ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-20678/15 от 24.02.2016 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Барнаул

24 февраля 2016 года

Дело № А03-20679/2015

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником Малявиной Е.Д.. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бочкаревский пивоваренный завод» (ОГРН 1022202914689, ИНН 2287003050) к Алтайской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2015 № 10605000-532/2015 по делу об административном правонарушении, постановления от 08.10.2015 № 10605000-533/2015 по делу об административном правонарушении; постановления от 08.10.2015 № 10605000-536/2015 по делу об административном правонарушении; постановления от 08.10.2015 № 10605000-537/2015 по делу об административном правонарушении; постановления от 08.10.2015 № 10605000-538/2015 по делу об административном правонарушении; постановления от 08.10.2015 № 10605000-539/2015 по делу об административном правонарушении; постановления от 08.10.2015 № 10605000-540/2015 по делу об административном правонарушении; постановления от 08.10.2015 № 10605000-541/2015 по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании:

от заявителя – Якушев А.Н., по доверенности от 20.10.2015,

от административного органа – Дементьева О.Н., по доверенности от 10.12.2015, Киселев А.В., по доверенности от 10.02.2015,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственность «Бочкаревский пивоваренный завод» (далее – Общество, ООО «Бочкаревский пивоваренный завод», ООО «БПЗ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 08.10.2015 по делу об административном правонарушении
 № 10605000-540/2015.

Определением суда от 09.12.2015 судом в порядке части 4 статьи 130 АПК РФ арбитражные дела №№ А03-20678/2015, А03-20679/2015, А03-20682/2015, А03-20683/2015, А03-20684/2015, А03-20685/2015, А03-20686/2015, А03-20687/2015 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу № А03-20679/2015, в результате чего частично удовлетворено соответствующее ходатайство заявителя об объединении дел.

В судебном заседании 14.01.2016 судом в порядке ст. 49 АПК РФ принято к рассмотрению уточненное заявление Общества.

В обоснование требований заявитель указал на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду того, что таможенным органом не представлено достаточных доказательств недостоверности времени помещения товара на склад временного хранения, нормы таможенного законодательства не определяют время, которое должно быть указано в графе 2 формы отчетности ДО-1. Из правового анализа положений п. 11 и п. 30 Приказа ФТС России от 29.12.2012 № 2688, заявитель усматривает, что понятие «помещение товара» означает принятие обязательства складом по хранению товара, а не фактическое размещение товара в зоне временного хранения на складе. Акт таможенного наблюдения, на который имеется ссылка в оспариваемых постановлениях, составляется единолично инспектором таможенного органа, с данным актом не знакомят владельца склада временного хранения и/или декларанта, следовательно в ДО-1 не может быть проставлено время, совпадающее со временем, указанным в акте таможенного наблюдения. Полагает, что вина Общества в совершении административного правонарушения не доказана. Обществом представлены в дело письменные консультации таможенных органов, содержащие сведения о том, что временем помещения товара на склад не является время фактического перемещения товара, что также исключает вину Общества. При этом в консультациях указано, что дата и время помещения товара на склад, указанная получателем товара в отчете ДО-1, не является юридически значимой, поскольку в отличие от владельца склада СВХ обязанность по уплате ввозных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение у лица, осуществляющего временное хранение товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, наступает с момента регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. С учетом того, что указанное время в отчетности не влечет никаких юридических последствий, его неправильное указание не может образовывать состав какого-либо административного правонарушения. Полагает, что представленные таможенным органом фотографии к акту таможенного наблюдения не являются допустимыми доказательствами, т.к. не представлено доказательств поверки фотоаппарата, которым производилась съемка.

Заявитель также указал, что правонарушение по административному делу № 10605000-538/2015, в рамках которого было установлено, что завершение таможенного транзита было зафиксировано 13.07.2015 в 16час. 05 мин, при этом документ ДО-1 с указанием времени помещения товара на склад – 16 час. 00 мин, в случае установления судом события правонарушения, может быть признано малозначительным, ввиду единичности и исключительности случая, не повлекшего юридически значимых негативных последствий.

