ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-21187/19 от 22.06.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  АЛТАЙСКОГО   КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76,тел.: (3852) 29-88-01,

http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                         Дело № А03-21187/2019

30 июня 2020

Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2020.

Полный текст решения изготовлен 30.06.2020.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества ограниченной ответственностью "Магистраль" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о признании незаконными решений об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства, оформленное письмами Минприроды Алтайского края № 24/П/14180 от 20.11.2019г., № 24/П/14183 от 20.11.2019г., № 24/П/14184 от 20.11.2019г., № 24/П/14185 от 20.11.2019г. Об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края  в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 1 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 2 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 3 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 4 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение.

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 10.09.2018, диплом (участие посредством онлайн-заседания)

от заинтересованного лица – ФИО2, удостоверение, доверенность от 31.01.2020, ФИО3, удостоверение, доверенность от 31.01.2020, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – Минприроды АК) о признании незаконными решений об отказе в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства, оформленных письмами Минприроды Алтайского края № 24/П/14180 от 20.11.2019г., № 24/П/14183 от 20.11.2019г., № 24/П/14184 от 20.11.2019г., № 24/П/14185 от 20.11.2019г. Об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края устранить нарушение прав заявителя путем совершения действий по выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.

В порядке ст. 49 АПК РФ заявителем уточнен способ защиты права при признании незаконными решений об отказе, путем обязания Минприроды АК в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ООО «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 1 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ООО «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 2 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ООО «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 3 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение; об обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть Заявление ООО «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 4 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение

В обоснование заявленных требований указано, что Минприроды АК неправомерно и немотивированно отказало в предоставлении заявителю по его заявлениям разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, нарушив требования Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства, утв.Указом Губернатора Алтайского края от 08.04.2016 № 31 (далее -Административный регламент), не указав основания для отказа в выдаче разрешений, которые данным регламентом установлены.  Полагает необоснованными выводы Минприроды АК о наличии краснокнижных растений на испрашиваемой заявителем территории, поскольку оспариваемые решения не содержат ссылки на конкретные исследования, подкрепленные научными данными. Заявитель указывает на нарушение  оспариваемыми решениями его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку отказ делает невозможным предпринимательскую деятельности в соответствии с полученными лицензиями на геологическое изучение, включающего поиски и оценку месторождений россыпного золота, поскольку без предоставления в установленном порядке в пользование лесных участков данный вид предпринимательской деятельности будет нарушать действующее законодательство и повлечет неблагоприятные последствия для Заявителя.

Минприроды АК представило отзыв, в котором считало доводы заявителя несостоятельными. Указано, что при рассмотрении заявлений Общества о предоставлении разрешений для выполнения работ по геологическому изучению недр на указанных выше лесных участках, сотрудниками Министерства установлено, что испрашиваемые земельные (лесные) участки являются местом обитания видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Алтайского края и Красную книгу Российской Федерации, а именно: кандыка сибирского (Erythroniumsibiricum). Процесс добычи рассыпного золота связан с полной трансформацией природной территории и уничтожением мест обитания редких видов растений, принятие каких-либо мер не позволит обеспечить их сохранность. Основанием для принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги явилось несоответствие заявленной цели использования лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества, а также запрет в соответствии с законодательством РФ на осуществление заявленного вида использования лесов на рассматриваемых лесных участках (п.п. «б», «в» пункта 2.7. Административного регламента).

Более подробно позиции сторон изложены в заявлении, письменных пояснениях, в отзыве на заявление,  имеющихся в материалах дела.

В судебном заседании 16.06.2020 в пордке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 22.02.2020. До перерыва в судебном заседании 16.06.2020 опрошен специалист ФИО4 в прядке ст. 55.1 АПК РФ.

