ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-18456/20 от 11.03.2021 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-18456/2020  17 марта 2021 года 

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 17 марта 2021 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при  использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Брытковой Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению акционерного общества «Почта России», г. Москва, к Алтайской таможне, 

г. Барнаул, об изменении постановления о назначении административного наказания   № 10605000-1670/2020 от 15.12.2020 в части штрафа, 

при участии:
от заявителя – не явился,

от заинтересованного лица – ФИО1 (удостоверение, доверенность от  23.12.2019, диплом рег. номер 875 от 01.07.2011), 

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «Почта России» (далее по тексту - Общество) обратилось

в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне об изменении постановления о  назначении административного наказания № 10605000-1670/2020 от 15.12.2020 в части  штрафа. 

Заявленные требование Общество мотивирует несоответствием (несоразмерностью)  размера административного штрафа целям административного наказания, в связи с этим  просит снизить размер административного штрафа до 150 000 руб. 

Алтайская таможня в отзыве на заявление указала, что возражает против  требований заявителя, полагая оспариваемое постановление о привлечении к  административной ответственности законным и обоснованным, состав вмененного  предприятию административного правонарушения - установленным и доказанным, порядок  привлечения к административной ответственности – соблюденным. 

Ко дню судебного заседания от заявителя по средством телефонограммы поступило  ходатайство от заявителя о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, ввиду 


невозможности участия с использованием веб - конференции по техническим причинам  заявителя. 

Судебное заседание в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителя Общества. 

Представитель Алтайской таможни в судебном заседании возражал против  удовлетворения требований заявителя по доводам, изложенным в отзыве. 

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела,  арбитражный суд установил следующие. 

весом 12,89 кг., поступившего из США.

Товары, пересылаемые в данном международном почтовой отправлении находились  под таможенным контролем и не могли быть выданы оператором почтовой связи их  получателю без разрешения таможенного органа. 

В ходе административного расследования установлено, что 16.07.2020 МПО было  выдано адресату ФИО3 Л без разрешения Алтайской таможни. 

Данный факт подтверждается актом осмотра от 18.08.2020 № 1 отделения почтовой  связи № 1 Майминского почтамта по адресу: Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, 

ул. Чорос-Гуркина, 17 (далее - ОПС № 1), сведениями, размещенными на официальном  сайте ФГУП «Почта России» (www.pochta.ru), показаниями опрошенных в качестве  свидетелей ФИО2 (протокол опроса от 01.09.2020), ФИО3  (протокол опроса от 08.09.2020), ФИО4.(протокол опроса от 09.09.2020), а также  письмом УФПС Республики Алтай от 03.09.2020 № Ф04-01/871. 

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность 


оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий  административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли  законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли  установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности  привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие  значение для дела. 

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на  основании и в порядке, установленных законом. 

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях административным правонарушением признается противоправное,  виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность. 

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает  наличие состава правонарушения. В структуру состава административного  правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная  сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона  административного правонарушения. 

Частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлена ответственность за недоставку товаров, перевозимых в  соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без  разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным  контролем, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от  трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами  административного правонарушения, или без таковой. 

Объектом являются общественные отношения, связанные с проведением  таможенного контроля, затрагивающие также экономическую безопасность и  экономические интересы Российской Федерации и Таможенного союза. 

Объективная сторона указанного правонарушения выражается, в том числе в выдаче  (передаче) без разрешения таможенного органа товаров, имеющих статус находящихся на  временном хранении, помещенных под таможенный режим международного таможенного  транзита либо хранящихся на таможенном складе или свободном складе. 

Субъектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, выступают лица, на  которых согласно требованиям таможенного законодательства возлагаются  соответствующие обязанности в отношении находящихся под таможенным контролем  товаров, а также документов на них. 

С субъективной стороны данные деяния характеризуются наличием вины как в  форме умысла, так и неосторожности. 

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного  союза (далее - ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат 


таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством  Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза. 

Согласно пункту 3 статьи 312 ТК ТС МПО не могут быть выданы операторами  почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории  таможенного союза без разрешения таможенного органа. 

Как следует из материалов дела, 17.07.2020 на Горно-Алтайский таможенный пост  поступило уведомление ОТО и ТК № 5 таможенного поста «Международный почтамт»  Московской таможни № 510129056/090720/0007412СР от 09.07.2020 г. о направлении в  адрес получателя ФИО3, проживающей по адресу: 649002, <...>, международного почтового отправления  (далее - МГ10) № CH099642816US. весом 12.890 кг., поступившего из США. 

