АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
___________________________________________________________________________
656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр-т Ленина 76, (385-2) 61-92-96,61-92-93 (факс)
http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело №АОЗ-16661/06-31
Резолютивная часть решения оглашена 29 марта 2007г.
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2007г.
Судья Арбитражного суда Алтайского края Кальсина А.В., при личном ведении протокола рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Сибирь-Полиметаллы», с.Потеряевка Рубцовского района
к Межрайонной ИФНС РФ №12 по Алтайскому краю, г.Рубцовск
о признании частично недействительным решения
и встречному заявлению о взыскании 555 829 руб. 76 коп. штрафных санкций.
При участии в судебном заседании представителей сторон:
от общества - ФИО1 – начальника юротдела, по доверенности от 09.01.07г.;
ФИО2 – по доверенности от 20.02.07г.;
ФИО3 – по доверенности от 20.02.07г.;
ФИО4 – по доверенности от 20.02.07г.;
от инспекции – ФИО5 – главного госналогинспектора, по доверенности от 20.02.07г. №03469;
ФИО6 – главного госналогинспектора, по доверенности от 05.10.06г. №14777;
ФИО7- главного госналогинспектора, по доверенности от 23.03.07г. №05154.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Сибирь-Полиметаллы» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю о признании недействительным решения инспекции № РП-2111-12в от 27.09.06г. «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговго правонарушения», с учетом уточнений, в части предложения уплатить НДС в сумме 12 625 694 руб., пени по нему – 33 780,20 руб., налог на прибыль – 106 049 руб., пени по нему – 21 401,17 руб., а также привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 537 615,80 руб. и по налогу на прибыль 17 520,40 руб.
Определением суда от 29.01.07г. принято к производству встречное заявление Межрайонной ИФНС РФ №12 по Алтайскому краю, к открытому акционерному обществу «Сибирь-Полиметаллы», о взыскании 555 829 руб. 76 коп. штрафных санкций, исчисленных на основании оспариваемого решения.
Рассмотрение дела откладывалось для представления дополнительных доказательств и их анализа.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дел, проверив расчеты, суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество «Сибирь-Полиметаллы» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, регистрационный номер 1022200864510, ИНН <***>.
Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Сибирь-Полиметаллы» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003г. по 31.12.2005г.
По окончании проверки был составлен Акт №АП-2111-12в от 26.07.2006г.
Руководствуясь ст. ст. 31, 101 НК РФ, Межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю было вынесено Решение №РП-2111-12в от 27.09.2006г. о привлечении налогоплательщика за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности., предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога:
-налога на прибыль - 17 520 руб. 40 коп. /87 602 руб. 00 коп. х 20%/;
-налога на имущество организаций - 693 руб. 56 коп. /3 467 руб. 82 коп. х 20%/;
-налога на добавленную стоимость - 537 615 руб. 80 коп. /2 688 079 руб. 22 коп. х
20%/.
ОАО «Сибирь-Полиметаллы» было направлено требование об уплате налоговой санкции. Срок исполнения требования установлен 18.10.2006г.
До настоящего времени штрафные санкции не уплачены. Это и послужило основанием для обращения со встречными требованиями о взыскании сумм штрафа в судебном порядке.
В судебном заседании было установлено, что в ходе проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль , инспекцией была установлена неполная уплата налога на прибыль в 2003 г. в сумме 106 049 руб. 00 коп .
Занижение допущено, по мнению инспекции, в результате занижения налогооблагаемой базы на 441 874 руб. за счет завышения в декларации суммы убытка, полученного в предыдущих налоговых периодах.
Инспекция полагает, что общество нарушило порядок формирования и переноса убытков на будущие периоды, установленный ст. 283 НК РФ, п.п. 3,4 ст.10 Федерального Закона от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ.
Как установлено п.п. 3,4 ст.10 Федерального Закона от 06.08.2001 г. № 110-ФЗ, при определении величины убытков, которые могут быть перенесены на будущее, принимаются, в частности, понесенные предприятием убытки, определенные до 01.01.2002г. в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991г. №2116-1 «О налоге на прибыль», от реализации продукции (работ, услуг) за исключением отдельных видов убытков, с учетом суммы балансовой прибыли отчетного периода.
Сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшающая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действующим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации признается убытком в целях налогообложения и переносится на будущее в порядке, установленном статьей 283 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 283 НК РФ для уменьшения налоговой базы на сумму убытков прошлых налоговых периодов необходимо соблюдения ряда условий:
-совокупная сумма переносимого убытка в отчетном (налоговом) периоде
не должна превысшать 30% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст.274 НК РФ;
-перенос убытка, осуществляется последовательно;
-перенос убытков на будущее производится в той очередности, в которой они
понесены;
-документы, подтверждающие объем понесенного убытка, должны быть сохранены Обществом и исследованы налоговым органом.
Судом установлено, что все указанные условия Обществом были соблюдены.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для доначисления налога на прибыль в размере 106 049 руб., пени по нему – 21 401,17 руб., а также привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ в размере 17 520,40 руб.