Административный орган в отзыве на заявление указал, что оспариваемые постановления вынесены с соблюдением требований законодательства и являются законными и обоснованными, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Административный орган возражает против применения малозначительности по заявленному составу правонарушения, ввиду отсутствия оснований. Полагает, что заявителем дана неправильная трактовка требований, установленных в таможенном законодательстве, относительно обязанностей лица, осуществляющего временное хранение иностранных товаров в иных местах временного хранения (не складах временного хранения). Административный орган полагает собранные по административным делам доказательства относимыми и допустимыми для целей арбитражного процесса. Более полная и подробная позиция административного органа относительно заявленных требований изложена в дополнении к отзывам (л.д. 77, т.12).

В судебном заседании 14.01.2016 была опрошена в качестве свидетеля Морозова Татьяна Александровна, перед дачей пояснений свидетелю были разъяснены права и обязанности согласно ст. 307, 308 УК РФ, ст. 51 Конституции РФ.

Опрошенная в качестве свидетеля, в порядке ст. 56 АПК РФ, Морозова Татьяна Александровна пояснила, что являясь работником таможенного представителя ООО «Стар Групп», спорную отчетность ДО-1 готовила она. ДО-1 подавалось на каждую партию груза, перемещаемого в отдельном транспортном средстве по международной грузовой декларации. Машины последовательно разгружались, по очереди, на выгрузке присутствовали представители Общества, ООО «Стар Групп» и таможенного органа. Товар из машин выгружался на площадку для временного хранения, затем представители завода проводили идентификацию товара, сверяли маркировку, внешний осмотр. Поскольку оборудование приходило частями, представители сообщали о том, что товар принят в конце рабочего дня. Сама Морозова Т.А. при выгрузке товара в зону таможенного контроля не присутствовала. Время в отчетности указано одно - когда в конце дня все сверили и согласовали. Фактически товар принят на склад в 16 час. 00 мин. Указанное время ей по телефону сказал представитель Общества, представитель ООО «Стар Групп», присутствовавший при выгрузке товара 13.07.2015 подтвердил данное время, которое она и проставила в отчетности ДО-1. 00 мин. Полагает, что время, указанное в ДО, значения не имеет, поскольку срок хранения отсчитывается с даты помещения товара на склад, а не с конкретного часа.

В судебном заседании 14.01.2016 был допрошен в качестве свидетеля Лебедев Николай Николаевич, перед дачей пояснений свидетелю были разъяснены права и обязанности согласно ст. 307, 308 УК РФ, ст. 51 Конституции РФ.

Опрошенный в качестве свидетеля, в порядке ст. 56 АПК РФ, Лебедев Николай Николаевич, пояснил, что таможенным органом 13.07.2015 по заявлениям ООО «Стар Групп» о фактическом прибытии товара изготовливалось распоряжение, получены все товарно-транспортные накладные от перевозчиков. В данном случае машины приходили на склад завод, так как груз габаритный, склад был в селе Бочкари. Производилась регистрация, выписывался документ таможенного наблюдения, инспектор выезжал на склад в бочкари, проверял пломбы, проводил наблюдение. Свидетель подтверждал завершение транзита, после чего начиналась выгрузка товара. Последняя машина была закрыта часов в 17, в это день было 13 машин, примерно на машину уходит полчаса. Пояснил, что время размещения - это время, которое представляет инспектор, это может быть время последней фотографии пустого авто, или время, указанное в таможенном наблюдении , у каждой машины разное время. Время в отчетности свидетельствует о том, когда доставлен товар, акт таможенного наблюдения для начисления платежей значения не имеет, только для таможенного контроля. Никаких консультаций, в том числе относительно времени помещения товара на склад, указанного в акте таможенного наблюдения, ни представителям завода, ни ООО «Стар Групп» не давал. Непосредственно при таможенном наблюдении не присутствовал. 14.07.2015 принимал документы отчетности от представителя ООО «Стар групп»

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

ООО «БПЗ» является владельцем склада получателя товаров, расположенного по адресу: Алтайский край, Целинный район, в 1,5 км от с. Бочкари, в юго-западном направлении.

Так, приказом Алтайской таможни Федеральной таможенной службы Сибирского таможенного управления № 957-км от 30.06.2015 создана временная зона таможенного контроля по адресу: Алтайский край, Целинный район, в 1,5 км от с. Бочкари, в юго-западном направлении. Установлена граница временной зоны таможенного контроля: территория, ограниченная линиями, соединяющими точки с координатами:

Точка 1 - 52°87'87" СШ 85°76'29" ВД;

Точка 2 - 52°87'89'' СШ 85°76'28" ВД;

Точка 3 - 52°87'88'' СШ 85°76'34" ВД;

Точка 4- 52°87'91'' СШ 85°76'32" ВД. Схема границы содержится в данном приказе.

