АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru,
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело №А03-20033/2016
21 марта 2017 года
Резолютивная часть решения суда оглашена 14 марта 2017 года
В полном объеме решение суда изготовлено 21 марта 2017 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авангард» к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края, Верхне-Обскому Бассейновому водному управлению федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ
о признании недействительным мотивированного отказа Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 27.10.2016 № 41/П/9547 в предоставлении водного объекта в пользование или его части на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка,
о признании недействительным отказа Верхне-Обского Бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, выраженного в письме от 24.10.2016 № 07-27/988 в регистрации в государственном водном реестре Решения о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь № 112 от 11.10.2016 ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка,
об обязании Верхне-Обское Бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, зарегистрировать в государственном водном реестре Решение о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь №112 от 11.10.2016 ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка,
при участии в заседании представителей сторон:
- от заявителя – ФИО1, по доверенности от 01.11.2016, ФИО2, по паспорту,
- от заинтересованного лица (Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края ) – ФИО3, по доверенности от 09.01.2017,
- от заинтересованного лица (Верхне-Обского Бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ – ФИО4, по доверенности от 29.03.2016,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Авангард» (далее – ООО «Авангард», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Управление), Верхне-Обскому Бассейновому водному управлению федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ (далее – Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ).
о признании недействительным мотивированного отказа Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 27.10.2016 № 41/П/9547 в предоставлении водного объекта в пользование или его части на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка,
о признании недействительным отказа Верхне-Обского Бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, выраженного в письме от 24.10.2016 № 07-27/988 в регистрации в государственном водном реестре Решения о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь № 112 от 11.10.2016 ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка,
об обязании Верхне-Обское Бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, зарегистрировать в государственном водном реестре Решение о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь №112 от 11.10.2016 ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка.
В обоснование требований заявитель указал, что мотивированный отказ Управления от 27.10.2016 №41/П/9547 в предоставлении водного объекта в пользование или его части на основании решения о предоставлении водного объекта, а также отказ Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, выраженного в письме от 24.10.2016 №07-27/988 в регистрации в ГВР решения о предоставлении водного объекта в пользование являются недействительными, как несоответствующие действующему законодательству, а также нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Заинтересованные лица в представленных отзывах на заявления указали на необоснованность заявленных требований и на отсутствие оснований их удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 124 АПК РФ, судом принято изменение наименования заинтересованного лица - Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края на Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства дела.
Как установлено материалами дела Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края 29.12.2011 выдана ООО «Авангард» лицензия на право пользование недрами, серии БАР № 80049, вид лицензии ТЭ, с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча строительного песка на участке протока ФИО5, расположенном южнее п. Затон в г. Барнауле Алтайского края. Указанная лицензия выдана сроком до 31.12.2021.
Основным видом экономической деятельности ООО «Авангард» является добыча строительного песка и производство ячеистого бетона.
12.09.2016 Общество обратилось в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта - протоки Бобровской реки Обь на южной окраине п.Затон в г.Барнауле (далее – водный объект) на основании решения о предоставлении водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного песка), с необходимым пакетом документов.
Управлением 11.10.2016 принято решение № 112 о предоставлении ООО «Авангард» водного объекта в пользование - для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка (т. 1, л.д. 109).
После чего Управлением 13.10.2016 с целью осуществления регистрации в государственном водном реестре (далее ГВР), предоставлены в Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ оригиналы и копия решения от 11.10.2016 № 112 о предоставлении водного объекта в пользование.
В ходе проверки оснований для регистрации решения в ГВР, Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ письмом от 24.10.2016 № 07-27/988 (т.1, л.д. 17) сообщил, что решение от 11.10.2016 № 112 не может быть зарегистрировано в ГВР по следующим основаниям:
- время проведения работ в лицензионном соглашении к лицензии БАР 80049 ТЭ на право пользование недрами (п. 4.1.7), в решении от 11.10.2016 № 112 о предоставлении водного объекта в пользование (п. 14) и в общей пояснительной записке к решению № 112 о предоставлении водного объекта в пользование (ноябрь-март) противоречат друг другу;
- режим работы в общей пояснительной записке к решению № 112 противоречит друг другу;
- точки 5-7 участка водопользования согласно топографическому плану горного отвода к проекту уточненного горного отвода расположены за пределами водного объекта (протоки ФИО5 р.Обь). т.е. в водоохраной зоне, что противоречит требованиям действующего водного законодательства.