Выслушав в судебных заседаних представителей лиц, участвующих в деле, специалиста, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ООО «Магистраль» предоставлено право пользования участками недр с целевым назначением – геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений россыпного золота, что подтверждается:лицензией на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений россыпного золота в пределах участка недр "Елбань-Выдриха" серия БАР № 02740; лицензией на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений россыпного золота в пределах участка недр "Петрушиха " серия БАР № 02739; лицензией на пользование, недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений россыпного золота в пределах участка недр "Талица" серия БАР № 02738;

22.10.2019 ООО «Магистраль» подало в Минприроды АК заявления о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства: заявление ООО «Магистраль» № 1 от 18.10.2019; заявление ООО «Магистраль» № 2 от 18.10.2019; заявление ООО «Магистраль» № 3 от 18.10.2019; заявление ООО «Магистраль» № 4 от 18.10.2019, содержащие местоположение и площадь земель лесного фонда, необходимых для выполнения планируемых работ по геоизучению, в пределах Залесовского лесничества, Петеневского участкового лесничества, Тягунского лесничества, Хмелевского участкового лесничества, расположенных на территории Алтайского края.

20.11.2019 Заявителю было отказано в выдаче Разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, отказы содержались в письмах Минприроды АК от 20.11.2019  № 24/П/14180, № 24/П/14183, № 24/П/14184, № 24/П/14185.

В качестве оснований для отказа выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, Минприроды в вышеназванных отказах указало на следующее.

«В результате анализа представленного пакета документов, Красной книги Алтайского края 2016г. установлено, что испрашиваемые лесные участки являются местом обитания кандыка сибирского. Данный редкий вид растения также включен в Красную книгу Российской Федерации (приказ Минприроды России от 25.10.2005 № 289).

В соответствии со ст. 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду обитания.

Пунктом 6 Приказа Минприроды России от 29.05.2017 № 264 «Об утверждении Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что лица, использующие леса, при обнаружении редкого вида растения должны принять меры к тому, чтобы как сам экземпляр этого вида растения, так и места его обитания не пострадали при дальнейшей хозяйственной деятельности.

Указанные меры могут содержать ограничения на создание объектов лесной инфраструктуры, а также объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации не располагают информацией о наличии (отсутствии) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. На основании постановлений правительства Российской Федерации: от 19.01.2006 № 20, от 05.03.2007 № 145, от 16.02.2008 № 87 любое освоение земельного участка сопровождается инженерно-экологическими изысканиями с проведением собственных исследований на предмет наличия растений и животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации.

В представленном комплекте документов результаты проведения данных изысканий отсутствуют.

Процесс разведки и добычи россыпного золота в притоках реки, в соответствии с представленным пакетом документов, связан с трансформацией природной территории и уничтожением мест обитания редких видов, принятие каких-либо мер не позволит обеспечить их сохранность. Предоставление лесного участка приведет к созданию причин и условий для совершения правонарушений и причинению крупного вреда растительному и животному миру».

Не согласившись с принятыми отказами, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительным.

Изучив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявления Общества, в силу следующего.

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. 

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового  акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), подпунктами 2. 4 пункта 2.1.2 Положения о Минприроде АК, утв. Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 № 152, Министерство обеспечивает государственное управление в области использования, охраны защиты, воспроизводства лесов, предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений (в том числе организует и проводит соответствующие аукционы), принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключает соглашения об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принимает решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

На основании частей 3, 4 статьи 43 ЛК допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 3 указанной статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Государственная услуга по выдаче разрешений  на выполнение работ по геологическому изучениюнедр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства предоставляется Минприроды АК в порядке, предоставленном Административным регламентом, утв.  Указом Губернатора Алтайского края от 08.04.2016г.   № 31 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства».

Согласно п. 3.5.1 Административного регламента, по результатам рассмотрения заявления ответственный специалист Отдела в течение 1 дня с момента окончания проверки, указанной в подпункте «б» пункта 3.4.1 настоящего Регламента, подготавливает в случае если имеются основания для отказа в выдаче Разрешения, указанные в пункте 2.7 настоящего Регламента, проект письменного уведомления Заявителя об отказе в выдаче Разрешения с указанием обстоятельств, послуживших основанием для принятии такого решения.

Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги закреплен в  п. 2.7 Административного регламента, является исчерпывающим, содержит следующие основания:

а) отсутствие у заявителя лицензии на пользование недрами или отсутствие государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд;

б) несоответствие заявленной (заявленных) цели (целей) использования лесного участка лесному плану Алтайского края или лесохозяйственному регламенту лесничества;

в) запрет в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление заявленного вида использования лесов на данном лесном участке.

Из отзыва Минприроды АК, пояснений в судебных заседаниях представителя указанного лица, следует, что основанием для принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги Обществу явилось несоответствие заявленной цели использования лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества, а также запрет в соответствии с законодательством РФ на осуществление заявленного вида использования лесов на данных лесных участках (п.п. «б», «в» пункта 2.7. Административного регламента).

Лесохозяйственныерегламенты Залесовского и Тягунского лесничеств на основании статьи 87 ЛК РФ утверждены приказом Минприроды АК от 28.11.2018 № 1846 «Об утверждении  лесохозяйственного регламента Залесовского лесничества Алтайского края» и приказом  Минприроды АК от 28.11.2018 № 1847 «Об утверждении  лесохозяйственного регламента Тягунского лесничества Алтайского края» соответственно.

Согласно ст. 87 ЛК РФ Лесохозяйственный регламент является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.

Соответствующими подразделами Лесохозяйственных регламентов установлены мероприятия по сохранению биологического разнообразия при использовании лесов, согласно которым при использовании лесов необходимо принимать меры по сохранению естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, биологического разнообразия лесов. Сохранение биологического разнообразия в лесничестве достигается путем: сохранения  редких и исчезающих объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ и/или Красную книгу Алтайского края и их местообитаний; использования лесов с максимальным сохранением окружающей среды и биологического разнообразия. При использовании лесов подлежат сохранению объекты биоразнообразия (ключевые биотопы и ключевые объекты), имеющие большое значение, как среда обитания объектов растительного и животного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Алтайского края.

Ключевой биотоп - это участок среды обитания, имеющий особое значение для сохранения биологического разнообразия, поддержания средозащитных свойств лесов.

Ключевой объект - это отдельный природный объект, элемент лесных экосистем, имеющий особое значение для сохранения биологического разнообразия.

В соответствии со статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и красные книги субъектов РФ. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

На основании статьи 60.15 ЛК РФ охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Особенности охраны указанных объектов растительного мира установлены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.05.2017 № 264 «Об утверждении Особенностей охраны в лесах редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации», пунктами 2-3 которого предусмотрено, что редкие виды растений подлежат изъятию из хозяйственного использования, а деятельность, ведущая к сокращению численности редких видов растений, ухудшающая среду их произрастания, запрещается.

Положение о порядке ведения Красной книги Алтайского края утверждено Постановлением администрации Алтайского края от 21 апреля 2008 г. № 149. В соответствии с данным документом Красная книга Алтайского края является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся иод угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее - "объекты животного и растительного мира"), обитающих (произрастающих) на территории Алтайского края. Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Алтайского края, подлежат особой охране.

Списки объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края утверждены Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 01.11.2016 № 1894.

Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации утвержден Приказом государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 19 декабря 1997 г. № 569.

Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 289.

Из оспариваемых отказов Минприроды АК в предоставлении разрешений следует, чточто испрашиваемые лесные участки являются местом обитания кандыка сибирского, включенного в Красную книгу Алтайского края и в Красную книгу Российской Федерации. Процесс добычи рассыпного золота связан с полной трансформацией природной территории и уничтожением мест обитания редких видов животных и растений, принятие каких-либо мер не позволит обеспечить их сохранность. Предоставление лесного участка приведет к созданию причин и условий для совершения правонарушений и причинению крупного вреда растительному и животному миру.

Отзывом Минприроды АК расширило обоснование причин отказа положениями лесохозяйственных регламентов, обязывающих вести работы по использованию лесов с максимальным сохранением окружающей среды и биологического разнообразия.