Согласно акту осмотра помещений и территорий от 18.08.2020 № 1. МПО

 № CH099642816US в отделении почтовой связи № 1 Майминского почтамта (далее - ОПС   № 1) отсутствует. 

Согласно объяснению начальника ОПС № 1 Майминского почтамта

ФИО2 16.07.2020 в ОПС № 1 поступило МПО № CH099642816US, которое  вручено адресату ФИО3 16.07.2020 оператором ОПС № 1 ФИО5 без разрешения таможенного органа. Выдача производилась на основании  извещения, которое находится в архиве. О поступлении данного МПО в ОПС № 1  таможенные органы не уведомлялись. О необходимости таможенного оформления  получатель ФИО3 не была проинформирована. 

Данный факт подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте

АО «Почта России» (www.pochta.ru), согласно которым МПО № CH099642816US  16.07.2020 в 17 ч. 00 мин. прибыло в место вручения (649000, Горно-Алтайск), 16.07.2020 в  18 ч. 01 мин. получено адресатом (649000, Горно-Алтайск). 

Получатель ФИО3 на Горно-Алтайский таможенный пост для проведения  таможенных операций в отношении МПО № CH099642816US не обращалась. 

Порядок и особенности проведения таможенного оформления товаров,  пересылаемых в международном почтовом отправлении, закреплены в Правилах  таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через  таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях,  утвержденных Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации  от 03.12.2003 № 1381 (далее - Правила № 1381). 

Согласно положениям пунктами 56 - 59 Правил № 1381 при поступлении  международного почтового отправления (МПО) с уведомлением в объект почтовой связи  работника этого объекта направляют адресату извещение формы 22. При предъявлении  адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на  извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие  сопроводительные документы. На оборотной стороне извещения формы 22 работник  объекта почтовой связи указывает все документы, извлеченные из страхового мешка и  переданные адресату. Извещение формы 22 хранится на объекте почтовой связи вместе с  МПО. Полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет  производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения 


разрешения на выдачу МПО получателю объекта почтовой связи. На свободном месте  уведомления должностное лицо таможенного органа проставляет отметку «Выдача МПО  разрешена». Данная отметка заверяется подписью и оттиском личной номерной печати  этого должностного лица. 

При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает  адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления,  почтовые и другие сопроводительные документы. Полученное уведомление адресат подает  в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров,  пересылаемых в международном почтовом отправлении, для получения разрешения на  выдачу международного почтового отправления получателю объекта почтовой связи.  Выдачу международных почтовых отправлений получателю объект почтовой связи  производит на основании решения о выпуске товаров до подачи таможенной декларации,  принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным  лицом этого таможенного органа. 

В силу пункта 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом  Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, выдача оператором почтовой связи  международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям)  производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской  Федерации. 

Совершение таможенных операций в отношении товаров, направленных в адрес  получателя в международном почтовом отправлении № CH099642816US, Горно- Алтайского таможенным постом Алтайской таможни не осуществлялось, разрешение  таможенного органа о выдаче адресату международного почтового отправления оператору  почтовой связи не выдавалось. 

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях доказательствами по делу об административном  правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган,  должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или  отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого  к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для  правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об  административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим  кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об  административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей,  заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных  технических средств, вещественными доказательствами. 

Учитывая изложенное, принимая во внимание представленные в материалы дела  доказательства, арбитражный суд признает правомерным вывод Алтайской таможни о  наличии в действиях Обшества объективной стороны административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности 


только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его  вина. 

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения  правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1  постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной  практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в  отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях) не выделяет. В тех случаях, когда в  соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях возможность привлечения к административной  ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы  вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у  соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства,  указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат. 

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в  отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях определяется путем установления  обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил  и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все  зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вместе с тем каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество  предприняло исчерпывающие меры для соблюдения порядка проведения таможенного  оформления товаров, пересылаемых МПО, а также доказательств, подтверждающих  принятие всех необходимых мер для недопущения административного правонарушения,  заявителем не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом  приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не  могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и  осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется. 


Общество как юридическое лицо обязано соблюдать указанные требования и сам  факт выдачи спорного международного почтового отправления без разрешения  таможенного органа свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Общества за  соблюдением его работниками, занимающими соответствующие должности, требований  действующего законодательства. 

Представленный в материалы дела заявителем журнал технической учебы ОСП  подтверждает лишь прохождение сотрудником темы относительно вручения МПО с  таможенным уведомлением, но не опровергает вину Общества, которое обязано  осуществлять контроль за действиями своих сотрудников. 

