ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-18916/18 от 21.08.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                               Дело № А03-18916/2018                   28 августа 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 августа 2019 года 

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Федотовой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Разгон О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление

общества с ограниченной ответственностью "Авторем", г. Бийск Алтайского края,

к Администрации города Бийска Алтайского края, г. Бийск,

о признании недействительными изменений существенных условий контракта, 

при участии в судебном заседании:

от истца – представитель Фролова И.Н. по доверенности от 31.10.2018, паспорт, представитель Матусович Ю.П. по доверенности от 10.01.2019, паспорт, (после перерыва явился представитель Фролова И.Н. по доверенности от 31.10.2018, паспорт)

от ответчика – представитель Безменова Е.В. по доверенности от 22.02.2019, удостоверение, (после перерыва не явился) 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Авторем" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Администрации города Бийска Алтайского края о признании недействительным односторонние изменение предмета (ничтожная сделка) контракта №365 от 04.08.2017, заключенного между Администрацией города Бийска Алтайского и ООО "Авторем", выраженных в постановлении №2466 от 09.10.2017 и постановлении №40 от 17.01.2018. 

При рассмотрении спора ООО "Авторем" уточнило исковые требования, просило признать недействительной одностороннюю сделку по изменению предмета контракта № 365 от 04.08.2017, заключенного между Администрацией г.Бийска Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "Авторем", оформленную  уведомлением от 11.10.2017 № 146/01-18 и постановлениями Администрации г.Бийска № 2466 от 09.10.2017 "О внесении изменений в постановление Администрации г.Бийска от 17.08.2017 № 1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске" и № 40 от 17.01.2018 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в г. Бийске".

Суд, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, - АПК РФ), принял к рассмотрению уточненное исковое заявление.

Ответчик исковые требования не признал, указал, что требование истца о признании недействительным одностороннего изменения предмета (ничтожная сделка) контракта № 365 от 04.08.2017, выраженного в постановлении № 2466 от 09.10.2017 и № 40 от 17.01.2018, является оспариванием муниципального нормативного правового акта. 

Также ответчик сообщил, что названные постановления являлись предметом оспаривания при рассмотрении дела № А03-19882/2017. Определением Арбитражного суда Алтайского края от 28.02.2018 производство по делу прекращено на основании п. 1 ч. 150 АПК РФ, оспариваемые постановления признаны нормативными актами и их оспаривание не относится к компетенции арбитражного суда.

Кроме того, ответчик указал, что из искового заявления не представляется возможным установить, какой конкретно документ является предметом спора.

Ответчик полагает, что контракт в одностороннем порядке не изменялся, дополнительные соглашения к нему не заключались, условия контракта не изменялись. Кроме того, 05.04.2019 контракт № 365 от 04.08.2017 расторгнут в одностороннем порядке на основании пп. 2 п. 4.2.5 контракта. Удовлетворение требований истца не будет направлено на восстановление его нарушенного права в связи с расторжением контракта. С 06.04.2019 муниципальный маршрут № 55 обслуживается другими перевозчиками на основании заключенных с ними контрактов.

Рассмотрев заявленные исковые требования, суд установил следующее.

25.07.2017 индивидуальный предприниматель Матусович Юрий Петрович обратился в Администрацию г. Бийска с заявлением об открытии маршрута №55 в г. Бийске, просил заключить договор с ООО "Авторем", в котором он является единственным участником (т.1, л.д. 22).

03.08.2017 состоялось заседание транспортной комиссии при Администрации г. Бийска (т.1, л.д. 23), на котором рассматривался вопрос об установлении нового муниципального маршрута №55. Основанием для установления нового маршрута "Кристалл-ТРК "Воскресенье" являлось введение в эксплуатацию новых жилых домов по ул. А. Матросова, М, Ломоносова. Маршрут решено возобновить с 01.09.2017, количество автобусов 12, класс малый, протяженность маршрута составляет 26,1 км. Комиссией определено наименование конечных остановочных пунктов: ТРК "Воскресенье"- "Кристалл" и наименование промежуточных остановок: ТРК "Воскресенье", Дом Советов, Гостиница "Центральная", Сбербанк, Педагогический Университет, Детская поликлиника №1, Вокзал, Торговый центр "Модный", Многофункциональный центр, Лента, Торговый центр "Стиль", Автоцентр "Терминал-Моторе", Стахановская, Магазин "Олимпиец", Педагогический колледж, "Димакс", Выставочный зал, Городской Дворец Культуры, Первый участок, Мебельная фабрика "РАДО", школа №34, Бийский лицей, Магазин Прибыткова, улица Прибыткова, Новостройки, Спорткомплекс "Заря", Торговый центр "АБ", улица Декабристов, Кристалл.

