ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-17432/2023 от 23.11.2023 АС Алтайского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru 

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-17432/2023  27 ноября 2023 года 

Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при  ведении использовании средств аудиозаписи и протокола судебного заседания секретарем  Кондратьевой П.В., ассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры  Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), к Администрации Суетского  сельсовета Краснощековского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН  <***>), о признании незаконным бездействия Администрации Суетского  сельсовета Краснощековского района Алтайского края, выразившегося в непринятии мер  по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставления  муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по  вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о  местных налогах и сборах, предусмотренный статьями 21, 34.2 Налогового кодекса  Российской Федерации, 

об обязании Администрации Суетского сельсовета Краснощековского района  Алтайского края разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий  предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21,  34.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня  вступления в силу решения суда, 

при участии:
от заявителя – ФИО1 (удостоверение);
от заинтересованного лица – не явился, уведомлен

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Алтайского края (далее по тексту – Прокурор) обратился в арбитражный  суд с заявлением к Администрации Суетского сельсовета Краснощековского района  Алтайского края (далее по тексту – Администрация) о признании незаконным  бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового  акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных  разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов 


муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21,  34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

В обоснование заявленных требований Прокурор указывает на незаконное  бездействие Администрации по разработке и утверждению правового акта. 

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, в соответствии со статьей  123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещено  надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие  представителя заинтересованного лица. 

В судебном заседании Прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Заинтересованное лицо отзыв на заявление не представило.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд  установил следующее. 

При проведении анализа исполнения законодательства о налогах и сборах  прокуратурой Ключевского района установлено, что администрацией Гришковского  сельсовета Немецкого национального района Алтайского края не разработан и не  утвержден правовой акт, регламентирующий порядок предоставления муниципальной  услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения  нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах,  что послужило основанием для вынесения 30.06.2023 Прокурором представления № 0231-2023/116, которое Администрацией оставлено без удовлетворения. 

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в  арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенными лицами, участвующими в  деле, в обоснование своих требований и возражений, суд находит заявленные требования  подлежащими удовлетворению, исходя из следующего. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и  действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону  или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы  граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные  препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации  предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) дано  понятие государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной  власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом  государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного  самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий,  переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации- под  которой понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального  органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного  самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, 


переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее  - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по  запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами  Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1). 

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее -  муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного  самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая  осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа,  предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения,  установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее - Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах  предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного  самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав  органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных  полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального  закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного  самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов  местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной  власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами  субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о  реализации таких прав. 

При этом под оказывающими муниципальные услуги подведомственными  государственному органу или органу местного самоуправления организациями  понимаются государственное или муниципальное учреждение либо унитарное  предприятие, созданные соответственно государственным органом Российской  Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом  местного самоуправления (пункты 2, 8 статьи 2 Закона № 210-ФЗ). 

Статьями 14, 15, 16 Закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения  применительно к каждому виду муниципального образования. 

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного  самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов  Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим  Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными  государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного  самоуправления. 

Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не  ограничиваться только решением вопросов местного значения. 

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении  государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294- ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного  самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на  организацию и проведение на территории муниципального образования проверок  соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, 


установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных  федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если  соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на  организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных  требований. 

Порядок организации и осуществления муниципального контроля в  соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми  актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним  муниципальными правовыми актами. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6 Закона № 294-ФЗ определение органов  местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля,  установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их  деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных  органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с  уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. 

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих  муниципальный контроль, относятся, в частности, организация и осуществление  муниципального контроля на соответствующей территории. 

Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления,  уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном  представительным органом муниципального образования; разработка административных  регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах  деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов  осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов  Российской Федерации. 

Согласно пункту 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации  финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения по  вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о  местных налогах и сборах. 

Пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что  финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в  пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления  соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя)  соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более  чем на один месяц. 

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации  налогоплательщики, в свою очередь, имеют право получать от налоговых органов и  других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства о налогах и сборах. 

Поименованные в указанных статьях Налогового кодекса Российской Федерации  письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных  правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах не входят в  перечни вопросов местного значения муниципального района или городского округа,  установленные соответственно статьями 15 и 16 Закона № 131-ФЗ. 

При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы  предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый 


запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности  налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит  индивидуальный характер. 

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке  рассмотрения обращении граждан Российской Федерации» установленный настоящим  Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все  обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в  порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными  федеральными законами. 

Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных  разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами  Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение обращений  налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами названного  Федерального закона. 

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, арбитражный суд соглашается с  доводами Прокурора о том, что соответствующая функция должна быть реализована  органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в  порядке, определяемом Законом № 210-ФЗ. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие  государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с  административными регламентами. 

Административный регламент является нормативным правовым актом,  устанавливающим порядок и стандарт предоставления государственной или  муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона). 

В соответствии с Уставом муниципального образования Суетского сельсовета  Краснощековского района Алтайского края, утвержденного решением Совета депутатов  Суетского сельсовета Краснощековского района Алтайского края от 28.03.2023 № 3, к  вопросам местного значения сельского поселения относится установление, изменение и  отмена местных налогов и сборов (пункт 2 статьи 3 Устава). 

На территории муниципального образования Суетского сельсовета  Краснощековского района установлены земельный налог и налог на имущество  физических лиц (решения Совета депутатов Суетского сельсовета Краснощековского  района Алтайского края от 12.11.2019 № 16 и от 12.11.2019 № 15 соответственно) 

Согласно пункту 1 статьи 36 Устава администрация сельсовета является постоянно  действующим исполнительно-распорядительным органом поселения. 

В нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации Администрацией не представлено в материалы дела доказательств,  свидетельствующих о принятии мер по разработке и утверждению административного  регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о  предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального  образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет». 

Следовательно, со стороны Администрации имеется факт неправомерного  бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового 


акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных  разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21,  34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность в деятельности  финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, чем нарушаются  права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов  предпринимательской деятельности. 

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, заявленное требование  подлежит удовлетворению. 

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному  нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о  признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий  (бездействия) незаконными. 

Руководствуясь 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд, 

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Суетского сельсовета  Краснощековского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по  разработке и утверждению правового акта, регламентирующего представление  муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по  вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о  местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Обязать Администрацию Суетского сельсовета Краснощековского района  Алтайского края разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий  предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений  налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов  муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренный статьями 21,  34.2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в  апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца  со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу  при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной  инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного  срока подачи апелляционной жалобы. 

Судья О.В. Трибуналова