В связи с полученным письмом Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ об отказе в регистрации решения о предоставлении водного объекта от 27.10.2016 №41/11/9547 в ГВР, Управлением направлен ООО «Авангард» мотивированный отказ от 27.10.2016 № 41/П/9547 (т. 1, л.д. 14) в предоставлении водного объекта в пользование или его части на основании решения о предоставлении водного объекта от 27.10.2016 №41/11/9547.
Посчитав мотивированный отказ Управления от 27.10.2016 №41/П/9547 в предоставлении водного объекта в пользование или его части, а также отказ Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, выраженного в письме от 24.10.2016 №07-27/988 в регистрации в ГВР решения о предоставлении водного объекта в пользование недействительными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Статья 11 ВК РФ определяет, что водные объекты могут быть предоставлены в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Подпунктом 6 части 2 статьи 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила № 844).
В соответствии с пунктом 9 названных Правил № 844, в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются: а) сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя; б) наименование и место расположения водного объекта; в) обоснование вида, цели и срока водопользования.
На основании пункта 22 Правил N 844 исполнительный орган или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в пользование водного объекта или направляет заявителю мотивированный отказ в течение 30 дней с даты получения документов.
Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях:
- документы, указанные в пунктах 10, 11 - 14 настоящих Правил, представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
- получен отказ федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), указанных в подпункте "г" пункта 20 настоящих Правил, в согласовании условий водопользования;
- право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
- использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, 12.09.2016 Общество обратилось в Управление природных ресурсов с заявлением о предоставлении пользование спорного водного объекта с указанием географических координат участков водопользования для разведки и добычи строительного песка (т. 1, л.д. 18).
Рассмотрев указанное заявление Управлением природных ресурсов 11.10.2016 принято решение № 112 о предоставлении спорного водного объекта в пользование Обществу.
После чего Управлением природных ресурсов 13.10.2016 с целью осуществления регистрации в ГВР принятого решения, предоставлены в Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ оригиналы и копия решения от 11.10.2016 № 112 о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно Положению о Верхне-Обском водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, Верхне-Обское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенных на Федеральное агентство водных ресурсов на территории РФ. В границах в частности Алтайского края Территориальный орган в установленной сфере деятельности осуществляет в порядке и пределах определенных Федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения функций, установленных п.1 Положения, осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования и др.
Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ является структурным подразделением Верхне-Обского БВУ. осуществляющий функции по ведению государственного водного реестра, предоставлению сведений из реестра, организация и осуществление государственного мониторинга водных объектом, разработке и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектом и др.
Государственная регистрация решения о предоставлении водного объекта в пользование в государственном водном реестре осуществляется в соответствии с Правилами оформления государственной регистрации в государственном водном реестре договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращения договоров водопользования, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.08.2007 № 216 (далее – Правила № 216).
Согласно пункту 9 Правил № 216, в случае установления несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации, неправомочности органа, принявшего решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также отсутствия полномочий лиц, подписавших договор водопользования, органом регистрации направляется мотивированный отказ в государственной регистрации документов, представленных на государственную регистрацию.
Из содержания отказа в регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, оформленного письмом от 24.10.2016 № 07-27/988 Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ следует, что первым основанием отказа в государственной регистрации решения № 112 послужило противоречие периода времени проведения работ по добыче песка в лицензионном соглашении к лицензии БАР 80049 ТЭ на право пользование недрами (п. 4.1.7), в решении от 11.10.2016 № 112 о предоставлении водного объекта в пользование (п. 14) и общей пояснительной записке к решению № 112 о предоставлении водного объекта в пользование (ноябрь-март).
Так, в соответствии с пунктом 4.1.7 лицензионного соглашения, добычные работы на лицензионной площади проводить на участках, расположенных выше водной поверхности, в период с июня по апрель месяцы.
