ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-17649/18 от 14.03.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                                Дело № А03-17649/2018

21 марта 2019 года

Резолютивная часть решения суда оглашена 14 марта 2019 года

В полном объеме решение суда изготовлено 21 марта 2019 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сберзайм» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании незаконными решения от 03.09.2018 по делу № 46-ФАС22- Р/05-18, и предписания от 03.09.2018 № 61,

при участии в заседании представителей сторон:

- от заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,

- от заинтересованного лица – ФИО1 доверенность от 01.02.2019 №554/7,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Сберзайм» (далее по тексту – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Алтайскому краю (далее по тексту – управление, антимонопольный орган, УФАС по Алтайскому краю) о признании незаконными решения от 03.09.2018 по делу № 46-ФАС22- Р/05-18, и предписания от 03.09.2018 № 61.

В обоснование требований заявитель указал на то, что им не допускалось нарушений требований пункта 2 части 2 статьи 28 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе), так как ООО«Сберзайм» не оказывает банковских, страховых и иных финансовых услуг и не осуществляет финансовую деятельность, не производит и не реализует какие-либо товары, а следовательно, не занимается их рекламой. Кроме того, оспариваемыми актами антимонопольного органа нарушаются законные права ООО «Сберзайм» на получение займов для своей предпринимательской деятельности. По мнению заявителя, указанные основания свидетельствуют о незаконности и необоснованности, оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.

Антимонопольный орган в отзыве на заявление указал на законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания.

В судебное заседание общество явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Суд на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие представителя общества. Представитель антимонопольного органа настаивал на своих возражениях, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило заявление гражданина РФ в отношении размещенной в газете «Товары и услуги» рекламы ООО «Сберзайм» о привлечении денежных средств в качестве инвестиций и о предоставлении микрозаймов ООО МКК «Бьютен групп». По мнению заявителя, данная реклама является ненадлежащей и нарушает требования Федерального закона «О рекламе».

В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом установлено, что в газете «Товары и услуги» размещен макет рекламы «СБЕРЗАЙМ», состоящий из двух частей, следующего содержания:

- первая часть: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18%* -аренда авто с возможностью последующего выкупа - микрозаймы ООО «МКК Бьютен групп» ООО «Сберзайм»...принимает денежные средства у населения и юридических лиц. Официальный сайт: sber-zaym.ruтел: 8-800-505-36-52. С клиентом заключается договор займа на основании ГК РФ. Заемщиком по договору займа является ООО «Сберзайм». Сумма инвестиций от 10 000 руб. Срок договора от 4-х до 36-ти месяцев, за использование займа начисляются проценты в размере от 13 до 18 годовых. Данная информация не является публичной офертой. Консультационные услуги...», в которой усматриваются признаки нарушения п. 7 ст. 7, ч. 4 ст. Закона о рекламе;

- вторая часть:           «ООО «МКК Бьютен групп…, зарегистрированное в государственном реестре микрофинансовых организаций (Свидетельство ЦБ РФ от 16 августа 2017 года №1703045008434), официальный сайт… Полная стоимость потребительского займа, определяется с учетом требований Федерального закона № 353-Ф3 от 21.12.2013 года «О потребительском кредите (займе)» по видам потребительского микрозайма и составляет: - По микрозайму «Домашний» от 10 000 до 30 000 рублей -182,010% годовых: По микрозайму «Домашний+» от 31 000до 60 000 рублей - 145,610% годовых. Микрозаймы предоставляются в рублях, на срок от одного месяца (четырех недель) до одного года (пятидесяти двух недель). Возврат микрозайма осуществляется в соответствии с графиком платежей, установленным договором микрозайма. Данная информация не является публичной офертой. 8 800 505 3652 звонок по РФ бесплатный <...> www.sber-zaim.ruреклама», которая соответствует требованиям Федерального закона «Орекламе».

На запрос антимонопольного органа ИП ФИО2 (издатель газеты «Товары и услуги») представил договор №26 от 15.05.2017г., заключенный с ООО «Сберзайм» (ИНН <***>). На основании указанного договора ООО «Сберзайм» разместило рассматриваемую рекламу в газете «Товары и услуги». №10 от 07.03.2018г., №11 от 14.03.2018г., №12 от 21.03.2018г. и №13 от 28.03.2018г.

30 мая 2018г. Алтайским краевым УФАС России возбуждено производство по делу №46-ФАС22-Р/05-18 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении ООО «Сберзайм» и ИП ФИО2

03.09.2018г., комиссией УФАС по Алтайскому краю установлен факт нарушения ООО «Сберзайм» Закона о рекламе.

