ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-18425/2021 от 16.02.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-18425/2021

17 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 17 февраля 2022 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай к акционерному обществу «Почта России» о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии представителей сторон:

- от заявителя – Галкина М.С. доверенность от 24.12.2021 №16-Д, оригинал диплома ИВС 0032348 выдан 08.06.2002,

- от лица, привлекаемого к административной ответственности – Зеленцова И.А. доверенность от 16.09.2021 №9, копия диплома КЗ №97189 выдан 15.06.2013.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований указано, что обществом допускаются нарушения обязательных и лицензионных требований на оказание услуг почтовой связи по лицензии № 162571, а также Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ "О почтовой связи", что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Общество представило отзыв на заявление, в котором указало на недоказанность административным органом состава административного правонарушения, а также принятием всех необходимых мер для обеспечения доступа к услугам почтовой связи.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что Управлением по Алтайскому краю филиала ФГУП "ГРЧЦ" в СФО в период с 01.11.2021 по 26.11.2021 были проведены мероприятия по мониторингу соблюдения обязательных требований при осуществлении оператором почтовой связи АО "Почта России" деятельности в области оказания услуг почтовой связи.

По результатам мероприятий в Управление представлены материалы (протоколы мониторинга ОПС, протоколы мониторинга почтовых ящиков, фотоснимки):

- акт мониторинга от 26.11.2021 №22-3820-00 (вх. №14066/22 от 26.11.2021).

-При осуществлении сброса контрольных писем в почтовые ящики, установленные внутри и вне объектов почтовой связи, обнаружены нарушения в части оформления почтовых ящиков. Так, на почтовом ящике № 7, расположенном вне объекта почтовой связи ОПС Кулунда 658922, отсутствует номер почтового ящика и расписание выемки письменной корреспонденции. Нарушение зафиксировано в протоколе мониторинга почтовых ящиков от 22.11.2021 № 22-0272-11. На почтовых ящиках № 89, расположенном вне объекта почтовой связи ОПС Михайловское 658962, и № 13, отдельно стоящем по адресу: с.Кулунда, ул.Лермонтова, 8, отсутствует наименование оператора почтовой связи и расписание выемки письменной корреспонденции. Нарушение зафиксировано в протоколе мониторинга почтовых ящиков от 22.11.2021 № 22-0272-11.

Таким образом, в ходе проверки Управлением установлено, что обществом нарушено требования пункта 5 лицензионных условий осуществления деятельности по лицензии №162571 и не предприняты все возможные меры для недопущения нарушений лицензионных условий и взятых на себя обязательств в части соблюдения Правил оказания услуг почтовой связи, Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».

На основании выявленных нарушений 08.12.2021 уполномоченным должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении №АП-22/5/836 о наличии в действиях общества признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

В соответствии с абзацем 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской 5 Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Субъектами нарушения могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно - распорядительные и административно- хозяйственные функции, и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 3 данной статьи, может быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ, Закон о лицензировании) деятельность по оказанию услуг связи подлежит лицензированию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В статье 12 Закона № 99-ФЗ содержится перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличия соответствующей лицензии (статья 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126- ФЗ «О связи» и статьи 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

АО «Почта России» осуществляет подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность по оказанию услуг почтовой связи.

Общество оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно пункту 5 лицензии № 162571 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 35442) утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является структурным органом Федеральной исполнительной власти, руководство которым осуществляет Правительство Российской Федерации.

Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 35442) утверждены Правила оказания услуг почтовой связи.

Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с Законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией.

Следуя материалам дела, общество оказывает услуги почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Пунктом 7 лицензии № 162571, а также пунктом 7 раздела XX Постановления Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий», установлено, что лицензиат обязан выполнять требования по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи.

Согласно п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказам Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 №234, на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка почтовой корреспонденции.

Расписание выемки писем из почтовых ящиков, а также присвоение номеров каждому почтовому ящику с указанием их местонахождения, утверждаются руководством почтамта.

В результате мониторинга выявлено, что на почтовом ящике №7, расположенном вне объекта почтовой связи по адресу: 658922, с. Кулунда, ул. Ломоносова, д. 12, отсутствует присвоенный ящику номер и расписание выемки письменной корреспонденции, на почтовых ящиках № 89, расположенном вне объекта почтовой связи ОПС Михайловское 658962, и № 13, отдельно стоящем по адресу: с.Кулунда, ул.Лермонтова, 8, отсутствует наименование оператора почтовой связи и расписание выемки письменной корреспонденции. В результате чего вводятся в заблуждение пользователи услугами почтовой связи. Отсутствие необходимой информации на почтовых ящиках зафиксировано должностными лицами ФГУП «ГРЧЦ», проводящих мониторинг, на фотографиях от 17.11.2021 и 18.11.2021.

