АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул
30 декабря 2015г.
Дело № А03-16647/2015
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Долиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Алтайскому краю о признании незаконным решения об исключении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» из Единого государственного реестра юридических лиц, признании недействительной регистрационной записи № 2152235034565 от 02.06.2015,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО3 по доверенности № 22 АА 1494126 от 26.08.2015, паспорт,
от заинтересованного лица – не явился, извещено надлежаще,
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю – ФИО4 по доверенности № 05-27/00135 от 13.01.2014, удостоверение,
от ФИО2 – не явился, извещено надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Алтайскому краю (далее – Инспекция № 8) о признании незаконным решения об исключении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (далее - ООО «Коммунальщик», Общество) из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), признании недействительной регистрационной записи № 2152235034565 от 02.06.2015.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является единственным учредителем ООО «Коммунальщик». В нарушение статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ) решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ заявителем не было получено, в связи с чем ФИО1 был лишен возможности представить свои возражения; решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ было опубликовано налоговым органом с нарушением установленного законом срока; сведения о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом опубликованы не в полном объеме.
Кроме того, ФИО1 указал, что Общество является действующим юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Инспекция № 8 представила отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требований заявителя возражает, указывая на то, что процедура исключения ООО «Коммунальщик» из ЕГРЮЛ проведена в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ, так как Общество отвечало признакам недействующего юридического лица.
ФИО2 и межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю (далее – Инспекция № 15) представили отзывы на заявление, в которых указали, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Представитель Инспекции № 8 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще. На основании ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей Инспекции № 8 и ФИО2
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на удовлетворении заявленных требований. Представитель Инспекции № 15 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
ООО «Коммунальщик» зарегистрировано 10.12.2007 Инспекцией № 8, Обществу присвоен основной государственный регистрационный номер 1072235001354.
Ввиду того, что ООО «Коммунальщик» в течение последних 12 месяцев, предшествующих принятию решения об исключении его из реестра, не представляло документов бухгалтерской и налоговой отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в налоговый орган, не представляло сведений об операциях по открытым банковским счетам, о чем инспекцией составлены справки от 06.02.2015 № 456-С и № 456-О, 06.02.2015 регистрирующим органом принято решение № 8 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение № 8 от 06.02.2015 опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 № 5 (517) от 11.02.2015/17. Одновременно с указанным решением в журнале была размещена информация о том, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, кредиторы или иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, могут в течение 3 месяцев со дня публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении.
02.06.2015 Инспекцией № 8 внесена регистрационная запись № 2152235034565 в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Коммунальщик» об исключении Общества из реестра как фактически прекратившего свою деятельность.
Не согласившись с действиями Инспекции № 8 по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящими заявлением.
Суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решения регистрирующего органа незаконным необходимо установить наличие двух обстоятельств: несоответствие такого решения (действий, бездействия) действующему законодательству и нарушение принятым решением (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация в силу ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения сведений в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе государственную регистрацию юридических лиц. Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа определен ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ.
В соответствии с указанной статьей юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 указанной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицам, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно п. 4 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ, если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято данное решение, и (или) от его кредиторов либо иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением организации из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, указанными выше нормами права установлен порядок уведомления участников гражданского оборота о предстоящем исключении недействующего юридического лица, который должен быть соблюден регистрирующим органом.
Как следует из материалов дела, в связи с не предоставлением ООО «Коммунальщик» налоговой отчетности на основании Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.02.2006 № 32н «Об утверждении формы справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и формы справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов» (далее - Приказ № 32н) инспекцией составлены: справка 456-С от 06.02.2015 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; справка № 456-О от 06.02.2015 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
На основании изложенного и принимая во внимание отсутствие у Инспекции № 8 доказательств, подтверждающих хозяйственную деятельность ООО «Коммунальщик», регистрирующим органом правомерно 02.06.2015 принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Определением от 22.09.2015 суд обязал заявителя представить доказательства, подтверждающие факт осуществления деятельности ООО «Коммунальщик».
