ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-18981/13 от 25.03.2014 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-18981/2013  31 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 25.03.2014

Полный текст решения изготовлен 31.03.2014.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., при ведении протокола судебного заседания, с использованием средств аудиозаписи, секретарем судебного заседания Касимовым Э.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации города Барнаула, г. Барнаул Алтайского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае, г. Барнаул Алтайского края о признании незаконным отказа по внесению объектов недвижимости в реестр федерального имущества, выраженного в письме от 30.08.2013 № АА-7958, обязании включить объекты недвижимости в реестр федерального имущества и о прекращении права муниципальной собственности, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Насыров О.И., доверенность от 14.10.2013 №01600, удостоверение №155,

от заинтересованного лица – Лазарев В.В., доверенность от 05.12.2013 № ВК-10982,

от третьего лица – Насыров О.И., доверенность от 09.01.2014 №06/07, удостоверение №155,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Барнаула (далее - администрация г. Барнаула) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае (далее - Управления Росимущества) о признании незаконным решения от 30.08.2013 № АА-7958 об отказе по внесению объектов недвижимости в реестр федерального имущества, и обязании включить объекты недвижимости в реестр федерального.

В обоснование заявленных требований со ссылкой на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление № 3020-1) указано на отсутствие правовых оснований для отказа в принятии в федеральную собственность объектов недвижимости - защитных сооружений гражданской обороны.

Управление Росимущества в отзыве на заявление просит в удовлетворении требований отказать, указывая на то, что в соответствии с Постановлением № 3020-1 объекты недвижимости передаются в федеральную собственность, до момента определения соответствующего собственника, однако право собственности на объекты недвижимости - защитные сооружения гражданской обороны, указанные в заявлении администрации, зарегистрировано за городским округом - городом Барнаулом Алтайского края. В связи с этим собственник имущества определен, и следовательно, основания перехода объектов недвижимости в федеральную собственность, предусмотренные Постановлением № 3020-1, отсутствуют.

Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула (далее – Комитет) в отзыве на заявление указал на то, что право собственности на объекты гражданской обороны: убежища, противорадиационные укрытия зарегистрировано за городским округом - городом Барнаулом Алтайского края. Статус указанных объектов как защитных сооружений гражданской обороны подтверждается паспортами убежищ, и не позволяет отнести такие объекты к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. В связи с чем, заявление администрации подлежит удовлетворению.

В судебном заседании представитель администрации на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснил, что несмотря на то, что право собственности на объекты недвижимости - нежилые помещения, расположенные в подвалах жилых домов и являющихся защитными сооружениями гражданской обороны, зарегистрировано за городским округом - городом Барнаулом, указанные объекты должны находится в федеральной собственности.

Представитель Управления Росимущества в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в отзыве, пояснил, что администрацией избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в данном случае возникает спор о праве собственности. Право собственности на объекты недвижимости - подвальные помещения уже зарегистрировано за муниципалитетом, что исключает передачу имущества в федеральную собственность.

По мнению представителя Управления Росимущества в оспариваемом решении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае не выражался отказ в принятии защитных сооружений в федеральную собственность, а дано разъяснение, что в рамках Концепции государственного управления сетью защитных сооружений гражданской обороны на период до 2018 года, проводятся мероприятия по инвентаризации всех защитных сооружений гражданской обороны с целью определения дальнейших действий по их использованию. Выявленные в процессе инвентаризации объекты гражданской обороны, подлежащие отнесению к федеральной собственности, будут учтены в реестре федерального имущества. В связи с этим, передачу защитных сооружений гражданской обороны на иной уровень публичной собственности и учет в реестре федерального имущества целесообразней осуществлять после проведения инвентаризации.

Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы администрации по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что объекты недвижимости - нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-7), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 167; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н6), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Смирнова, 79; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-5), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 165; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-17), расположенное по адресу: г. Барнаул, пос. Лесной, 10; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Тимуровская, 46; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 7; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н16), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Шевченко, 52а; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-6), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 165; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-4), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Калинина, 7; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н2), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Смирнова, 83; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Строителей, 32; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Воровского, 140; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, бульвар 9-го Января, 90; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Эмилии Алексеевой, 32; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-5), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 38; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 59а; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 59; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 11; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 10а; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н4), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 79; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-4), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Калинина, 3 находятся в собственности городского округа - город Барнаул Алтайского края, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.

01.08.2013 администрация направила в Управление Росимущества письмо № 01175 с предложением о внесении указанных объектов недвижимости в реестр объект федеральной собственности.

30.08.2013 Управление Росимущества отказало во включении нежилых помещений, расположенных в подвалах жилых домов в реестр объектов федеральной собственности.

Полагая, что отказ в принятии имущества в федеральную собственность является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению № 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

В силу пункта 1 приложения 3 к Постановлению № 3020-1 объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.

Исходя из пункта 3 постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 – 3, передаются в государственную собственность субъектов федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1 – 3 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Статья 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определяет гражданскую оборону как систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ГОСТу Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, под защитным сооружением понимается инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Таким образом, убежище имеет особый статус – объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования.

Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) приложения 1 к постановлению № 3020-1.

Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к постановлению № 3020-1.

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1 – 3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 12757/09.

Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке.

Такой порядок определен статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №122-ФЗ).

Согласно части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ имущество, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:

- если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае осуществляет на территории Алтайского края полномочия собственника – Российской Федерации в отношении федерального имущества.

В судебном заседании представители сторон подтвердили, что право собственности на указанное имущество зарегистрировано за муниципалитетом - городским округом - город Барнаул.

Представитель Управления Росимущества в судебном заседании согласился с тем, что указанные администрацией объекты относятся к защитным сооружениям гражданской обороны в соответствии с представленными паспортами убежищ.

Вместе с этим, защитные сооружения гражданской обороны в силу закона должны относиться к федеральной собственности.

При таких обстоятельствах, отказ Управления Росимущества, выразившийся в письме от 30.08.2013 № АА-7985,неправомерен, поскольку администрация просила не принять в собственность указанные объекты недвижимости, а включить их в реестр федерального имущества.

Суд не соглашается с доводами Управления Росимущества относительно не верного избрания способа защиты права, поскольку в данном случае вопрос о принадлежности права собственности не рассматривается. Предметом рассмотрения настоящего дела является оспаривание решения органа государственной власти об отказе во включении объектов недвижимости в реестр федерального имущества в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что отказ Управления Росимущества от принятия в федеральную собственность имущества: нежилых помещений в подвале жилых домов является незаконным, так как противоречит Постановлению № 3020-1.

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Решение от 30.08.3013 № АА-7958 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае об отказе по внесению объектов недвижимости в реестр федерального имущества признать незаконным.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае внести объекты недвижимости в реестр федерального имущества следующее имущество: нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-7), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 167; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н6), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Смирнова, 79; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-5), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 165; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-17), расположенное по адресу: г. Барнаул, пос. Лесной, 10; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Тимуровская, 46; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 7; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н16), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Шевченко, 52а; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-6), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 165; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-4), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Калинина, 7; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н2), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Смирнова, 83; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Строителей, 32; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Воровского, 140; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, бульвар 9-го Января, 90; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Эмилии Алексеевой, 32; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-5), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 38; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 59а; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 59; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-3), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 11; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н1), расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Профинтерна, 10а; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н4), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Ленина, 79; нежилое помещения в подвале жилого дома Литер А (Н-4), расположенное по адресу: г. Барнаул, пр. Калинина, 3.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) через канцелярию арбитражного суда Алтайского края.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.М. Дружинина