АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76,http:// www.altai-krai.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03-19856/2016 15 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 15 февраля 2017 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кузьминой А.А, рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Триатлон» к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании недействительным решение № 032 V 12160001081 от 15.09.2016,
при участии в заседании представителей сторон
- от заявителя – ФИО1, по доверенности от 14.11.2016,
- от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 19.12.2016,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Триатлон» (далее заявитель, общество, ООО «Триатлон», страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 15.09.2016 № 032 V 12160001081 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, указав на положения части 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» полагает, что у Общества отсутствует обязанности исчислять страховые взносы по дополнительным тарифам, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 1 января 2015 года - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указал также на то, что спорные выплаты 700 руб. не входят в систему оплаты труда, не являются оплатой труда, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, начисляются не исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа. Данные выплаты носят компенсационный характер, следовательно, установленные в ООО «Триатлон» выплаты работникам представляют собой возмещение расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, а потому не являются доходом работника и не подлежат обложению страховыми взносами.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласно, ссылается на законность и обоснованность решения, о чем представило отзыв на заявление. Управление полагает, что взносы по конкретному работнику необходимо начислять за те месяцы, когда у работника были дни (часы), отработанные на «вредных» работах, даже если они не включаются в стаж для досрочного назначения пенсии. В базу для начисления взносов по дополнительным тарифам включаются все облагаемые выплаты, начисленные работнику в том месяце, за который начисляются взносы, при этом выплаты надо включать в базу, даже если они начислены за периоды, когда работник не был занят на «вредных» работах, либо работник уже выработал «вредный» стаж и ему назначена досрочная пенсия. Полагает так же, что при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Нормы возмещения расходов по найму жилого помещения установлены для работников бюджетных организаций. Однако, нормы возмещения вышеуказанных расходов при отсутствии подтверждающих документов для иных плательщиков страховых взносов - организаций законодательством Российской Федерации не установлены.
Подробно доводы и возражения сторон, участвующих в деле, отражены в заявлении и отзыве на него, а также дополнительных пояснениях.
В судебном заседании представители сторон, на своих доводах и возражениях настаивали, представили дополнительные доказательства.
Представленные сторонами в распоряжение суда документы приобщены к материалам дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 04.04.2016.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного суда РФ от 19.09.2006 № 113 «О применении статьи 163 АПК РФ», на сайте Арбитражного суда Алтайского края. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся материалам, исследовав которые, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из фактических обстоятельств и материалов дела ООО «Триатлон» в соответствии с п. 1 ст.5 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ, относилось к организациям, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и являлось плательщиком страховых взносов.
Основным видом деятельности страхователя является производство общестроительных работ по возведению зданий.
На основании решения заместителя начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барнауле Алтайского края в отношении заявителя проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - страховых взносов на ОПС в ПФР) за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
При проверке правильности начисления страховых взносов установлены нарушения законодательства (ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), а именно:
- в нарушение статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ, в сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц и облагаемых по дополнительному тарифу страховых взносов не включены суммы начисленной заработной платы в размере 361 606,74 рублей (далее – эпизод 1).
- в нарушение статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ в объект обложения страховыми взносами не включена сумма затрат по найму жилого помещения во время нахождения в командировке должностных лиц возмещенная без подтверждающих произведенные расходы документов и списанная с подотчета работников в 2015 году в размере 50 200 рублей (далее – эпизод 2).
Общая сумма занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов за проверяемый период составила 411 806,74 руб.
По результатам проведенной проверки страхователю доначислено страховых взносов в сумме 20 135,67 руб.
Занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов повлекло за собой образование недоимки, в связи с чем, в соответствии с п.1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ назначен штраф за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в сумме 4 010,33 руб.
За проверяемый период начислены пени в общей сумме 2 105,50 руб.
По результатам проверки составлен акт от 12.08.2016 № 032 V 10160001413 с указанием на выявленные в ходе проверки нарушения.
На акт проверки страхователем представлены разногласия.
15.09.2016 заместителем начальника Управления принято решение № 032 V 12160001081 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Указанным решением общество привлечено к ответственности в виде штрафа на основании п.1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов; начислены пени.; предложено уплатить недоимку по страховым взносам, штрафы, указанные в п.1 решения и пени; внести исправления в необходимые бухгалтерские документы и отразить в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 ПРФ недоимку по страховым взносам.