Между тем определение суда не выполнено, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих осуществление ООО «Коммунальщик» деятельности в течение года, предшествующего вынесению регистрирующим органом решение от 02.06.2015.
Довод заявителя о том, что Арбитражным судом Алтайского края утверждено мировое соглашение по делу № А03-2578/2011, по которому Общество является кредитором должника - МУП «Волчихинское ЖКХ» судом отклоняется, поскольку указанное свидетельствует только о наличии у должника перед Обществом неисполненной обязанности, но не об осуществлении Обществом хозяйственной деятельности.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 90, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» даны разъяснения, что обычной хозяйственной деятельностью общества с ограниченной ответственностью является деятельность по реализации продукции, приобретению сырья, выполнению работ и др.
Следовательно, включение Общества в реестр кредиторов должника не свидетельствует об осуществлении юридическим лицом фактической хозяйственной деятельности в течение 12 месяцев, предшествовавших его исключению из ЕГРЮЛ.
Как указано выше, пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Органом печати, в котором публикуются сведения о предстоящем исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ, является «Вестник государственной регистрации».
Журнал «Вестник государственной регистрации» представляет собой специализированное печатное издание и выходит в двух видах: печатном и электронном. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 29.07.2011 года, номер свидетельства о регистрации средства массовой информации (электронное издание) - Эл № ФС77-45983, номер свидетельства (печатное издание) - ПИ № ФС77-45807. Электронная версия журнала размещается в сети «Интернет» на сайте www.vestnik-gosreg.ru, при этом опубликованные сведения являются открытыми и общедоступными.
В рассматриваемом случае решение о предстоящем исключении ООО «Коммунальщик» из ЕГРЮЛ № 8 от 06.02.2015 и сведения о порядке и сроках направления заявлений с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, опубликовано 11.02.2015 в журнале «Вестник государственной регистрации» в части 2 № 5 (517) вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица.
Таким образом, публикация решения о предстоящей ликвидации юридического лица произведена в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ; обязанности регистрирующего органа направлять решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в адрес самого юридического лица, кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, Федеральный закон № 129-ФЗ не содержит.
Письмом ФНС России от 09.08.2005 №ЧД-6-09/668@ «О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 № 83-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» до регистрирующих (налоговых) органов для сведения и использования в работе доведены Методические рекомендации по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Закона № 83-Ф3 (далее - методические рекомендации).
Согласно п. З.1.- 3.3. данных методических рекомендаций регистрирующий (налоговый) орган не позднее дня, следующего за днем принятия Решения, направляет сведения об указанном Решении в печатный орган, публикующий сведения о государственной регистрации юридических лиц - журнал «Вестник государственной регистрации». Для соблюдения трехдневного срока публикации решений о предстоящем исключении регистрирующий (налоговый) орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о Решении в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». Указанные сведения публикуются в номере журнала «Вестник государственной регистрации», выходящем в среду следующей недели. Направление сведений о решении о предстоящем исключении осуществляется в электронном виде путем заполнения электронной анкеты. Программное обеспечение формирования электронных анкет с идентификацией пользователя и шифрованием передаваемых данных предоставляется редакцией журнала «Вестник государственной регистрации». Сформированный указанным программным обеспечением файл, содержащий сведения о решении о предстоящем исключении, с использованием Интернет-технологии направляется в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации».
Направленные регистрирующим (налоговым) органом сведения о решении о предстоящем исключении публикуются в специальном разделе журнала «Вестник государственной регистрации».
В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (пункт 3 статьи 21.1 Закона о регистрации). При этом форма размещения в журнале «Вестник государственной регистрации» этих сведений определяется редакцией журнала.
Доводы заявителя о нарушении сроков опубликования решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ судом отклоняются, поскольку решение о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ было принято Инспекцией № 8 06.02.2015 в пятницу, последний рабочий день недели. Решение о предстоящем исключении было опубликовано в течение трех рабочих дней (11.02.2015) с момента принятия такого решения, при этом Инспекция правомерно не включает в трехдневный срок выходные дни – 07 и 08 февраля 2015 г.
Следовательно, со стороны Инспекции №8 нарушений процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, предусмотренной Законом № 129-ФЗ в части опубликования решения, допущено не было.