В соответствии с пунктом 14 решения от 11.10.2016 № 112 о предоставлении водного объекта в пользование, разрешается проводить работы по разведке и добычи строительного песка в период установления летне-осенних меженных уровней воды в водном объекте и в зимний период, исключая периоды прохождения паводка и законодательно установленных сроков весенне-летнего запрета на рыбалку.
В ходе судебного заседания установлено, что лицензионное соглашение к лицензии БАР 80049 ТЭ, утверждалось Обществом совместно с Управлением природных ресурсов. В частности при согласовании пункта 4.1.7 стороны лицензионного соглашения, устанавливая временной период добычи с июня по апрель месяцы исходили из того, что в период с апреля по май начинается время паводка.
В связи с чем добыча песка в указанный временной период не представляется возможным.
Таким образом, исходя из анализа пунктов 4.1.7 лицензионного соглашения и 14 решения от 11.10.2016 № 112, суд не усматривает противоречий в их толковании.
Кроме того, в ходе судебного заседания представитель Управления природных ресурсов также согласился в данной части с доводами Общества об отсутствии противоречий в части установления периода добычи песка.
Следовательно, Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ не имел правовых оснований для отказа в регистрации решения от 11.10.2016 № 112 в ГВР по указанному основанию.
Вторым основанием для отказа в государственной регистрации решения № 112 послужило противоречие режима работы, указанному в Общей пояснительной записке к решению о предоставлении водного объекта в пользование (т. 1, л.д. 20), а именно, в одном абзаце указано, что работа планируется на одном из участков добычи, а в другом абзаце указано, что в результате чего в течении сезона весь участок протоки ФИО5 будет полностью использоваться.
Вместе с тем судом установлено, что при планировании работы Обществом было учтено, что запасы песков на месторождении возобновляемые, то есть в период весенне-летнего половодья поверхность участка, на котором производится добыча песка, будет вновь занесена песчаными наносами. Режим работы, согласно Техническому заданию к проектной документации - сезонный (осенне-знмиий сезон -5 месяце», с ноября по март) на добыче и круглосуточный - на отгрузке. Таким образом, из общего разрешенного добычного времени проведения работ планировалось использовать период времени частичный, с целью предоставления необходимого времени для возобновления запасов песка.
Представитель заявителя в ходе судебного заседания пояснил, что режим работы в Обшей пояснительной записке к решению, в абзаце «в сезон планируется работа на одном из них» указан ошибочно. В данном случае имелось ввиду, что работы по добыче песка в случае подтопления одного из участков, могут быть продолжены на других предоставленных в пользование участках. Таким образом, в отведенный период общество может производить работы по добыче как на одном участке, так и на всех сразу, в зависимости от условий их доступности.
Данную позицию Общества в ходе судебного заседания поддержал и представитель Управления природных ресурсов, который также не усматрел противоречий между приведенными в Общей пояснительной записке формулировками в спорных абзацах.
Проанализировав Общую пояснительную записку в части противоречий в режиме работ по добыче, суд приходит к выводу, что абзац - «в сезон планируется работа на одном из участков» не противоречит по смыслу абзацу, в котором указано, что работы по добыче песка будут проводиться на всех участках, в пределах горного отвода протоки Бобровской реки Обь, так как в отведенный период общество может производить работы по добыче как на одном участке, так и на всех сразу, в зависимости от условий их доступности (подтопление участка, отсутствие запасов песка).
В связи с чем, суд приходит к выводу, что Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ не имел правовых оснований для отказа в регистрации решения от 11.10.2016 № 112 в ГВР по указанному основанию.
В качестве третьего основания для отказа в регистрации решения от 11.10.2016 № 112 в ГВР Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, указано, что точки 5, 7 участка водопользования, согласно топографическому плану горного отвода к проекту уточненного горного отвода, расположены за пределами водного объекта (протоки реки Обь), то есть в водоохранной зоне, что является нарушением подпункта 8 пункта 15 статьи 65 ВК РФ.
В соответствии с nунктами 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3. Лицензионного соглашения к лицензии БАР 80049 ТЭ, заявитель обязан обеспечить:
- в срок не позднее 01.01.2013 выполнение работ по гидрологическому исследованию на лицензионном участке (с составлением гидрологического заключения об условиях и объемах добычи строительного песка), а также внести соответствующие изменения в лицензионное соглашение об условиях пользования недрами;
- в срок не позднее 01.01.2015 выполнение геологоразведочных работ (с их регистрацией в установленном порядке) с целью оценки запасов строительного песка в контуре предварительного горного отвода, провести государственную экспертизу запасов, а также внести соответствующие изменения в лицензионное соглашение об условиях пользования недрами;
- в срок не позднее 01.01.2016 подготовку и согласование в установленном порядке технического проекта освоения Лицензионного участка.
Обществом были выполнены геологоразведочных работы, с целью оценки запасов строительного песка в контуре предварительного горного отвода. Протоколом от 09.10.2014 № 41 ОПИ заседания экспертной комиссии по запасам по участкам недр местного значения (т. 1, л.д. 48) утверждены и поставлены на баланс ООО «Авангард» запасы строительного песка на участке протока ФИО5 категории С2 - в количестве 132.9 тыс.м3.
Геологоразведочными работами оконтурены и утверждены запасы песка на площади 7.6 га. при этом запасы подсчитаны на четырех изолированных участках. Уточненный горный отвод рекомендован на всю площадь 34.29 Га, где размещены запасы песка. Проект уточненного горного отвода является составной частью технического проекта.
Обществом 05.02.2015 разработана проектная документация на добычу строительных песков на участке протока ФИО5. Протоколом комиссии от 03.09.2015 №16 (т. 1, л.д. 52) представленная техническая документация была рассмотрена и рекомендована к принятию.
Приказом Управления природных ресурсов от 10.09.2015 № 994 (т. 1, л.д. 57) указанная проектная документация согласована.
Горноотводным актом от 24.06.2016 № 7 к лицензии на пользование недрами от 29.12.2011 БАР 80049 ТЭ Управления природных ресурсов были уточнены границы горного отвода для геологического изучения, разведки и добычи строительного песка на участке протока ФИО5. Согласно горноотводному акту, горный отвод расположен южнее поселка Затон в г. Барнауле Алтайского края и обозначен на прилагаемом плане масштаба 1:5000 угловыми точками 1-2-3-4-5-6-7-8-9- 10-11-12-13-14-55-66-17-18-19-20-21-22-23-24-25-26-27-28-1, а также вертикальном 1:100 no линиям 1-1, 2-2, 3-3, 4-4, площадью 34,29 Га.
Изучая топографический план, приложенный к горноотводному акту от 24.06.2016 № 7 Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, установлено, что точки 5, 7 расположены за пределами водного объекта, то есть в водоохранной зоне.
Пунктом 8 части 15 статьи 65 ВК РФ установлено, что в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Судом установлено, что для границ горного отвода Обществом от Управления природных ресурсов получены координаты береговой линии, которые соответствовали топографической съемке 1969 года.
В свою очередь Общество для уточнения береговой линии по выданным координатам, привлекло геодезиста ООО «Алтайская геодезическая компания» ФИО6
При проверке выданных Управлением природных ресурсов координат на местности геодезистом выявлено, что координаты правой береговой линии, в настоящее время, располагаются на середине протоки ФИО5.
Так, согласно акту от 27.10.2015 (т.2 л.д.32), составленному геодезистом ООО «Алтайская геодезическая компания» ФИО6, углы поворота 22-25 (по заданным координатам) закрепить не представилось возможным по причине заводнения территории (граница находится в протоке около 40 м от берега).
В ходе судебного заседания представители заинтересованных лиц пояснили, что выданные Обществу координаты для уточнения береговой линии, определялись по топографической основе 1969 года и согласились, что в настоящее время русло протоки могло измениться.
По ходатайству заявителя в судебном заседании, состоявшемся 01.02.2017 года, в качестве специалиста опрошен руководитель ООО «Алтайская геодезическая компания» ФИО6, который и проводил геодезические работы по определению границ береговой линии по заданию Общества. ФИО6 Пояснил, что когда он приступил к работам по выносу границ береговой линии, по имеющимся координатам, то заданные точки попадали на середину протоки ФИО5.
В данном случае такая ситуация, по мнению специалиста, могла возникнуть из-за изменения русла протоки ФИО5 в районе участка пользования недрами и устаревших координат береговой линии, полученных на топографической основе 1969 года.
