ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-2020/2022 от 19.04.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                                  Дело № А03-2020/2022

26 апреля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 апреля 2022 года

Арбитражный  суд  Алтайского  края  в составе  судьи Ильичевой Л.Ю.,                 при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспорт-Сити" (ОГРН: 1192225041865, ИНН: 2263030150) к Сибирской электронной таможне (ОГРН: 1192468028323, ИНН: 2465326168) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении №10620000-000564/2021 от 20.01.2022,

при участии в заседание представителей сторон:

- от заявителя – не явился, извещен, 

- от заинтересованного лица – Генцелева Е.Ю. доверенность от 30.12.2021 №06-13/15179, оригинал диплома ВСГ 2546119 выдан 09.07.2008, Хакимов Е.В. доверенность от 30.12.2021 №06-13/15170, оригинал диплома ДВС 1836761 выдан 19.06.2002.

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Экспорт-Сити» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сибирской  электронной таможне (далее - Таможня) об оспаривании постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении  №10620000-000564/2021 от 20.01.2022.

В обоснование заявленных требований, Общество просит изменить административное наказание на предупреждение.

Административный орган представил отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении требований отказать, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

По правилам статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителя Общества.

В судебном заседании представители Таможни на своей позиции по делу настаивали.

Выслушав представителей Таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

16.03.2021 ООО «Экспорт-Сити» в Сибирский таможенный пост (центрэлектронного декларирования) Сибирской электронной таможни (далее - Сибирский таможенный пост (ЦЭД)) в целях помещения товаров подтаможенную процедуру экспорта подана декларация на товары (далее - ДТ)№            10620010/160321/0052352, в графе 31 которой заявлены сведения о товаре «семена рапса. Содержание эруковой кислоты 5-2%. Предназначен для промышленной переработки: Производитель Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мирошник Дмитрий Иванович. Тов.знак отсутствует Стандарт ГОСТ 10583-76 Кол-во 257.18 т».

Товар вывозился с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в рамках заключенного между ООО «Экспорт-Сити» (Россия) и InnerMongoliaJinshuoEcologicalScience & TechnologyCo., LtdООО «Экологические Технологии Цинь Шуо» (Китай) внешнеторгового контракта от 08.07.2020 № JS-07-1 (далее - Контракт).

В графе 33 ДТ заявлен классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС) - 1205 90 000 9.

Заявленный декларантом классификационный код соответствует разделу II ЕТН ВЭД ЕАЭС «Продукты растительного происхождения», группе 12 «Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж», товарной позиции 1205 «Семена рапса, или кользы, дробленые или не дробленые», субпозиции 1205 90 «прочие», подсубпозиции 1205 90 000 9 «прочие».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» указанному классификационному коду ЕТН ВЭД ЕАЭС соответствует ставка вывозной таможенной пошлины 6,5 %, но не менее 11,4 евро за 1 000 кг.

В целях подтверждения сведений о классификационном коде ЕТН ВЭД ЕАЭС Обществом при таможенном декларировании представлены документы согласно перечню, указанному в графе 44 ДТ № 10620010/160321/0052352, а именно, в формализованном виде:

-Контракт;

- инвойс от 11.03.2021 № 4;

- упаковочный лист № Б/Н от 11.03.2021

В неформализованном виде были представлены:

- спецификация № 7 от 09.02.2021;

- дополнительное соглашение № 1 от 21.02.2021 к спецификации № 7.

В бинарном виде:

- протокол лабораторных испытаний от 15.02.2021 №1819.

По результатам проведенной камеральной таможенной проверки, выводы которой изложены в акте проверки, установлено, что фактическое содержание эруковой кислоты в спорном товаре «семена рапса» составило менее 0,1%, содержание глюкозинолатов в твердом компоненте составило 1,21 мкмоль/г. Следовательно, рапс, продекларированный в ДТ № 10620010/160321/0052352, должен быть классифицирован кодом 1205 10 900 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Вместе с тем, по мнению административного органа, в графе 33 ДТ № 10620010/160321/0052352 в отношении товара № 1 Обществом заявлены недостоверные сведения о классификационном коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, что сопряжено с заявлением в графе 31 ДТ при описании товара неполных, недостоверных сведениях о его свойствах, характеристиках, влияющих на его классификацию.