В опубликованном решении о предстоящем исключении было указано на то, что в случае, если это решение затрагивает права и законные интересы Общества, кредиторов или иных лиц, то не позднее трех месяцев со дня опубликования решения они могут направить соответствующее заявление в МИФНС России № 8 по Алтайскому краю по адресу: 658670, <...>.
Как указывалось ранее, форма размещения в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений определяется редакцией журнала. Из представленной в материалы дела копии журнала усматривается, что сведения о возможности направления в трехмесячный срок возражений размещено перед перечнем всех решений, принятых регистрирующим органом (л.д. 74-76).
В этой связи подлежат отклонению доводы ФИО1 о том, что Инспекцией не указаны сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права могут быть затронуты в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Поскольку в течение трех месяцев со дня опубликования решения № 8 от 06.02.2015 заявления от Общества, кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, не поступили, регистрирующий орган 02.06.2015 обоснованно внес в ЕГРЮЛ запись № 2152235034565 об исключении ООО «Коммунальщик» как фактически прекратившего свою деятельность.
ФИО1 в рассматриваемом случае не воспользовался своим правом заявить возражения в установленный трехмесячный срок с момента публикации решения о предстоящем исключении ООО «Коммунальщик» из ЕГРЮЛ.
Таким образом, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ признаков недействующего юридического лица Инспекцией № 8 правомерно внесена запись в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица.
Оснований полагать, что на момент вынесения регистрирующим органом решения и внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ, как и в настоящее время ООО «Коммунальщик» осуществляет производственную и иную хозяйственную деятельность, у суда не имеется, из материалов настоящего дела не следует.
Доводы заявителя о том, что публикация решения о предстоящем исключении Общества из ЕГРЮЛ не содержала всей предусмотренной законом информации, отклоняются судом по следующим основаниям.
Заявитель указал, что при опубликовании сведений в журнале "Вестник государственной регистрации" Инспекцией не указаны адрес (место нахождения) юридического лица, код постановки на учет (КПП), государственный регистрационный номер записи.
Состав сведений, публикуемых в журнале «Вестник государственной регистрации», утвержден приложением № 2 к Приказу Федеральной налоговой службы России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@. В соответствии с разделом 2 указанного приложения, сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, направляемые налоговыми органами для публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» включают в себя: наименование регистрирующего органа; адрес регистрирующего органа; полное наименование юридического лица; ОГРН и дата его присвоения (при наличии); сведения о регистрации юридического лица до 1 июля 2002 года (в случае отсутствия ОГРН): регистрационный номер и дата регистрации; ИНН юридического лица (при наличии); номер решения о предстоящем исключении; дата решения о предстоящем исключении; сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Форма размещения в Журнале определяется редакцией журнала «Вестник государственной регистрации».
Между тем, заявителем не учтено, что согласно Приложению 32 к Приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ указанные им сведения обязательны при предоставлении для публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" сведений о прекращении деятельности юридических лиц (пункт 2 раздел I Приложения).
В рассматриваемом случае речь идет не о прекращении деятельности юридического лица, а об исключении Общества, как недействующего лица из ЕГРЮЛ.
К сведениям о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лиц из ЕГРЮЛ, направляемым регистрирующим органом для публикации в журнал "Вестник государственной регистрации", сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, коде постановки на учет (КПП), государственном регистрационном номере записи не относятся.
В связи с этим Инспекцией № 8 опубликованы все предусмотренные законом сведения в отношении Общества.
Суд находит правомерным возражения заинтересованного лица о том, что основания для привлечения ООО «Коммунальщик» к налоговой ответственности по ст. 119 Налогового Кодекса РФ отсутствуют, поскольку состав правонарушения по данной статье составляет непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Как следует из справки №456-0 от 06.02.2015, последняя дата предоставления документов отчетности 28.03.2013, следовательно, налоговый орган не имел правовых оснований для привлечения Общества к ответственности в рамках ст. 119 НК РФ, ввиду непредставления юридическим лицом налоговых деклараций в течение последних 12 месяцев.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования ФИО1 полностью отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин