АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-1684/201424 марта 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 19.03.2014
Полный текст решения изготовлен 24.03.2014.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., при ведении протокола судебного заседания, с использованием средств аудиозаписи, секретарем судебного заседания Касимовым Э.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула (ИНН: 2202000, ОГРН: 1022201770381), г. Барнаул, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул, о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Обертасова Н.А., доверенность от 09.01.2014 №08/07, паспорт,
от заинтересованного лица – Воеводина Я.С., доверенность от 31.12.2013 №0245,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – Управление Росреестра) о признании незаконным решения от 20.02.2013 № 01/055/213-577 об отказе в государственной регистрации.
В обоснование заявленных требований указано, что Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края решением от 26.01.2011 обязал администрацию города Барнаула поставить на учет признанное бесхозяйным имуществом гидротехническое сооружение – комплекс очистных сооружений, расположенное в Сухом логу в Индустриальном районе г. Барнаула, на юго-западе в створе дамбы пруда-накопителя по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, стр. 167т, занимающее территорию размером 240*100 кв.м, состоящее из двух идентичных систем очистки, каждая из которых представляет собой котлован, устроенный в земляной выямке длиною 140 м и шириною 30м, с последующим переходом в отстойник длиною 65м и шириною 11 м, выполненное из монолитного железобетона, однако Управление Росреестра отказало в регистрации, сославшись на отсутствие технической документации на указанный объект, чем нарушило пункт 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В отзыве на заявление Управление Росреестра указало, что согласно информации, полученной в порядке межведомственного взаимодействия с филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Алтайскому краю, конструктивные элементы указанного объекта недвижимости демонтированы, либо находятся в разрушенном состоянии, котлован заполнен сточными водами. Сведения о гидротехническом сооружении – комплексе очистных сооружений, расположенном в Сухом логу в Индустриальном районе г. Барнаула, на юго-западе в створе дамбы пруда-накопителя по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, стр. 167т, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Технический документ на объект недвижимости (кадастровый паспорт здания, строения, сооружения) является обязательным приложением к заявлению о государственной регистрации и его непредставление служит самостоятельным основанием для отказа в регистрации.
Представитель Комитета в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования, пояснил, что во исполнение решения Индустриального районного суда г. Барнаула от 26.01.2011 Комитетом был заключен муниципальный контракт с ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на изготовление технического паспорта на объект - комплекс очистных сооружений, расположенный в Сухом логу в Индустриальном районе города Барнаула, который в последствие не был исполнен, поскольку признать данное сооружение объектом недвижимости не представляется возможным.
Посчитав, что признанное бесхозяйным объектом – гидротехническое сооружение – комплекс очистных сооружений, расположенный в Сухом логу в Индустриальном районе города Барнаула, на юго-западе в створе дамбы пруда-накопителя по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 167 т, ранее уже находилось на кадастровом учете, Комитет обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества названное гидротехническое сооружение.
Однако, Управление Росреестра в нарушение пункта 10 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ссылаясь на отсутствие технических документов, отказало в государственной регистрации.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в отзыве на заявления, пояснил, что основанием для отказа в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества – гидротехнического сооружения – комплекс очистных сооружений, явилось отсутствие, согласно уведомления ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в государственном кадастре недвижимости, сведений об указанном объекте. Государственная регистрация права на объекты недвижимого имущества, которые не считаются учтенными, в соответствии Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не допускается.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, Индустриальный районный суд г. Барнаула решением от 26.01.2011, вступившим в законную силу, признал бесхозяйным имуществом гидротехническое сооружение – комплекс очистных сооружений, расположенное в Сухом логу в Индустриальном районе города Барнаула, на юго-западе в створе дамбы пруда-накопителя по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, стр. 167т, занимающее территорию размером 240*100 кв.м, состоящее из двух идентичных систем очистки, каждая из которых представляет собой котлован, устроенное в земляной выямке длиною 140 м и шириною 11 м, выполненное из монолитного железобетона, и обязал администрацию города Барнаула поставить указанный объект на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Во исполнение решения суда Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула 05.11.2013 обратился в Управление Росреестра с целью регистрации постановки на учет указанного объекта недвижимости в качестве бесхозяйного имущества.
В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов Управлением Росреестра было установлено отсутствие кадастрового паспорта объекта недвижимости, в связи с чем 20.12.2013 регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации.
Посчитав, что Управление Росреестра незаконно отказало в государственной регистрации постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, Комитет обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьям 198, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта законам и иным нормативным правовым актам и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 4 Федерального закона № 122-ФЗ указывает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах согласно статье 9 Федерального закона № 122-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Статьей 17 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения).
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона №221-ФЗ).
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастрового паспорта объекта недвижимости (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 221-ФЗ).
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Из материалов дела следует, что в качестве правоустанавливающего документа для регистрации было представлено решение Индустриального районного суда г. Барнаула от 26.01.2011, которым суд признал бесхозяйным имуществом названный ранее объект недвижимости и обязал администрацию города поставить на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию, как бесхозяйное имущество.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил, что при обращении в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, технические документы на объект недвижимости представлены не были ввиду их отсутствия и невозможности изготовления.
Представитель Комитета не оспорил и то, что гидротехническое сооружение – комплекс очистных сооружений, расположенное в Сухом логу в Индустриальном районе города Барнаула, на юго-западе в створе дамбы пруда-накопителя по адресу: г. Барнаул, ул. Попова, 167т, не состоит на кадастровом учете.
Следовательно, гидротехническое сооружение – комплекс очистных сооружений является не учтённым объектом.
В связи с этим, не состоятелен довод представителя Комитета о том, что в соответствии с частью 10 статьи 33 Федерального закона №122-ФЗ, после 01.01.2013 не требуется представление кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества, поскольку указанное требование распространяется только на случаи, когда ранее кадастровый паспорт уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, отказ Управления Росреестра в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества является правомерным.
Руководствуясь статьями 192-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Комитету по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула в удовлетворении заявления о признании решения от 20.12.2013 № 1/055/2013-577 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об отказе в государственной регистрации гидротехнического сооружения незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через канцелярию арбитражного суда Алтайского края.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.М. Дружинина