АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@altai-krai.arbitr.ru
г. Барнаул
Дело № А03-16173/2021
Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено 10 марта 2022 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Некрасовой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление водопроводов» (ИНН <***>, ОГРН <***>), с.Шипуново Алтайского края, к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств ФИО1, г.Барнаул, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании незаконным действия, выразившегося в нарушении правил территориальной подведомственности ведения исполнительного производства в отношении ООО «Управление водопроводов» в отсутствие какого-либо распоряжения главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, возглавляющего территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации, признании незаконным и отмене постановления – требования в рамках исполнительного производства № 32267/21/22089-СД, приостановлении исполнительного производства,
при участии представителей:
от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
судебный пристав – исполнитель – ФИО1 (удостоверение).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управление водопроводов» (ИНН <***>, ОГРН <***>), с.Шипуново Алтайского края, (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств ФИО1, г.Барнаул, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании незаконным действия, выразившегося в нарушении правил территориальной подведомственности ведения исполнительного производства в отношении ООО «Управление водопроводов» в отсутствие какого-либо распоряжения главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, возглавляющего территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации, признании незаконным и отмене постановления – требования в рамках исполнительного производства № 32267/21/22089-СД, приостановлении исполнительного производства.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что обжалуемое постановление - требование не соответствует закону в части несоблюдения положений ст. 14, 30, 33, 34 Закон № 229-ФЗ и нарушает интересы заявителя на ведение в отношении него законного исполнительного производства - той службой, к компетенции которой относится ведение исполнительного производства в отношении должника, чей юридический адрес согласно выписки из ЕГРЮЛ находится по дислокации ОСП Шипуновского района. Полагает, что судебный пристав - исполнитель МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП Алтайского края ФИО1 не имела полномочий самостоятельно без постановления главного судебного пристава субъекта Российской Федерации Алтайского края принять и вести исполнительное производство № 32267/21/22089- СД, а следовательно действует незаконно. Отмечает, что судебный пристав - исполнитель ФИО1 не известила о факте передаче исполнительного производства № 32267/21/22089-СД взыскателя, должника орган или должностное лицо, выдавшее исполнительный документ.
Судебный пристав представила отзыв на заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие не явившегося представителя заявителя.
В судебном заседании судебный пристав-исполнитель просила отказать в удовлетворении заявления.
Изучив материалы дела, выслушав судебного пристава-исполнителя, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств находится сводное исполнительное производство №32267/21/22089-СД в отношении должника ООО «Управление водопроводов» о взыскании задолженности на общую сумму 71 395 006,56 руб.
В связи с установлением имущественного положения должника 28.10.2021 в рамках сводного исполнительного производства № 32267/21/22089-СД вынесено постановление — требование о предоставлении документов.
На текущую дату постановление-требование исполнено в полном объеме.
ООО «Управление водопроводов», полагая, что действия судебного пристава-исполнителя и постановление – требование в рамках исполнительного производства №32267/21/22089-СД, являются незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом действий (бездействия), постановления судебного пристава незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
В силу статей 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон № 118-ФЗ) на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 12 и статьи 13 Федерального закона № 118-ФЗ, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Задачами исполнительного производства, в соответствии со статьей 2 Закона № 229-ФЗ, являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 4 Закона № 229-ФЗ, исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Из материалов дела следует, что в МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств находится сводное исполнительное производство №32267/21/22089-СД в отношении должника ООО «Управление водопроводов» о взыскании задолженности на общую сумму 71 395 006,56 руб.
Согласно пунктам 1, 7, 8 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 8 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в возбуждении исполнительного производства установлен частью 1 статьи 31 Федерального закона № 229-ФЗ.
Таким образом, при принятии решения о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает отсутствие оснований, являющихся препятствием к возбуждению производства.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 229-ФЗ, если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и материалами дела подтверждается, что местом нахождения должника является с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края.
В силу части 5 статьи 33 Закона № 229-ФЗ после установления местонахождения должника, его имущества судебный пристав-исполнитель:
1) продолжает исполнительное производство, если должник, имущество должника находятся на территории, на которую распространяются его полномочия, или имеются обстоятельства, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
2)передает исполнительное производство на исполнение в другое подразделение судебных приставов в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частями 7 — 7.2 настоящей статьи.
Порядок передачи в межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств (далее по тексту - МОСП по ОВИП) исполнительных документов и исполнительных производств установлен разделом 8 Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности межрайонных структурных подразделений территориальных органов ФССП России, на которые возложены задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Законом No 229- ФЗ актов других органов и должностных лиц в части организации исполнительного производства, утвержденных приказом и.о. директора ФССП России 19.08.2015 N 0001/10 (далее – Методические рекомендации). Указанные Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законами № 118-ФЗ и № 229-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», приказом Минюста России от 21.05.2013 № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов», по смыслу которых наряду с закреплением в положении о МОСП по ОВИП категорий исполнительных документов и исполнительных производств, которые подлежат исполнению в данном отделе постоянно, распоряжением руководителя территориального органа ФССП России производится закрепление дополнительных категорий исполнительных документов и исполнительных производств, передача которых актуальна в текущем периоде и перечень которых может быть пересмотрен в зависимости от складывающейся ситуации (пункт 7.1) и учетом служебной нагрузки судебных приставов-исполнителей МОСП по ОВИП (раздел 6).
