АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: a03.info@arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.БарнаулДело № А03-17053/2017
22 января 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2018
В полном объеме решение изготовлено 22 января 2018
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой Е..А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю». (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул Алтайского края, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул Алтайского края, об обязании возвратить из соответствующего бюджета 118 649, 15 руб., излишне уплаченные в качестве платы за негативной воздействие на окружающую среду за 2016 год,
при участии в заседании представителей сторон:
от истца – ФИО1, по доверенности №718/1-140 от 09.01.2018, удостоверение; ФИО2, по доверенности №718/1-134 от 18.12.2017, паспорт;
от ответчика- ФИО3, по доверенности №16 от 27.04.2017, удостоверение; ФИО4, по доверенности №18 от 27.04.2017, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» (далее Истец, ФГКУ «УВО ВНГ России по Алтайскому краю») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Управлению Федеральной службы но надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее по тексту – Ответчик, Управление Росприроднадзора) с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, об обязании возвратить из соответствующего бюджета 118 649, 15 руб., излишне уплаченные в качестве платы за негативной воздействие на окружающую среду за 2016 год, поскольку заявителем не оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления.
Управление Росприроднадзора в отзыве на исковое и его представители в судебном заседании просят отказать в удовлетворении заявленного требования. Полагает, от деятельности Истца образуются отходы, поэтому на нем лежит обязанность по оплате их размещения (хранения, захоронения) за исключением твердых коммунальных отходов (ТКО), плату за размещение которых вносят соответствующие операторы.
В судебное заседание представители Истца настаивали на удовлетворении требований.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
Согласно ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ) лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, которым признается календарный год, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, то есть за 2016 год - до 01.03.2017.
В период с I квартала 2016 года по IV квартал 2016 года Истец (до реорганизации Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю») внесло в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде ежеквартальных авансовых платежей: плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (КБК 04811201010016000120) в сумме 5 849,58 руб. и плату за размещение отходов производства и потребления (КБК 04811201040016000120) в сумме 117 488.50 руб.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что начислены взносы за выбросы в атмосферу за 2016 в сумме 4688,93 руб., оплатили 5849,58 руб., т.е. излишне 1160, 65 руб. По филиалам переплата 2014,84 руб., недоплата 854,19 руб., разница 1160,65 руб.; за размещение отходов перечислили 117488,50 руб. Итого 123 338,08 руб. (117488,50+5849,58). Просят вернуть 116 634,31 руб. за размещение отходов (117 488,50 руб.- 854,19 руб.) и 2014,84 руб. переплаты за выбросы в атмосферу, т.е. 118 649,15 руб. Полагает с 01.01.2016 не должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Истец направил в Управление Росприроднадзора претензионное письмо с требованием оформить акт сверки расчетов по плате и оформить возврат излишне выплаченных авансовых платежей за 2016 год. Претензией от 08.08.2017 №718/1-1124 в адрес Ответчика Истец повторно заявил требование о возврате суммы 118 649,15 руб.
В ответе Ответчик настаивал на необходимости оплаты Истцом за негативное воздействие на окружающую среду.
Представители ответчика признали правильность представленных расчетов. Со ссылкой на Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 октября 2017 г. N 09-29/27331 "О расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО" подтвердили, что не исчисляется и не взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (ТКО) за 2016 и 2017 годы.
Федеральным законом об охране окружающей среды N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения закреплены также ч. 4, 5 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):
- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;
- плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 (далее Критерии).
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Таким образом, законодательством с 01.01.2016 не предусматривается взимание платы за установленные в статье 16 Закона N 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. К указанным объектам согласно пункту 6 части IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:
- наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
- отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 N 780).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т.д.
Освобождение, которое предусмотрено в пункте 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ, является безусловным, поскольку объекты IV категории наносят окружающей среде минимальный вред.
Согласно Письмам Росприроднадзора от 14.10.2016 N 0Д-06-01-35/21270, от 21.02.2017 N АС-06-02-36/3591 освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории.
Заявитель получил свидетельство №АO4СQ2Z3 от 19.01.2017 о постановке свих объектов, наносящих минимальный вред окружающей среде, на государственный учет как IV категории в порядке, предусмотренном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.
Следовательно, если на объекте его деятельности образуются отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, но при этом отсутствуют виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях, субъект, владеющий такими объектами и их эксплуатирующий, не уплачивает платежи за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, за операторов по их обращению и размещению.
Данный вывод согласуется с судебной практикой (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2018 г. N 07АП-10888/17).
К операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно Истец не относится.
Уплаченные платежи не могут быть отнесены Управлением Росприроднадзора к платежам за операторов по размещению отходов, так как они в установленном порядке не введены, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, сборы (статья 57 Конституции РФ). Соответственно ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать за других лиц платежи, не предусмотренные Законом N 7-ФЗ и при отсутствии утвержденных тарифов, в которые должны включаться платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ч. 2 ст. 16.5 Закона N7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить млату, или зачету в счет будущего отчетного периода.Зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.
При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь статьями 110 (ч.1), 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай возвратить Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» из соответствующего бюджета излишне внесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 118 649,15 руб.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул Алтайского края в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул Алтайского края 2000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо, обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья С.П. Пономаренко