АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Барнаул Дело № А03-16421/2015
Резолютивная часть решения объявлена 18.12.2015
Полный текст решения изготовлен 25.12.2015
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания, с использованием средств аудиозаписи, секретарем Юдиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Барнаульская горэлектросеть» к государственной инспекции Алтайского края о признании незаконным и отмене предписания № 414 от 01.07.2015, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО1, п. Брагино, Красноярский край,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО2, по доверенности № 8-юр от 20.12.2014,
от заинтересованного лица – ФИО3, по доверенности от 12.01.2015, ФИО4, по доверенности от 12.01.2015,
от третьего лица – не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Барнаульская горэлектросеть» (далее – Общество, АО «Барнаульская горэлектросеть») обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственной инспекции Алтайского края (далее – Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания № 414 от 01.07.2015.
В судебном заседании 17.11.2015 судом в порядке ст. 49 АПК РФ принято к рассмотрению уточненное заявление.
Определением от 24.11.2015 судом в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена ФИО1, п. Брагино, Красноярский край.
В обоснование заявленных требований указано, что между АО «Барнаульская горэлектросеть» и собственниками четырех комнат коммунальной квартиры № 27 жилого многоквартирного дома по ул. Крупской, 99/1 в г. Барнауле на основании ст. 539. п.1 ст. 540 ГК РФ, пп. 71, 73 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от г. № 442) сложились отношения по поставке электрической энергии. Соответствующие комнаты не оборудованы приборами учета потребленной электроэнергии, в связи с чем, собственники осуществляют безучетное потребление энергоресуросов. ФИО1, являясь собственником жилого помещения по ул. Крупской, 99/1-27 в г. Барнауле, при снятии с регистрационного учета не исполнила обязанность, изложенную в подпункте «з» пункта 34 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354, по информированию исполнителя об уменьшении числа граждан, проживающих в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, и тем самым, не создала условий для производства, обоснованного действующим законодательством, перерасчета стоимости электрической энергии за период с марта по май 2015 года. Кроме того, с заявлением о расторжении действующего договора энергоснабжения ФИО1 к заявителю не обращалась, факт неиспользования собственником жилого помещения не является основанием для невнесения платы за коммунальные услуги.
На основании изложенного, заявитель считает, что АО «Барнаульская горэлектросеть» не нарушило законные права собственника жилого помещения по начислению стоимости потребленной электрической энергии.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало, что оспариваемое предписание вынесено с соблюдением требований законодательства, ввиду нарушения Обществом пунктов 56, 57, 58 Правил расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, что выразилось в увеличении количества проживающих в квартире № 27 по вышеуказанному адресу. По данному адресу никто не проживает, не зарегистрирован согласно выписке из домовой книги.
Третье лицо ФИО1 письменный отзыв на заявление не представила.
В судебное заседание 17.12.2015 третье лицо ФИО1 не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом.
На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, привел свои пояснения.
В судебном заседании представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласны, привели пояснения.
В судебном заседании 17.12.2015 судом в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 18.12.2015.
После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе, без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
04.06.2015 в адрес Инспекции поступило письменное обращение ФИО5, проживающей по адресу: ул. Крупской, д. 99\1, кв. 27 г. Барнаула, по вопросу незаконного начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению со стороны АО «Барнаульская горэлектросеть».
В период с 29.06.2015 по 30.06.2015, на основании приказа от 15.06.2015
№ 11-12\1941\1 Инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги по вышеуказанному адресу, исходя из количества проживающих с марта по май 2015 года, в ходе которой установлено нарушение обязательных требований и нормативных актов, в частности, при расчете размера платы за электроснабжение с марта по май 2015 года было неправильно указано количество зарегистрированных в квартире № 27, согласно домовой книги, что является нарушением пунктов 56, 57, 58 Правил расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. В соответствии с пунктом 56, 57, 58 Правил предусмотрено, что начисление платы за соответствующий вид коммунальной услуги должно производиться в соответствии с зарегистрированными гражданами. В данной квартире никто не зарегистрирован.
На устранение данных нарушений Инспекциейв отношении АО «Барнаульская горэлектросеть» выдано предписание № 414 от 01.07.2015.
Не согласившись с Предписанием № 414 от 01.07.2015, заявитель обратился в суд с требованием о признании его незаконным.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Согласно ч.ч. 4,5 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Таким образом, проверка осуществлена и предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах полномочий, предоставленных инспекции.
Управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, Правительством РФ.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, обязанность собственника оплачивать коммунальные услуги, в состав которых входит оплата за электроэнергию, императивно предусмотрена действующим законодательством, вариативность предусмотрена только в способе расчета суммы, подлежащей оплате - по показаниям приборов учета либо из нормативов потребления.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг). Указанными правилами, в частности, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг, норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размер: платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам является граждан использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних ииных нужд, не связанных осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).
В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определении нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего)водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
Согласно пункту 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, нообязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителямкоммунальных услуг и должны вносить оплату, в отсутствие приборов учета, исходя из норматива потребления.
Факт отсутствия в кв. № 27 по адресу: ул. Крупской, д. 99\1, в г. Барнауле прибора учета потребленной электроэнергии, лицами, участвующим в деле, не оспаривается.
Таким образом, на основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Правил N 307 объем поставленной в многоквартирный дом электроэнергии был правомерно определен по нормативам потребления.
При этом, суд учитывает, что ЖК РФ возлагает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (часть 2 статьи 153 ЖК РФ). Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника, а также члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с собственником и нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (часть 3 статьи 31, часть 2 статьи 69 ЖК РФ). Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).
Обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает не с момента регистрации, а с момента заключения договора найма, аренды, возникновения права собственности на жилое помещение, а круг лиц, обязанных уплачивать коммунальные услуги, определен законодательством.
Кроме этого, в жилом помещении могут проживать и пользоваться коммунальными услугами иные лица (временные жильцы), о проживании которых потребитель обязан информировать исполнителя не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (подпункт "ж" пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).
Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, являясь собственником жилого помещения по ул. Крупской, 99/1-27 в г. Барнауле, относится к потребителям коммунальных услуг, обязана в силу закона уплачивать коммунальные услуги. При этом, отсутствие регистрации в квартире, находящейся в собственности, не свидетельствует об освобождении собственника от уплаты коммунальных услуг, а также о том, что она не используется собственником и в ней не потребляется электроэнергия.
В силу части 1 статьи 539 ГК Российский Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно части 1 статьи 540 ГК Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с приведенными выше нормами права с ФИО1, проживающей в названной выше квартире фактически заключен договор энергоснабжения, который в настоящее время в установленном законом порядке не расторгнут.
При снятии с регистрационного учета ФИО1 договор электроснабжения не расторгала, отключение жилого помещения от подачи электроэнергии с участием Общества не производила.
Обязанность информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих в жилом помещении (в том числе временно), не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, предусмотренную пунктом 36 Правил, также не исполнила.
Поскольку ФИО1 в силу закона является потребителем коммунальной услуги в жилом помещении, расположенном по адресу: ул. Крупской, 99/1-27 в г. Барнауле, оспариваемое предписание Инспекции о произведении перерасчета размера платы по электроснабжению за период с марта по май 2015 года вынесено без законных на то оснований.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
Расходы по госпошлине суд относит на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным предписаниеГосударственной инспекции Алтайского края
№ 414от 01.07.2015.
Взыскать с Государственной инспекции Алтайского края в пользуакционерного общества «Барнаульская горэлектросеть», <...> руб. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья В.В. Синцова