Однако, Минприроды АК, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено доказательств того, что при принятии отказов Министерством устанавливалось, что перечисленные в оспариваемых отказах объекты действительно обитают на испрашиваемой территории, поскольку ни в Красной книге Российской Федерации, ни в Красной книге Алтайского края не указаны места обитания и ореол распространения перечисленных в отказе объектов. Ссылаясь в отзыве на графические материалы Красной книги, Минприроды АК не приводит каких-либо достоверных исследований попадания испрашиваемых участков в ореол обитания кандыка сибирского.

Представленное в материалы дела Заключение специалиста о наличии объектов растительного мира, занесенных в Красные книги РФ  и Алтайского края на территории Залесовского лесничества (л.д. 137 т.2) датировано 25.03.2020 и не могло быть использовано при подготовке оспариваемых отказов.

Вместе с тем, материалами дела установлено, чтов нарушение требований Административного регламента при отказе в оказании государственной услуги Минприроды АК не ссылалось на какие-либо пункты Административного регламента, в том числе на заявленные в отзыве подпункты «б», «в» пункта 2.7. Административного регламента.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемые отказы в выдаче Обществу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, содержащиеся в письмах Минприроды АК от 20.11.2019  № 24/П/14180, № 24/П/14183,   № 24/П/14184, № 24/П/14185, заинтересованным лицом не мотивированы, не подтверждены конкретными доказательствами, при их вынесении отсутствуют ссылки на конкретные исследования, подкрепленные научными данными. Кроме того, Минприроды АК указано на необходимость предоставления Обществом соответствующих  исследований на предмет наличия краснокнижных растений и животных на испрашиваемых участках, что напрямую нарушаетп. 2.6.3 Административного регламента.    

Из представленных в материалы дела доказательств суд усматривает злоупотребление правом со стороны Минприроды АК при предоставлении государственных услуг в соответствии с Административным регламентом, поскольку аналогичные оспариваемым отказам решения уже принимались Минприроды АК в сентябре 2019 года в отношении аналогичных заявлений Общества без мотивов и обоснованной оценки оснований принятия решений, что отражено в представлении Алтайского межрайонного природоохранного прокурора (л.д. 10-15, т.2).

Арбитражный суд, приходит к выводу, что отказы заинтересованного лица нарушают права заявителя на предпринимательскую деятельность, т.к. у заявителя нет возможности в отсутствие разрешений реализовывать свое право на пользование недрами на отведенном участке в соответствии с действующими лицензиями.

Как следует из пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявление Общества подлежащим удовлетворению, оспариваемые ненормативные правовые акты Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского краяот 20.11.2019, признанию недействительными.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, суд должен указать обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

Выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, применяемая восстановительная мера должна: соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.

При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела. Судебные акты арбитражных , судов в силу норм статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут подменять собой решения государственных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Судом установлено, что фактически заинтересованным лицом не оказана надлежаще заявителю государственная услуга в соответствии с Административным регламентом, отказ в ее осуществлении не мотивирован и не обоснован

С учетом изложенного, заявленная Обществом мера восстановления его прав, путем обязания Минприроды АК повторно рассмотреть заявления ООО «Магистраль» от 18.10.2019 и принять по ним мотивированное решение, признается судом обоснованной и подлежащей применению в качестве способа устранения нарушенных прав заявителя.

В порядке ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, понесенные заявителем при обращении в суд с настоящим заявлением, подлежат отнесению на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение об отказе Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства, оформленное письмом Минприроды Алтайского края № 24/П/14180 от 20.11.2019г..

Признать незаконным решение об отказе Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства, оформленное Письмом Минприроды Алтайского края № 24/П/14183 от 20.11.2019г..

Признать незаконным решение об отказе Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства, оформленное Письмом Минприроды Алтайского края № 24/П/14184 от 20.11.2019г..

Признать незаконным решение об отказе Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства, оформленное Письмом Минприроды Алтайского края № 24/П/14185 от 20.11.2019г..

 Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края  в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 1 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» с ограниченной ответственностью «Магистраль»  о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 2 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 3 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края в течение 30  календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» о выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений, строительство объектов капитального строительства № 4 от 18.10.2019г., поданное в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, и принять по нему мотивированное решение.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу общества ограниченной ответственностью "Магистраль" 12 000 руб. в счет возмещения расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                            В.В. Синцова