АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
г. Барнаул Дело № А03-16042/2020 Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2021 г. В полном объеме решение изготовлено 16 апреля 2021 г. | Дело № А03-21080/2014 |
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации г. Бийска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о признании незаконными действий по государственному кадастровому учету уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2, муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», кадастрового инженера ФИО3, государственного регистратора ФИО4,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО5 по доверенности № 559/01/03-25 от 05.06.2020, диплом АГУ № 181 от 25.06.1998, служебное удостоверение № 491 от 18.02.2015,
от заинтересованного лица – ФИО6 по доверенности № Д-0224 от 30.12.2020, диплом Алтайского государственного университета № 136 от 20.06.1990, служебное удостоверение № 067755 от 22.01.2018,
от третьих лиц (ИП ФИО2; ИП ФИО1) - ФИО7 по доверенности от 22.12.2020, диплом АГУ № 525 от 31.03.1999, паспорт; ФИО8 по доверенности от 22.12.2020, диплом АГУ № 646 от 14.06.2002, паспорт,
от третьего лица (ФИО3) – ФИО3, паспорт,
от третьего лица (ФИО4) – ФИО4, паспорт,
от МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" - не явились,
УСТАНОВИЛ:
администрация г. Бийска (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее –Управление) о признании незаконными действий по государственному кадастровому учету уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 по адресу: <...> и обязании восстановить в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) сведения о границах земельного участка, существовавшие до государственного кадастрового учета уточнения границ земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1) является собственником автозаправки площадью 80,4 кв.м, и земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8, предоставленного для её эксплуатации, расположенных по адресу: <...>.
24.08.2020 по заявлению ИП ФИО1 Управлением осуществлен государственный кадастровый учет уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8. в ЕГРН включены сведения об измененных границах земельного участка.
В результате кадастрового учета полностью изменились границы земельного участка: вместо правильного прямоугольника земельный участок приобрел сложную неправильную форму, при этом в новые границы земельного участка включена территория, занимаемая самовольной постройкой, подлежащей сносу по решению суда, ранее не входившая в границы земельного участка.
В изменённые границы земельного участка, находящегося в частной собственности, включены земли, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляет Администрация.
Новое местоположение границ земельного участка не соответствует правоустанавливающим документам и документам, определяющим местоположение границ земельного участка при его образовании.
Под видом уточнения границ земельного участка в собственность ИП ФИО1 переданы земли, государственная собственность на которые не разграничена, в обход процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Управление в отзыве на заявление указало на законность оспариваемых действий, указав, что оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьями 26 и 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), не имелось.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ИП ФИО1, индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - ИП ФИО2), кадастровый инженер ФИО3, государственный регистратор ФИО4 представили отзывы на заявление, в которых поддержали позицию Управления, указав, что в результате уточнения границ участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 его площадь не изменилась, пересечения границ с какими-либо смежными участками не возникло. Нарушение прав Администрации в области экономической деятельности отсутствует.
Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
Постановлением Администрации от 12.11.1999 № 2410 утвержден акт приемки законченного строительством объекта АЗС на 250 заправок в сутки по ул. Социалистическая, 1, ООО "Сибирский Капитал минус" (т. 4 л.д. 99).
Постановлением Администрации от 23.07.1999 № 1575 ООО "Сибирский капитал минус" предоставлен в пользование на условиях аренды земельный участок, площадью 4651,76 кв.м. для эксплуатации стационарной АЗС по ул. Социалистическая, в зоне безопасности ФНПЦ "Алтай", восточнее объекта № 820 (т. 4 л.д. 126). *
09.08.1999 между Администрацией и ООО "Сибирский Капитал минус" заключен договор аренды земельного участка № 712, по условиям которого обществу предоставлен в пользование сроком на 49 лет земельный участок площадью 4651,76 кв.м., расположенный по ул. Социалистическая, в зоне безопасности ФНПЦ "Алтай", восточнее объекта № 820, для эксплуатации стационарной АЗС. Приложением № 1 к договору являлся план земель, предоставленных в аренду ООО "Сибирский Капитал минус", с указанием координат границ земельного участка (т. 4 л.д. 120-124).
