ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-18569/2017 от 14.06.2018 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: a03.info@arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Барнаул Дело № А03-18569/2017

21 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2018 года

Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2018 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул Алтайского края, к Алтайскому краю в лице Министерства образования и науки Алтайского края и Министерства финансов Алтайского края о взыскании 1 874 500 руб. убытков в возмещение расходов по оказанию услуг по организации отдыха и оздоровлению детей школьного возраста по путевкам, реализованным по льготным ценам, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по образованию города Барнаула,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от истца- директор ФИО1; ФИО2, по доверенности б/н от 05.10.2017, паспорт;

от ответчика Алтайский край в лице:

Министерства образования и науки Алтайского края– Мякушев Е.А., по доверенности №157 от 19.01.2018, паспорт;

Министерства финансов АК- ФИО3, по доверенности №06-14-02/07Д от 09.01.2018, удостоверение;

от третьего лица Комитета по образованию города Барнаула – ФИО4., по доверенности №75-и от 19.01.2017, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Рассвет» (Истец, ООО «Рассвет») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Комитету по образованию города Барнаула о взыскании 50 000 руб. Размер исковых требований ООО «Рассвет» увеличен, просило взыскать 1 874 500 руб. задолженности на основании фактически сложившихся отношений по оказанию услуг по организации отдыха и оздоровлению детей школьного возраста и 298 666,84 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основании ст.ст.47, 51 АПК РФ суд произвел замену ответчика на Алтайский край в лице Министерства образования и науки Алтайского края, вторым представителем Алтайского края по ходатайству истца привлечено Министерство финансов Алтайского края. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по образованию города Барнаула.

В порядке ст.49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования. Просит взыскать с Алтайского края в лице Министерства образования и науки Алтайского края и с Алтайского края в лице Министерства финансов Алтайского края в солидарном порядке за счет казны Алтайского края в пользу ООО «Рассвет» сумму убытков в размере 1 874 500,00 руб. в возмещение расходов по оказанию услуг по организации отдыха и оздоровлению детей школьного возраста в количестве 321 человек в период с 30.07.2015 по 19.08.2015 (3-й сезон) по путевкам, реализованным по льготным ценам с учетом предоставленных Алтайским краем мер государственной поддержки.

Министерство образования и науки Алтайского края (до 01.01.2017 Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края, Главное управление образования и науки Алтайского края) в отзыве на иск и его представитель в судебном заседании просят в удовлетворении иска отказать, так как субсидии на оздоровление и отдых детей были доведены до всех муни­ципальных образований Алтайского края в полном объеме, полагают Главным управлением образования и науки Алтайского края не осуществлялось финансирование детской оз­доровительной кампании, а осуществлялась только организация отдыха и оздо­ровления детей, в силу положений Бюджетного кодекса РФ несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из бюджета Алтайского края на указанные цели, оплачивать соответствующие услуги по отдыху и оздоровлению детей должен Комитет по образованию г.Барнаула.

Министерство финансов Алтайского края в отзыве полагает привлечение его к участию в деле в качестве ответчика является незаконным и необоснованным. Министерство финансов Алтайского края не является органом, уполномоченным на решение вопросов организации отдыха и оздоровления детей в Алтайском крае, не наделено полномочиями главного распорядителя в отношении средств краевого бюджета, направленных на организацию отдыха и оздоровления детей, в связи с чем привлечение Министерства финансов Алтайского края к участию в деле в качестве ответчика является незаконным и необоснованным.

Третье лицо Комитет по образованию города Барнаула полагает возмещение расходы являются расходными обязательствами Алтайского края. Уполномоченным органом, ответственным за организацию отдыха и оздоровления детей в 2015 году, являлось Главное управление образования и науки Алтайского края.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением администрации города Барнаула от 16.10.2013 г. № 3262 «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на финансирование услуг по организации отдыха и оздоровлению детей», между ООО «Рассвет» и Комитетом по образованию города Барнаула заключены договоры №№ 56,57, 58 (1-й сезон); №№ 64, 65, 66 (2-й сезон); №№ 87, 88 (3-й сезон) предоставления субсидии для организации отдыха детей, возмещения части стоимости путевки в загородные, оздоровительные учреждения (организации) Алтайского края.

