АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
________________________________________________________________________________656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, (3852) 61-92-78, 61-92-93 (факс)
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-163/2010
26 апреля 2010г.
Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2010г.
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2010г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, с.Угловское Угловского района Алтайского края к Межрайонной ИФНС России №13 по Алтайскому краю, г.Горняк о признании незаконным бездействия налогового органа и об обязании инспекции отразить в лицевом счете налогоплательщика сумму переплаты по НДС в размере 1 525 737 руб.
При участии в заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО2, по доверенности от 16.02.10г., паспорт; - ФИО3, по доверенности от 15.03.10г., паспорт;
от инспекции – ФИО4, , по доверенности №02/01-08/02650 от 08.04.10г., паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края к Межрайонной ИФНС России №13 по Алтайскому краю (далее по тексту – инспекция, налоговый орган, МРИ ФНС России №13 по Алтайскому краю) с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа и об обязании инспекции отразить в лицевом счете налогоплательщика сумму переплаты по НДС в размере 1 525 737 руб.
В качестве правового обоснования признания бездействия налогового органа незаконным заявитель ссылается на положения пункта 3 статьи 78 НК РФ.
В отзыве на заявление налоговый орган в его удовлетворении просит отказать.
Представители заявителя в судебном заседании настаивают на удовлетворении заявленного требования, представитель инспекции возражает против его удовлетворения.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Предприниматель ФИО1 согласно представленным свидетельствам о постановке на налоговый учет находилась на налоговом учете:
-с 28.12.2001г. в ИМНС России по г.Горно-Алтайску,
-с 22.01.2004г. в МРИ МНС России №5 по Алтайскому краю (реорганизована в МРИ ФНС России №12 по Алтайскому краю).
-с 16.09.2004г. в МРИ МНС России №1 по Республике Алтай.,
-с 19.04.2006г. в ИФНС России по г.Таштаголу,
-с 26.06.2007г. и по настоящее время в МРИ ФНС России №13 по Алтайскому краю.
Предприниматель обратилась к МРИ ФНС России №13 по Алтайскому краю с письмом от 17.07.2009г. следующего содержания:
«В соответствии с актом сверки №265 от 28.09.2004 года с Инспекцией МНС России по г. Горно-Алтайску Республики Алтай по НДС у меня на 28.09.2004 года имелась переплата в сумме 1525737,00 рублей. Данный акт сверки №265 от 28.09.2004 года Межрайонная инспекция ФНС РФ №12 по Алтайскому краю направила в Инспекцию ФНС РФ по г.Таштаголу Кемеровской области. В связи с изменением места жительства из Республики Алтай вКемеровскую область документы (акт сверки и справка по форме 39-1) были переданы в Инспекцию ФНС РФ по г.Таштаголу Кемеровской области. Копия письма прилагается. Инспекция ФНС РФ по г.Таштаголу отправила документы (акт сверки и справку формы 39-1) в Межрайонную инспекцию ФНС РФ № 13 по Алтайскому краю. Копия письма прилагается. Прошу Вас отразить на моем лицевом счете по НДС сумму переплаты согласно акта сверки и предоставить новый акт сверки по НДС».
К письму прилагались копия акта сверки по НДС от 28.09.2004г., копия ответа из Межрайонной ИФНС № 12 по Алтайскому краю, копия ответа из Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Алтай, копия ответа из Инспекции ФНС по г.Таштаголу Кемеровской области.
Письмом от 30.07.2009г. МРИ ФНС России №13 по Алтайскому краю сообщила, что при постановке предпринимателя на учет от ИФНС России по г.Таштаголу поступил неполный пакет с документами, а именно отсутствовали справка о состоянии расчетов по форме №39-1 и акт сверки по платежам в бюджет по форме №32-а (краткая). В связи с отсутствием указанных документов нет возможности отразить суммы переплаты по НДС.
Из представленных документов следует, что в связи с частой сменой мест постановки налогоплательщика на учет в 2004г. налоговыми органами не были реализованы отдельные положения регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденные Приказом МНС РФ от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468@.
В соответствии с указанным Регламентом, действовавшим до 01.11.2005г., налогоплательщик проводит сверку расчетов с бюджетом при процедуре снятия с налогового учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую, а должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме 23 (полная), по форме 23-а (краткая), справку о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам по форме 39-1 на основе данных соответствующих информационных ресурсов налогового органа.
Согласно п. 3.3.7 Регламента один экземпляр акта сверки расчетов по форме N 23-а (краткая) с подписью должностного лица отдела работы с налогоплательщиками и визой начальника отдела работы с налогоплательщиками передается налогоплательщику. Второй экземпляр акта сверки расчетов по форме 23-а (краткая) с подписью налогоплательщика, подписью должностного лица отдела работы с налогоплательщиками и визой начальника отдела работы с налогоплательщиками передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту постановки на учет. Третий экземпляр оформленного документа остается в налоговом органе по месту проведения сверки.
Согласно п. 3.5.7 Регламента подписанная и заверенная печатью справка о состоянии расчетов выдается налогоплательщику (его представителю) или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте заказным отправлением с уведомлением.
Составленный с Инспекцией МНС России по г. Горно-Алтайску акт сверки №265 от 28.09.2004 года по форме 23 по НДС, в котором отражена образовавшаяся на 01.01.2004г. переплата в сумме 1525737,00 руб., направлен после 28.09.2004г. в МРИ МНС России №5 по Алтайскому краю (как указано выше, в последующем реорганизована в МРИ ФНС России №12 по Алтайскому краю). Однако содержащиеся в нем сведения не использовались и не были отражены в информационном ресурсе по налогоплательщику, так как он к моменту поступления акта уже сменил место постановки на налоговый учет. В последующем при каждой смене места регистрации налогоплательщик проводил сверки расчетов с бюджетом, а переплату НДС взыскивал в судебном порядке без учета данных о состоянии расчетов на 01.01.2004г. Переплату по НДС в сумме 1525737,00 руб. в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ, до настоящего времени в форме зачета или возврата не истребовал.
Акт сверки от 28.09.2004г. до 23.07.2007г. находился в МРИ ФНС России №12 по Алтайскому краю, 23.05.2007г. минуя МРИ МНС России №1 по Республике Алтай направлен в ИФНС России по г.Таштаголу, Доказательства его направления из ИФНС России по г.Таштаголу в МРИ ФНС России №13 не представлены.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц признаются недействительными (незаконными), если будет установлено их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ст.78 НК РФ, на которую ссылается налогоплательщик, не регулирует вопросы ведения лицевого счета налогоплательщика. Налогоплательщик не указывает, в чем выразилось виновное бездействие налогового органа и, соответственно, за какое бездействие на него может быть возложен риск ответственности за негативные последствия. Не указаны сами негативные последствия.
МРИ ФНС России №13 по Алтайскому краю не несет ответственности за соблюдение сроков проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета или отсутствие сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, суммах переплаты само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Соответственно у суда нет законных оснований давать указания налоговому органу по ведении лицевого счета налогоплательщика.
Кроме того, предметом исследования по настоящему делу не является проверка достоверности данных информационных ресурсов, отраженных в акте сверки №265 от 28.09.2004г.
С учетом изложенного суд отказывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 4, 27, 29, 65, 101-112, 167-170, 197-201, 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный суд, г.Томск течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья С.П. Пономаренко