ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-16668/09 от 23.12.2009 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-16668/2009

23 декабря 2009 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Сибирского управления государственного железнодорожного надзора, г.Новосибирск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Терминал», г.Бийск

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,

при ведении протокола заседания судьей Дружининой Н.М.,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Архиповой Н.А., доверенность от 09.04.2009г. №19,

от заинтересованного лица – Калясина Е.В., доверенность от 19.12.2009г.,

У С Т А Н О В И Л:

Сибирское управление государственного железнодорожного надзора, г.Новосибирск (далее – заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Терминал», г.Бийск (далее – заявитель, Общество, ООО «Терминал») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В обоснование заявленных требований указало, что Общество, в  нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 08.02.2002г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.03.2006г. №134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте», осуществляет выгрузку опасных грузов для производственных целей без лицензии. 

Согласно представленному отзыву на заявление, основным видом экономической деятельности Общества является оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов предприятиям, которые являются собственниками нефтепродуктов. Для выполнения данной производственной деятельности ООО «Терминал» арендует склад нефтепродуктов и подъездной путь. На эксплуатацию вышеуказанных объектов Обществом получена лицензия от 05.08.2008г. №ВП-63-001103(Н). Полагая, что указанной лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов достаточно, просило отказать в удовлетворении заявления.

В судебном заседании представитель Управления на заявленных требованиях настаивал, поскольку сам факт осуществления Обществом погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железной дороге без лицензии на данный вид деятельности образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. По его мнению, имеющаяся у Общества лицензия позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы без оформления дополнительных документов. Кроме того, Управлением не доказан сам факт осуществления ООО «Терминал» погрузочно-разгрузочных работ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Управления и Общества, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 17.11.2009г. Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора проведена выборочная проверка объектов железнодорожного транспорта ООО «Терминал», в том числе, железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Бийск Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «ТЖД», на предмет соблюдения требований законодательства, нормативных документов, регламентирующих осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В результате проверки составлен акт от 17.11.2009г. №ОГ-21/26, в котором установлен факт осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно: согласно накладных ЭВ 523201, ЭВ 679366, ЭВ 714599, ЭГ 339581, ЭГ 340166, ЭГ 340002, ЭГ 329516, ЭГ 331743 в адрес ООО «Терминал» прибыли вагоны: 21.10.2009г. - №№ 51022606, 53859823, 50000504, 51206621, 51072619, 51765048, 53863577, 50918135, 56755796; 24.10.2009г. - №№ 51760205, 57018533, 57254039; 25.10.2009г. - №№ 51525566, 51273324, 50140128; 16.11.2009г. - №№ 50648161, 51792562, 51023703, 51140861, 57970337, 57976060, 51591709 с опасным грузом – бензин моторный (Аварийная карточка № 305), согласно накладных ЭВ 522974, ЭГ 302329, ЭГ 302170 в адрес ООО «Терминал» прибыли вагоны: 21.10.2009г. - № 57975187; 16.11.2009г. - №№ 56755093, 57352247 с опасным грузом – топливо дизельное (Аварийная карточка №315).

Вагоны подавались на железнодорожный путь необщего пользования ООО «Терминал», где была произведена выгрузка опасного груза силами и средствами ООО «Терминал».

Из объяснений директора ООО «Терминал» Воронкова А.В. от 18.11.2009г., отобранных в ходе административного производства, в среднем, Общество получает и выгружает бензин моторный и дизельное топливо около тридцати цистерн в месяц (л.д. 33).

Согласно справке ООО «Терминал» от 17.11.2009г. объем выгрузки опасных грузов (нефтепродуктов) с 01.05.2009г. по 17.11.2009г. составил 14 790 тонн (л.д. 34), что свидетельствует об осуществлении Обществом погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

При этом лицензия на осуществление данного вида деятельности у ООО «Терминал» отсутствует.

По факту выявленного правонарушения 17.11.2009г. заместителем начальника отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Сибирского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ерлиной А.А. составлен протокол об административном правонарушении №562/ЮЛ.

Протокол об административном правонарушении и материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд считает заявление Управления подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

   Федеральный закон от 08.02.2002г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.

В силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

При осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу пункта 70 части 1 статьи 17 названного Закона.

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007г. №18 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, а постановлением Правительства РФ от 15.03.2006г. № 134 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.

В судебном заседании представитель Общества указал на лицензию, выданную ООО «Терминал» на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии состава правонарушения.

Вместе с тем, сфера действия данной лицензии не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку указанная лицензия разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.

Данный вывод подтверждается также понятием «перевозки опасного груза», данным в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-73-94. Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.

Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994г. № 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.

Таким образом, такие операции, как погрузка и выгрузка грузов, не охватываются понятием «транспортировка» грузов, и являются самостоятельным видом деятельности, требующим соответствующей лицензии.

Довод представителя Общества о недоказанности факта осуществления ООО «Терминал» погрузочно-разгрузочной деятельности судом также отклоняется как несоответствующий материалам дела.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем считает заявление о привлечении ООО «Терминал» к административной ответственности подлежащим удовлетворению.

При определении меры наказания суд учитывает факт совершения правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем находит возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренной санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Сибирского управления государственного железнодорожного надзора удовлетворить.

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Терминал» виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. без конфискации.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Банк плательщика: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области г.Новосибирска

Банк получателя: УФК по Новосибирской области (Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

ИНН: 5407002730

КПП: 540701001

БИК: 045004001

Счет получателя: 40101810900000010001

Код бюджетной классификации: 10611690040040000140

ОКАТО: 50401000000

Выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск или в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского Федерального округа, г.Тюмень.

Судья Н.М. Дружинина