АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-80
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул | Дело № А03-18564/2018 | |
17 апреля 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2019 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Федоровой И.Н., рассмотрев дело по заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Барнаула о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» излишне взысканных на основании требования № 565 по состоянию на 18.04.2018 пени по страховым взносам в размере 62012,31 руб.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края,
при участии в заседании представителей сторон:
- от заявителя – ФИО1 доверенность,
- от заинтересованного лица – ФИО2 доверенность,
- от ГУ - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю – ФИО3 доверенность,
- от ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края – ФИО4 доверенность,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик, ПАО «МРСК Сибири») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Барнаула (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о возврате публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» излишне взысканных на основании требования № 565 по состоянию на 18.04.2018 пени по страховым взносам в размере 62012,31 руб.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возразил против удовлетворения заявленных требований.
Третьи лица представили свои письменные позиции по спору.
Подробно доводы и возражения сторон, участвующих в деле, отражены в заявлении и отзыве на него, а также дополнительных пояснениях.
Представленные сторонами в распоряжение суда документы приобщены к материалам дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся материалам, исследовав которые, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» зарегистрировано в качестве юридического лица состоит на учете с 03.04.2018 в Межрегиональной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 6.
В состав ПАО «МРСК Сибири» входят филиалы одним из которых является - «Алтайэнерго».
На основании пункта 1 ст. 83 НК РФ предприятие с 04.02.2008 состоит на учете в инспекции ФИС по Октябрьскому району г. Барнаула по месту нахождения филиала «Алтайэнерго» (далее - филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго»).
19.04.2018 посредством телекоммуникационных каналов связи филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» получено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 565 по состоянию на 18.04.2018, адресованное руководителю филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго».
Данным требованием Инспекция уведомила филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» о выявлении недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, которые на основании законодательства о налогах и сборах филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» обязан уплатить (перечислить), а именно:
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 в размере 507,75 руб. (строка 1);
- пени по страховым взносам на медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 117,71 руб. (строка 2);
- пени по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии в размере 61 386,85 руб. (строка 13).
Срок для добровольного исполнения требования установлен до 11.05.2018, при этом Инспекция информировала налогоплательщика о том, что в случае если требование будет оставлено без исполнения в срок 11.05.2018, налоговый орган примет все предусмотренные законодательством о налогах и сборах (статьи 45, 46, 47, 76, 77 НК РФ) меры по взысканию налогов (сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов), а также обеспечительные меры.
В целях исключения возможности наступления негативных для дальнейшей деятельности Общества последствий, обозначенных в справочной части требования № 565 от 18.04.2018, ПАО «МРСК Сибири» произвело оплату 62 012,31 руб. задолженности, что подтверждается платежными поручениями №№ 11432-11434 от 11.05.2018 (507,75 + 117,71 + 61 386,85).
14.05.2018 филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» получено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №6762 по состоянию на 11.05.2018, адресованное руководителю филиала «Алтайэнерго».
Настоящим требованием налоговый орган уведомил о выявлении недоимки, задолженности по пеням, штрафам, процентам, которые филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» обязан уплатить (перечислить):
- недоимку по страховым взносам на ОПС в Пенсионный фонд РФ страховой пенсии за периоды с 01.01.2017, 1 кв. 2018 года в размере 25 и (строка 1);
- недоимку по страховым взносам на ОСС по временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 01.01.2017, 1 кв. 2018 в размере 3 511,02 руб. (строка 2);
- недоимку по страховым взносам на ОМС в Федеральный фонд с 01.01.2017, 1 кв. 2018 в размере 5 958,46 руб. (строка 3);
- недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии, 1 кв. 2018 в размере 35 091,96 руб. (строка 4);
- недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии, 1 кв. 2018 в размере 34 843,46 руб. (строка 5);
- недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии, 1 кв. 2018 в размере 52 173,26 руб. (строка 6);
В целях исключения возможности наступления негативных для деятельности Общества последствий, обозначенных налоговым органом в справочной части требования № 6762 от 11.05.2018, предприятие произвело оплату 122108,68 руб. (35 091,96 + 34 843,46 + 52 173,26) задолженности платежным поручением № 13903 от 01.06.2018.
Вместе с этим, налогоплательщик, полагая, что указанное требование противоречит действующему налоговому законодательству обратился в порядке статей 138-139 Налогового кодекса Российской Федерации с жалобой в УФНС России по Алтайскому краю (далее - Управление) от 24.05.2018 № 1/29/1008-пд, в которой просил отменить требование № 565, вернуть ему излишне взысканные пени в сумме 62 012,31 руб., а так же проценты, начисленные за период с 12.05.2018 по дату возврата излишне взысканных денежных средств.
В обоснование своих требований заявитель указывал на то, что ПАО «МРСК Сибири» с 04.02.2008 состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району г.Барнаула по месту нахождения филиала «Алтайэнерго». В качестве страхователя по месту нахождения филиала «Алтайэнерго» зарегистрировано ПАО «МРСК Сибири». Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» исполняет обязанности по уплате страховых взносов, не являясь при этом страхователем. Кроме того, филиал являясь обособленным подразделением общества, не состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула в качестве налогоплательщика, в связи с чем не выступает субъектом правоотношений по исчислению и уплате налогов, сборов и страховых взносов и не может являться должником. Соответственно направление в адрес филиала требований об уплате задолженности является незаконным. В связи с чем, заявитель просил отменить требование, которое противоречит нормам указанным в статьях 11, 19 и 69 НК РФ.
