по адресу: 659100, <...>. ООО «Перевозчик 2» Южно-Сибирским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами №АК-22-000334 от 22.03.2019. Лицензия действует бессрочно.

В ходе данной проверки в деятельности ООО «Перевозчик 2» установлены нарушения требований законодательства о лицензировании и о безопасности дорожного движения, а именно:

- ООО «Перевозчик 2» план работы по обеспечению безопасности работы транспорта на 2020 год не утвержден, приказ о создании комиссии не издан, контролирующей исполнение данного плана, отсутствуют сведения об исполнении и документы, подтверждающие контроль за исполнением плана, что является нарушением под. «б» п.7 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 №195 (далее – Положение);

- ООО «Перевозчиком 2» не обеспечено проведение занятий с водителем ФИО1 по повышению квалификации, сведения о прохождении водителем занятий по повышению квалификации отсутствовали, документы, подтверждающие проведение стажировки водителя ФИО1 по регулярным городским маршрутам не предоставлены. В ООО «Перевозчик 2» с 11.09.2020 на должность водителя автобуса категории «Д» принят ФИО1, при этом на момент проведения проверки в личном деле ФИО1 отсутствовали:          данные о собеседовании (лист собеседования), сведения, подтверждающие наличие у водителя необходимой квалификации и стажа работы, сведения о медицинском освидетельствовании кандидата в водители. Указанное свидетельствует о нарушении под. «и, м» п.7 Положения;

- ООО «Перевозчик 2» не обеспечило продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не менее 12 часов (продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя ФИО2 в период 19 и 20 сентября 2020г. и 22-24 сентября 2020г.; водителя ФИО3 в период с 15-17 октября 2020г., что является нарушением под. «к» п.7 Положения;

- ООО «Перевозчик 2» не всегда проводит обязательные послерейсовые медицинские осмотры (путевой лист №435 от 22.09.2020 - имеется отметка о допуске 22.09.2020 в 17 час.00 мин. после прохождения предрейсового медицинского осмотра, сведения о прохождении послерейсового медицинского осмотра водителя ФИО2 в путевом листе отсутствует), что является нарушением под. «н» п.7 Положения.

По данному факту в отношении Общества 13.11.2020 и.о. прокурора г.Заринска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы административного дела направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно - процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть, в том числе, юридические лица.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статья 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет лицензию, как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. При этом, к лицензиату предъявляются лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.

В силу статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» выполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 №195 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, которое действовало в момент совершения административного правонарушения.

Согласно п.7 Положения, лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования, в том числе:

б) осуществлять деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения посредством исполнения должностных обязанностей работником, назначенным приказом лицензиата ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшим в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, или в случае, если лицензиат является индивидуальным предпринимателем и прошел указанную аттестацию, посредством исполнения соответствующих обязанностей непосредственно индивидуальным предпринимателем;

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и соответствующих согласно статье 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предъявляемым при осуществлении коммерческих перевозок и (или) перевозок автобусами лицензиата для его собственных нужд профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации, имеющих национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан Российской Федерации) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);

к) соблюдать установленные Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей;

м) проводить предусмотренные порядком прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 328 Трудового кодекса Российской Федерации, стажировки водителей автобусов лицензиата;

н) обеспечивать проведение предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров водителей в порядке, утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами федерального законодательства в области безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Статьей 3 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к одним из которых относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п.5 Правил обеспечения безопасности и перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным        транспортом  и городским  наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих      перевозки автомобильным транспортом  и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении 2 к настоящему приказу (далее - Перечень).

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им  лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им  лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1. 1.2, 1.7 в отношении должностного лица,      ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.

Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.

Согласно ст.20 Федерального закона 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.7 раздела 3 Правил обеспечения безопасности и перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 №7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

Пункт 1.3 Перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденного приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, предусматривает проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

В соответствии со ст.20 Федеральным законом №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств.

Суд считает доказанным факт нарушения обществом вышеуказанных норм.

Таким образом, несоблюдение вышеперечисленных правил со стороны общества является нарушением лицензионных условий.

Вина общества установлена материалами дела, поскольку оно имело возможность для соблюдения вышеуказанного законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по его соблюдению и не оспаривается ООО «Перевозчик 2».

Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения Общества к административной ответственности административным органом не допущено.

Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Административный орган не представил доказательств, что правонарушение совершено Обществом не впервые.

При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также устранение обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, в целях предупреждения совершения новых правонарушений правонарушителем, Обществу следует назначить наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Перевозчик 2» г.Заринск Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной  частью 3 статьи 14.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                   Л.Г.Куличкова