Учитывая результаты документального контроля, а также выводы, изложенные в заключении таможенного эксперта от 01.06.2021 № 12408002/0010011, 27.09.2021 Алтайской таможней принято решение № РКТ-10605000-21/000048 о классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому спорный товар классифицирован таможенным органом в подсубпозиции 1205 10 900 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС «Семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые; семена рапса, или кользы, с низким содержанием эруковой кислоты; прочие» (ставка вывозной таможенной пошлины - 30% от таможенной стоимости, но не менее 165 евро за тонну).

Изменение классификационного кода товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС привело к увеличению размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на 2 049 637, 41 руб.

Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товара недостоверных сведений о классификационном коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением в графе 31 ДТ при описании товара неполных, недостоверных сведений его свойствах и характеристиках, влияющих на его классификацию, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

В целях надлежащего уведомления Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в адрес ООО «Экспорт-Сити» была направлена телеграмма с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (письмо Алтайской таможни от 15.10.2021 № 07-13/12352), которая получена адресатом, что подтверждается направленным ООО «Экспорт-Сити» уведомлением от 19.10.2021 № б/н., содержащим ходатайство Общества о составлении протокола об административном правонарушении без участия законного представителя Общества. Ходатайств об отложении процессуальных действий по составлению протокола об административном правонарушении Общество не заявляло.

Таким образом, ООО «Экспорт-Сити» надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

26.10.2021 Алтайской таможней составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Экспорт-Сити» в отсутствие законного представителя ООО «Экспорт-Сити». Копия протокола об административном правонарушении направлена письмом Алтайской таможни от 26.10.2021 № 07-13/12769 «О направлении копий протоколов об административных правонарушениях» (почтовые идентификаторы 80098165826890, 80098165826913, 80098165826906) и получена представителем Общества 08.11.2021 и 13.11.2021, что подтверждается информацией на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет.

28.10.2021 Алтайская таможня передала для рассмотрения материалы дела об административном правонарушении Сибирской электронной таможне.

Определением Сибирской электронной таможни от 10.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении рассмотрение дела назначено на 24.11.2021 в 17 часов 00 минут. Копия определения направлена в адрес Общества посредством почтовой связи и электронной почты (письмо Сибирской электронной таможни от 11.11.2021 № 19- 17/12363 «О направлении определений по делам об административных правонарушениях»), которая получена адресатом, что подтверждается направленным ООО «Экспорт-Сити» уведомлением от 15.11.2021 № б/н., содержащим ходатайство Общества о рассмотрении дела об АП без участия законного представителя Общества.

Определением Сибирской электронной таможни о продлении срока рассмотрения дела об АП от 24.11.2021 срок рассмотрения дела об АП продлен до 24.12.2021, в связи с необходимостью дополнительного получения сведений по обстоятельствам дела.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об АП от 24.11.2021 рассмотрение дела назначено на 23.12.2021. Копия определения направлена в адрес Общества посредством почтовой связи и электронной почты (письмо Сибирской электронной таможни от 30.11.2021 № 19-17/13161 «О направлении определений по делам об АП») и получена Обществом 14.12.2021, что подтверждается информацией на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети.

Определением Сибирской электронной таможни о продлении срока рассмотрения дела об АП от 23.12.2021 срок рассмотрения дела об АП продлен до 20.01.2022, в связи с необходимостью дополнительного получения сведений по обстоятельствам дела.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об АП от 23.12.2021 рассмотрение дела назначено на 20.01.2022. Копия определения направлена в адрес Общества посредством почтовой связи и электронной почты (письмо Сибирской электронной таможни от 23.12.2021 № 19-17/14673 «О направлении определений по делам об АП») и получена Обществом 10.01.2022, что подтверждается информацией на официальном сайте ФГУП «Почта России» в сети. Кроме того, в адрес Заявителя 24.12.2021 была направлена телеграмма с уведомлением, которая была вручена 27.12.2022.

20.01.2022 дело об административном правонарушении в отношении ООО «Экспорт-Сити» рассмотрено без участия законного представителя Общества.

Постановлением заместителя начальника Сибирской электронной таможни С.М. Суховерхова,  действующего на основании пункта 3 части 2 статьи 23.8 КоАП РФ, ООО «Экспорт-Сити» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составило 1 024 818,70 рублей.

Копия постановления по делу об административном правонарушении № 10620000-594/2021 направлена в адрес Общества письмом Сибирской электронной таможни от 21.01.2022 №19-16/00686 «О направлениипостановлений по делам об административных правонарушениях», которое было получено Обществом 31.01.2022, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Заявитель, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении от 20.01.2022 №10620000-594/2021, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.8 КоАП РФ, Приказом ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено, постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами.