Временная зона таможенного контроля создана для осуществления таможенного осмотра, таможенного досмотра, временного хранения товара: линия розлива пива и безалкогольных напитков в ПЭТ-бутылку в комплекте с 4 форматами под различные типы бутылок.

Данным приказом установлен срок функционирования временной зоны таможенного контроля с 01 июля 2015 года до 31 декабря 2015 года.

Начальнику Бийского таможенного поста А.П. Рединскому передано по разрешению № 10605/010715/00013/2 ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» (ИНН2287003050), юридический адрес: 659445 Алтайскийкрай, Целинный район, с. Бочкари, перемещаемый через таможенную границу Таможенного союза товар: линия розлива пива и безалкогольных напитков в ПЭТ-бутылку в комплекте с 4 форматами под различные типы бутылок но контракту от 08 октября 2014 г. № VNM_26510730 на временное хранение в зону таможенного контроля, а также указано осуществлять помещение товара на временное хранение под таможенным наблюдением, при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов с составлением документа отчета в соответствии с действующим таможенным законодательством и обозначением зоны таможенного контроля (знаками прямоугольной формы, при необходимости лентами).

13.07.2015 в регион деятельности Бийского таможенного поста по таможенной процедуре таможенного транзита прибыли в адрес ОАО «БПЗ» следующие транспортные средства, перевозившие составляющие товара - линии розлива пива и безалкогольных напитков в ПЭТ-бутылку в комплекте:

- № 0482РР39/АЕ995539, следовавшее из Германии в адрес ООО «БПЗ» по транспортной накладной № 11022 от 02.07.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 8 мест весом брутто 3010 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком ООО «Транс-Олвик»;

- № T021MC67/EL720, следовавшее из Германии по транспортной накладной без номера от 01.07.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 9 мест весом брутто 9894 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком ООО «Фаер»;

- № 0822КМ39/АМ298839, следовавшее из Германии по транспортной накладной № 11014 от 30.06.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 4 мест весом брутто 4350 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком ООО «АвтоВек»;

- № Р581КЕ50/АЕ619667, следовавшее из Германии по транспортной накладной без номера от 02.07.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 8 мест весом брутто 3179 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком ООО «Аванград Лайн»;

- № Т961ЕТ50/АЕ640167, следовавшее из Германии по транспортной накладной № 0107-2 от 30.06.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 10 мест весом брутто 7325 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком «Аванград Лайн»;

- № Е903КА67/АА984067, следовавшее из Германии по транспортной накладной б/н от 03.07.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 4 мест брутто 7400 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком ООО «Логис»;

- № Н052СР39/АЕ542139, следовавшее из Германии по транспортной накладной № 0107-2 от 30.06.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 7 мест весом брутто 4191 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком ООО «Транс-Олвик»;

- № Т126НЕ67/ЕL297, следовавшее из Германии по транспортной накладной без номера от 01.07.2015 с товаром: линия розлива пива и безалкогольных напитков в количестве 3 мест весом брутто 4880 кг. Доставка товара осуществлялась перевозчиком ООО «Инкор».

13.07.2015 таможенная процедура таможенного транзита была завершена. Время завершения таможенной процедуры таможенного транзита: транспортное средство № Р581КЕ50/АЕ619667 13.07.2015 в 15:31:13 час; транспортное средство № 0482РР39/АЕ995539 13.07.2015 в 13:40:00 час; транспортное средство № T021MC67/EL720 13.07.2015 в 16:05:05; транспортное средство № 0822КМ39/АМ298839 13.07.2015 в 12:48:08; транспортное средство № Е903КА67/АА984067 13.07.2015 в 14:35:12; транспортное средство № Т126НЕ67/ЕL297 13.07.2015 в 15:50:07; транспортное средство № Т961ЕТ50/АЕ640167 13.07.2015 в 15:16:38; транспортное средство № Н052СР39/АЕ542139 13.07.2015 в 14:10:12 час. Для этого должностным лицом Бийского таможенного поста зарегистрированы документы, предоставленные для помещения указанных товаров на временное хранение, выданы подтверждения о регистрации.