По результатам рассмотрения дела УФАС по Алтайскому краю вынесено решение от 03.09.2018 по делу № 46-ФАС22-Р/05-18.

В соответствии с данным решением реклама, размещенная ООО «Сберзайм» в газете «Товары и услуги», признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5, п. 7 ст. 7, п. 2 ч. 2 ст. 28, ч.14 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Установленные данным решением обстоятельства явились основанием для вынесения в отношении ООО «Сберзайм» предписания от 03.09.2018 № 61 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Считая, что названные решение и предписание, вынесенные управлением, являются незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.

Суд приходит к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В ч. 1 ст. 33 Закона о рекламе определено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно понятиям, определенным в ст. 3 Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, под ненадлежащей рекламой - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, под рекламодателем - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе реклама, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В силу пункта 3 части 3 статьи 5 Закона недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Следуя материалам дела 30.03.2018 года в управление поступило заявление гражданина РФ (вх. №183467) в отношении размещенной в газете «Товары и услуги» рекламы ООО «Сберзайм» о привлечении денежных средств в качестве инвестиций и о предоставлении микрозаймов ООО МКК «Бьютен групп». По мнению заявителя, данная реклама является ненадлежащей и нарушает требования Федерального закона «О рекламе».

В результате проверки фактов, изложенных в заявлении, антимонопольным органом установлено, что в газете «Товары и услуги» размещен макет рекламы «СБЕРЗАЙМ», состоящий из двух частей, следующего содержания:

- первая часть: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18%* -аренда авто с возможностью -последующего выкупа -микрозаймы ООО «МКК Бьютен групп» ООО «Сберзайм «...принимает денежные средства у населения и юридических лиц. Официальный сайт: sber-zaym.ruтел: 8-800-505-36-52. С клиентом заключается договор займа на основании ГК РФ. Заемщиком по договору займа является ООО «Сберзайм». Сумма инвестиций от 10 000 руб. Срок договора от 4-х до 36- ти месяцев, за использование займа начисляются проценты в размере от 13 до 18 годовых. Данная информация не является публичной офертой. Консультационные услуги...», в которой усматриваются признаки нарушения Федерального закона «О рекламе»;

- вторая часть: «ООО «МКК Бьютен групп         ..., зарегистрированное в государственном реестре микрофинансовых организаций (Свидетельство ЦБ РФ от 16 августа 2017 года №1703045008434), официальный сайт... Полная стоимость потребительского займа, определяется с учетом требований Федерального закона №353- ФЗ от 21.12.2013 года «О потребительском кредите (займе)» по видам потребительского микрозайма и составляет: - По микрозайму «Домашний» от 10 ООО до 30 ООО рублей - 182,010% годовых: По микрозайму «Домашний+» от 31 ООО до 60 000 рублей - 145,610% годовых. Микрозаймы предоставляются в рублях, на срок от одного месяца (четырех недель) до одного года (пятидесяти двух недель). Возврат микрозайма осуществляется в соответствии с графиком платежей, установленным договором микрозайма. Данная информация не является публичной офертой. 8 800 505 3652 звонок по РФ бесплатный <...> www.sber-zaim.ruреклама», которая соответствует требованиям Федерального закона «О рекламе».

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Суд соглашается с выводом управления о том, что рассматриваемая информация: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18% аренда авто с возможностью последующего выкупа микрозаймы ООО «МКХ Бьютен групп»...ООО «Сберзайм»...», полностью соответствует законодательному определению понятия реклама и направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц не только к ООО «Сберзайм» и ООО «МКК Бьютен групп», но и к финансовой деятельности по предоставлению микрозаймов и деятельности, связанной с привлечением инвестиций под проценты, способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению их на рынке.

Данная позиция находит свое подтверждение в письме ФАС России от 24.07.2018г. № АЦ/5 7219/18 «О рекламе финансовых услуг».

Судом отклоняется довод общества о том, что содержание рассматриваемой рекламы не подтверждает ее направленность на привлечение внимания инвесторов к заключению с ООО «Сберзайм» договора займа и привлечения денежных средств под проценты, исходя из следующего.

Согласно ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

В соответствии со ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

К иным предложениям, адресованным неопределенному кругу лиц, относятся вызов на оферту (приглашение делать оферту), т.е. сообщение о том, что организация заключает договоры определенного вида. Такое сообщение признается не предложением заключить договор, а предложением вступить в переговоры о заключении договора и направить соответствующие оферты. В данном случае лицо, сделавшее вызов на оферту, не выражает окончательного намерения вступить в договор на определенных условиях. Офертой будет считаться то заявление, которое делается лицом, откликнувшимся на приглашение.