Нарушение процессуальных норм КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления арбитражным судом не установлено. Материалами дела подтверждается, что административным органом соблюдена процедура составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Установленные КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истекли.

Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет, в том числе заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации, о товарах, их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Из разъяснений пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 N79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" следует, что частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.

Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения составляют противоправные действия, направленные на заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо занижения их размера.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Пунктом 2 статьи 19 ТК ЕАЭС предусмотрено, что международной основой ЕТН ВЭД ЕАЭС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Классификация товаров - отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ЕТН ВЭД ЕАЭС к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанными в ЕТН ВЭД ЕАЭС, и соответствующим им цифровым кодам.

Каждому цифровому коду ЕТН ВЭД ЕАЭС соответствует конкретная ставка ввозной таможенной пошлины.

При этом отнесение товара к определенному классификационному коду ЕТН ВЭД ЕАЭС - это оценка совокупности свойств декларируемого товара для отнесения к определенному коду ЕТН ВЭД ЕАЭС. Выбор конкретного кода ЕТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.

ЕТН ВЭД ЕАЭС утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и единого таможенного тарифа Таможенного союза».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 № 372 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» Российская Федерация является участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее - Конвенция), в связи с чем, выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ЕТН ВЭД установленные Конвенцией правила классификации товаров - Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения основных правил интерпретации ЕТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ ЕТН ВЭД).

ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5, 6 Положения).

В качестве критериев для классификации выступают материалы, из которых изготовлены товары, функции, выполняемые ими, что определяется исходя из текстов товарных позиций ЕТН ВЭД ЕАЭС, примечаний к разделам и группам.

Основные правила интерпретации ЕТН ВЭД ЕАЭС применяются последовательно, начиная с правила 1 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Правилом 1 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам, а также с учетом основных критериев для классификации в соответствии с материалом изделия и основными функциями товара.

На основании изложенного, следует, что выбор раздела, группы и товарной позиции осуществляется не только исходя из наименования товара, а также его свойств.

Если при применении правила 1 определяется товарная позиция (четыре первых знака классификационного кода товара), то необходимость в применении последующих Правил 2­5 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС отсутствует, а для дальнейшей классификации товара на уровне товарной подсубпозиции (5 и последующие знаки классификационного кода товара) применяется правило 6 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Правилом 6 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Исходя из положений статей 6, 7, 8 Конвенции, в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы Российская Федерация взяла на себя обязательства использовать Пояснения к Гармонизированной системе, разработанныеКомитетом по Гармонизированной системе, состоящим из представителей каждой договаривающейся стороны.

Как пояснил представитель Таможни, пояснения к ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС, позволяющие единообразно толковать тексты товарных позиций ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС, являются переводом с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, при этом в Пояснениях к ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале (в Пояснениях к Гармонизированной системе).

В силу статей 6, 7, 8 Конвенции Пояснения к ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование текстов позиций ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, применение при классификации товара по ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС, регламентировано Рекомендацией Евразийской экономической Комиссии от 07.11.2017 № 21 (далее - Рекомендация ЕЭК).

Согласно Рекомендации ЕЭК, Пояснения к ЕТН ВЭД ЕАЭС являются вспомогательным рабочим материалом, призванным обеспечить единообразную интерпретацию и применение ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно примечаниям к субпозиции, приведенных в примечании к группе 12 «Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж», в субпозиции 1205 10 термин «семена рапса или кользы с низким содержанием эруковой кислоты» означает семена рапса или кользы, дающие нелетучее масло, содержащее менее 2 мас.% эруковой кислоты, и твердый компонент, содержащий менее 30 мкмоль/г глюкозинатов».

На основании пояснений к товарной позиции 1205 ЕТН ВЭД ЕАЭС «семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые», в данную товарную позицию включаются семена рапса, или кользы (семена нескольких видов, относящихся к роду Brassica, в частности, В.парш и В.гара (или В.саmpestris). В данную товарную позицию включаются и обычные семена рапса, или кользы, и семена рапса, или кользы, с низким содержанием эруковой кислоты. Семена рапса, или кользы, с низким содержанием эруковой кислоты, например, семена канолы или Европейского рапса, или кользы «двойное зеро», дают нелетучее масло с суммарным содержанием эруковой кислоты менее 2 мас.% и твердым компонентом, содержащим менее 30 мкмоль/г глюкозино л атов.