Товары в указанных транспортных средствах направлены на склад получателя для фактического размещения на временное хранение под таможенным наблюдением, согласно направлении. на проведение таможенного наблюдения № 10605030/130715/0000081 (л.д. 1, т. 10).

13.07.2015 под таможенным наблюдением осуществлено размещение указанных товаров на временное хранение на склад получателя ООО «БПЗ», расположенный по адресу: Алтайский край, Целинный район, в 1,5 км. от с. Бочкари в юго-западном направлении. Результаты таможенного наблюдения за размещением товара были отражены в акте таможенного наблюдения от 13.07.2015 (л.д. 2, т.10).

Согласно акту таможенного наблюдения от 13.07.2015 и приложенным к нему фотографиям в данный день производилась последовательная выгрузка 12 товарных партий из двенадцати транспортных средств. Фактическое размещение указанных товаров на склад получателя путем полной выгрузки на площадку в зону временного хранения: из транспортного средства № 0482РР39/АЕ995539 завершено 13.07.2015 в 13:37 час. местного времени, из транспортного средства
 № T021MC67/EL720 завершено 13.07.2015 в 16:40 час. местного времени, из транспортного средства № 0822КМ39/АМ298839 завершено 13.07.2015 в 13:21 час. местного времени, из транспортного № Р581КЕ50/АЕ619667 завершено 13.07.2015 в 16:10 час. местного времени, из транспортного средства № Т961ЕТ50/АЕ640167 завершено 13.07.2015 в 17:04 час. местного времени, из транспортного средства
 № Е903КА67/АА984067 завершено 13.07.2015 в 14:39 час. местного времени, из транспортного средства № Н052СР39/АЕ542139 завершено 13.07.2015 в 14:00 местного времени, из транспортного средства № Т126НЕ67/ЕL297 завершено 13.07.2015 в 17:27 местного времени, что подтверждается фотографиями, приложенными к акту таможенного наблюдения.

14.07.2015 Обществом на Бийский таможенный пост поданы в электронном виде:

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 1000016 от 14.07.2015, согласно которому 13.07.2015 в 16:00 на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 8 мест весом брутто 3010 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 14.07.2015 в 15:06 местного времени за
 № 10605030/140715/0000128/2;

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 1000012 от 14.07.2015, согласно которому 13.07.2015 в 16:00 час. на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 9 мест весом брутто 9894 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 14.07.2015 в 14:10 местного времени за
 № 10605030/140715/0000125/2;

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 N9  1000009 от 14.07.2015, согласно которому 13.07.2015 в 16:00 на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 4 мест весом брутто 4350 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 15:04 час. местного времени за
 № 10605030/140715/0000126/2;

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 1000007 от 14.07.2015,согласно которому 13.07.2015 в 16:00 на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 8 мест весом брутто 3179 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 14.07.2015 в 14:30 местного времени за
 № 10605030/140715/0000119/2;

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 1000008 от 14.07.2015, согласно которому 13.07.2015 в 16:00 час. на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 10 мест весом брутто 7325 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 14.07.2015 в 14:31 местного времени за
 № 10605030/140715/0000120/2;

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 1000013 от 14.07.2015, согласно которому 13.07.2015 в 16:00 на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 4 мест весом брутто 7400 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 14.07.2015 в 14:36 местного времени за
 № 10605030/140715/0000123/2;

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 1000010 от 14.07.2015, согласно которому 13.07.2015 в 16:00 час. на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 7 мест весом брутто 4191 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 14.07.2015 в 15:05 местного времени за № 10605030/140715/0000127/2;

- документ отчета о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 1000014 от 14.07.2015, согласно которому 13.07.2015 в 16:00 час. на склад получателя помещен товар: линия розлива в количестве 3 мест весом брутто 4880 кг. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 14.07.2015 в 14:35 местного времени за
 № 10605030/140715/0000122/2.

Таможенным органом установлено, что время, указанное получателем товара, осуществляющим его временное хранение, в графе 2 отчетов ДО-1 от 14.07.2015 №№ 1000007, 1000008, 1000009, 1000010, 1000012, 1000013, 1000014, 1000016, не соответствовало фактическому времени помещения товаров на склад получателя.