После чего геодезистом уточнены координаты береговой линии протоки ФИО5 в районе участка пользования недрами.
Специалист также пояснил, что в настоящее время русло протоки изменилось, что подтверждается съемкой со спутника (т. 2, л.д.30), что и послужило причиной попадания точек 5 и 7 на топографическом плане, приложенном к горноотводному акту от 24.06.2016 № 7 за пределы береговой линии, то есть в водоохранную зону.
Как пояснил в судебном заседании представитель Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, при подготовки мотивированного отказа, специалисты не выходили на местность и не устанавливали соответствие русла протоки топографическому плану 1969 года.
Таким образом, суд с учетом установленных обстоятельств, приходит к выводу, что точки 5, 7 на топографическом плане, приложенном к горноотводному акту от 24.06.2016 № 7, не попадают в водоохранную зону.
Кроме того, до вступления в силу Федерального закона от 21.10.2013 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых допускалась в границах водоохранных зон» (далее - Закон № 282-ФЗ).
В силу статьи 6.5 Закона № 282-ФЗ (в редакции от 14.10.2014), разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон допускалась на основании лицензии на пользование недрами, выданной до дня вступления в силу пункта 8 части 15 статьи 65 ВК РФ. на срок действия такой лицензии.
В связи с принятием Закона № 282-ФЗ возможность осуществления указанной деятельности запрещена (с 15.11.2014).
При этом вышеуказанным законом установлено положение о том, что по лицензиям, выданным до вступления закона в силу, допускается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон, но такая возможность ограничена сроком действия лицензии.
Согласно части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее - Закон о недрах) для добычи полезных ископаемых, в соответствии с лицензией на пользование недрами, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.07.2015 № 770, предусматривают подготовку проекта горного отвода в соответствии с требованиями к его содержанию, установленными органом государственного горного надзора.
Требования к подготовке и оформлению горных отводов установлены Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР России 07.02.1998 № 56, Госгортехнадзором России 31.12.1997 № 58 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 13 Инструкции границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого пропита государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
Согласно части 4 статьи 7 Закона о недрах пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
Принимая во внимание вышеизложенное, добыча общераспространенных полезных ископаемых в водоохранных зонах допускается в границах уточненного горного отвода, предоставленного в пользование в установленном порядке, в пределах лицензионного участка на срок действия данной лицензии.
Таким образом, с учетом установленного запрета и обеспечения стабильности отношений недропользования, законодатель допустил возможность завершить работы по лицензии, ограничив их сроком действия лицензии.
Как следует из материалов дела, Управлением природных ресурсов 29.12.2011 выдана ООО «Авангард» лицензия на право пользование недрами, серии БАР № 80049, вид лицензии ТЭ, с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча строительного песка на участке протока ФИО5, расположенном южнее п. Затон в г. Барнауле Алтайского края. Указанная лицензия выдана сроком до 31.12.2021.
Таким образом, ООО «Авангард» имеет право по совмещенной лицензии, выданной до 01.11.2013 производить разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, в том числе и в водоохранной зоне.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ не имел правовых оснований для отказа в регистрации решения от 11.10.2016 № 112 в ГВР по основанию расположения точек 5, 7 участка водопользования, согласно топографическому плану горного отвода к проекту уточненного горного отвода, за пределами водного объекта (протоки реки Обь), то есть в водоохранной зоне.
Таким образом, судом не установлено несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах законных оснований для вынесения Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ отказа от 24.10.2016 № 07-27/988 в регистрации в государственном водном реестре решения о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь № 112 от 11.10.2016 ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка, не имелось.
В отношении требований Общества о признании незаконным мотивированного отказа Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 27.10.2016 № 41/П/9547 в предоставлении водного объекта в пользование, суд исходит из следующего.
В соответствии с Положением о Главном управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013 №54, Главное управление предоставляет находящиеся в собственности Алтайского края, федеральной собственности и расположенные на территории Алтайского края водные объекты или их части в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (п.2.1.1.. 2.1.2.1).
Приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 763 утвержден административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование (далее - Регламент), который устанавливает порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для получения в пользование водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование заявитель должен на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения (далее - заявление) и прилагаемыми к нему документами в уполномоченный орган по месту намечаемого водопользования непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или направить заявление и прилагаемые к нему документы по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения (п. 12.1. Регламента).