По результатам обращения Матусовича Ю.В. и решения транспортной комиссии между Администрацией (заказчик) и ООО "Авторем" (подрядчик) как единственным поставщиком, заключен контракт от 04.08.2017 № 365 (т.1, л.д. 13).

Согласно пункту 1.1 предметом контракта является выполнение подрядчиком работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулярным тарифам по муниципальной маршрутной сети города Бийска. Подрядчик обязался выполнить работы в соответствии с контрактом, описанием объекта закупки - техническим заданием (Приложение № 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а также обязался представить заказчику сведения о выполненных работах в электронном виде на носителе информации (пункт 1.2 контракта).

В пункте 1.4 контракта сторонами определен срок выполнения работ с 01.09.2017 по 01.09.2022. Место выполнения работ: Алтайский край, г. Бийск (муниципальная маршрутная сеть города Бийска) (пункт 1.5 Контракта).

В соответствии с пунктом 4.1.3 контракта заказчик обязан вести реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршрутной сети города Бийска.

Контракт действует с 01.09.2017 по 28.02.2023 (пункт 8.1 Контракта).

Согласно техническому заданию к контракту № 365 от 04.08.2017 подрядчик обязался осуществлять перевозку пассажиров и багажа по маршруту № 55 "Кристалл - ТРК "Воскресенье", промежуточные остановки в контракте не указаны.  

На момент заключения контракта № 365 от 04.08.2017 реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске был утвержден постановлением администрации города Бийска от 29.12.2015 № 2753, маршрут №55 не был включен в реестр маршрутов.  

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 220-ФЗ).

В силу части 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 10 части 1 статьи 26 названного Закона сведений о данном маршруте в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах (часть 2 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).

Постановлением Администрации города Бийска от 29.12.2015 №2755 утвержден порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Бийске, согласно п. 5 которого предусмотрено, что решение об установлении, изменении или отмене маршрутов принимается транспортной комиссией при Администрации города Бийска, носит рекомендательный характер и утверждается постановлением главы Администрации. 

Таким образом, из названных норм права следует, что обязанности по ведению реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске лежат на Администрации города Бийска.

Согласно пунктам 3-6 статьи 26 Закона №220-ФЗ в реестры муниципальных маршрутов должны быть включены следующие сведения: наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты; наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;  протяженность маршрута регулярных перевозок.

Как указано выше, маршрут № 55 "Кристалл - ТРК "Воскресенье", в отношении которого Администрацией с ООО "Авторем" заключен контракт от 04.08.2017 № 365, первоначально содержал информацию только о наименовании начального остановочного пункта "Кристалл" и конечного остановочного пункта "ТРК Воскресенье" по маршруту №55 регулярных перевозок. Маршрут №55 не был включен в реестра маршрутов.

С целью устранения возникшей ситуации постановлением от 17.08.2017 № 1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске"" Администрацией города Бийска утвержден и включен в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске маршрут №55 с указанием промежуточных остановок: ТРК "Воскресенье", Дом Советов, Гостиница "Центральная", Сбербанк, Педагогический Университет, Детская поликлиника №1, Вокзал, Торговый центр "Модный", Многофункциональный центр, Лента, Торговый центр "Стиль", Автоцентр "Терминал-Моторе", Стахановская, Магазин "Олимпиец",  Педагогический колледж, "Димакс", Выставочный зал, Городской Дворец Культуры,  Первый участок, Мебельная фабрика "РАДО", школа №34, Бийский лицей, Магазин Прибыткова, улица Прибыткова, Новостройки, Спорткомплекс "Заря", Торговый центр "АБ", улица Декабристов, Кристалл. Протяженность маршрута составила 26.1 км. 

Таким образом, спорный договор перевозки пассажиров заключен между Администрацией и ООО "Авторем" до включения и утверждения в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске.

Пунктами 1.4, 8.1 Контракта сторонами согласовано, что срок выполнения работ и срок действия контракта начинается с 01.09.2017. На дату начала оказания услуг перевозки по названному контракту маршрут № 55 был утвержден и включен в реестр маршрутов города Бийска постановлением от 17.08.2017 № 1720.  