29.08.2000 между ООО "Сибирский Капитал минус" и ФИО1 заключено соглашение о предоставлении отступного, по условиям которого ФИО1 в качестве отступного было передано недвижимое имущество, в том числе благоустроенное нежилое здание стационарной автозаправочной станции с обычной отделкой общей площадью 80,4 кв.м., представляющее собой отдельное стоящее кирпичное одноэтажное здание, находящееся по адресу: <...>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 22:65:011901:03, общей площадью 4651,76 кв.м., предоставленном Обществу в пользование на условиях аренды (договор аренды земли № 712 от 09.08.1999) (т. 4 л.д. 115-119).
Право собственности истца ФИО1 на сооружение: нежилое здание (автозаправка) площадью 80,4 кв.м. с кадастровым номером 22:65:011901:03:95/127а/А, расположенное по адресу: <...>, зарегистрировано 29.08.2000, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.03.2002 (т. 5 л.д. 20).
Постановлением Администрации от 01.09.2000 № 2000 земельный участок площадью 4651,76 кв.м, расположенный по адресу: <...>, изъят из пользования ООО "Сибирский Капитал минус" и предоставлен в пользование на условиях аренды сроком на пять лет ФИО1 для эксплуатации стационарной АЗС по ул. Социалистическая, 1/8 (т 2 л.д. 123).
25.09.2000 между Администрацией и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка № 1004, по условиям которого арендатору ФИО1 передан в пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок площадью 4651,8 кв.м., расположенный по ул. Социалистическая, 1/8 в г. Бийске, для эксплуатации стационарной АЗС. Приложением № 1 к договору являлся план земель, предоставленных в аренду ФИО1, с указанием координат границ предоставленного в пользование земельного участка (т. 2 л.д. 124-127).
04.02.2002 земельный участок площадью 4651,95 кв.м, был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему нового кадастрового номера 22:65:011901:0008 (т. 2 л.д. 137-139).
16.11.2005 по заказу ФИО1 обществом с ограниченной ответственностью "Азимут-С" подготовлены материалы межевания по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:0008, в том числе, описание земельного участка площадью 4651,83 кв.м. и акт установления и согласования границ земельного участка для эксплуатации нежилого здания (автозаправки) (т. 2 л.д. 129-136).
Постановлением Администрации от 21.12.2005 № 2718 право пользования на условиях аренды земельным участком площадью 4651,95 кв.м. по ул. Социалистическая, 1/8, предоставленное ФИО1 на основании договора аренды земли от 25.09.2000 № 1004, прекращено. ФИО1 предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 22:65:011901:0008, находящийся по ул. Социалистическая, 1/8, для эксплуатации нежилого здания (автозаправки) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью 4651,95 кв.м., стоимостью 264 300,54 руб. (т. 2 л.д. 144).
19.01.2006 между ФИО1 и МУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом города Бийска" заключен договор купли-продажи земельного участка № 3, по условиям которого в собственность ФИО1 передан земельный участок из земель поселений с кадастровым № 22:65:011901:0008, общей площадью 4651,95 кв.м., расположенный по адресу: <...>, для эксплуатации нежилого здания (автозаправки) в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью (представлен в электронном виде 18.11.2020).
01.03.2006 зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером 22:65:011901:0008, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 105-113).
07.07.2020 ФИО1 обратился в Управление с заявлением о государственномкадастровом учете изменений в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 22:65:011901:0008 в связи с изменением описания местоположения его границ (т. 2 л.д. 145-147).
24.08.2020 Управлением осуществлен государственный кадастровый учет уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8, в ЕГРН включены сведения об измененных границах земельного участка (т. 2 л.д. 56-63).
Полагая, что действия Управления по осуществлению государственного кадастрового учета границземельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 незаконны и нарушают права Администрации, последняя обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания судом ненормативного правового акта незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).
Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка. Аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2020 N 78-КАД20-1-К3, постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.06.2020 N Ф02-1409/2020 по делу N А19-17949/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 03.12.2020 N Ф06-46939/2019 по делу N А55-18414/2018.