Так, для отнесения товара к заявленному в графе 33 ДТ коду ЕТН ВЭД ЕАЭС 1205 90 000 9, содержание эруковой кислоты в масле должно превышать 2 мас.%, при этом содержание глюкозинолатов в твердом компоненте должно превышать 30 мкмоль/г.

Вместе с тем, в графе 33 ДТ №10620010/160321/0052352 в отношении товара № 1 Обществом заявлены недостоверные сведения о классификационном коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, что сопряжено с заявлением в графе 31 ДТ при описании товара неполных, недостоверных сведениях о его свойствах, характеристиках, влияющих на его классификацию.

В связи с этим Алтайской таможней принято решение № РКТ-10605000-21/000048 о классификации товаров в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, согласно которому спорный товар классифицирован таможенным органом в подсубпозиции 1205 10 900 0 ЕТН ВЭД ЕАЭС «Семена рапса, или кользы, дробленые или недробленые; семена рапса, или кользы, с низким содержанием эруковой кислоты; прочие» (ставка вывозной таможенной пошлины - 30% от таможенной стоимости, но не менее 165 евро за тонну).

Данные обстоятельства, а также законность            принятого     решения о классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД   ЕАЭС от 27.09.2021 № РКТ-10605000-21/000048 исследовались при рассмотрении дела № А03-15391/2021 Арбитражным судом Алтайского края, согласно которому решение Алтайской таможни от 27.09.2021            № РКТ-10605000-21/000048 в отношении товара, заявленного по ДТ № 10620010/160321/0052352, признано соответствующим ТК ЕАЭС.

Изменение классификационного кода товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС привело к увеличению размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на 2 049 637, 41 руб.

Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товара недостоверных сведений о классификационном коде товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС, сопряженное с заявлением в графе 31 ДТ при описании товара неполных, недостоверных сведений его свойствах и характеристиках, влияющих на его классификацию, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, суд находит выводы таможенного органа о наличии в действиях декларанта события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, правильными.

Также Общество является надлежащим субъектом ответственности по данной статье.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае виновность заявителя в совершенном правонарушении определяется тем, что общество, осуществляющее действия по ввозу товара с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации, в любом случае обязано соблюдать требования действующего таможенного законодательства, в том числе, регулирующего порядок декларирования товаров и порядок уплаты таможенных платежей.

В соответствии со статьей  189 Таможенного кодекса Таможенного союзадекларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, таможенным законодательством (статья  187 Таможенного кодекса Таможенного союза) ему представлены права, в том числе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 Таможенного кодекса Таможенного союза; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.

Следовательно, Общество должно было предусмотреть и предпринять все необходимые меры для заявления достоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде и таможенной стоимости товара. Общество имело достаточную возможность до подачи таможенной декларации более подробно изучить документацию, получить консультации специалиста с целью определения характеристик товара и его предназначения.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Суд также не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным. Оснований для освобождения Общества от административной ответственности судом также не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

ООО «Экспорт-Сити» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем,наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства, не является безусловным основанием для применениястатьи 4.1.1. КоАП РФ.

Как следует из положений статей 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ при решении вопроса о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение помимо вышеуказанныхобстоятельств необходимо устанавливать отсутствие причинения вреда иливозникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектамживотного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурногонаследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-­правовых обязанностей, и самим фактом недостоверного декларирования товаров, что посягает на экономическую безопасность государства и создает угрозу причинения имущественного ущерба бюджету в виде неуплаты таможенных пошлин, налогов.

С учетом изложенного, положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае применению не подлежит, поскольку совокупность перечисленных в статье части 2 статьи 3.4 КоАП РФ условий отсутствует.

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер назначенного обществу штрафа исходя из следующего.

Согласно части 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность

В силу статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Согласно части  3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также  учитывая ограничительные мероприятия, экономическую ситуацию на дату рассмотрения настоящего дела, суд считает возможным снизить размер административного штрафа в два раза. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

постановление Сибирской электронной таможни о  назначении административного наказания по делу об административном правонарушении  №10620000-000564/2021 от 20.01.2022 изменить в части назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Экспорт-Сити» наказания.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Экспорт-Сити» административное наказание  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 512 409,35 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                            Л.Ю. Ильичева