В связи с этим, должностным лицом Бийского таможенного поста Алтайской таможни в действиях Общества были усмотрены признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ -непредставление или нарушение срока предоставления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения.

21.08.2015, в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ, в отношении ООО «БПЗ» вынесены определения о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования.

21.09.2015 должностным лицом Бийского таможенного поста Алтайской таможни в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях по делам № 10605000-532/2015, № 10605000-533/2015, № 10605000-536/2015 № 10605000-537/2015, № 10605000-538/2015, № 10605000-539/2015, № 10605000-540/2015,
 № 10605000-541/2015.

08.10.2015 Алтайской таможней в отношении Общества вынесены постановления по делам об административном правонарушении № 10605000-532/2015, № 10605000-533/2015, № 10605000-536/2015 № 10605000-537/2015, № 10605000-538/2015, № 10605000-539/2015, № 10605000-540/2015, № 10605000-541/2015, которыми Общество было привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ.

На основании данных постановлений к Обществу применено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данными постановлениями, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).

Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом посягательства рассматриваемого правонарушения является установленный таможенным законодательством Российской Федерации порядок таможенного контроля в части представления отчетности.

Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения выражается, в том числе, в представлении недостоверной отчетности.

Материалами дела установлено, что ООО «БПЗ» является владельцем склада получателя товаров, расположенного по адресу: Алтайский край, Целинный район, в 1,5 км. от с. Бочкари в юго-западном направлении, созданного приказом Алтайской таможни от 30.06.2015 № 957-км для осуществления временного хранения товаров.

Пунктом 1 ст. 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) определено, что временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно ст. 197 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) содержание временного хранения товаров, права и обязанности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, сроки временного хранения установлены соответственно статьями 167, 170 и 171 ТК ТС.

Частью 1 ст. 198 Закона № 311-ФЗ определено, что в соответствии со ст. 168 ТК ТС местами временного хранения являются склады временного хранения и иные места временного хранения, к которым в числе иных относится склад получателя товаров в случаях, предусмотренных статьей 200 настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 1 ст. 168).

Место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со статьей 163 Закона № 311-ФЗ (ч. 2 ст. 198 данного Закона).

Временное хранение товаров в иных местах временного хранения в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 - 8 ч. 1 ст. 198 Закона № 311-ФЗ, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица (ч. 3 ст. 198 данного Закона).

Материалами дела установлено, что ООО «БПЗ» осуществляло временное хранение товаров на своем складе в месте временного хранения, установленном приказом Алтайской таможни № 957-км от 30.06.2015, являющемся временной зоной таможенного контроля в установленных на территории склада границах, по адресу: Алтайский край, Целинный район, в 1,5 км от с. Бочкари, в юго-западном направлении. Таким образом, Общество осуществляло хранение товара в иных местах временного хранения, к которым относится склад получателя товара.

В соответствии с ч. 5 ст. 198 Закона № 311-ФЗ на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 200 данного Закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля (ч. 7 ст. 198 Закона № 311-ФЗ).

Указанный выше порядок установлен приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (далее – Порядок № 2688).

Частью 1 ст. 199 Закона № 311-ФЗ установлено, что при помещении товаров на склад временного хранения лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган документы, определенные п. 1 ст. 169 ТК ТС. Такими документами являются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются таможенному органу не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) (ч. 2 ст. 199 Закона).

Согласно ч. 3 ст. 199 Закона № 311-ФЗ таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не более одного часа после их принятия. Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 Закона № 311-ФЗ одним из случаев хранения товаров на складе получателя является необходимость временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров;

Частью 4 ст. 200 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что получатель товаров обязан обеспечить сохранность товаров, недопущение совершения с товарами операций без разрешения таможенных органов. На основании ч. 5 ст. 200 данного Закона получатель товаров обязан представлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии с частями 4-8 статьи 177 этого Закона.

Частью 5 ст. 200 Закона № 311-ФЗ установлено, что получатель товаров обязан предоставлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении в соответствии с частями 4-8 ст. 177 данного Закона.

Согласно ч. 4 ст. 177 Закона № 311-ФЗ лица, хранящие иностранные товары, обязаны представлять отчетность о хранящихся товарах. Отчетность лиц, осуществляющих временное хранение товаров в иных местах временного хранения, представляется в таможенный орган исключительно в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного (ч. 5.1 ст. 177 Закона № 311-ФЗ). Формы отчетности и правила использования средств электронной подписи при осуществлении информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч. 5.2 ст. 177 Закона № 311-ФЗ).

