АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www. altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Решение
г. Барнаул Дело № А03-20930/2015
29 декабря 2015 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Мищенко А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края
к обществу с ограниченной ответственностью «Автоальянс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Автоальянс» (далее по тексту – Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования обоснованы частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и мотивированы осуществлением деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Стороны извещены надлежащим образом о начавшемся процессе, определение суда от 06.11.2015 направлено заинтересованному лицу (конверт № 656015 92 788115 возвращен с отметками почтовой службы «Истек срок хранения»), вручено заявителю – 12.11.2015 (уведомление № 656015 92 788108).
В определении о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 06.11.2015 в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом устанавливался срок – до 30.11.2015, для представления заявителем дополнительных доказательств (при их наличии) в подтверждение обоснованности заявленных требований; представления лицом, привлекаемым к административной ответственности – письменного отзыва на заявление с указанием возражений (при наличии) относительно предъявленных требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов. Указанным определением для лиц, участвующих в деле, также устанавливался срок представления в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направления друг другу дополнительно документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции – до 21.12.2015.
В сроки, установленные судом, отзыв на заявление, дополнительные доказательства, а также документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, но не содержащие ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок, от сторон в суд не поступили.
Все поступившие в арбитражный суд от прокурора доказательства и иные документы размещены на официальном сайте Арбитражного суда Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела следует, что индивидуальный общество с ограниченной ответственностью «Автоальянс» владеет лицензией на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) peг. № 22 - ACC-113617 от 15.07.2013, со сроком действия - бессрочно.
На основании распоряжения Межрегионального УГАДН по Алтайскому краю и Республике Алтай о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 17.09.2015 № 151332/13132, выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренные пп. «з» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года № 280 (далее по тексту - Положения № 280, Положение о лицензировании), а именно:
1. Не составляются графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении для всех водителей на каждый календарный месяц, в соответствии с абз. 2, 4 ч. 1, абз. 6 ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 № 7 (далее по тексту – Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров № 7), п. 1.7 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 № 7 (далее по тексту – Перечень мероприятий по подготовке работников № 7), п. 4 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 №15, в нарушение пп. «з» п. 4 Положения о лицензировании.
2. Не организовано проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей, совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, в соответствии с абз. 2, 5, 7 ч. 1, абз. 6 ч. 4 ст. 20, абз. 7 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», абз. 2 п. 7 Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров № 7, п. 1.1, 1.6 Перечня мероприятий по подготовке работников № 7, РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденное Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.01.1986, ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в нарушение пп. «з» п. 4 Положения о лицензировании.
3. Директор ФИО1 имеет удостоверение профессиональной компетентности по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ», 82 часа, выданное 16.10.2009 ФГБОУ ВПО «АлтГТУ им. И.И. Ползунова», РП № 700332, подтверждающее необходимую профессиональную компетентность, однако очередное повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах своевременно не пройдено, чем нарушена периодичность повышения квалификации - одного раза в пять лет, в соответствии с абз. 3 и 6 ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 9 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров № 7, п. 1.2 Перечня мероприятий по подготовке работников № 7, п. 1 «Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», утвержденных приказом Минтранса РФ от 22.06.1998 №75, в нарушение пп. «з» п. 4 Положения о лицензировании.
Указанные нарушения отражены в акте проверки № 151332 от 20.10.2015.
По данному факту 20.10.2015 Управлением в отношении Общества составлен протокол № 3623 по делу об административном правонарушении, согласно которому Обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены Управлением в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд полагает, что требование Управления подлежит удовлетворению в силу следующего.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
Основные требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения содержатся в Положении о лицензировании.
Подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно пункту 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров № 7 субъект транспортной деятельности обеспечивает контроль соблюдения установленного законодательством Российской Федерации режима рабочего времени и времени отдыха водителей.
В соответствии с подпунктом 1.7 Перечня мероприятий по подготовке работников № 7 к числу мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации относится соблюдение условий работы водителей в соответствии с режимами труда и отдыха, установленными законодательством Российской Федерации, а также контроль за соблюдением указанных условий.
Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей (п. 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15).
В Обществе отсутствуют графики сменности, разработанные с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену.
Согласно абзацу 7 части 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В соответствии с подпунктом 1.1 Перечня мероприятий по подготовке работников № 7 к числу мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации относится обеспечение прохождения профессионального отбора и профессиональной подготовки работников субъекта транспортной деятельности, замещающих должности, перечисленные в разделе I Перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 4, ст. 268), и иных работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.
Положением о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г., № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 установлены общие цели, задачи, порядок и условия повышения профессионального мастерства и стажировки водителей.
Обществом не организовано проведение мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом (абз. 3 ч. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (абз. 6 ч. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно пункту 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. № 75, профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям* (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации».
Специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течении всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.
Директор Общества ФИО1 имеет удостоверение профессиональной компетентности факультета повышения квалификации и переподготовке руководителей и специалистов ФГБОУ ВПО «АлтГТУ им. И.И. Ползунова» по программе «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ» (82 часа), выданное 16.10.2009, РП №700332. Однако срок действия удостоверения профессиональной компетентности (5 лет) закончился 16.10.2014. Повышение квалификации руководителем Общества своевременно не пройдено.
Факт нарушения Обществом указанных правил подтверждается материалами дела. Согласно протоколу об административном правонарушении от 20.10.2015 № 3623 Общество обязалось устранить выявленные нарушения. Указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к ответственности, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).
Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения Общества к административной ответственности не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Исходя из изложенного и имеющихся в деле доказательств, суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения Обществом действий, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, с учетом характера допущенного правонарушения, степени его общественной опасности, отсутствием обстоятельств отягчающих административную ответственность, наличием смягчающих обстоятельств (совершение правонарушения впервые), считает возможным назначить наказание в виде предупреждения. Назначение данного наказания суд считает соразмерным допущенному нарушению.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Автоальянс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул Алтайского края, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья А.А. Мищенко