Не согласившись с решением, в досудебном порядке, Общество обратилось в вышестоящий орган - ГУ ОПФ РФ по Алтайскому краю с жалобой. Однако решением ГУ ОПФ РФ по Алтайскому краю от 18.10.2016 жалоба ООО «Триатлон» оставлена без удовлетворения.
Полагая, что указанное решение Пенсионного фонда в части занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в 2013-2015 годах в размере 411 806,74 руб., в том числе занижение базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ: в 2013 году - на 232 530 руб., в 2014 году - на 129 076,74 руб., в 2015 году – 4 000 руб., а также в части занижения в 2015 облагаемой базы в связи с не начислением страховые взносы на компенсационные выплаты в размере 50 200 руб., произведенных работникам общества, соответственно, доначисленные страховые взносы (недоимка), пени и штрафные санкции, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы страхователя, ООО «Триатлон» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, пришел к выводу об обоснованности заявленного требования.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 212 - ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона № 212 - ФЗ).
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона № 212 - ФЗ).
По вопросу занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в 2013-2015 годах в размере 361 606,74 руб.(эпизод № 1) суд принимает во внимание следующее.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2%, на 2014 год – 4%, на 2015 год и последующие годы – 6%.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт наличия в организации работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, виды которых указаны в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, за период с 01.01.2013 – 31.12.2013 7 работников, за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 – 6 работников, за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 – 4 работника.
В подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу п. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий должностей утверждаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
В частности, к числу таких профессий отнесена профессия газосварщика.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона №173-Ф3, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила).
В силу п. 4, 5, 6 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени. То есть, досрочное назначение трудовой пенсии по старости не предоставляется в виду занятости на рабочем месте менее 80 % времени.
Если работник из Списка № 2 не обладал правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в силу неполного рабочего дня, то основания для исчисления страховых взносов его работодателю по дополнительному тарифу отсутствуют.
Поскольку в силу п. 3 ст. 27 Закона № 173-Ф3 (с 1 января 2015 - часть 6 ст.30 закона N 400-ФЗ) периоды работы, предусмотренные подп. 1 - 18 п. 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Под соответствующим тарифом как раз понимается дополнительный тариф по ч. 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ.
Согласно названному Списку № 2 право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе «газосварщики».
Газосварщик с занятостью на рабочем месте менее 80% рабочего времени не обладает правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а потому основания для исчисления страховых взносов его работодателю по дополнительному тарифу отсутствуют.
Из материалов дела следует, что работники общества - ФИО3, газосварщик, был принят на работу по совместительству (трудовой дог. № 237 от 01.11.2012) с 01.11.2012 (приказ о приёме № 116-к от 01.11.2012) по 25.07.2014 (приказ об увольнении № 28-к от 25.07.14), ФИО4, газосварщик, был принят на работу по совместительству (трудовой договор № 236 от 01.11.2012) с 01.11.2012 (приказ о приёме № 116-к от 01.11.2012) по 25.07.2014 (приказ об увольнении № 28-к от 25.07.14). При этом предоставленные при проверке табели учета рабочего времени, указывали на то, что газосварщики ФИО3 и ФИО4, имели неполную занятость на работах, поименованных в пп.1-18 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ (50 % полного рабочего дня), а соответственно, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не имели.
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что поскольку начисление страховых взносов по дополнительному тарифу непосредственно зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то у ООО «Триатлон» отсутствовала обязанность уплачивать в проверяемом периоде дополнительные взносы с выплат, произведенных газосварщикам.
Следовательно, включение Пенсионным фондом в базу для начисления страховых взносов сумму 361 606,74 рублей не правомерно.
В части заявленных требований по эпизоду № 2 суд указывает на следующее.
Как уже ранее указывал суд, согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт «и»).
При этом необходимо различать компенсации, являющиеся разновидностью оплаты труда (ст. 129 ТК РФ), а также компенсации, призванные возместить дополнительные расходы работника (ст. 164 ТК РФ) (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога»).