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в  соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  имеющихся в материалах дела доказательств, арбитражный суд приходит к выводу о  наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения, в  связи с чем суд таможенный орган правомерно признал, что действия заявителя образуют  состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 Протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен  уполномоченным лицом в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание  соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях. 

Постановление по делу об административном правонарушении от 15.12.2020  вынесено уполномоченным лицом в рамках предоставленных полномочий с учетом всех  обстоятельств дела, размер административного штрафа определен в пределах санкции,  установленной частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном  правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом  извещено. 

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и  назначения административного наказания не истек. 

Таким образом, факт нарушения и вина Общества подтверждены материалами дела,  нарушений установленного Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении,  имеющих существенный характер, не выявлено. 

Оснований для признания совершенных административных правонарушений  малозначительными на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судом не установлено. 

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на возможность  снижения размера административного штрафа ниже низшего предела, суд не находит  оснований для удовлетворения данных требований по следующим основаниям. 


Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером  совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным  и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности  юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об  административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или)  решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в  виде административного штрафа в размере менее минимального размера  административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью  статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер  административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.  При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей  статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины  минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических  лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3  статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,). 

Таможенный орган возражает относительно снижения размера штрафа, считает, что  поскольку предприятие ранее привлекалось к административной ответственности,  снижение размера административного штрафа не соответствует целям административного  наказания, само по себе неудовлетворительное финансовое состояние не свидетельствует о  безусловной необходимости снижения размере административного штрафа. 

Исходя из буквального содержания части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, определяющее значение для решения  вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела  имеет наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного  административного правонарушения и его последствиями. 

Имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной  ответственности юридического лица имеет факультативное значение и само по себе, в  отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного  административного правонарушения и его последствиями, не может служить основанием  для назначения административного наказания ниже низшего предела. 

В рассматриваемом случае суд не усматривает каких-либо исключительных  обстоятельств, послуживших причиной совершения Обществом административного  правонарушения, выразившегося в выдаче получателю международного почтового  отправления без решения таможенного органа, при том, что предприятие на  профессиональной основе осуществляет деятельность по доставке и выдаче товаров,  поступивших на таможенную территорию Российской Федерации. 

Общество своими противоправными действиями нарушило императивные  требования законодательства, регулирующие порядок выдачи товара, перевозимого с  учетом таможенных правил и положений. 

Между тем, необоснованный вывод товаров из-под таможенного контроля,  препятствует выполнению таможенными органами возложенных на них функций и  реализации ими своих полномочий, лишает их возможности проверить соблюдение 


положений действующего законодательства при перемещении товаров через таможенную  границу Российской Федерации, а также препятствует осуществлению других видов  государственного контроля (проверка уплаты таможенных пошлин, налогов и пр.). 

Более того, выдача международных почтовых отправлений без разрешения  таможенного органа может повлечь за собой распространение на таможенной территории  Таможенного союза товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную  территорию, и неуплату таможенных пошлин и налогов. 

При этом доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения  предприятием требований законодательства о порядке осуществления соответствующего  вида деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло  предвидеть и предотвратить, в материалах дела не имеется. 

 В материалах дела отсутствуют и заявителем в подтверждение своей позиции не  представлены доказательства, свидетельствующие о том, что взыскание штрафа в  установленном административным органом размере повлечет для Общества необратимые  последствия, в том числе может привести к невозможности осуществления хозяйственной  деятельности. 

Служебная записка от 24.02.2021, представленная Обществом в подтверждение  тяжелого материального подтверждения судом не принимается, как надлежащее  доказательство, поскольку она является финансовым документом. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015  года № 1828-О указано, что поскольку административное наказание является средством  государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как  таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных  правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные  данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером  и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать  разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения  находящихся под защитой административно - деликтного законодательства запретов. 

В противном случае применение административного наказания не будет отвечать  предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое должно  заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих  юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также  иных конституционно признанных ценностей. 

В этой связи суд считает, что назначение Обществу административного наказания  ниже низшего предела не будет отвечать указанным выше целям 

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что назначенное  административным органом наказание в виде административного штрафа в размере 340 000  руб. является адекватным и соразмерным правонарушению, совершенному Обществом. 

В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения  административного органа о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к 


административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает  решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. 

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения  заявленных требований и отмены оспариваемого постановления. 

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о  привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не  облагается, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении государственной  пошлины. 

руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

акционерному обществу «Почта России» в удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в  Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Алтайского края. 

Судья О.В. Трибуналова