АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул
Дело № А03-1760/2014
01 апреля 2014 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцова В.В. рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Замятина Ивана Васильевича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
без вызова представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Замятина Ивана Васильевича (далее – предприниматель, ИП Замятин И.В.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявление мотивировано нарушением предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, которое выразилось в следующем: не заполняются путевые листы, а именно, во всех путевых листах в регистрационном государственном номере транспортного средства не проставляется номер региона (22), не проставляются инициалы механика, не проставляется дата выпуска транспортного средства из гаража и возвращения в гараж, не проставляется порядковый номер путевого листа; с нарушением осуществляется учет режима труда и отдыха водителей, превышается нормальная продолжительность ежедневной работы (смены), не соответствует с табелем учета рабочего времени. Без перерыва для отдыха и питания работают водители: в путевых листах № 4 от 06.01.2014, № 7 от 08.01.2014, № 19 от 15.01.2014 отсутствует информация о перерывах; водитель Обручнев И.Ю. п\л №4 за 06.01.2014 отработал на линии 14 часов, в табеле учета рабочего времени проставлено за этот день 8 часов; водитель Рау А.И. п\л №18 за 15.01.2014 отработал на линии 13 часов 40 минут, в табеле учета рабочего времени проставлено за этот день 8 часов; водитель Девяткин А.Г. п\л № 19 за 15.01.2014 отработал на линии 13 часов 46 минут, в табеле учета рабочего времени стоит выходной день; водитель Девяткин А.Г. п\л №20 за 16.01.2014 отработал на линии 14 часов 09 минут, в табеле учета рабочего времени стоит выходной день; не осуществляется производственно-технический учет пробега автомобилей (ведение лицевых карт), планирование и регистрацию работ по техническому обслуживанию и ремонту ТС (ведение графиков, листков учета ТО и ТР), не осуществлялся учет пробега в 2013 году (отсутствует лицевая карта на автобусы); в путевых листах не проставляются показания спидометра или проставляются только при выезде транспортного средства из гаража; имеются расхождения в показаниях спидометра при регистрации ТО-1 в 2014 году, а именно: согласно сервисной книжке на автобус ГАЗ 322132 гос. № АК 511 22 ТО-1 проведено 10.01.2014 при показаниях спидометра 664768 км., а согласно путевому листу за этот же день показания спидометра составляли 571893 км., что говорит об отсутствии учета пробега между ТО-1 и ТО-2; отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на автомобиль ГАЗ 322132 гос. номер АВ 541 22; Не организован контроль за мед. переосвидетельствованием водителей. Имеется просроченная медицинская справка у водителя Обручникова И.Ю. сроком действия до 21.01.2014 ( получена новая в ходе проверки - 23.01.2014; не ведутся журналы инструктажей, не предоставлены данные о проведенных инструктажах за 2013 год, не проведены периодический, сезонный инструктажи.
Предприниматель отзыв на заявление не представил.
В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривается в порядке упрощенного производства.
Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 62 от 08.10.2012 лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу. Вместе с тем исходя из положений части 5 статьи 228 АПК РФ, согласно которым дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Определением суда от 06.02.2014 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
ИП Замятин И.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН 304220904700020).
29.01.2014, на основании распоряжения № 140025V30839 от 09.12.2013 Управлением была произведена плановая выездная проверка деятельности предпринимателя.
В ходе проверки были выявлены указанные выше нарушения, о чем 29.01.2014 составлен протокол № 3 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д.7-8).
Суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее –Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
Предприниматель осуществляет деятельность на основании лицензии 22-АСС-305437, сроком действия от 04.07.2006 до 09.07.2016.
В пункте 2 статьи 3 Закона о лицензировании содержится понятие лицензии, под которой понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о лицензировании под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Основные требования к деятельности организаций и водителей – предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения содержатся в Положении "О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280).