Основной задачей рекламы в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» является привлечение внимания к объекту рекламирования.

На основании указанных норм, Гражданский кодекс Российской Федерации расценивает рекламу, как разновидность приглашения делать оферту.

При этом сама по себе реклама не является предложением заключить договор, а лишь путем создания интереса у потребителей рекламы побуждает последних делать оферты.

В зависимости от желания рекламодателя и допустимости требований законодательства Российской Федерации, реклама, как может содержать предложение заключить договор, т.е. не только привлекать внимание потребителей, но и служить публичной офертой, так и не содержать указанного предложения, но привлекать внимание потребителей рекламы к побуждению последних делать оферты.

Цель рекламы состоит в том, чтобы проинформировать потребителей о работах и услугах, оказываемых рекламодателем, а также показать отличительные свойства товаров (услуг) с целью привлечения внимания потребителей.

Учитывая изложенное, суд соглашается с выводом управления о том, что использование в рассматриваемой рекламе ООО «Сберзайм»: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18%* - аренда авто с возможностью - последующего выкупа -микрозаймы ООО «МКК Бьютен групп» ООО «Сберзайм«...принимает денежные средства у населения и юридических лиц. Официальный сайт: sber-zaym.ruтел: 8-800-505-36-52. С клиентом заключается договор займа на основании ГК РФ. Заемщиком по договору займа является ООО «Сберзайм». Сумма инвестиций от 10 000 руб. Срок договора от 4-х до 36-ти месяцев, за использование займа начисляются проценты в размере от 13 до 18 годовых. Данная информация не является публичной офертой. Консультационные услуги...», формулировки о том, что «данная информация не является публичной офертой», свидетельствует о приглашении ООО «Сберзайм» делать оферты, а также заключении Обществом договоров займа и фактически содержит все признаки рекламы.

Таким образом, ООО «Сберзайм», как лицо, сделавшее вызов на оферту, использует указанную формулировку, с целью информирования потребителей рекламы о том, что общество не берет на себя обязательства по заключению договора займа на рекламируемых условиях.

При этом, использование формулировки «данная информация не является публичной офертой», не исключает цели размещения и распространения рассматриваемой рекламы.

Содержание рассматриваемой рекламы подтверждает ее направленность на привлечение внимания инвесторов к заключению с ООО «Сберзайм» договора займа и привлечения денежных средств под проценты.

Таким образом, суд приходит к выводу, что  рассматриваемая реклама привлекает внимание потребителей не столько к средствам индивидуализации двух юридических лиц: ООО «Сберзайм» и ООО «МКК Бьютен групп», как утверждает ООО «Сберзайм», но и в первую очередь к финансовой деятельности по предоставлению ООО «МКК Бьютен групп» микрозаймов и деятельности ООО «Сберзайм», связанной с привлечением инвестиций под проценты.

Доводы заявителя о том, что при заключении договора займа потребителем является ООО «Сберзайм», в связи с чем Общество, как получатель услуги (займа), не обязано доводить до потребителя информацию о том, при каких условиях и какой именно процент годовых начисляется, суд признает необоснованными, в силу следующего.

Потребителями рассматриваемой рекламной информации ООО «Сбезайм», направленной на привлечение денежных средств в интересах Общества под проценты, является неопределенный круг лиц, то есть физические и юридические лица.

Статьей 28 Закона о рекламе, установлены требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.

Материалами дела подтверждается, что управлением в рамках рассмотрения дела, направлен запрос в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (далее - ФАС России) (исхд. №3029/7 от 22.06.2018г.) о даче письменной консультации по вопросу допустимости размещения ООО «Сберзайм» (в отсутствие статуса микрофинансовой организации) рекламы о привлечении инвестиций, а также наличии (отсутствии) в рекламе: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18%*...», признаков нарушения требований Федерального закона «О рекламе».

Согласно письму ФАС России от 24.07.2018 № АЦ/57219/18 «О рекламе финансовых услуг», в соответствии п. 2 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, для целей Федерального закона «О защите конкуренции» финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств в случае, если такие услуги оказываются финансовой организацией.

При этом основным содержательным признаком отнесения той или иной услуги к финансовой, указанным в п.2 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции», является существо осуществляемой деятельности - то есть привлечение или размещение денежных средств физических и юридических лиц либо одновременное привлечение и размещение таких денежных средств.