Срок принятия уполномоченным органом решения о предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование либо о мотивированном отказе в предоставлении водного объекта в пользование составляет не более тридцати календарных дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в уполномоченном органе (п. 10.1. Регламента).
Пунктом 14 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. В случае признания невозможным использования водного объекта или его части для заявленной цели уполномоченный орган направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении данного водного объекта в пользование. Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в частности, если использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пункту 9.1. Регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о предоставлении заявителю водного объекта в пользование, которое направляется на регистрацию и государственном водном реестре, либо мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование.
В соответствии с пунктом 22 Регламента предоставление государственной услуги заключается в выполнении административной процедуры по принятию решения о предоставлении водного объекта в пользование, которое направляется на регистрацию в государственном водном реестре, либо мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование. Структура и взаимосвязи административных процедур, выполняемых при предоставлении государственной услуги, приведены в виде схем процедур выполнения Регламента, приведенных в приложении 3 к Регламенту.
Так, после приема и регистрации документов (заявления с приложением). Главное управление осуществляет их проверку: 1) на комплектность и правильное оформление копий. 2) на достоверность сведений в представленных материалах, 3) выполняет расчет параметров водопользования, определение условий пользования. 4) согласование условий водопользования с заинтересованными органами исп.власти, 5) определяет возможность предоставления водного объекта в пользование, 6) подготавливает и принимает решение о предоставлении водного объекта в пользование. 7) направление решения на государственную регистрацию в ГВР 8) в случае регистрации в ГВР направляет Заявителю зарегистрированное решение, а в случае отказа в гос.регнстрации направляет Заявителю Мотивированный отказ в государственной регистрации.
Судом установлено, что Главным управлением природных ресурсов, после выполнения всех процедур, 11.10.2016 подготовлено и принято решение о предоставлении заявителю испрашиваемого водного объекта в пользование № 112, которое направлено 13.10.2016 на регистрацию и ГВР. Возможность использования объекта признана соответствующей заявленной цели и не запрещена или ограничена законодательством РФ, выполнен расчет параметров, определены условия пользования, следовательно, в соответствии с Регламентом услуга в части предоставления в пользование водного объекта была оказана.
Государственная регистрация решения о предоставлении водного объекта в пользование в государственном водном реестре осуществляется в соответствии с Правилами №216.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование вступает в силу с момента его государственной регистрации в ГВР (п.34.3. Регламента).
В случае отказа в регистрации в ГВР решения о предоставлении водного объекта в пользование должностное лицо, ответственное за рассмотрение принятых документов в уполномоченном органе, направляет заявителю мотивированный отказ в государственной регистрации решения о предоставлении водного объекта в пользование, (п.35.3. Регламента).
Вместе с тем, в связи с отказом в государственной регистрации указанного решения, Главным управлением вместо мотивированного отказа в государственной регистрации направлен заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта в пользование, что противоречит п.35.3. Регламента.
В связи с чем, у Главного управления природных ресурсов отсутствовали правовые основания для вынесения мотивированного отказа в предоставлении водного объекта в пользование, что свидетельствует о незаконности приятого решения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд не распределяет судебные расходы по уплате государственной пошлине на заинтересованное лицо, поскольку на основании статьи 102 АПК РФ, части 2 статьи 333.22, статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.
Руководствуясь статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленное требование общества с ограниченной ответственностью «Авангард» удовлетворить.
Признать недействительным мотивированный отказ Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 27.10.2016 № 41/П/9547 в предоставлении водного объекта в пользование или его части на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка.
Признать недействительным отказ Верхне-Обского Бассейнового водного управления федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, выраженный в письме от 24.10.2016 № 07-27/988 в регистрации в государственном водном реестре Решения о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь № 112 от 11.10.2016 ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка,
Обязать Верхне-Обское Бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, в лице Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, зарегистрировать в государственном водном реестре решение о предоставлении водного объекта в пользование – протоки Бобровской реки Обь №112 от 11.10.2016 ООО «Авангард» для разведки и добычи полезных ископаемых (строительного) песка.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Л.Ю. Ильичева