Договор №86 от 30.07.2015 о предоставлении субсидии в сумме 1 874 500 руб. для возмещения расходов по организации отдыха детей в 3 смену с 30.07.2015 по 19.08.2015 подписан истцом и направлен в Комитет по образованию города Барнаула, последний возмещение расходов в указанной сумме не произвел.

ООО «Рассвет» в период с 30.07.2015 по 19.08.2015 (3-й сезон) оказало услуги по оздоровлению и отдыху детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях города Барнаула, в количестве 321 человек на базе детского оздоровительного лагеря «Рассвет».

Факт организации истцом отдыха детей ответчиками и третьим лицом не оспаривается, подтверждается копиями договоров с ООО «Рассвет» о пребывании детей в ДОЛ «Рассвет, заявлениями на имя директора ООО «Рассвет» о предоставленниии путевок загородный детский оздоровительный лагерь «Рассвет», договорами о пребывании детей в детском оздоровительном лагере «Рассвет», выданными учебными заведениями отрывными именными талонами на предоставление меры государственной поддержки из средств краевого бюджета на путевку для каждого ребёнка в виде оплаты 50% средней стоимости путёвки в загородный оздоровительный лагерь (в 5 случаях 100%).

Также представлены акты выполненных работ, заявки, реестры на детей, пребывавших в детском оздоровительном лагере.

Размер понесенных истцом расходов в сумме 1 874 500 руб. в виде льготы по оплате 50% стоимости путевки (11500 руб.), а в 5 случаях 100% стоимости путевки (льгота предоставлялась на 3-го ребенка в семье) ответчиками не оспаривается.

В связи, с неисполнением обязательств по оплате услуг ООО «Рассвет» в адрес Комитета по образованию города Барнаула направлена претензия oт 28.01.2016.

Письмом от 08.02.2016 Комитет по образованию города Барнаула сообщил, что задолженность в размере 1 874 500,00 рублей будет погашена поэтапно в течение второго, третьего кварталов 2016 года.

27.10.2016 ООО «Рассвет» в адрес Комитета по образованию города Барнаула вновь направлена претензия с требованием погасить задолженность в размере 1874500,00 руб.

Письмом от 10.11.2016 Комитет по образованию города Барнаула подтвердил задолженность в размере 1 874 500,00 руб. по договору № 86 от 30.07.2015, обязался погасить задолженность при поступлении денежных средств из Главного управления образования и науки Алтайского края.

13.12.2016 в Главное управление образования и науки Алтайского края истцом направлено обращение о погашении задолженности по оплате оказанных услуг. Ответ на данное обращение не поступил.

Министерство образования и науки Алтайского края в отзыве на иск подтвердило, что согласно подпункту 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Постановлением Администрации Алтайского края от 21.03.2014 № 129 «Об организации в 2014-2016 годах отдыха детей, их оздоровления и занятости» (в редакции постановления Администрации Алтайского края от 11.03.2015 № 91) определены условия организации отдыха детей и порядок финансирования расходов на эти цели в рассматриваемый период.

Согласно пункту 1 вышеуказанного постановления Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края (с 01.01.2017 - Министерство образования и науки Алтайского края) определено как уполномоченный орган, ответственный за организацию отдыха и оздоровления детей.

Пунктом 2 указанного постановления определена средняя стоимость путевки в загородные оздоровительные учреждения в размере 11500 рублей, а также установлена мера государственной поддержки за счет средств краевого бюджета для граждан, проживающих на территории Алтайского края и имеющих детей в возрасте от 7 до 15 лет включительно, в виде компенсации 50% средней стоимости путевки в загородные стационарные оздоровительные учреждения (организации) Алтайского края, открытые в установленном порядке, со сроком пребывания не менее 21 дня в период летних школьных каникул. Установлена 100% оплата стоимости путёвки, не превышающей установленную среднюю стоимость в загородные оздоровительные учреждения за счёт средств краевого бюджета третьему и последующим детям в семье, при условии, что не менее троих детей направляются в загородные оздоровительные учреждения.

Суд соглашается с позицией Министерства финансов Алтайского края о том, что ответчиком по делу должен являться Алтайский край в лице Министерства образования и науки Алтайского края.

Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) обязанность по участию в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации возложена на главного распорядителя бюджетных средств, под которым понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Часть 2 статьи 21 БК РФ устанавливает, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов. Никакие иные положения правовых норм, кроме закрепленных частью 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не могут устанавливать статус главного распорядителя средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с приложением 10 к закону Алтайского края от 18.12.2014 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», главным распорядителем средств краевого бюджета на реализацию государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014-2020 годы являлось Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края.

Аналогичные положения также содержатся в приложении 7 к закону Алтайского края от 18.12.2015 № 122-ЗС «О краевом бюджете на 2016 год», в приложении 11 к закону Алтайского края от 19.12.2016 № 89-ЗС «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», в приложении 11 к закону Алтайского края от 05.12.2017 № 92-ЗС «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», где главным распорядителем средств краевого бюджета на реализацию вышеназванной государственной программы определено Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края (Министерство образования и науки Алтайского края).

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 Положения о Министерстве образования и науки Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 23.11.2016 № 142 (Положение), Министерство образования и науки Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере образования, а также организации отдыха и оздоровления детей на территории Алтайского края и в силу пункта 2.1.5 Положения наделено полномочиями по перечислению межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края в установленной сфере.

Пунктом 5 указанного Постановления № 129 Администрации Алтайского края от 21.03.2014 № 129 (в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 11.03.2015 № 91) «Об организации в 2014 - 2016 годах отдыха детей, их оздоровления и занятости» комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике установлено осуществлять финансирование детской оздоровительной кампании в пределах средств, преду­смотренных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год на реали­зацию государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае» на 2014 - 2020 годы.

Комитет по образованию г.Барнаула в отзыве указал, что подавалась заявка на выделение субсидий из средств краевого бюджета на проведение детской оздоровительной компании в рамках государственной программы Алтайского края «Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае на 2014-2010 годы» на 2015 год в размере 62 167 850 руб.

Письмом Главного управления образования и молодежной политики Ал­тайского края от 25.03.2015 № 02-02/02/631 Администрация г.Барнаула была уведомлена о выделении субсидии на организацию отдыха и оздоровления де­тей в 2015 году за счет средств краевого бюджета в размере 56437,715 тыс. руб­лей, в том числе 2085,630 тыс. рублей составляла субсидия 2014 года.

Распоряжениями Администрации Алтайского края от 20.04.2015 № 108-р, от 09.07.2015 № 191-р и от 15.10.2015 № 289-р г.Барнаулу на указанные меро­приятия было выделены средства в размере 56437,72 тыс. рублей. Распоряже­нием Администрации Алтайского края от 22.12.2015 № 345-р указанная сумма была скорректирована, в связи с чем, г.Барнаулу было выделены денежные средства в размере 58788,33 тыс. руб.

Обстоятельство, что Управлением по образованию и делам молодежи (Министерством образования и науки Алтайского края) распределены все предоставленные из бюджета средства в полном объеме между получателями, не является основанием для отказа истцу в возмещении понесенных им расходов.

Отсутствие либо недостаток в бюджете необходимых средств не освобождает публично­-правовое образование от компенсации расходов организации, которые понесены в связи с реализацией мер социальной поддержки на основании решения уполномоченного государственного органа.

Суд соглашается, что возникшие обязательства по возмещению затрат, связанных с предоставлением указанных льгот, являются расходными обязательствами субъекта РФ- Алтайского края.

Статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков является одним из способов защиты права.

Пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьями 15 и 393 ГК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.

Статьями 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).

Как указано, согласно пункту 24.3 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Факт предоставления услуг подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Расчет убытков, произведенный истцом, соответствует материалам дела и является правильным.

Поскольку доказательства погашения убытков в заявленной истцом сумме ответчик суду не представил, суд признает требование истца обоснованными и подлежащими удовлетворению за исключением возложения солидарной ответственности на Министерство образования и науки Алтайского края и Министерство финансов Алтайского края.

Руководствуясь статьями 110 (ч.1), 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Алтайского края в лице Министерства образования и науки Алтайского края за счет казны Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул Алтайского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Рассвет» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Барнаул Алтайского края 1 874 500 руб. в возмещение убытков и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо, обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья С.П. Пономаренко