Пунктом 30 Порядка № 2688 установлено, что лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, обязано вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует иное место временного хранения товаров, отчетность об их хранении по следующим формам:

ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;

ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения.

Приложениями №№ 5, 6 к данному Порядку установлены обязательные формы отчетностей ДО-1, ДО-2, в которых указанны графы, подлежащие заполнению.

Формой отчетности, формируемой при принятии товаров на хранение ДО-1, предусмотрена графа 2, в которой указывается дата и время помещения на склад.

Согласно п. 11 Порядка № 2688 помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

Суд соглашается с позицией таможенного органа, отраженной в оспариваемых постановлениях, что в силу требований Порядка № 2688 в целях помещения товаров на склад (иное место временного хранения товаров) лицо должно принять меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров). Соответственно, временем помещения товаров на склад (иное место временного хранения товаров) является время фактического перемещения товаров в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

При этом, пунктом 32 Порядка №2688 предусмотрено, что лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещения товаров в ином месте временного хранения товаров.

То есть, законодатель установил, что датой и временем помещения товар на временное хранение будет являться момент фактического размещения товара, от которого отсчитывается срок предоставления документа отчета по форме ДО-1 в таможенный орган.

Данный довод подтверждается и пунктом 9 Порядка № 2688, который предусматривает право предоставления в качестве документов для помещения товаров на временное хранение, отчетности по форме ДО-1, если на момент предоставления (не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита) товары уже размещены в месте их временного хранения. Т.е. в данном случае в графе 2 отчетности ДО-1 также указывается фактические дата и время размещения товара на временное хранения, исходя из которых отслеживается соблюдение временного интервала предоставления ДО-1 в качестве документов для помещения товаров на временное хранение.

В обоснование своих требований Общество указывает на то, что с момента выдачи отчета о принятии товаров по форме ДО-1 владелец СВХ подтверждает факт принятия товара на хранение. Понятие «помещение товара» означает принятие, обязательства складом по хранению товара, а не фактическое размещение товара в зоне СВХ. Таким образом, Общество полагает, что моментом помещения товаров на временное хранение является время выдачи лицом, осуществляющим хранение товаров в ином месте, отчета по форме ДО-1, поскольку именно с этого момента у него возникает обязанность по хранению товаров.

Указанный довод заявителя не согласуется с положениями пункта 14 Порядка № 2688, согласно которым лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, приступает к исполнению обязанностей (принимает обязательства) после приема-передачи товара, однако данное действие не связано с фактическим размещением товаров на склад. Кроме того, согласно данному пункту Порядка, если лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения является лицом, уполномоченным в отношении товаров, то прием-передача товаров не производится. Исходя из того, что ООО «БПЗ» является как владельцем склада получателя, так и лицом, уполномоченным в отношении товара, то процедура приема-передачи товаров, установленная п. 14 Порядка № 2688, не производится. Также следует иметь ввиду, что в графе 2 отчета ДО-1 конкретно указано «Дата и время помещения на склад», тогда как понятие «прием-передача товара» устанавливает момент, когда лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, приступает к исполнению обязанностей.

Таким образом, данные понятия не тождественны, и не означают одно и то же действие. Пункт 11 Порядка № 2688 определяет время помещения товаров на СВХ (иное место хранения товаров), в то время как п. 14 определяет время возникновения обязанности по помещению товаров на временное хранение и время возникновения обязанностей, связанных с хранением товаров.

В пункте 14 Порядка № 2688 законодатель разграничил время возникновения обязанностей по хранению товаров в зависимости от субъектов хранения, к которым отнес владельца СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения), владельца СВХ закрытого типа, предназначенного для хранения товаров владельца, и владельца склада получателя.

