ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-16727/2011 от 14.12.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

14 декабря 2011 года

Дело № А03-16727/2011

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Галеевой М.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению прокурора Рубцовского района, г. Рубцовск

о привлечении муниципального унитарного предприятия «Рубцовское», Рубцовский район, пос. Зеленая Дубрава к административной ответственности,

при участии:

- от заявителя – Брякотиной К.В., удостоверение 103240, выдано 27.01.2011, поручение от 12.12.2011,

- от лица, привлекаемого к ответственности – Городилова В.П., распоряжение от 22.10.2011 № 75-л

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Рубцовского района обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Рубцовское» (далее – предприятие) к административной ответственности.

В обоснование требований указал, что предприятием оказываются услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов без лицензии, обязательное наличие которой предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». По данному факту в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Общество в отзыве на заявление заявленные требования признало в полном объеме. Просит учесть отсутствие угрозы причинения вреда обществу и окружающей среде, незначительный объем и класс опасности вывозимых отходов и признать правонарушение малозначительным.

В судебном заседании представитель заявителя просит требования удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Рубцовского района проведена проверка соблюдения жилищно – коммунальными предприятиями требований законодательства о лицензировании деятельности по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

В ходе проверки установлено, что МУП «Рубцовское» оказываются услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, относящихся к 4 классу опасности, без лицензии на право осуществления данного вида деятельности.

По данному факту 31.10.2011 прокурором Рубцовского района вынесено постановление о возбуждении в отношении предприятия производства об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и материалы проверки направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.

Давая оценку доказательствам, приведенным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд находит заявленные требования обоснованными ввиду нижеследующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Статья 9 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (действовавшего на момент обнаружения правонарушения) понятие «лицензия» определено как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

К таким видам деятельности в силу подпункта 74 пункта 1 названной нормы закона относится деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Порядок лицензирования данного вида деятельности определен Положением «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524.

Статьей 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы, IV класс - малоопасные отходы, V класс - практически неопасные отходы.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 (зарегистрирован в Минюсте от 01.09.2003 № 4107) утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому твердые коммунальные отходы отнесены к 4 и 5 классам опасности ( 91100100 01 00 4 – отходы из жилищ несортированные, 91100200 01 00 5 – отходы из жилищ крупногабаритные).

Из материалов дела следует, что предприятие, оказывая населению услуги по жилищно – коммунальному обслуживанию в п. Зеленая Дубрава Рубцовского района, производит регулярный вывоз твердых бытовых (коммунальных) отходов из мест их образования с целью обеспечения последующих работ по их транспортировке и размещению.

Данная обязанность следует из договоров (пункт 1.3), заключенных между предприятием и собственниками жилья (л.д. 15-24), и договора (пункт 1.1), заключенного между предприятием и МОУ «Зеленодубравинская СОШ» (л.д.25).

Вывозимые предприятием с территории заказчиков твердые бытовые отходы относятся к 4 и 5 классам опасности.

Таким образом, предприятие осуществляет деятельность по сбору твердых бытовых отходов, которая в соответствии с действующим законодательством подлежит лицензированию.

Факт отсутствия соответствующей лицензии установлен материалами дела и предприятием не оспаривается.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ влечет ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Поскольку факт правонарушения подтверждается представленными в судебное заседание материалами, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении, составленным прокурором в рамках предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями, установленными административным законом, и обществом не оспаривается, суд находит основания для привлечения его к административной ответственности.

Предприятию также вменяется в вину осуществление деятельности по вывозу жидких бытовых отходов без лицензии.

Между тем, Федеральным классификационным каталогом отходов класс опасности жидких бытовых отходов: отходов (осадков) из выгребных ям и хозяйственных стоков (код 95100000 00 000), а также отходов из жилищ (код 91100000 00 000) не определен.

Следовательно, для сбора жидких бытовых отходов лицензия не требуется.

Действия предприятия по вывозы жидких бытовых отходов без соответствующей лицензии не образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При определении меры наказания суд учитывает факт совершения правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем находит возможным назначить наказание в минимальном размере санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей право суда при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Предприятием не представлено доказательств исключительности рассматриваемого случая и отсутствия угрозы общественных отношениям, явившихся объектом допущенного нарушения.

Суд также принимает во внимание, что мер, направленных на получение лицензии, предприятием не принимается.

Между тем, осуществление лицензируемого вида деятельности при отсутствии соответствующего разрешительного документа характеризуется высокой степенью общественной опасности.

Руководствуясь ст.ст. 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Рубцовское», зарегистрированное в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 12 по Алтайскому краю 30.01.2009, что подтверждается свидетельством серии 22 № 002743281, ОГРН 1092209000201, ИНН 2269003562, место нахождения – Рубцовский район, пос. Зеленая Дубрава, ул. Школьная, 19, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере сорока тысяч рублей.

Реквизиты получателя штрафа:

УФК по Алтайскому краю (Комитет по финансам администрации Рубцовского района)

Расчетный счет 40101810100000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю г. Барнаул

БИК 040173001

ИНН 2269004679

КПП 220901001

ОКАТО 01238000000

по коду доходов 09211690050050000140

Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.В. Русских