В связи с тем, что на момент заключения сторонами контракта от 04.08.2017 № 365 реестр маршрутов не содержал сведений о маршруте №55, Администрация города Бийска обращалась в Арбитражный суд Алтайского края с иском о признании названного контракта недействительным.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19 марта 2018 года, по делу А03-18727/2017, Администрации в удовлетворении иска отказано.  

Отказывая в удовлетворении иска, суд указал, что при заключении контракта сторонами был согласован его предмет, маршрут № 55 подробно описан в техническом задании к контракту и впоследствии утвержден постановлением Администрации г. Бийска от 17.08.2017 № 1720 в том же виде, что и в техническом задании к контракту.

Судом сделан вывод, что обязанности по ведению реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске лежат на Администрации города Бийска, следовательно, именно Администрация имела возможность не допустить ситуации по заключению контракта о перевозках по неутвержденному маршруту, а утвердить спорный маршрут № 55 до заключения контракта № 365 от 04 августа 2017 года.

Таким образом, решением суда по делу №А03-18727/2017 установлено, что предмет контракта №365 от 04.08.2017 определен техническим заданием к контракту, самим контрактом и постановлением №1720 от 17.08.2018, изданным Администрацией в пределах своих полномочий и до начала исполнения контракта.

В соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ №220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона N 220-ФЗ),

Статьей 12 ч.1 ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Маршрут №55 установлен в соответствии с Порядком установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Бийске, утвержденным Постановлением Администрации города Бийска №2755 от 29.12.2015. которое опубликовано в "Муниципальном вестнике" №1 от 10.02.2016, т.е. имеет силу нормативного акта.

Согласно п.5 Порядка установлено, что решение об установлении, изменение или отмене маршрутов принимается транспортной комиссией при Администрации города, носит рекомендательный характер и утверждается постановлением главы Администрации, основанием являются анализ данных пассажиропотока, полученных при обследовании, предложения по установлению, изменению или отмене маршрутом могут вноситься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющими регулярные перевозки.

Согласно п.7 4.1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что вопросы создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения.

Одной из форм непосредственного участия населения в местном самоуправления является опрос граждан, также могут быть и другие формы непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, что не противоречить ст.ст. 31, 33 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 130 Конституции РФ.

Законность заключения контракта проверена Арбитражным судом Алтайского края по делу №А03- 18727/2017, принятое судом решение вступило в законную силу 18.03.2018.

В соответствии со ст. 69 ч.2 АПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Между тем, после заключения контракта и утверждения реестра маршрута №55, Администрацией города Бийска в одностороннем порядке без согласования с обществом "Авторем", постановлением №2466 от 09.10.2017 "О внесении изменений в постановление Администрации г.Бийска 17.08.2017 №1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в г. Бийске" (т.1, л.д. 34) внесены изменения в маршрут №55 в части промежуточных остановок.

При этом начальная и конечная остановки автобуса маршрута №55 остались прежними: ТРК "Воскресенье –Кристалл" (ТЦ Изумруд), а в отношении промежуточных остановоксхема движения по маршруту №55 изменена более чем на 80%. В частности: в постановлении №2466 от 09.10.2017 указана новая схема движения маршрута №55 с учетом следующих промежуточных остановок: ТРК "Воскресенье" (ТЦ Изумруд), Стройматериалы, Аспект, Короленко, Почта №33, Городская детская больница. Педагогический университет, Детская поликлиника №1, Вокзал, Торговый центр "Модный", Многофункциональный центр, переулок Николая Гастелло, Котельный завод, Маслозавод, Технологический институт. Дельфин. Мебельная фабрика "РАДО", школа №34, Бийский лицей, Теплицы, Кристалл.

Как указал истец, в соответствии с утвержденной новой схемой движения маршрута №55 в настоящее время маршрут проходит в основном по промышленным районам, где отсутствуют жители и отсутствует потребность в установлении дополнительного маршрута и его наличие экономически не целесообразно.

12.10.2017 в адрес истца от ответчика получено письмо от 11.10.2017 №146/01-18 (т.1, л.д. 128), в котором ответчик уведомил об одностороннем изменении предмета  контракта №365 от 04.08.2017 путем внесения изменения в реестр маршрутов  постановлением Администрации города Бийска от 09.10.2017 №2466.

Письмом от 13.10.2017 №24 истец проинформировал Администрацию, что внесение изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске путем принятия постановления от 09.10.2017 №2466 свидетельствует об изменении контракта, что противоречит Федеральному закону №44-ФЗ.      

Как указал истец, при принятии постановления от 09.10.2017 №2466 заседание транспортной комиссии не проводилось.