Материалами дела, в том числе актом таможенного наблюдения от 13.07.2015, установлено, что Общество размещало товар во временной зоне таможенного контроля на складе 13.07.2015 путем последовательной разгрузки, в рассматриваемом случае 12-ти машин, проследовавших на таможенную территорию РФ по отдельным документам таможенного транзита, по каждой из машин в конкретное время. После полной разгрузки, транспортное средство покидало временную зону таможенного контроля, производилась разгрузка следующего транспортного средства. При этом временная зона таможенного контроля на складе ООО «БПЗ», согласно приказа Алтайской таможни № 957-км от 30.06.2015, является и зоной временного хранения перемещаемого товара. С учетом того, что в силу п. 14 Порядка № 2688 в рассматриваемом случае процедура приема-передачи товаров ООО «БПЗ» не должна производиться, как получателем товара и владельцем склада, товар с момента разгрузки по каждому транспортному средству принимается на временное хранение получателем на своем складе. Указанное время размещения товара на своем складе получатель, разгружая товар под таможенным наблюдением, может самостоятельно фиксировать, либо обратиться за получением данной информации в таможенный орган, осуществляющий процедуру таможенного наблюдения.

Согласно ст. 114 ТК ТС таможенное наблюдение - это гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе, с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов. Исходя из чего, указанные сведения могли быть предоставлены представителю ООО «БПЗ» на основании его обращения.

14.07.2015 Обществом на Бийский таможенный пост было подано 12 отчетов о принятии товаров на хранение. Все отчеты подписаны должностным лицом Общества - старшим юрисконсультом ООО «Бочкаревский пивоваренный завод». Заполнение указанных отчетов осуществлялось таможенным представителем ООО «СТАР ГРУПП» в соответствии с договором № 0523/00-10-050 от 09.04.2010, заключенным с ООО «Бочкаревский пивоваренный завод». Данные отчеты были приняты таможенным органом и зарегистрированы под номерами 1000007- 1000016. Во всех представленных отчетах в графе 2 «Дата и время помещения на склад» Обществом указана дата 13.07.2015 и время 16:00.

Указанное выше не позволяет суду считать обоснованным довод заявителя о том, что время помещения товаров на склад, отраженное в представленных ДО-1, является верным, поскольку оно соответствует времени приемки работниками ООО «Бочкаревский пивоваренный завод» поступивших товаров после осуществленной ими проверки на предмет комплектации оборудования и его количества. Обществом не представлено, в нарушение ст. 65 АПК РФ каких-либо документов, свидетельствующих о том, что после разгрузки товара им, как владельцем склада, принимались какие-либо меры по приемке товара на хранение во временной зоне таможенного контроля, которая и является зоной временного хранения.

Таможенным органом в ходе производства по административным делам было установлено время завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении каждой партии товаров, прибывшей в адрес Общества 13.07.2015: транспортное средство № Р581КЕ50/АЕ619667 - транзит в отношении товаров завершен 13.07.2015 в 15:31:13 часов на основании международной товарно-¬транспортной накладной б/н от 02.07.2015 ШО-1 № 1000007); транспортное средство № 0482РР39/АЕ995539 - транзит завершен 13.07.2015 в 13:40:00 часов на основании международной товарно-транспортной накладной № 11022 от 02.07.2015; транспортное средство № T021MC67/EL720 - транзит завершен 13.07.2015 в 16:05:05 часов на основании международной товарно-транспортной накладной б/н от 01.07.2015 (ДО-1 № 10000012); транспортное средство № 0822КМ39/АМ298839 – транзит завершен 13.07.2015 в 12:48:00 на основании международной товарно-транспортной накладной № 11014 от 30.06.2015; транспортное средство № Е903КА67/АА984067 – транзит завершен 13.07.2015 в 14:35:12 на основании международной товарно-транспортной накладной б/н от 03.07.2015. Документы для помещения товаров на хранение были представлены в таможенный орган 13.07.2015 в 15:24; транспортное средство № T126HE67/EL297 – транзит завершен 13.07.2015 в 15:50:07 на основании международной товарно-транспортной накладной б/н от 01.07.2015 ШО-1 № 1000014); транспортное средство № Т961ЕТ50/АЕ640167- транзит завершен 13.07.2015 в 15:16:38 на основании международной товарно-транспортной накладной б/н от 01.07.2015 ШО-1 № 1000008); транспортное средство № Н052СР39/АЕ542139 – транзит завершен 13.07.2015 в 14:10:12 на основании международной товарно-транспортной накладной №0107-2 от 30.06.2015.

