АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
г. Барнаул 07 апреля 2021 года Резолютивная часть решения суда объявлена 31 марта 2021 года Решение суда в полном объеме изготовлено 07 апреля 2021 года | Дело № А03-18170/2020 |
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании незаконным постановления от 16.12.2020 № 022/04/9.21-952/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «СибГазСтрой»,
при участии в заседании представителей сторон:
- от заявителя – ФИО1, доверенность от 11.01.2021 № 02/21, ФИО2, доверенность от 22.03.2021 №58/21,
- от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 11.01. № 3/5,
- от третьего лица – ФИО4, доверенность от 03.02.2021,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» (далее по тексту – заявитель, Общество, ООО «Газпром газораспределение Барнаул») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее по тексту - Управление) о признании незаконным постановления от 16.12.2020 № 022/04/9.21-952/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «СибГазСтрой».
В своем заявлении Общество ссылается на отсутствие в его действиях события вмененного административного правонарушения.
Управление в отзыве на заявление возражало против доводов, изложенных в заявлении, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, в удовлетворении требования просило отказать.
Третье лицо в представленном отзыве на заявление просило в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в Управление поступило на рассмотрение обращение ООО «СибГазСтрой» в отношении ООО «Газпром газораспределение Барнаул» по вопросу, связанному с аннулированием технических условий.
В 2019-2020 годах ООО «Газпром газораспределение Барнаул» подготовило по запросам ООО «СибГазСтрой» технические условия на технологическое присоединение к газораспределительной сети распределительных газопроводовжилых домов.
К запросам были приложены письма №02-19-1281 от 23.04.2019, №02-19-1282 от 23.04.2019, №02-19-1941 от 11.06.2019, №231/П/153 от 28.05.2019, №231/П/1534 от 28.05.2019 за подписью глав муниципальных образований, в которых было указано, что в муниципальную программу газификации включены запрашиваемые ООО «СибГазСтрой» объекты за счет частных инвестиций.
Посчитав, что в подпрограмме 3 «Газификация Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31.07.2019 № 297, отсутствуют сведения о вышеперечисленных объектах, указанных в заявках ООО «СибГазСтрой», как о планируемых к строительству, Обществом аннулированы ранее выданные технические условия.
По результатам рассмотрения жалобы, полагая, что ООО «Газпром газораспределение Барнаул» совершены действия по аннулированию технических условий, чем нарушило регламентированный Правилами № 1314 порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения, административный орган составил 17.11.2020 в отношении общества протокол об административном правонарушении.
16.12.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Считая указанное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
На основании Правил разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 N 903 (далее - Правила N 903), разработку и реализацию программ газификации осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 903 предусмотрено, что план мероприятий программы газификации с указанием объектов, планируемых к строительству, реконструкции и подключению, а также мероприятий, связанных с регистрацией в установленном порядке газораспределительной организацией права собственности на объекты газораспределения, являющиеся бесхозяйными, источников их финансирования, сроков их реализации и ожидаемых результатов, в том числе на территориях опережающего социально-экономического развития.
Согласно позиции ООО «Газпром газораспределение Барнаул», в подпрограмме 3 «Газификация Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31.07.2019 №297, отсутствуют сведения о вышеперечисленных объектах, указанных в заявках ООО «СибГазСтрой», как о планируемых к строительству.
Посчитав, что в подпрограмме 3 «Газификация Алтайского края» государственной программы Алтайского края «Обеспечение населения Алтайского края жилищно-коммунальными услугами», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 31.07.2019 № 297, отсутствуют сведения о вышеперечисленных объектах, указанных в заявках ООО «СибГазСтрой», как о планируемых к строительству, Обществом аннулированы ранее выданные технические условия.
Таким образом, ООО «Газпром газораспределение Барнаул» сделало вывод о том, чтоприложенные к запросам письма содержали недостоверную информацию. Кроме того, Общество ссылается на письмо Минстроя Алтайского края от 23.07.2020 №29-02/П/8542, в котором указано, что часть из этих объектов сети газораспределения в с. Смоленское Смоленского района Алтайского края только планируется включить в программу газификации Алтайского края, которое получено Обществом 20.08.2020. Между тем, письма об аннулировании направлены в адрес ООО «СибГазСтрой» 10.08.2020.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 (далее-Правила N 1314).
В силу пункта 7 Правил N 1314 запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
Требования к прилагаемым документам приведены пункте 8 Правил N 1314.
Из пункта 12 Правил № 1314 следует, что в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
В соответствии с пунктом 13 Правил № 1314, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Судом установлено, что ООО «Газпром газораспределение Барнаул» были выданы технические условия №19-207 от 05.06.2019 №19-218 от 07.06.2019, №19-221 от 14.06.2019, №19-222 от 14.06.2019, №19-277 от 22.06.2019, №20-159 от 26.06.2020, то есть ООО «СибГазСтрой» были в том момент по оценке ООО «Газпром газораспределение Барнаул» представлены все сведения и документы, указанные впунктах 7 и 8 настоящих Правил №1314. Срок действия данных технических условий 2 года со дня выдачи.
В технические условия №19-207 от 05.06.2019, №19-218 от 07.06.2019, №19-221 от 14.06.2019, №19-222 от 14.06.2019, №19-277 от 22.06.2019 ООО «Газпром газораспределение Барнаул» были внесены изменения 01.10.2019 письмами №АГ-22/3791, №АГ-22/3792, №АГ- 22/3793, №АГ-22/3794, №АГ-22/3795. Указанными письмами срок действия технических условий изменен на 70 рабочих дней, при этом Правилами №1314 возможность внесения изменений не предусмотрена.
Кроме того, технические условия №20-159 от 26.06.2020 со сроком действия 70 рабочих дней были аннулированы ООО «Газпром газораспределение Барнаул» письмом от 10.08.2020 №ПР -22/3424, то есть на дату аннулирования они являлись действующими.
Согласно информации ООО «СибГазСтрой», озвученной при рассмотрении дела, на момент аннулирования вышеуказанных технических условий сети газоснабжения уже были построены. Из-за отсутствия возможности ввода в эксплуатацию построенных объектов ООО «СибГазСтрой» несет убытки.
Правилами N 1314 не предусмотрено оснований для аннулирования выданных технических условий, соответственно, газораспределительная организация не вправе аннулировать такие технические условия.
Следовательно, совершение действий Обществом по аннулированию технических условий, при отсутствии оснований такой возможности в Правилах № 1314, образуют объективную сторону состава административного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ.
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Общество является субъектом естественной монополии, доминирующим на рынке услуг по транспортировке газа по трубопроводам.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Ответственность за повторное нарушение части 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Ранее Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ по делу об административном правонарушении N 022/04/9.21-758/2019 на основании постановления от 08.10.2019 г. о назначении административного наказания в виде административного штрафа.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Постановление по делу об административном правонарушении N 022/04/9.21-758/2019 от 08.10.2019 г. вступило в законную силу 08.01.2020 г. и исполнено 23.01.2020 г., что подтверждается платежным поручением N 424 от 23.01.2020 г.
Соответственно, Общество на момент совершения вышеуказанного административного правонарушения считается подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, то есть Общество повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, что предполагает ответственность по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, действия Общества, выразившиеся в аннулировании технических условий, что предусмотрено Правилами N 1314, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о газоснабжении постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства в сфере газоснабжения, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств нет.
Основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, суд считает, что оснований для признания оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выданного на основании постановления по делу об административном правонарушении, не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины.
руководствуясь статьями 167-170, 176, 210,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Барнаул» в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск), через Арбитражный суд Алтайского края, в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Л.Ю. Ильичева