В период рассмотрения жалобы, письмом от 15.06.2018 № 17-43/08175 ИФНС по Октябрьскому району г. Барнаула уведомила ПАО «МРСК Сибири» что требования № 565 от 18.04.2018 и № 6762 от 11.05.2018 являются недействительными, в связи с чем, исполнению подлежат.
26.06.2018 решением УФНС России по Алтайскому краю жалоба ПАО «МРСК Сибири» от 24.05.2018 на требование № 565 по состоянию на 18.04.2018 оставлена без рассмотрения. В качестве основания принятия такого решения вышестоящий налоговый орган сослался на предпринятые инспекцией ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула меры по устранению нарушенных прав налогоплательщика путем направления в его адрес письма от 15.06.2018 № 17-43/08175, содержащего информацию о том, что требование № 565 от 18.04.2018 направлено в адрес филиала «Алтайэнерго» ошибочно, в связи с чем является недействительным и исполнению не подлежит. Тем же решением Управление ФНС по Алтайскому краю отказало обществу в удовлетворении требования о возврате излишне взысканных пени в размере 62 012,31 руб., мотивировав тем, что пени начислены в связи с несвоевременной оплатой Обществом страховых взносов, в связи с чем такая сумма не может являться излишне взысканной.
Учитывая, что вышестоящий налоговый орган в лице УФНС России по Алтайскому краю принятым в порядке осуществления контроля за деятельностью налоговых органов решением от 26.06.2018, б/н подтвердил недействительность требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 565 по состоянию на 18.04.2018 по причине выставления его инспекцией ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула для исполнения лицу, не являющемуся участником налоговых правоотношений (налогоплательщиком), ПАО «МРСК Сибири» расценило денежные средства, уплаченные в счет исполнения такого требования, как излишне взысканные и 26.06.2018 посредством ТКС налогоплательщик обратился в адрес инспекции с требованием о возврате излишне взысканных 62 012,31 руб., а также соответствующих процентов.
Учитывая положения ст. 79 НК РФ, решение о возврате (отказе в таковом) излишне взысканных пени по страховым взносам в сумме 62 012,31 руб. должно было быть принято Инспекцией не позднее 10.07.2018, а фактический возврат (одновременно с процентами) осуществлен не позднее 26.07.2018.
Поскольку в указанные сроки мотивированное решение по существу заявления от 26.06.2018 налоговым органом принято не было, бездействие должностных лиц ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула явилось предметом досудебного обжалования ПАО «МРСК Сибири».
Решением УФНС России по Алтайскому краю от 10.09.2018 жалоба Общества от 07.08.2018 в ч асти признания незаконным бездействия должностных лиц инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула, в ыразившегося в оставлении без рассмотрения в срок, установленный пунктами 1-2 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращения ПАО «МРСК Сибири» от 26.06.2018 № 1/29/1379-пд, а также в непринятии в срок, установленный пунктом 2 ст. 79 НК РФ решения о возврате суммы излишне взысканных денежных средств, оставлена без рассмотрения.
Полагая данные бездействия в непринятии решения о возврате публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» излишне взысканных на основании требования № 565 по состоянию на 18.04.2018 пени по страховым взносам в размере 62012,31 руб., незаконными и нарушающими права Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявление подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Предметом доказывания в настоящем деле является противоправность оспариваемого акта и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть, Заявитель обязан указать, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует оспариваемое решение; какие принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности он считает нарушенными, какие обязанности незаконно возложены на заявителя; какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности созданы оспариваемым актом.
Заинтересованное лицо, в свою очередь, на основании ст.189, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязано доказать наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта; наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта; соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
Порядок возврата сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов предусмотрен статьей 79 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 79 НК РФ решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (пункт 3 статьи 79 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 79 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом суд указывает на то, что Общество, реализуя право путем самостоятельного перечисления денежных средств в счет уплаты налога, пени по выставленному налоговым органом требованию, будучи несогласным с этим требованием и обжалуя его в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога. Субъект налоговых правоотношений, самостоятельно исполнивший решения (требования) налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений не может быть поставлен в условия, худшие, нежели субъект, решения налоговых органов, в отношении которого исполнялись принудительно.
Как следует из материалов дела, взысканные пени по страховым взносам (на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 в размере 507,75 руб. (строка 1); по страховым взносам на медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 117,71 руб. (строка 2); по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии в размере 61 386,85 руб. (строка 13)) произведено на основании требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 565 от 18.04.2018, которое в период исполнения отозвано инспекций.
Кроме этого требование № 565 от 18.04.2018, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края по делу А03-12000/2018, признано недействительным и отменено в полном объеме. Указанные обстоятельства в силу п. 2 ст. 69 АПК РФ не подлежат доказыванию.