Инспекцией была установлена неполная уплата налога на имущество организаций в 2003 г. в сумме 4 902 руб. 00 коп. в результате занижения налогооблагаемой базы на 245 105 руб.
Как усматривается из материалов проверки, ОАО «Сибирь-Полиметаллы» нарушило порядок определения объекта налогообложения налогом на имущество организаций, установленный ст. 2 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий и организаций» №2030 от 13.13.1991г. В расчете среднегодовой стоимости имущества допущено несоответствие данным бухгалтерского учета по счетам 10 «Материалы», 97 «Расходы будущих периодов».
Тем самым объект налогообложения - среднегодовая стоимость имущества за 2003г. занижен в отчетности на 245 105 руб., что повлекло занижение в расчете налога на имущество, подлежащего уплате в бюджет на 4 902 руб.
Указанное нарушение установлено путем сопоставления данных главной книги и налоговых деклараций.
Возражений по указанному эпизоду обществом не заявлено.
Сумма штрафа, исчисленная по п.1 ст. 122 НК РФ по налогу на имущество составила 693 руб. 56 коп.
Федеральным Законом от 04.11.2005г. №137-ФЗ « О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», вступившим в силу с 01.01.2006г., изменен ранее действующий порядок взыскания, по упомянутым обязательным платежам и санкциям.
В силу пункта 7 статьи 114 НК РФ ( в ред. ФЗ №137-ФЗ), налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя ( его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в случае если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика - индивидуального предпринимателя, не превышает 5 000 рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию – 50 000 рублей, по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2006г. законом не предусмотрен судебный порядок взыскания штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, в пределах установленных пунктом 7 статьи 114 НК РФ ( в ред. ФЗ №137-ФЗ) .
Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 20 февраля 2006г. №105 « О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального Закона от 04.11.2005г. №137-ФЗ « О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», разъяснено, что в случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Таким образом, в силу п.1. ч.1 ст.150 АПК РФ и с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006г. №30, производство по делу в части взыскания штрафа по налогу на имущество в сумме 693 руб. 56 коп. прекращается.
По аналогичным обстоятельствам суд прекращает производство по делу в части взыскания штрафа п.1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль в размере 17 520,40 руб.
При проверке правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, инспекцией была установлена не полная уплата налога на добавленную стоимость в сумме 12 625 694 руб .
-507 руб. 00 коп. - в результате занижения налогооблагаемой базы за 4 квартал 2004 г. на 2 815 руб. (2 815 х 18%=507).
Инспекцией было установлено, что ОАО «Сибирь-Полиметаллы» за 4 квартал2004г. невключило сумму выручки от реализации собственной продукции - партии руды вколичестве 0,5 тонн, таможенной стоимостью 2 815 руб.
Суд считает, что данный вывод сделан инспекцией без учета обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Включив партию руды 0,5 т. таможенной стоимостью 2 815 рублей в объект налогообложения по НДС налоговый орган не учел, что данная продукция была направлена в Казахстан не как реализация, а как проба для лабораторных исследований в организацию, имеющую специальное оборудование и возможность для проведения исследований и разработки технологической схемы обогащения руды соответствующими реагентами для получения определенных схемой элементов.
Данный факт отражен в приложении к таможенной декларации.
Направление руды в качестве пробы для лабораторных исследований является необходимой и неизбежной составной производственного процесса предприятия.
Общество не получало денежные средства за данную партию руды, а стоимость в размере 2 815 рублей была определена только исключительно в целях таможенного оформления в соответствии с Таможенным Кодексом РФ.
Согласно ст. 39 НК РФ, реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Наличие реализации товара опровергается материалами дела.
- 12 625 187 руб. 00 коп. – в результате занижения налогооблагаемой базы на 70 139 930 руб. (70 139 930 х 18% = 12 625 187).
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС на основании п.п, 3 п. 1 ст. 146 НК РФ. Налоговая база при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).
Дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии с п. 10 ст. 167 НК РФ определялась в 2003-2005г. как день принятия на учет (ввода в эксплуатацию) соответствующего объекта капитальным строительством.
Пунктом 16 ст. 1 Федерального закона № 119-ФЗ от 22.07.2005 г. установлено, что моментом определения налоговой базы по строительно-монтажным работам для собственного потребления, выполненным за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г., не законченным в 2005 г. (налоговая база переходного периода) является 31.12.2005г.
Инспекция сочла, что ОАО «Сибирь-Полиметаллы» нарушило порядок определения налоговой базы по НДС, установленный п.п. 3 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 159 НК РФ. и при исчислении налоговой базы по НДС но мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта и налоговой базы переходного периода 2005г. не полностью учтены суммы фактических расходов, произведенные ОАО «Сибирь-Полиметаллы» при осуществлении строительства.
А именно:
l. He полностью включена в налоговую базу стоимость материалов, использованных подрядчиками на давальческой основе, фактически приобретенных и списанных на капитальное строительство. Тем самым занижена налоговая база за налоговые периоды 2005г. на сумму 59 464 006 руб .
