АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.(3852) 61-92-78, факс 61-92-93
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № АОЗ-17241/2009
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2010 г.
Решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2010 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Сайчука А.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула, о взыскании с «Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю», <...> 504 руб. 43 коп.,
при участии в заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 – старшего специалиста 2 разряда юридического отдела по доверенности от 15.01.2010 г. №04-26/0012;
от заинтересованного лица – ФИО2 – юрисконсульта по доверенности от 15.01.2010 г.;
Установил:
В арбитражный суд обратилась инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула (далее по тексту – налоговый орган), с заявлением о взыскании с «Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю», г. Барнаул (далее по тексту – Центр), 11 504 руб. 43 коп., из которых 11 327 руб. недоимки по транспортному налогу и 177 руб. 43 коп. пеней, начисленных за его несвоевременную уплату.
Определением суда от 18 января 2010 г. суд произвел процессуальную замену ИФНС России по Центральному району г. Барнаула не её правопреемника в результате произведенной реорганизации – Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю.
В судебном заседании представитель налогового органа требования о взыскании с Центра 11 504 руб. 43 коп., из которых 11 327 руб. недоимки по транспортному налогу и 168 руб. 97 коп. пеней, начисленных за его несвоевременную уплату, поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Указал, что правовые основания для взыскания с Центра суммы пени в размере 08 руб. 46 коп., начисленной за несвоевременную уплату транспортного налога по налоговому расчету отчетный период 9 месяцев 2007 г., а также по уточненным расчетам за отчетные периоды 1, 2 и 3 кварталы 2007 г., и предложенной к уплате Центру требованием №11709 от 26.05.2009 г. отсутствуют.
Представитель Центра в судебном выразил несогласие с заявленными налоговым органом требованиями по основаниям, изложенным в представленном отзыве на заявление.
Указал, что Центр является федеральным органом исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба и в силу п.п. 6 п. 2 статьи 358 и п.п. 2 п. 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации Центр освобожден от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Центр зарегистрирован в качестве юридического лица и применительно к спорным периодам состоял на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Барнаула, правопреемником которой в настоящее время, является Межрайонная ИФНС России №15 по Алтайскому краю.
В силу ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Абзац 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 6 ч.2 ст. 358 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Статьей 2 Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что система государственной службы включает в себя такие виды государственной службы как государственная гражданская служба и военная служба.
В силу ст. 6 вышеуказанного Федерального закона №58-ФЗ, военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» служба в войсках гражданской обороны является военной службой.
Анализ положений п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», позволяет установить, что войсками гражданской обороны являются организационно объединенные воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, отнесенные к силам гражданской обороны.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. № 868 (д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике, нормативно-правовому регулированию, а также надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят, в том числе и Государственная Инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, что также следует из п.1 Положения «О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 г. №835
Органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий состоят из комплекса входящих в него учреждений, созданных в целях поставленных задач перед Министерством.
В целях применения статьи 358 Налогового кодекса РФ транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, непосредственно закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, что согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в постановлении от 21.11.2006 №7290/06.
Таким образом, военная и (или) приравненная к ней служба должна быть законодательно предусмотрена не только в федеральном органе исполнительной власти, но и в том учреждении (предприятии), которое претендует на льготу.
Статьей 36 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 39 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ установлено, что для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
К военнослужащим относятся:
- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту
- офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Прохождение военной службы указанными лицами также предусмотрено ст. 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.
Согласно представленного в материалы дела Положения «О Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (п. 5, 7, 8, 13), Центр является юридическим лицом, создаваемым в форме государственного учреждения, за которым в установленном порядке закрепляется государственное федеральное имущество на праве оперативного управления, входит в систему Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и подчиняется начальнику территориального органа МЧС России. Структура и штатное расписание Центра утверждаются в порядке, установленном МЧС России.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №368 от 29.04.2005 г. утвержден Перечень должностей государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанностей.
Перечень данных должностей и обязанностей не позволяет установить их принадлежность к должностям военной службы и подпадает под классификацию должностей государственной гражданской службы, подразделяющиеся на категории и группы, установленные ст. 9 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В материалы настоящего дела в ходе рассмотрения дела Центром предоставлена копия его штатного расписания, содержание которой также свидетельствует о прохождении должностными лицами и иными штатными работниками Центра не военной, а государственной гражданской службы.
Таким образом, в силу статьи 357 Налогового кодекса РФ Центр является плательщиком транспортного налога, поскольку льгота, освобождающая от уплаты налога, предусмотренная пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ, на Центр не распространяется.