Фактическое взыскание спорной суммы подтверждается платежными документами, представленными заявителем в материалы судебного дела.
Кроме этого суд отмечает, что согласно пункту 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:
лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Определение страхователей по обязательному пенсионному страхованию содержится в пункте 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», страхователей по обязательному социальному страхованию содержится в пункте 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», страхователей по обязательному медицинскому страхованию установлено пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
По правилам пункта 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 ст. 69 НК РФ).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 8 ст. 69 НК РФ).
На основании ст.ст. 11 и 19 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 48 ГК РФ установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В силу пунктов 2 и 3 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом.
Из пункта 9 совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.2009 № 41/9 следует, что с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Филиал «Алтайэнерго» является обособленным подразделением ПАО «МРСК Сибири».
Согласно представленных документов, ПАО «МРСК Сибири» зарегистрировано в качестве Страхователя, уплачивающего взносы на обязательное пенсионное; на обязательное медицинское страхование); на обязательное социальное страхование.
Из материалов дела усматривается, что по месту нахождения филиала «Алтайэнерго» в качестве страхователя и плательщика страховых взносов на ОПС, ОМС И ОСС зарегистрировано именно ПАО «МРСК Сибири», о чем прямо указано в соответствующих извещениях о регистрации. Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» исполняет обязанности организации по уплате страховых взносов, не являясь при этом ни Страхователем, ни плательщиком страховых взносов.
Являясь обособленным подразделением заявителя филиал «Алтайэнерго» не состоит на учете в ИФНС России по Октябрьскому району г. Барнаула в качестве налогоплательщика и плательщика страховых взносов; не выступает субъектом правоотношений по исчислению и уплате налогов, сборов и страховых взносов (не является налогоплательщиком, плательщиком страховых взносов); не может являться должником и как следствие, исполнителем (адресатом) требований об уплате налога (сбора, страховых взносов).
Содержанием пп 1 пункта 1 ст. 32 НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, а их должностные лица согласно пунктам 1 и 2 ст. 33 НК РФ обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.
При таких обстоятельствах, выставление налоговым органом для последующего исполнения требования об уплате налога лицу, не являющемуся налогоплательщиком (должником), с указанием на негативные последствия по причине его неисполнения адресатом, недопустимо и противоречит основным принципам налогового администрирования.
Материалами дела подтверждено, что УФНС России по Алтайскому краю в порядке осуществления контроля за деятельностью налоговых органов принял по досудебной жалобе ПАО «МРСК Сибири» соответствующее решение от 26.06.2018. Данным решением подтверждена недействительность требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 565 по состоянию на 18.04.2018 по причине выставления его инспекцией ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула для исполнения лицу, не являющемуся участником налоговых правоотношений (налогоплательщиком).
При этом суд учитывает, что отсутствие спорной суммы в КРСБ плательщика страховых взносов со статусом «Переплата» не может являться достаточным основанием для иной квалификации указанных пени, поскольку лицевой счет является исключительно внутренним документом налогового органа, не относится к ненормативным актам, а наличие или отсутствие в нем записей о каких-либо денежных суммах не свидетельствует об изменении (прекращении, возникновении) обязанности налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводом общества о том, что данная сумма является излишне взысканной в смысле ст. 79 НК РФ.
Заявление о возврате пени (62 012,31 руб.) было подано заявителем 26.06.2018 и получено Инспекцией в этот же день, что подтверждено представителем заинтересованного лица в судебном заседании.
Из положений ст. 79 НК РФ, Приложений N 3, 5 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@ следует, что по итогам рассмотрения заявления о возврате излишне взысканной суммы налога (пени, штрафа) налоговый орган принимает решение о возврате излишне взысканного налога (пеней, штрафов) или об отказе в возврате.
Вместе с этим, в настоящем случае какое–либо решение налоговым органом не выносилось.
То есть,Сообщение о принятом решении о зачете (возврате, об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного (взысканного), подлежащего возмещению налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, в адрес общества не направлялось.
Данное обстоятельство подтверждено представителем Инспекции в судебном заседании 04.04.2019.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, чтозаинтересованным лицом допущено бездействие, не соответствующее Закону, которое нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом вышеизложенного, заявленное требование заявителя о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула, выражающееся в непринятии решения по заявлению Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о возврате излишне взысканной суммы пени по страховым взносам в размере подлежит удовлетворению судом.
В порядке ст. 201 АПК РФ суд обязывает Инспекцию ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула принять решение (в установленном порядке) о возврате излишне взысканных пени по страховым взносам в размере 62 012,31 руб. в установленном порядке.
В порядке ст.110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула, выразившееся в непринятии решения о возврате Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» излишне взысканных, на основании требования № 565 по состоянию на 18.04.2018 пени по страховым взносам, в размере 62 012,31 руб.
Обязать Инспекцию ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в течении десятидневного срока с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему спору принять решение о возврате излишне взысканных пени по страховым взносам в размере 62 012,31 руб.
Взыскать с инспекции ФНС по Октябрьскому району г. Барнаула в пользу Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за подачу заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск), через Арбитражный суд Алтайского края, в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.Ю. Ильичева