Из материалов дела следует, что согласно данным государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 22:65:011901:8, расположенный по адресу: ул. Социалистическая, д. 1/8, г. Бийск, Алтайский край, является ранее учтенным, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для эксплуатации стационарной АЗС, площадь земельного участка – 4651,95 кв.м. Участок находится в собственности ФИО1.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления ФИО1 о проведении первичного кадастрового учета земельного участка от 04.02.2002 (т. 2 л.д. 122).
Предоставленный ФИО1 в 2000 году в аренду, а в 2006 году - в собственность спорный земельный участок первоначально имел форму практически правильного прямоугольника. Сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 с 04.02.2002 были включены в Государственный кадастр недвижимости, а после образования 01 января 2017 года Единого государственного реестра недвижимости - внесены в ЕГРН.
Таким образом, поскольку в ЕГРН имелись сведения о координатах характерных точек границ земельного участка спорного земельного участка, то изменение его границ путем уточнения местоположения границ земельного участка недопустимо.
Новые границы земельного участка, возникшие в результате государственного кадастрового учета 24.08.2020, не соответствуют границам земельного участка, переданного в собственность ФИО1 по договору купли-продажи от 19.01.2006 № 3. При этом следует отметить, что кадастровый план земельного участка от 17.11.2005, приложенный к заявлению ФИО1 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 4651, 8 кв.м, от 23.11.2005, был изготовлен по инициативе самого ФИО1.
В результате оспариваемых действий Управления ФИО1 без проведения торгов получил в собственность земли, государственная собственность на которые не разграничена, в обход процедуры предоставления земельных участков, предусмотренной ЗК РФ.
В настоящее время процедура передачи земельных участков в собственность регулируется нормами главы V.IЗК РФ (статьи 39.14, 39.15).
Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Вышеуказанная процедура предоставления земельного участка ФИО1 не осуществлялась.
В свою очередь, в результате кадастрового учета уточнения границ земельного участка у лица не может возникнуть право на земли, которые ему ранее не предоставлялись в соответствии с правоустанавливающими документами.
Между тем, под видом уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 в его новые границы включены земли, относящиеся к государственным землям, государственная собственность на которые не разграничена, и которые в состав предоставленного в установленном порядке ФИО1 земельного участка не входили.
Утверждения представителей ИП ФИО1 и ИП ФИО2 о том, что в настоящем случае имело место исправление реестровой ошибки, судом отклоняется.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Поскольку исправление реестровой ошибки может нарушить законные интересы Администрации, предоставившей ФИО1 спорный земельный участок, и которая полагалась на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН при определении границ этого участка и границ земель, государственная собственность на которые не разграничена, исправление реестровой ошибки может быть произведено только по решению суда.
Решением Бийского городского суда от 18.06.2020 по делу № 2-19/2020 отказано в удовлетворении требований ФИО1 к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", ООО "Лесное промышленноэкспортное предприятие" о признании наличия реестровой ошибки, признании недействительными результатов межевания, кадастровых работ.
При принятии решения суд пришел к выводу об отсутствии реестровой ошибки. В частности, суд указал следующее: "Разрешая требования, суд учитывает, что границы земельных участков с кадастровым номером 22:65:011901:8 установлены, документы межевания земельного участка для осуществления кадастрового учёта были подготовлены и представлены в орган кадастрового учета по инициативе истца ФИО1, который с 2002 года не оспаривал площадь земельного участка, был с этим согласен. Межевой план, подготовленный ООО "Азмиут-С", по форме и содержанию соответствует требованиям законодательства. Координаты поворотных точек границ земельного участка были определены межеванием, и на момент раздела земельного участка были учтены в ГКН, с технической точки зрения, реестровых ошибок в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 не имеется... Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии ошибок при проведении ООО "Азимут-С" и кадастровым инженером ФИО9 кадастровых работ, позволяющих признать результаты кадастровых работ (межевания) недействительными, в связи с чем правовых оснований для признания недействительными результатов межевания (кадастровых работ) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 22:65:011901:8 22:65:011901:438 не имеется, соответственно, отсутствуют основания для исключения сведений из ЕГРН о местоположении границ вышеуказанных земельных участков" (лист 17 решения).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 03.06.2020 по делу № 33-7701/20 решение оставлено без изменения (т. 1 л.д. 114-150).