Компенсации, которые не являются разновидностью оплаты труда - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ, Кодекс) и другими федеральными законами (ст. 164).
Согласно части 2 статьи 9 при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 Кодекса).
Статьей 168 Кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Из части 4 указанной статьи следует, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, для работников организаций, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно статье 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом, возмещение дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, является компенсацией и освобождается от обложения страховыми взносами.
Аналогичный вывод сделан Верховным Судом Российской Федерации в отношении налога на доходы физических лиц (пункт 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015).
Так, согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации объект любого налога определяется законодателем как операции по реализации товаров, работ, услуг; имущество, прибыль, доход либо иной другой объект (имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики), наличие которого обязывает уплачивать с него в бюджет тот или иной налог.
В соответствии с положениями статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода, выраженная в денежной или натуральной формах.
При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы.
При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах (статья 166 Трудового Кодекса Российской Федерации), поэтому и расходы, произведенные работником с разрешения работодателя, осуществляются именно в интересах работодателя.
Таким образом, названные расходы представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
Экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено страхователем в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
По общему правилу суммы оплаты работодателем расходов на командировки работников не облагаются страховыми взносами, если затраты подтверждены документально (часть 2 статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ). В числе прочего, командированному работнику возмещаются расходы по найму жилого помещения.
До 1 января 2015 года в соответствии с данной статьей при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких затрат освобождались от обложения страховыми взносами в пределах норм, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие нормы согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 определены только для организаций бюджетной сферы. Как разъяснял Минздравсоцразвития России, в отношении иных категорий организаций - плательщиков страховых взносов они не действуют. (Письмо от 11.11.2010 N 3416-19.)
Однако ранее в Письме от 26.05.2010 N 1343-19 Минздравсоцразвития России приходил к выводу, что суммы расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, могут быть освобождены от обложения страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. Именно в этих документах компании, не относящиеся к организациям бюджетной сферы, согласно статье 168 Трудового Кодекса Российской Федерации устанавливают нормы возмещения командировочных расходов.
Как следует из материалов дела, компенсационные выплаты расходов установлены приказом директора от 12.01.2015 N 10.
Данным приказом предусмотрена выплата суточных работникам при направлении их в служебные командировки (в размере 700 рублей за каждый день нахождения работника в командировке на территории Российской Федерации).
Согласно данному приказу обществом определены предельные нормы компенсации по найму жилого помещения без подтверждающих документов в размере, равном суточным - в сумме 700 рублей за каждые сутки проживания.
При исследовании по правилам ст.ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательств, судом установлено, что выплаты командированным работникам в другую местность, за найм жилья в 2015 году произведены на основании приказа об утверждении размера суточных и сумм компенсации расходов за проживание на 2015 год, приказов о направлении в командировку, авансовых отчетов.
Спорные выплаты производились вне зависимости от занимаемой должности, размера оклада, тарифной ставки, трудового результата, а в связи с направлением работников для выполнения трудовых функций в таежных условиях, зависели только от количества отработанных в таких условиях дней, регулярного характера не имели, следовательно, обоснованно расценены обществом как компенсация по статьям 164, 168.1 ТК РФ.
Кроме того, как уже было подробно указано выше, исходя из направленности и экономического содержания указанные суммы, выплаченные откомандированным работникам в качестве компенсации за проживание, могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем, не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Таким образом, спорные выплаты представляют собой компенсационные выплаты, выплачиваемые работникам при переезде на работу в другую местность, и соответственно спорные выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В связи с изложенным, суд признает обоснованными довод заявителя о незаконности оспариваемого решения Пенсионного фонда в части включения в базу для начисления страховых взносов сумму 50 200 рублей.
Ввиду изложенного заявленные требования о признании решения № 032 V 12160001081 от 15.09.2016 подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края № 032 V 12160001081 от 15.09.2016 о привлечении ООО «Триатлон» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части дополнительно начисленной суммы страховых взносов в размере – 20 051,67 руб., начисленной пени в размере – 2 105,50 руб. и штрафных санкций в размере – 4 010,33 руб.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Барнауле Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Триатлон».
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Триатлон» (ИНН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.Ю. Ильичева