ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-18997/12 от 30.01.2013 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 61-92-78, факс 61-92-93

http://altai-krai.arbitr.ru е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Барнаул Дело № А03-18997/2012 06 февраля 2013 года


Резолютивная часть решения оглашена 30 января 2013 года

Мотивированное решение изготовлено 06 февраля 2013 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Карауловым А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества Производственное объединение «Алтайский шинный комбинат» (ОГРН 1072223000200, ИНН 2223057318) г.Барнаул, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН 1042202274036, ИНН 2225065191) г.Барнаул, о признании постановления от 16.11.2012 №07-331/2012/2 по делу об административном правонарушении незаконным,

при участии:

от заявителя – Скоробогатов А.А., доверенность от 07.02.2012 № 6, паспорт,

от заинтересованного лица – Карионова О.В., доверенность от 19.06.2012 № 27, паспорт, Берда Н.А., доверенность от 19.12.2012 № 55, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество Производственное объединение «Алтайский шинный комбинат» (далее – ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат»; общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – Управление Росприроднадзора; административный орган) о признании постановления от 16.11.2012 №07-331/2012/2 по делу об административном правонарушении незаконным.

В обоснование заявления указано на отсутствие события административного правонарушения, поскольку полигон промышленных отходов обществу не принадлежит, принадлежность люминесцентной лампы обществу, административным органом не доказано.

Управление Росприроднадзора в отзыве на заявление указало, что эксплуатация обществом полигона промышленных отходов подтверждается имеющейся в материалах дела перепиской общества с федеральными органами исполнительной власти по узаконению полигона.

При визуальном осмотре территории полигона государственным инспектором Управления Росприроднадзора в скоплении строительного и бытового мусора обнаружена отработанная ртутьсодержащая люминесцентная лампа ЛБ 20-2Вт.

Лампа относится к отходам 1 класса опасности и в соответствии с ГОСТом 6825-91 (МЭК 81-84) «Лампы люминесцентные трубчатые для общего освещения» (далее ГОСТ 6825-91 (МЭК 81-84)) и ГОСТом 12.3.031-83 «Система стандартов безопасности труда. Работа с ртутью. Требования безопасности» (далее – ГОСТ 12.3.031-83) подлежит хранению, транспортировке в герметических емкостях либо утилизации в соответствии с требованиями технологической документации, утвержденной в установленном законом порядке.

По факту нарушения требований законодательства по хранению указанной лампы, в отношении ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» государственным инспектором Управления Росприроднадзора было возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и общество привлечено к административной ответственности по указанной норме.

В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора привел доводы, изложенные в отзыве и в подтверждение эксплуатации ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» полигона промышленных отходов, представил разработанный последним и утвержденный Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на объект, в котором имеется рабочая программа экологического мониторинга на полигоне промышленных отходов в поселке Казенная заимка.

Кроме этого, представитель пояснил, что территория полигона охраняется обществом, свободный доступ на него перекрыт шлагбаумом.

Представитель ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» в судебном заседании пояснил, что отходы производства, образующиеся от деятельности предприятия, вывозятся с территории предприятия специализированной организацией обществом с ограниченной ответственностью «ТерИК» (далее – ООО «ТерИК»). Представитель считает, что Управление Росприроднадзора необоснованно пришло к выводу, что полигон промышленных отходов принадлежит ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат», поэтому незаконно вменило обществу правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что государственный инспектор Управления Росприроднадзора при проведении проверки соблюдения ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» законодательства об охране окружающей среды на полигоне промышленных отходов, выявил факт хранение с нарушениями требований ГОСТ 6825-91 (МЭК 81-84), ГОСТ 12.3.031-83 и люминесцентную лампу ЛБ20-2Вт. Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ, возбудил дело об административном правонарушении и привлек общество к административной ответственности.

Не согласившись с постановлением об административном правонарушении, ОАО ПО "Алтайский шинный комбинат" обжаловало его в арбитражный суд. Суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в том числе с отходами производства. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) - отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.

В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I- IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I- IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I- IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I- IV класса опасности.

Из пунктов 1 и 2 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 №511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" следует, что критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 №786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", люминесцентные ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности.

Представитель ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» в заявлении об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, а также в судебном заседании не признал событие административного правонарушения, указав, что административный орган не доказал, что полигон промышленных отходов эксплуатируется обществом, поэтому правонарушение связанное с хранением на нем люминесцентной лампы незаконно вменено обществу.

Вместе с тем, суд считает факт совершения ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат», ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ подтверждается Порядком осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на объектах в поселке Казенная заимка, актом проверки от 15.05.2012 № АТНВ-151, согласно которым полигон эксплуатируется обществом для захоронения отходов производства, протоколом осмотра полигона от 16.10.2012 № 07-331/2012, которым установлен факт хранения отработанной ртутьсодержащей люминесцентной лампы и других отходов, паспортом опасного отхода на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак от 17.05.2012.

Кроме этого, в материалах дела имеется переписка общества с федеральными органами исполнительной власти по вопросу узаконения полигона промышленных отходов в селе Казенная заимка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности административным органом в действиях ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не выявлено.

Суд отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь, статьями 207-211 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Открытому акционерному обществу Производственное объединение «Алтайский шинный комбинат» (ОГРН 1072223000200, ИНН 2223057318) в удовлетворении заявления о признании постановления от 16.11.2012 № 07-33/2012/2 Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай по делу об административном правонарушении незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение месяца со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.М. Дружинина