Так, письмом от 13.10.2017 № 25 истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении копии решения транспортной комиссии об изменении маршрута №55. Ответа на указанное письмо от администрации не последовало.

В судебном заседании представитель Администрации доказательств направления истцу копии протокола заседания транспортной комиссии не предоставил, но вместе с тем, в материалы дела представлена копия заседания транспортной комиссии Администрации города Бийска от 05.09.2017 (т. 1, л.д. 129), предшествующей принятию постановления от 09.10.2017 №2466, которым изменена схема маршрута №55. Как следует из протокола, решение об изменении схемы маршрута принято в связи с обращениями автоперевозчиков, указывающих, что открытие маршрута №55 повлечет отток пассажиров с действующих городских маршрутов №№23,24,35,39,46,47 и снизит доходную часть автоперевозчиков.      

В данном случае суд относится критически к копии протокола заседания транспортной комиссии Администрации города Бийска от 05.09.2017, поскольку об отсутствии заседания транспортной комиссии свидетельствует то обстоятельство, что по запросу истца ему копия заседания комиссии представлена не была, запрос остался без ответа. Кроме того, в ответе прокуратуры Алтайского края от 12.12.2017 №7-538-2017/9350 (т. 2, л.д. 102) на обращение Матусовича Ю.П. указано, что заседание транспортной комиссии по вопросу об изменении маршрута №55 не проводилось, следовательно, на момент проведения проверки прокуратурой Алтайского края копия протокола не представлялась. Как указал истец, маршрут был изменен по итогам совещания в Администрации г. Бийска с участием других перевозчиков.   

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении п. 5 постановления  Администрации города Бийска от 29.12.2015 №2755 при принятии постановления №2466 от 09.10.2017, а именно, что решение об изменении маршрута принято администрацией в отсутствие решения транспортной комиссии. 

Указанное обстоятельство также подтверждается тем, что в дальнейшем 17.01.2018 Администрация города Бийска приняла постановление №40 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске", которым утвержден реестра маршрутов, содержащий маршрут №55 с указанием промежуточных остановок, аналогичный тому, который указан в постановлении №2466 от 09.10.2017. Как указал истец, принятию постановления от 17.01.2018 №40 предшествовало решение заседания транспортной комиссии города Бийска. Тем самым было устранено ранее имеющееся нарушение.

Суд, оценив постановление № 40 от 17.01.2018 Администрации г. Бийска, приходит к выводу, что оно аналогично по содержанию постановлению №2466 от 09.10.2017 в части изменения маршрута №55. 

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал, что в связи с изменением маршрута терпит значительные убытки, и если бы такая схема движения маршрута №55 изначально была предметом заключенного контракта, то он бы не подал заявку для его заключения.

В подтверждение своих доводов истец представил аудиторские заключения, подготовленные ООО "Практик-Аудит".

Кроме того, о необходимости открытия маршрута № 55 в первоначальном варианте свидетельствуют опросы граждан, проведенные истцом и оформленные соответствующими реестрами.

Таким образом, принимая решение о заключения контракта по муниципальному маршруту №55, истец исходил из того предмета, который был изначально установлен в контракте № 365 от 04.08.2017, в решении транспортной комиссии от 03.08.2017 и постановлении Администрации г. Бийска от 17.08.2017 № 1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске", оценивая его рентабельность и неизменность согласно п.8.2 Контракта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в данной статье.

Пунктом 8.2 контракта предусмотрено его изменение лишь по соглашению сторон и в случаях предусмотренных пп. а,б п.1 п.6 ч. 1 ст.95 Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", т.е. а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;  в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.

Оснований для изменения контракта № 365 от 04.08.2017, в порядке, предусмотренном пунктом 8.2 указанного контракта и пп. а,б п.1 п.6 ч. 1 ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в данном случае не имелось. Соглашение сторон по изменению условий контракта достигнуто не было.

Ответчик мог предполагать об убыточности для истца изменённой схемы движения по маршруту №55, что изменение маршрута отразится на его хозяйственной деятельности.

Согласно ст.432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора.

В соответствии с п.1 ст.452 ГК РФ установлено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что принятие  постановлений № 2466 от 09.10.2017 и № 40 от 17.01.2018 и направление письменного уведомления от 11.10.2017 № 146/01-18 в адрес истца является односторонней сделкой по изменению контракта № 365 от 04.08.2017.

Согласно ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 "О некоторых  вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ). Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Кроме того, суд соглашается с доводами истца о нарушении ответчиком ст. 10 ГК РФ. Истец, в силу положений Закона № 220-ФЗ, обладая правом на установление и изменение муниципального маршрута, внес изменения в маршрут № 55 без учета заключенного контракта, который исполнялся истцом.

Ответчик, изменяя предмет контракта, действовал недобросовестно, что противоречит требованиям ст. 10 ГК РФ, согласно которой не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Таким образом, Администрация г. Бийска, допуская одностороннее изменение контракта действовала недобросовестно, допустила нарушение требований закона и прав ООО "Авторем", что является основанием для признания названной сделки недействительной.       

В силу части 2 статьи 12 Закона №220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок считаются установленными или измененными со дня включения предусмотренных пунктами 1-10 части 1 статьи 26 Закона №220-ФЗ сведений о данных маршрутах соответственно в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок, реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этих реестрах.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона №220-ФЗ ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившим данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 26 Закона № 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены, в том числе, следующие сведения: наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта, а также наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, ответчик, заключая контракт №365 и принимая постановление Администрации г. Бийска от 17.08.2017 № 1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске", установил маршрут № 55, обязанность по осуществлению которого возложил на ООО "Авторем", в связи с чем был не вправе в одностороннем порядке изменять промежуточные остановочные пункты маршрута № 55 до истечения срока действия контракта.

Внесение постановлением № 2466 от 09.10.2017 изменений в постановление № 1720 от 17.08.2017 и принятие постановления № 40 от 17.01.2018 нарушает вышеуказанные требования закона и права ООО "Авторем" и, в соответствии со ст. 12 ГК РФ, является основанием для неприменения судом несоответствующих закону нормативных актов.

Рассмотрев доводы ответчика, суд отклоняет их за необоснованностью.

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, не оспаривал нормативные акты, а просил признать недействительным одностороннее изменение предмета контракта № 365 от 04.08.2017, выраженного не только в постановлениях № 2466 от 09.10.2017 и № 40 от 17.01.2018, но и в уведомлении от 11.10.2017 № 146/01-18.

Довод ответчика о том, что контракт № 365 в одностороннем порядке не изменялся, дополнительные соглашения к нему не заключались, судом отклоняется, поскольку именно изменение контракта без заключения дополнительного соглашения как раз и является нарушением порядка изменения контракта, послужившего основанием для обращения истца с настоящим иском.

Доводы ответчика о том, что условия контракта не изменялись, судом также признаются необоснованными. Как указано в решении Арбитражного суда Алтайского края от 07.12.2017 по делу А03-18727/2017, предмет контракта определен не только самим контрактом, но и постановлением Администрации г. Бийска от 17.08.2017 № 1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске". Ответчик, внося изменения в постановление № 1720 от 17.08.2017, фактически изменил и предмет контракта.

Доводы ответчика о том, что 05.04.2019 контракт № 365 от 04.08.2017 расторгнут в одностороннем порядке и удовлетворение настоящего иска не приведет к восстановлению прав истца, судом также отклоняются, поскольку ООО "Авторем" обратилось в Арбитражный суд с самостоятельным иском о признании расторжения контракта недействительным дело А03-5170/2019. Оценка данного обстоятельства дана судом в рамках другого дела.

Кроме этого, судом учтено, что у истца имелись намерения оспорить в судебном порядке постановлений № 2466 от 09.10.2017 и № 40 от 17.01.2018, однако истец с иском в суд не обратился по просьбе ответчика, который высказал намерение решить спор мирным путем. Только после истечения сроков на оспаривание указанных нормативных актов ответчик решить спор отказался, что также свидетельствует о его злоупотреблении правом. Ответчик указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела не опроверг.  

Учитывая изложенное, исковые требования ООО "Авторем" подлежат удовлетворению. Расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся судом на ответчика.

Руководствуясь статьями 27, 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительной одностороннюю сделку по изменению предмета контракта № 365 от 04.08.2017, заключенного между Администрацией г.Бийска Алтайского края и обществом с ограниченной ответственностью "Авторем", оформленное уведомлением от 11.10.2017 № 146/01-18 и постановлениями  Администрацией г. Бийска № 2466 от 09.10.2017 "О внесении изменений в постановление Администрации г. Бийска от 17.08.2017 № 1720 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом в городе Бийске" и № 40 от 17.01.2018 "Об утверждении реестра маршрутов регулярных перевозок  автомобильным транспортом в г. Бийске".  

Взыскать с Администрации города Бийска Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Авторем" расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                          О.А.Федотова