Общество в отзыве на заявление ссылается на то, что указанные ящики находятся вне объекта почтовой связи, поэтому расположенная на них информация повреждается погодными условиями, уничтожается третьими лицами. К своему отзыву привлекаемое лицо прикладывает фотографии данных почтовых ящиков с оттисками календарных штемпелей с датами от 15.12.2021 и 16.12.2021. Из чего следует, что почтовые ящики были оформлены надлежащим образом только после составления протокола об административном правонарушении.

Факты данного правонарушения подтверждаются материалами дела, что свидетельствует о доказанности в деяниях общества события административного правонарушения

Суд приходит к выводу, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество как профессиональный участник правоотношений и лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, обязано знать и соблюдать требования законодательства и с должной ответственностью подходить к исполнению своих обязанностей по соблюдению лицензионных требований и условий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о доказанности административным органом состава административного правонарушения.

Согласно абзацу 1 пункта 6 Почтовых Правил от 22.04.1992 на каждом почтовом ящике в обязательном порядке указывается присвоенный ему номер, сколько раз в день вынимается корреспонденция и время выемки (начало первой и последней выемки).

Таким образом, указание на почтовых ящиках наименование оператора почтовой связи, номеров почтовых ящиков и расписания выемки являются требованием законодательства Российской Федерации, которое сотрудники АО «Почта России» обязаны выполнять, поскольку являются лицензиатами на оказание услуг почтовой связи.

Указанная информация на почтовых ящиках является информацией для пользователей услугами почтовой связи.

Таким образом, оператор почтовой связи АО «Почта России» нарушил требования пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», пункта 8, подпункта «в» пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234, пункта 5 Лицензионных требований лицензии № 162571, и не предпринял все возможные меры для недопущения нарушений лицензионных условий и взятых на себя обязательств в части соблюдения устойчивого функционирования сети почтовой связи.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт нарушения Обществом вышеуказанных норм.

Общество не представило надлежащих доказательств того обстоятельства, что на момент проверки вменяемые АО «Почта России» нарушения фактически отсутствовали.

Таким образом, несоблюдение вышеперечисленных правил со стороны Общества является нарушением лицензионных условий.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, Управлением не допущено.

Ссылка АО «Почта России» на то, что проверка проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» признается судом несостоятельной на основании следующего.

Часть 3 статьи 27 Федерального Закона № 126-ФЗ устанавливает, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-7 настоящей статьи.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 8.3. Федерального Закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

На основании изложенного, довод Общества о нарушении требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ признается судом несостоятельным, поскольку в отношении АО «Почта России» проводилось мероприятие мониторинга (систематическое наблюдение), которое проводится без взаимодействия с лицом, в отношении которого оно проводится, и на организацию и проведение которого нормы Федерального закона № 294-ФЗ не распространяются.

Довод Общества о том, что протокол об административном правонарушении № АП-22/5/836 от 08.12.2021 составлен в нарушении статьи 28.5 КоАП РФ, также отклоняется судом, поскольку по выявлении правонарушения административный орган обязан уведомить лицо, привлекаемое к ответственности, о времени и месте составления протокола с целью обеспечения гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ. Дата составления протокола назначается с учетом времени, необходимого для прибытия привлекаемого лица для участия в составлении протокола.

Таким образом, протокол не может быть составлен немедленно после выявления административного правонарушения.

Согласно пункту 4 Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установленные статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении не являются пресекательными.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5. КоАП РФ, не истек. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).

Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.

При определении меры административной ответственности должны учитываться как положения КоАП РФ о том или ином виде наказания, так и фактические обстоятельства каждого конкретного дела.

Статьей 3.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ) предусмотрено, что предупреждение является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).

Следовательно, предупреждение может быть применено только за впервые совершенное административное правонарушение при условии, что оно не привело к следующим последствиям: причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущественному ущербу.

Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о том, что допущенные Обществом нарушения не привели к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественный ущерб отсутствует, обществом приняты незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений, о чём свидетельствуют фототаблицы, а также пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, данные в рамках судебного заседания, на основании чего, суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения, что предусмотрено санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

привлечь к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях акционерное общество «Почта России» (131000, город Москва, шоссе Варшавское, дом 37, ОГРН: 1197746000000, дата присвоения ОГРН: 01.10.2019, ИНН: 7724490000) и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения

Судья Л.Ю. Ильичева