Кроме того, в отзыве от 05.04.2021 кадастровый инженер ФИО3 указала, что сотрудником МФЦ заявление об осуществлении государственного кадастрового учета принято в связи с изменением описания местоположения границ участка, а не с исправлением реестровой ошибки (т. 9 л.д. 138).
Также необходимо отметить, что в результате изменения границ спорного земельного участка в его составе оказались земли, занятые самовольной постройкой - двухэтажным зданием, подлежащим сносу в соответствии в решением Бийского городского суда от 10.09.2019 по делу № 2-4/2019, оставленным в силе определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 03.06.2020 по делу № 33-2561/2020 (представлены в электронном виде 18.11.2020).
В соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если изменение описания местоположения границ земельного участка не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
В нарушение указанной нормы Управление осуществило государственный кадастровый учет изменения описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8.
Довод представителей ИП ФИО1 и ИП ФИО2 о том, что требование предъявлено к ненадлежащему лицу, поскольку надлежащим заинтересованным лицом по делу является государственный регистратор ФИО4, судом отклоняется, поскольку в силу пункта 1 части 1 статьи 66 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав несет ответственность за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения ЕГРН, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям.
Между тем, осуществляя государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, государственный регистратор прав, будучи сотрудником Управления, выступает не от своего собственного имени.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и ее территориальные органы.
Частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика (часть 2 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Если же истец не согласен на замену ответчика другим лицом или на привлечение этого лица в качестве второго ответчика, арбитражный суд рассматривает дело по предъявленному иску (часть 5 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, выбор ответчика по делу (замена, процессуальное соучастие на стороне ответчика) является прерогативой истца и должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований в защиту права и законного интереса и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите от посягательств и/или восстановлению нарушенных и/или оспариваемых прав.
Согласно части 5 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца. Случаи обязательного процессуального соучастия определены в части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений.
Предусмотренных законом оснований для замены Управления на государственного регистратора ФИО4, а также для привлечения последнего в качестве соответчика судом не установлено. Представитель Администрации против замены заинтересованного лица, а также против привлечения государственного регистратора ФИО4 в качестве соответчика возражала. Представитель Управления также подтвердил, что надлежащим заинтересованным лицом по настоящему делу является Управление.
То обстоятельство, что ИП ФИО1 фактически использует не только земельный участок с кадастровым номером 22:65:011901:8 площадью 4 651,95 кв.м., но и смежные с ним земли общего пользования площадью 7 230,05 кв.м., за что осуществляет оплату, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку фактическое использование земельного участка само по себе не дает права на приобретение этих земель в собственность в обход установленных законом процедур.
Изменение границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 нарушает права и законные интересы Администрации как органа местного самоуправления, осуществляющего распоряжение землями, государственная собственность не разграничена.
Распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, Администрация осуществляет в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пунктом 2 статьи 43 Устава муниципального образования город Бийск.
В результате изменений границ земельного участка в границы земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, включены земли, государственная собственность на которые не разграничена, и которые не были предоставлены ФИО1 в установленном Земельным кодексом порядке.
В свою очередь, Администрация, реализуя предоставленные ей правомочия, могла сформировать земельный участок, в том числе, из земель, которые незаконно были включены в границы земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8, и предоставить его в аренду, либо продать иным лицам.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В данном случае вместо земельного участка правильной формы образован земельный участок с изломанными границами. Соответственно, смежные со спорным участком земельные участки также будут иметь изломанные границы, что, по мнению суда, существенно уменьшит их экономическую привлекательность для потенциальных приобретателей.
При этом, то обстоятельство, что площадь земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8 осталась неизменной, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить полностью.
Признать совершенные 24.08.2020 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю по государственному кадастровому учету уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8, расположенного по адресу: <...>, полностью незаконными как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 22:65:011901:8, расположенного по адресу: <...>, существовавшие до государственного кадастрового учета уточнения границ земельного участка, осуществленного 24.08.2020.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин