ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-17848/2021 от 16.03.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                              Дело № А03-17848/2021

21 марта 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2022  года

Решение в полном объеме изготовлено 21 марта 2022 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибтрейд» (ИНН <***>,                             ОГРН <***>), г. Барнаул, к Алтайской таможне, г. Барнаул, об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10605000-1839/2021 от 25.11.2021 в части назначении наказания в виде предупреждения,

при участии:

от заявителя – ФИО1 (паспорт, решение от 28.02.2022);

 от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 23.12.2019, диплом рег. номер 114 от 30.06.1989),

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Сибтрейд»» (далее – Общество,               ООО «Сибтрейд») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне  об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10605000-1839/2021 от 25.11.2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначении наказания в виде предупреждения.

В обоснование заявления указано, что поставка товаров была произведена в рамках одной спецификации от 15.04.2021 № 26 и подлежала единому декларированию по установленной форме, в связи с чем выявленное нарушение является единым событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не требующего самостоятельного возбуждения дел об административном правонарушении в зависимости от даты перемещения товара. Общество просило заменить 2 назначенное административным органом наказание в виде штрафа предупреждением. Алтайская таможня представила отзыв на заявление, в котором указала на законность оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Таможни возражал против удовлетворения требований заявителя по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе проведения Алтайской таможней камеральной таможенной проверки в отношении Общества по вопросу соблюдения требований, установленных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования, в части таможенного декларирования и помещения товаров (электрические изоляционные масла) под таможенную процедуру экспорта административным органом установлено, что 25.04.2021 Общество осуществило вывоз из России в Республику Казахстан товара «масло электроизоляционное SHELL Diala S4 ZX-I» в адрес ТОО «ВК Инженерные системы» (Республика Казахстан, <...>) в количестве 4 бочки объемом 209 литров каждая общей стоимостью (с учетом «нулевой» ставки НДС при экспорте товаров) 281 450 рублей.

Вывоз товара осуществлен во исполнение договора поставки от 04.05.2016 № 04/05-2016, заключенного между Обществом и ТОО «ВК Инженерные системы», по спецификации от 15.04.2021 № 26 в соответствии с транспортной накладной от 23.04.2021 № 396696, международной товарно-транспортной накладной (CMR) № СИБ-37/21, счетом-фактурой от 20.04.2021 № 37.

Согласно указанным товаросопроводительным документам товар получен ТОО «ВК Инженерные системы» 26.04.2021.

Факт вывоза товара за пределы России подтверждается талоном о прохождении государственного контроля от 24.04.2021, выданным территориальным подразделением Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

14.05.2021 Обществом в Центральную энергетическую таможню подана статистическая форма учета перемещения товаров                                                   № 10006140/140521/С623235 (системный № ED20210514051457067) с заявленным кодом товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 2710 19 940 0.

При этом таможенным органом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, в 2021 году Общество таможенное декларирование товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС не осуществляло.

14.09.2021 по усматривающимся признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 10605000-001839/2021.

25.11.2021 Алтайской таможней в отношении Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10605000-1839/2021, которыми Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 140 725 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением в части назначенного наказания, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что требования Общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

 Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с декларированием товаров. Объективную сторону административного правонарушения образует не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

Субъективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины. Причем умысел может быть как прямой, так косвенный, а неосторожность - в форме небрежности и самонадеянности.

 Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.

В подпункте 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.

Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары является видом таможенной декларации, которая применяется при таможенном декларировании.

Обязанность декларанта по осуществлению таможенного декларирования товаров возложена на него положениями пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.

В силу подпункта 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается, в том числе перемещение товаров через таможенную границу с их не декларированием.

Пунктом 2 статьи 104 ТК ЕАЭС установлено, что таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС).

 Согласно пункту 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах (наименование, описание, классификационный код по ЕТН ВЭД ЕАЭС, описание упаковок, цена, количество в килограммах - вес брутто, вес нетто и в дополнительных единицах измерения) и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно ТН ВЭД ЕАЭС товар «Масло электроизоляционное SHELL Diala S4 ZXI» относится к 27 товарной группе «топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» и классифицируется в товарной подсубпозиции 2710 19 940 0 - нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов: - прочие: - тяжелые дистилляты: - масла смазочные; масла прочие: - для прочих целей: - электрические изоляционные масла.

 На основании статьи 79 раздела XX Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) в целях эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов государств-членов, а также обеспечения национальных экономик основными видами энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты), государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику, осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов в соответствии с международными договорами, предусмотренными в статьях 81, 83 и 84 Договора, с учетом обеспечения энергетической безопасности, исходя из основных принципов, в том числе принципа гармонизации национальных норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов.

 К отношениям хозяйствующих субъектов государств-членов, осуществляющих свою деятельность в сферах электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, не урегулированным данным разделом, применяется законодательство государств-членов ЕАЭС.

В соответствии со статьёй 1 ТК ЕАЭС в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, их нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию ЕАЭС, их убытием с таможенной территории ЕАЭС, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории ЕАЭС или за ее пределами.

Таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с Договором о Союзе.

Таможенные правоотношения, не урегулированные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, до урегулирования соответствующих правоотношений такими международными договорами и актами регулируются законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Согласно статье 460 ТК ЕАЭС к правоотношениям, возникшим в сфере недропользования (топливно-энергетического сектора) в Российской Федерации до вступления ТК ЕАЭС в силу и возникающим после его вступления в силу, применяется таможенное законодательство Российской Федерации, в соответствии с которым действуют контракты.

В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан» 01.07.2011 Правительством Российской Федерации принято постановление № 529, пунктом 4 которого установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены ЕАЭС товаров, классифицируемых кодами 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0-2713 90 900 0, таможенное декларирование таких товаров должно осуществляться в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о ТК ЕАЭС, и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации.

 Таможенное регулирование в Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации - фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены ЕАЭС или на территории, не входящие в таможенную территорию ЕАЭС, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона № 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров ЕАЭС в соответствии с ТК ЕАЭС, из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.

Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного 9 законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 Приложения № 23 к Договору о Союзе установлено, что на период до вступления в силу международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС действуют двусторонние соглашения, заключенные между государствами-членами в области поставок нефти и нефтепродуктов, определения и порядка уплаты вывозных таможенных пошлин.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торговоэкономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов от 09.12.2010 нефть и нефтепродукты, классифицируемые в группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, вывозимые с 01.01.2014 из Российской Федерации в Республику Казахстан, в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Аналогичные нормы, закрепляющие необходимость декларирования нефти и нефтепродуктов, классифицируемых в группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС, указаны в письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.10.2019 № 03-10-11/76833.

Следовательно, субъекты внешнеэкономической деятельности, осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС, обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию в общем порядке. Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства- члены ЕАЭС.

Статьёй 4 Федерального закона от 28.12.2010 №390-ФЗ «О безопасности» установлено, что государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти 10 субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Пунктами 58, 60, 61 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (действовала в период совершения правонарушения), установлено, что одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области экономики на долгосрочную перспективу является повышение уровня энергетической безопасности, необходимыми условиями обеспечения энергетической безопасности являются повышение эффективности государственного управления топливно-энергетическим комплексом, надежность и бесперебойность поставок энергоресурсов потребителям, обеспечение технологического суверенитета страны на мировом энергетическом рынке.

Таким образом, обязанность декларантов по представлению в таможенные органы таможенной декларации при вывозе товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС, установленная правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, обусловлена необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и обеспечением контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС.

Сам факт принятия Правительством РФ постановления № 529 в развитие концепции установленной Договором о Союзе, а также включение товаров, классифицируемых в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, в перечень товаров, относящихся к стратегически важным товарам и ресурсам для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 № 923 подтверждает, что установленный порядок декларирования данных товаров является одним из инструментов контроля за энергетической безопасностью государства.

На основании статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС, вывоза с таможенной территории ЕАЭС и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС. В соответствии со статьёй 132 ТК ЕАЭС ответственность за несоблюдение условий и требований таможенной процедуры несет декларант, а также иные лица в соответствии с ТК ЕАЭС.

Материалами дела установлено и не оспаривается заявителем, что в 2021 году Общество таможенное декларирование товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС не осуществляло.

Таким образом, Обществом в нарушение требований актов, составляющих право Евразийского экономического союза, Закона № 289-ФЗ, пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 № 529 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 № 880 «Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» вывезен товар, классифицируемый в позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС, из Российской Федерации в Республику Казахстан без осуществления таможенного декларирования.

Судом установлено, что во исполнение договора поставки от 04.05.20216 № 04/05- 2016, заключенного с ТОО «ВК Инженерные системы», по спецификации от 04.05.2021 № 26 Общество осуществило вывоз товаров 24.04.2021, 25.04.2021 и 26.04.2021, в связи с чем в отношении заявителя таможенным органом были составлены протоколы об административных правонарушениях № 10605-000-1839/2021, № 10605000-1840/2021 и № 10605000-1841/2021 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которых вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, в том числе оспариваемое по настоящему делу.

Вопреки доводам Общества о том, что поставка товаров была произведена в рамках одной спецификации от 15.04.2021 № 26 и подлежала единому декларированию по установленной форме, в связи с чем выявленное нарушение является единым событием административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности составления нескольких протоколов об административном правонарушении при совершении нескольких однородных деяний, квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения, на основании одной проверки.

Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих, у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) лица имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Таким образом, каждая поставка товара в конкретные даты (в разные дни) хоть и по одной спецификации от 15.04.2021 № 26 образует самостоятельный законченный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении; Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.

 Положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применимы, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.

В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено.

Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Общество, заключая сделку с иностранным лицом, на основании которой товар «масло электроизоляционное SHELL Diala S4 ZX-I» перемещен из Российской Федерации в Республику Казахстан без его таможенного декларирования в установленном порядке, должно было изучить требования актов, составляющих право ЕАЭС, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, регламентирующих порядок декларирования вывозимого с территории Российской Федерации товара, классифицируемого кодом 2710 19 940 0 ТН ВЭД ЕАЭС, и осуществить надлежащий контроль за своевременным и надлежащим декларированием данного товара, то есть принять все зависящие от него меры для исполнения данной обязанности, проявив соответствующую степень заботливости и осмотрительности.

 Таким образом, Общество не доказало принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований таможенного законодательства.

Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами административного производства и по существу Обществом не оспаривается.

Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности не истек.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.

Оспариваемое постановление о назначении административного наказания вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен и соответствует нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, решая вопрос о мере ответственности, суд руководствуется следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

 Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно частей 1 и 1.1 статьи 4 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Материалами дела подтверждается, что Общество является субъектом малого предпринимательства. Административным органом данный факт не оспаривается, доказательств иного в материалы дела не представлено. Правонарушение совершено обществом впервые.

Данный факт не оспаривается административным органом. Доказательств, опровергающих данный факт, не представлено.

 Приведенные выше основания, а также факт отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда совершенным обществом правонарушением свидетельствуют о наличии правовых оснований для  применения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначения административного наказания в виде предупреждения.

Довод административного органа о невозможности применения в данном случае положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку факт недекларирования товара посягает на экономическую безопасность государства и причиняет имущественный вред, судом отклоняется как необоснованный.

Так, из действий Общества не усматривается умысла на неуплату таможенных платежей и недекларирование товара, стоимость незадекларированного товара не являлась значительной и не могла нанести существенного охраняемым отношениям, при этом доказательства создания угрозы экономической безопасности государства отсутствуют, ввезенный товар разрешен к ввозу и был выпущен таможенным органом.

В связи с изложенным, требования подлежат удовлетворению в части, постановление подлежит изменению в части санкции с заменой штрафа на предупреждение.

Условия статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдаются.

Вопрос о судебных расходах судом не разрешается, поскольку заявления по данной категории споров государственной пошлиной не облагаются.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

постановление  Алтайской таможни о  назначении административного наказания по делу об административном правонарушении  №10605000-1839/2021 от 25.11.2021 изменить в части  назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Сибтрейд» наказания.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Сибтрейд» административное наказание  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                  О.В. Трибуналова