Согласно п. 1, 2 ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по транспортному признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 363.1).
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края от 10.10.2002 г. № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» организации исчисляют суммы авансовых платежей по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки и уплачивают суммы авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Сумма налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией по итогам налогового периода, уплачивается в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п.1 ст. 72 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней, которой в соответствии с п.1 ст. 75 Налогового кодекса РФ признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня, в силу п.4 названной статьи за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст. 75).
Как усматривается из материалов дела, 02.04.2009 г. Центром в налоговый орган представлен налоговый расчет по транспортному налогу за первый квартал 2009 г., в соответствии с которым исчислен к уплате налог в сумме 5 236 руб. по сроку уплаты 30.04.2009 г.
20.04. 2009 г. Центром в налоговый орган была представлена уточненный налоговый расчет по транспортному налогу за первый квартал 2009 г. в соответствии с которой исчислен к доплате в бюджет налог в сумме 6 091 руб.
В связи с неисполнением Центром в полном объеме и в установленный срок обязанности по уплате транспортного налога за первый квартал 2009 г. в сумме 11 327 руб. налоговый органом Центру выставлено требование №11709 от 26.05.2009 г. об уплате транспортного налога по сроку уплаты 30.04.2009 г. со сроком его добровольного исполнения до 15.06.2009 г.
Указанное требование, в соответствии с представленными в материалы дела данными налогового обязательства налогоплательщика – Центра не исполнено в связи с чем за Центром числится недоимка по транспортному налогу за первый квартал 2009 г. в размере 11 327 руб.
Каких-либо возражений, относительно размера неисполненного обязательства по уплате транспортного налога за первый квартал 2009 г. и периода просрочки исполнения этого обязательства Центром в материалы дела не представлено.
В порядке обеспечения исполнения обязательства по уплате вышеуказанного налога, налоговым органом за период 01.05.2009 г. по 18.05.2009 г. произведено начисление пеней, размер которых составил 84 руб.
Проверив указанный расчет пени, суд находит его правильным.
Требование налогового органа №11709 от 26.05.2009 г. в части предложения к уплате 11 327 руб. недоимки по транспортному налогу за первый квартал 2009 г. и 84 руб. пеней, начисленных за его несвоевременную уплату, выставлено Центру в срок, предусмотренный п.1 ст. 70 Налогового кодекса РФ, а обращение в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании с Центра недоимки и пеней в вышеуказанной части состоялось в пределах срока, установленного п.3 ст. 46 Налогового кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах требования налогового органа о взыскании с Центра 11 327 руб. недоимки по транспортному налогу за первый квартал 2009 г. и 84 руб. пеней, начисленных за его несвоевременную уплату подлежат удовлетворению.
Помимо пеней, начисленных за просрочку исполнения Центром обязанности по уплате тренспортного налога за первый квартал 2009 г. в состав требования №11709 от 26.05.2009 г. вошла пеня, начисленная налоговым органом за просрочку уплаты транспортного налога по налоговым декларациям (расчетам) за 3 квартал 2007 г., 3 квартал 2008 г., 2008 г., и уточненным налоговым декларациям (расчетам) за первый, второй и третий кварталы 2007 г.
В частности, 10.10.2007 г. Центром в налоговый орган представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 3 квартал 2007 г. с исчисленной суммой налога в бюджет по сроку уплаты 31.10.2007 г. в размере 2 189 руб.
За неисполнение Центром обязанности по уплате транспортного налога за 9 месяцев 2007 г. налоговым органом за период с 13.05.2009 г. по 18.05.2009 г. начислены пени, размер которых составил 05 руб. 29 коп. В отношении указанной суммы пеней налоговый орган указал на отсутствие правовых оснований для ее взыскания, польку уплата либо взыскания недоимки в вышеуказанном размере до настоящего момента не производились.
02.10.2008 г. Центром в налоговый орган представлен расчет авансовых платежей по транспортному налогу за 3 квартал 2008 г. с исчисленной суммой налога к уплате в бюджет по сроку 30.10.2008 г. в размере 4 560 руб.
Оплата налога за 3 квартал 2008 г. произведена Центром 08.12.2008 г. частично в сумме 1 802 руб. 86 коп. Оставшаяся сумма налога в размере 2 757 руб. 14 коп. взыскана с центра решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.02.2010 г. в рамках арбитражного дела №А03-5460/2009.