Согласно пункту 8.1 Методических рекомендаций информация о категориях исполнительных производств, подлежащих исполнению в МОСП по ОВИП, размещается на Интернет-сайте территориального органа ФССП России.
В пункте 7.2 Методических рекомендаций закреплен перечень исполнительных документов и исполнительных производств, подлежащих исполнению работниками МОСП по ОВИП, который формируется по установленным критериям.
Приказом Управления от 18.06.2021 № 337 утверждено положение о МОСП по ОВИП, в котором определены полномочия отдела.
Согласно пункту 2.2 Положения о МОСП по ОВИП Управления отдел осуществляет исполнение следующих категорий исполнительных производств:
исполнительные производства в отношении Российской Федерации, субъекта (субъектов) Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации в лице их центральных аппаратов; исполнительные производства в отношении стратегического предприятия либо стратегического акционерного общества, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 №1009 и в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 1226-р;
исполнительные производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за преступления, находящиеся на исполнении в подразделениях Управления, расположенных в краевом центре;
исполнительные производства о взыскании штрафов, назначенных в качестве наказания за преступления и правонарушение коррупционной направленности, исполнительные производства о возмещении ущерба, причиненного преступлением коррупционной направленности;
исполнительные производства о возмещении ущерба и (или) морального вреда, причиненного преступлением, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 100 тыс. рублей;
исполнительные производства об исполнении требований судебных актов, вынесенных судами по искам прокуроров или заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации либо постановлениям прокуроров или заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации о возбуждении дел об административных правонарушениях;
исполнительные производства о взыскании в пользу предприятий топливно-энергетического комплекса задолженности за электроэнергию, газ и теплоэнергию, сторонами которых (должник и взыскатель) выступают юридические лица;
исполнительные производства неимущественного характера в интересах участников Великой отечественной войны (приравненных к ним лиц); исполнительные производства о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
исполнительные производства, по которым руководителем Управления получены поручения главного судебного пристава Российской Федерации либо его заместителя о передаче для дальнейшего исполнения в отдел; исполнительные производства о взыскании задолженности в рамках государственных оборонных заказов; исполнительные производства, возбужденные на основании судебных актов, выданных хозяйственными (экономическими) судами Республики Беларусь;
исполнительные производства, взыскателем по которым выступает Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», с суммой взыскания в отношении физических лиц от 1 млн. руб., в отношении юридических лиц от 10 млн. руб.;
исполнительные производства со значительными суммами взыскания, определяются руководителем Управления в зависимости от территориального и административного расположения субъекта Российской Федерации;
иные категории исполнительных производств, имеющие широкий общественный резонанс и социальную значимость с учетом особенностей субъекта Российской Федерации по решению руководителя Управления.
Из материалов дела следует, что Руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю — главным судебным приставом Алтайского края ФИО2 постановлением об определении места ведения сводного исполнительного производства от 21.10.2021 за № 6/21 определено место ведения сводного исполнительного производства в отношении должника ООО Управление водопроводов, ИНН: <***> в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Алтайскому краю.
Запрета на возбуждение и ведение исполнительного производства, в том числе совершение исполнительных действий, направленных на исполнении требований исполнительных документов, не по месту нахождения организации-должника Закон №229-ФЗ не содержит.
При таких обстоятельствах несостоятельны доводы заявителя о нарушении судебным приставом правил территориальной подведомственности ведения исполнительного производства в отношении ООО «Управление водопроводов» в отсутствие какого - либо распоряжения главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, возглавляющего территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Учитывая изложенное, также подлежит отклонению довод заявителя о том, что оспариваемое постановление - требование не соответствует закону в части несоблюдения положений ст. 14, 30, 33, 34 Закон № 229-ФЗ и нарушает интересы заявителя на ведение в отношении него законного исполнительного производства - той службой, к компетенции которой относится ведение исполнительного производства в отношении должника, чей юридический адрес согласно выписки из ЕГРЮЛ находится по дислокации ОСП Шипуновского района.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве», требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, последний применяет меры, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; производить розыск должника, его имущества; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с этим заявитель в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
В рассматриваемом случае заявитель не указал и не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав законных интересов заявителя в предпринимательской или иной экономической деятельности в связи с оспариваемым действием и вынесением оспариваемого постановления.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действие и постановление-требование соответствуют Закону об исполнительном производстве и судебным приставом не допущено нарушений Закона № 229-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Одновременно с заявлением ООО «Управление водопроводов» ходатайствует о приостановлении исполнительного производства №32267/21/22089-СД до момента рассмотрения спора по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Суд, не усматривает правовых оснований для приостановления исполнительного производства №32267/21/22089-СД, в связи с чем, отказывает в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства №32267/21/22089-СД.
Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства №32267/21/22089-СД отказать.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.Г.Куличкова