В статье 28 Закона о рекламе, содержатся требования, предъявляемые к рекламе деятельности, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья на основании договора участия в долевом строительстве, а также к рекламе таких организаций, как жилищные, жилищно-строительные кооперативы, жилищно-накопительные кооперативы, то есть к рекламе услуг, оказываемых организациями, не являющимися финансовыми по смыслу Закона о рекламе».

На основании изложенного, по мнению ФАС России, понятие финансовой услуги для целей Закона о рекламе включает не только услуги, прямо указанные в Федеральном закона «О защите конкуренции», но также и другие услуги, связанные с привлечением либо предоставлением денежных средств.

Таким образом, в случае если деятельность лиц, оказывающих какие-либо услуги, связана с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, то услуги указанных лиц являются финансовыми услугами и должны соответствовать требованиям ст.28 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая изложенное, реклама с выражением: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И - ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18% аренда авто с возможностью последующего выкупа микрозаймы ООО «МКХ Бьютен групп»...»... За использование займа начисляются проценты в размере от 13 до 18 годовых... ООО «МКК Бьютен групп» www/sber- zaim.ru...» направлена на привлечение внимания к финансовой деятельности ООО «Сберзайм» и ООО «МКК Бьютен групп».

В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна, в том числе, умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Из рассматриваемой рекламы: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18% аренда авто с возможностью последующего выкупа... ООО «Сберзайм»... За использование займа начисляются проценты в размере от 13 до 18 годовых...», следует что воспользовавшимся услугой лицам будет начислено от 13 до 1 процентов годовых.

Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию о том, при каких условиях и какой именно процент годовых начисляется.

В соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, отсутствие сведений об иных условиях оказания соответствующей рекламируемой услуги, которые влияют на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, при указании в рекламе одного условия, а именно процентной ставки «от 13 до 18», может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о заключении ООО «Сберзайм» договоров займа с клиентами. Следовательно, заемщиком в данном договоре выступает ООО «Сберзайм».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (egrul.nalog.ru), основным видом деятельности ООО «Сберзайм» (код ОКВЭД 70.72) является - консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. В перечне действующих микрофинансовых организаций государственного реестра микрофинансовых организаций ООО «Сберзайм» отсутствует.

ООО «Микрокредитная компания Бьютен групп» имеет статус микрофинансовой организации (включено в реестр 16.08.2017г.), следовательно, имеет право на осуществление микрофинансовой деятельности.

В соответствии с ч.4 ст.807 ГК РФ за исключением случая, предусмотренного статьей 816 настоящего Кодекса, заемщик - юридическое лицо вправе привлекать денежные средства граждан в виде займа под проценты путем публичной оферты либо предложения делать оферту, направленному неопределенному кругу лиц, если законом ему предоставлено право на привлечение денежных средств граждан.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Микрокредитная компания - вид микрофинансовой организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность с учетом установленных частями 1 и 3 статьи 12 настоящего Федерального закона ограничений, имеющей право привлекать для осуществления такой деятельности денежные средства физических лиц, являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), а также юридических лиц.

На запрос антимонопольного органа Сибирское главное управление Центрального Банка Российской Федерации пояснило (письмо от 23.04.2018 № Т6-16/13452), что исходя из положений ст.807 Гражданского Кодекса РФ (ч.4, которая отсылает к Федеральному закону от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», любое юридическое лицо, исходя из принципа свободы договора, вправе под проценты привлекать денежные средства, но не пользуясь публичной офертой, то есть не привлекать денежные средства среди неопределенного круга лиц с помощью открытой рекламы.

Таким образом, возможность любого юридического лица, исходя из принципа свободы договора, под проценты привлекать денежные средства, антимонопольным органом не оспаривается. При этом, указанные лица, не имея статуса микрофинансовой организации, не могут привлекать денежные средства неопределенного круга лиц с помощью открытой рекламы.

Указание в рассматриваемой рекламе выражения: «...ООО «Сберзайм»...принимает денежные средства у населения и юридических лиц...», свидетельствует о привлечении Обществом денежных средств неопределенного круга лиц и направлении приглашения делать оферты.

Кроме того, посредством размещения рассматриваемой рекламной информации: «СБЕРЗАЙМ УМНЫЕ ДЕНЬГИ РАБОТАЮТ И ПРИНОСЯТ ПРИБЫЛЬ ДО 18% аренда авто с возможностью последующего выкупа...ООО «Сберзайм»... За использование займа начисляются проценты в размере от 13 до 18 годовых...», ООО «Сберзайм» обращается к неопределенному кругу лиц с помощью открытой рекламы, с целью привлечения внимания потребителей рекламы и призыва потребителей обращаться в Общество для заключения договора займа (по сути, договора инвестирования).