На сумму недоимки за 3 квартал 2008 г. в размере 2 757 руб. 14 коп. налоговым органом произведено начисление пени за период с 13.05.2009 г. по 18.05.2009 г. в сумме 06 руб. 66 коп.
20.01.2009 г. Центром в налоговый орган представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2008 г. с исчисленной суммой налога к уплате в бюджет по сроку уплаты 01.02.2009 г. в размере 4 816 руб.
Оплата налога за 2008 г. Центром не произведена и взыскана решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.01.2010 г. в рамках арбитражного дела №А03-4637/2009.
На сумму недоимки за 2008 г. в размере 4 816 руб. налоговым органом произведено начисление пени за период с 13.05.2009 г. по 18.05.2009 г. в сумме 78 руб. 31 коп.
06.06.2008 г. Центром в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по транспортному налогу за 1, 2 и 3 кварталы 2007 г. с исчисленными сумами налога к уплате 240 руб., 554 руб. и 518 руб. соответственно.
Недоимка по вышеуказанным налоговым декларациям в общем размере 1 312 руб. Центром не оплачена, в связи с чем налоговым органом за период с 13.05.2009 г. по 18.05.2008 г. произведено начисление пеней, размер которых составил 03 руб. 17 коп. В отношении указанной суммы пеней налоговый орган также указал на отсутствие правовых оснований для ее взыскания, польку уплата либо взыскания недоимки в вышеуказанном размере до настоящего момента не производились.
Всего по требованию №11709 от 26.05.2009 г. Центру предложено уплатить пени, начисленные за просрочку исполнения им обязанности по уплате транспортного налога по налоговым декларациям (расчетам) за 3 квартал 2007 г., 3 квартал 2008 г., 2008 г. и уточненным налоговым декларациям (расчетам) за 1, 2 и 3 кварталы 2007 г., в размере 93 руб. 43 коп.
Оценивая требования налогового органа о взыскании с Центра пеней в вышеуказанном размере, суд, применительно положениям п.5 ст. 75 Налогового кодекса РФ, не находит оснований удовлетворения этих требований в части взыскания пеней в следующих размерах: 05 руб. 29 коп., начисленных за просрочку уплаты суммы налога 2 189 руб., исчисленного по налоговому расчету за 3 квартал 2007 и 03 руб. 17 коп., начисленных за просрочку уплаты суммы налога 1 312 руб., исчисленного по уточненным налоговым декларациям за первый, второй и третий квартал 2007 г.
В остальной части требования налогового органа о взыскании с Центра пеней являются обоснованными, поскольку исходя из анализа положений ст.ст. 75, 46, 47 Налогового кодекса РФ уплата пеней представляет собой дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и не подлежат начислению на такую задолженность только в случае утраты принудительного взыскания задолженности по налогу, в связи с нарушением процедуры принудительного взыскания задолженности.
Поскольку задолженность по транспортному налогу в размере 2 757 руб. 14 коп. за период 3 квартал 2008 г., в размере 4816 руб. за 2008 г., Центром самостоятельно не уплачена в установленный срок и взыскана принудительно на основании судебных актов арбитражного суда, одним из обязательных условий реализации процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком дополнительной обязанности по уплате соответствующих пеней является обязательное направление налогоплательщику требования об их уплате, которое было выполнено налоговым органом, путем направления Центру требования №11709 от 26.05.2009 г.
На основании вышеизложенного, и принимая во внимание отсутствие со стороны Центра каких-либо возражений по представленным налоговым органом расчетам недоимки по налогу и пеням, начисленным за его несвоевременную уплату, суд приходит к выводу о том, что требования налогового органа, заявленные по настоящему делу подлежат удовлетворению в части взыскания 11 327 руб. недоимки по транспортному налогу за 1 квартал 2009 г. и 168 руб. 97 коп. пеней, начисленных за просрочку уплаты этого налога.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям, однако государственная пошлина по настоящему взысканию не подлежит в силу положений п.п. 1.1 п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с «Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю», г. Барнаул в доход соответствующего бюджета недоимку по транспортному налогу за 1 квартал 2009 г. в сумме 11 327 руб., пени за просрочку уплаты этого же налога: за третий квартал 2008 г. в сумме 06 руб. 66 коп.; за 2008 г. в сумме 78 руб. 31 коп. и за первый квартал 2009 г. в сумме 84 руб.
В удовлетворении требований о взыскании пени в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента его принятия.
Судья А.В. Сайчук