Время завершения таможенного транзита зафиксировано в журнале учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжкам МДП, форма которого утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

Таким образом, процедура завершения таможенного транзита в отношении одной партии товаров и одного транспортного средства, указанных в оспариваемом постановлении № 10605000-538/2015 была завершена 13.07.2015 после 16:00 часов. До этого времени товары фактически не могли быть помещены на склад получателя и приняты Обществом на хранение.

Данный факт также опровергает доводы Общества о достоверности содержащейся в ДО-1 информации.

В судебных заседаниях представитель Общества пояснял, что после размещения указанных товаров на складе получателя работниками завода осуществлялась его приемка, которая заключалась в осмотре товара, его пересчете, проверке комплектации.

Данный довод также не основан на фактических обстоятельствах дела и нормах таможенного законодательства.

На представленных таможней фотографиях зафиксирован товар, поступивший в адрес Общества, в момент его помещения на склад получателя. На данных фотографиях наглядно видно, что часть товара упакована в деревянные коробки, а часть в полиэтиленовую пленку.

Без вскрытия упаковки невозможно осмотреть товар, пересчитать его, а также проверить его комплектность. Порядок совершения операций, находящихся на временном хранении, установлен ст. 171 ТК ТС.

Пунктом 1 ст. 171 ТК ТС установлено, что лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители вправе совершать с товарами, находящимися на временном хранении, обычные операции, необходимые для обеспечения их сохранности в неизменном состоянии, в том числе осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах места временного хранения.

Согласно п. 2 ст. 171 ТК ТС операции, не указанные в п. 1 настоящей статьи, в том числе взятие проб и образцов товаров, исправление поврежденной упаковки, а также операции, необходимые для подготовки товаров к последующей транспортировке, могут совершаться с разрешения таможенного органа.

В данном случае, Общество не обращалось к таможенному органу за получением разрешения на совершение таких операций как вскрытие грузовых мест поступившего товара и нарушение его упаковки. Обратного в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в действиях Общества Алтайской таможней верно установлен состав вмененного административного правонарушения по ст. 16.15 КоАП РФ. Оспариваемые постановления содержат выводы таможенного относительно наличия вины Общества в совершении правонарушения, с учетом ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Ссылка Общества на принятие им исчерпывающего перечня мер по соблюдению требований законодательства в рассматриваемой процедуре, в том числе получения консультаций, материалами дела не подтверждена. Консультации датированы сентябрем-ноябрем 2015 года, в то время как событие правонарушения установлено 14.07.2015. При этом сведения в отчетности ДО-1 подавались от имени Общества.

Ссылка Общества на неурегулированность в таможенном законодательстве порядка определения времени помещения товара на временное хранение является несостоятельной, с учетом положений пунктов 9, 11, 14, 30 Порядка № 2688, закрепляющих правомочия лица по предоставлению отчетности в таможенный орган относительно находящихся на временном хранении товарах.

Судом установлено, что порядок привлечения к административной ответственности таможенным органом соблюден, постановления по делу об административном правонарушении приняты в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ; факт административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела, права и законные интересы Общества при производстве по делу о привлечении к административной ответственности не нарушены. Доказательства по делу об административном правонарушении получены с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством. Цифровая фотокамера, с помощью которой производилась фиксация совершения процедуры таможенного наблюдения, относится к техническим средствам документирования согласно Перечню и порядку применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах РФ, утв. приказом ФТС России от 21.12.2010 № 2509, требования к поверке которой не установлены.

Доводы заявителя о малозначительности административного правонарушения, не принимаются судом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно пункту 18.1 указанного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.15 КоАП РФ, свидетельствует о нарушении заявителем общественных правоотношений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). Факт нарушения действующего таможенного законодательства и обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения исключают возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ. Рассматриваемое правонарушение препятствует осуществлению государственного учета и контроля за соблюдением таможенных правил.

Суд также исходит из того, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается в неисполнении Обществом как юридическим лицом своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных требованиями публичного права, и посягает на установленный порядок в области таможенных правоотношений.

При этом Общество, являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, должно было знать требования действующего таможенного законодательства, регламентирующие порядок предоставления отчетности, ее содержание, и в материалах дела отсутствуют сведения о принятии заявителем исчерпывающих мер по соблюдению требований таможенного законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения.

Таким образом, данное правонарушение не может характеризоваться, как малозначительное, а совершившее его лицо не подлежит освобождению от ответственности по данному основанию.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.

В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья В.В. Синцова