Из пояснений ООО «Сберзайм», представленных в адрес антимонопольного органа (вхд. №186881 от 06.06.2018г.), следует, что ООО «Сберзайм» является коммерческой организацией созданной с целью получения прибыли и принимает инвестиции в виде займов по договорам от физических и юридических лиц для осуществления предпринимательской деятельности, которая приносит прибыль от сдачи автотранспортных средств в аренду с выкупом и без выкупа. ООО «Сберзайм» является посредником между физическим и юридическим лицом - инвестором и ООО «Микрокредитная компания Бьютен групп». Деньги инвесторов вкладываются в коммерческую деятельность ООО «Микрокредитная компания Бьютен групп» по выдаче потребительских кредитов населению. Эти два направления гарантируют получение прибыли, за счет которой и погашаются обязательства ООО «Сберзайма» перед займодавцами.

На основании изложенного, в рассматриваемой рекламе ООО «Сберазайм» о заключении договора займа отсутствует часть информации о целях и условиях привлечения денежных средств населения и юридических лиц, а именно того, что ООО «Сберазайм» использует привлеченные денежные средства для нужд Общества с целью получения прибыли; является посредником между физическим и юридическим лицом (инвестором) и ООО «МК Бьютен групп», которое использует привлеченные денежные средства для выдачи потребительских кредитов, что искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы в отношении объекта рекламирования.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ООО «Сберзайм», не имея статуса микрофинансовой организации (не будучи внесенным в государственный реестр микрофинансовых организаций), не может размещать рекламу о заключении договора займа, без указания существенных условий о целях и условиях привлечения денежных средств населения и юридических лиц.

В соответствии с п.7 ст. 7 Закона о рекламе, не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе, если оказание банковских страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемых лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

Таким образом, рассматриваемая реклама направлена на привлечение денежных средств граждан, содержит обещание высоких процентов (доходности) от вложенных гражданами инвестиций, при этом рекламодатель ООО «Сберзайм» финансовой организацией не является.

В соответствии пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требования п. 7 ст. 7 Федерального закона «О рекламе» несет как рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, так и рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; за нарушение требований ч.7 ст.5, п.2 ч.2 ст.28, ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

На запрос антимонопольного органа ИП ФИО2 (издатель газеты «Товары и услуги») представил договор №26 от 15.05.2017г., заключенный с ООО «Сберзайм» (ИНН <***>). На основании указанного договора ООО «Сберзайм» разместило рассматриваемую рекламу в газете «Товары и услуги». №10 от 07.03.2018г., №11 от 14.03.2018г., №12 от 21.03.2018г. и №13 от 28.03.2018г.

03.09.2018г., Комиссией УФАС по Алтайскому краю установлен факт нарушения ООО «Сберзайм» ч.7 ст.5, п.7 ст.7, п.2 ч.2 ст.28, ч.14 ст.28 Закона о рекламе и факт нарушения ИП ФИО2 п.7 ст.7 Закона о рекламе.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства свидетельствуют о правомерности принятия антимонопольным органом решения о признании спорной рекламной информации ненадлежащей, поскольку она противоречит требованиям ч.7 ст.5, п.7 ст.7, п.2 ч.2 ст.28, Закона о рекламе, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В связи с чем, вынесенное во исполнение указанного решения предписание, с учетом норм действующего законодательства и решения комиссии УФАС по Алтайскому краю от 03.09.2018 по делу № 46-ФАС22- Р/05-18, соответствует Закон о рекламе и не может нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Заявитель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми решением и предписанием антимонопольного органа.

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в связи с чем, отказывает в удовлетворении заявления.

Расходы по уплате госпошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, относятся на заявителя, поскольку решение суда принято не в его пользу.

Кроме того, согласно абзацу третьему подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3000 руб. При этом государственной пошлиной должно быть оплачено каждое из заявленных требований.

Судом установлено, что заявителем в рамках настоящего дела оспаривалось два ненормативных правовых акта (решение и предписание), тогда как государственная пошлина за рассмотрение заявления арбитражным судом оплачена обществом в размере 3000 руб., вместо 6000 руб.

Учитывая изложенное, недоплаченная государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

обществу с ограниченной ответственностью «Сберзайм» в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сберзайм» в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                    Л.Ю. Ильичева