2.ОАО «Сибирь-Полиметаллы» не включило в налоговую базу за август 2005 г. 2 344 789 руб. - сумму общехозяйственных расходов на обслуживание строительства сторонними организациями.
3.ОАО «Сибирь-Полиметаллы» не полностью включило в налоговую базу за налоговые периоды 2005г. стоимость работ и услуг сторонних организаций по строительству объектов (автоуслуг, услуг по аренде, услуг по энергоснабжению), списанную на основании договоров и актов выполненных работ. Тем самым занижена налоговая база за налоговые периоды 2005г. на сумму 8 331 135 руб.
Суд находит обоснованной позицию налогоплательщика о неправомерности выводов инспекции о доначислении НДС в силу следующего.
Согласно п. 2 ст. 159 Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ , исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
При этом законодательством Российской Федерации о налогах и сборах понятие «выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления» не определено.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Таким образом, в целях определения понятия «строительно-монтажные работы для собственного потребления» следует руководствоваться определениями, содержащимися в нормативных актах Госкомстата России.
В соответствии с п. 18 Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятия (утв. Постановлением Госкомстата России от 24.12.2002 N 224 (в ред. от 14.01.2004), по строке 36 формы N 1-предприяие «Основные сведения о деятельности предприятия» показывается стоимость строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом.
К строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, относятся работы , осуществляемые для своих нужд собственными силами не строительных организаций, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.
При этом, в соответствии с п.4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации.
Таким образом, налоговой базой по СМР для собственных нужд является стоимость результатов деятельности налогоплательщика , к которой стоимость материалов не относится.
На основании изложенного затраты на приобретение материалов не могут входить в налоговую базу по НДС, формируемую согласно п. 2 ст. 159 НК РФ.
Налоговый орган не опровергает факт осуществления Обществом раздельного учета затрат на счете 08 субсчет 3 «Строительство объектов основных средств» в части затрат по выполненным работам собственными силами (хозспособом) и выполненными подрядными организациями.
Материалы, переданные в переработку подрядным организациям отражались и учитывались в затратах по строительству в момент получения справки о стоимости выполненных работ (формы КС-3), где справочно и указывалась стоимость переработанных материалов.
Передача строительных материалов подрядным организациям оформлялась в соответствии со ст.9 Законом от 21.11.1996 №129-ФЗ накладными о передаче материалов на давальческую переработку. По итогам выполненных работ составлялся акт сверки переданных материалов и использованных подрядчиком.
По окончании строительства затраты на переработку и стоимость материалов увеличивают первоначальную стоимость объекта строительства и соответственно увеличивают налоговую базу по налогу на имущество.
Нормами гл. 21 НК РФ прямо не предусмотрена обязанность налогоплательщиков учитывать суммы общехозяйственных расходов при определении налоговой базы по СМР для собственного потребления, выполненным собственными силами, а в п.2 ст. 159 НК РФ не определено, что понимается под фактическими расходами на выполнение строительно-монтажных работ.
Из анализа норм Налогового Кодекса РФ следует, что в тех случаях, когда законодатель предполагает необходимость определения сумм налога расчетным путем, он специально на то указывает (в частности, об этом свидетельствует ст. 170 НК РФ, предполагающая необходимость составления пропорции при определении суммы налога, подлежащей вычету).
Отсутствие прямого указания на необходимость, а также на способ и методику распределения расходов в целях исчисления налоговой базы при проведении строительно-монтажных работ указывает, что такая обязанность у налогоплательщика отсутствует, так как он несет обязанность только в том случае, если это предусмотрено налоговым законодательством.
При таких обстоятельствах, с учетом положений п.7 ст. 3 НК РФ, суд приходит к выводу о необоснованном доначислении НДС в сумме 12 625 187 руб. 00 коп.
Госпошлину, согласно ст.ст. 101,110 АПК РФ, суд относит на сторон. пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст.ст.29,65,110,156,167-171,176,177,197-201,212-216,319Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Первоначальные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение МИФНС РФ №12 по Алтайскому краю, №РП-2111-12в от 27.09.06г. «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», вынесенное в отношении ОАО «Сибирь-Полиметаллы», Рубцовского района, в части предложения уплатить НДС в сумме 12 625 694 руб., пени по нему – 33 780,20 руб., налог на прибыль – 106 049 руб., пени по нему – 21 401,17 руб., а также привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ по НДС в размере 537 615,80 руб. и по налогу на прибыль 17 520,40 руб., как несоответствующее гл.гл. 21, 25 НК РФ.
Производство по встречному требованию в части взыскания штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ по налогу на прибыль 17 520,40 руб. и налогу на имущество – 693,56 руб. прекратить.
В остальной части отказать.
Взыскать с МИФНС РФ №12 по <...>, в пользу ОАО «Сибирь-Полиметаллы» 2 000 руб. – расходов по уплате госпошлине.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке.
Судья Арбитражного суда
Алтайского края А.В.Кальсина