Согласно подп. "и" п. 4 Положения № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закон от 08.11.2007 №259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 (далее - Обязательные реквизиты), собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
В соответствии с пунктом 3 Обязательных реквизитов путевой лист должен содержать в том числе наименование и номер путевого листа;
Согласно пункту 6 Обязательных реквизитов Сведения о транспортном средстве включают в том числе государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Согласно пункту 13 Обязательных реквизитов даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Подпунктом "з" пункта 4 Положения № 280 предусмотрено, что лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";
В силу статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.
Согласно п. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15, при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
В соответствии с п. 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, владельцы лицензий ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с п. 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 N 15, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
Согласно п. 2.38. Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Министерством автомобильного
транспорта РСФСР 20 сентября 1984 г., на предприятиях автомобильного транспорта осуществляется производственно-технический учет, который обеспечивает: своевременное получение информации об условиях работы, пробеге и техническом состоянии каждой единицы подвижного состава (годна к выпуску на линию, требует технического обслуживания или ремонта, находится в обслуживании или ремонте и т.п.) и парка в целом, необходимое для повышения эффективности использования подвижного состава; регистрацию работ по техническому обслуживанию и ремонту каждой единицы подвижного состава, выполненных за весь срок службы, количества израсходованных агрегатов, узлов, деталей и материалов; проведение текущего анализа результатов деятельности подразделений предприятий автомобильного транспорта; выявление работников, персонально ответственных за некачественное выполнение технического обслуживания и ремонта подвижного состава; возможность ручной и механизированной обработки информации, основанной на использовании единых форм учета. На основании данных учета производятся планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту, оперативное управление производством с целью эффективного использования рабочей силы, оборудования и производственных помещений и сокращения простоев подвижного состава.
Кроме того, согласно п. 1.4, 1.5 Перечня мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе, а транспортных средств - к безопасной эксплуатации, утвержденного Распоряжением Минтранса России от 13.05.2013 N МС-43-р, перечень мероприятий по подготовке работников, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом к безопасной работе, включает в себя обеспечение водителей информацией при поступлении на работу и в случае изменения условий работы: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативных правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения. Субъект транспортной деятельности осуществляет учет сведений о проведении указанных инструктажей. Также включает: обеспечение водителей оперативной информацией: о состоянии погодных условий (температура воздуха, осадки, условия, затрудняющие движение транспортных средств); о введении сезонных ограничений движения транспортных средств; о временных ограничениях движения транспортных средств, связанных с дорожными условиями и (или) изменениями маршрута.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий" владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
Кроме того, В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Суд считает доказанным факт нарушения предпринимателем указанных лицензионных требований.
Вина предпринимателя в форме неосторожности признается ИА Замятиным И.В. согласно объяснению в протоколе № 3 об административном правонарушении от 29.01.2014, подтверждается материалами дела, поскольку предприниматель предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий (либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения предпринимателя к административной ответственности Управлением не допущено.
Согласно части 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
Вместе с тем, при определении меры административной ответственности должны учитываться как положения КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.
Статьей 3.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ) предусмотрено, что предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Следовательно, предупреждение может быть применено только за впервые совершенное административное правонарушение при условии, что оно не привело к следующим последствиям: причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущественному ущербу.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о том, что допущенные предпринимателем нарушения привели к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
При этом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить ИП Замятину И.В. административный штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, отягчающих ответственность, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь индивидуального предпринимателя Замятина Ивана Васильевича, ОГРН 304220904700020, ИНН 220901561338, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 16.02.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Рубцовску Алтайского края, 17.03.1959 г.р., уроженца хут.В-Безымяновка, Урюпинский район, Волгоградская область, зарегистрирован по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, пр. Рубцовский,15-72, к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: УФК РФ по Алтайскому краю, Межрегиональное УГАДН по АК и РА Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, расчетный счет 40101810100000010001, Банк получателя - ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Алтайскому краю
г. Барнаул, БИК 040173001, ИНН 2225105119, КПП 222501001, ОКАТО 01701000000, КБК 10611690040046000140, наименование платежа: денежные взыскания (штраф).
Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд, в противном случае копия судебного акта по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда будет направлена судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья В.В. Синцова