ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-211/2012 от 15.02.2012 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-212/2012

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2012 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бернгардтом А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Алтай-кокс», г.Заринск Алтайского края к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай, г.Барнаул Алтайского края о признании незаконным Постановления от 23.12.2011 № 03-03/20-2011-А/1 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по статье 8.2 КоАП РФ,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности 06.07.2011 № 70;

от привлекаемого лица – ФИО2 по доверенности от 26.12.2011 № 393;

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Алтай-кокс» (далее – заинтересованное лицо, Общество, ОАО «Алтай-Кокс») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – заявитель, Управление, Росприроднадзор по Алтайскому краю) о признании незаконным Постановления от 23.12.2011 № 03-03/20-2011-А/1 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. по статье 8.2 КоАП РФ.

В обоснование требований указано, что при проведении проверки не установлена вина заявителя, не зафиксированы обстоятельства правонарушения. Общество принимает максимум усилий для надлежащего выполнения всех требований законодательства.

Управление в представленном отзыве с доводами заявителя не согласилось, указало, что Общество привлечено к ответственности законно и обоснованно. Состав правонарушения является формальным и не требует наступления негативных последствий.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по тем же основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что в виду того, что Обществом принимаются максимальные усилия для соблюдения природоохранного законодательства, и то, что существенной угрозы охраняемым общественным отношениям от действий предприятия не наступило, просил применить малозначительность.

Представитель административного органа в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, полагал, что действия административного органа правомерны, основаны на нормах действующего законодательства. Пояснил, что нарушение законодательства установлено и подтверждается материалами административного дела. Кроме того, Обществу был назначен минимальный штраф в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, Общество действует на основании новой редакции Устава, утвержденного решением единственного акционера - ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (решение б/н от 03.06.2011 г. В соответствии с положениями ст. 3 Устава основными видами деятельности Общества являются, в том числе: производство и реализация кокса и коксохимической продукции; производство, передача, распределение электрической энергии и мощности, тепловой энергии; производство и реализация товаров народного потребления; производство и реализация сельскохозяйственной продукции; иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

На основании приказа от 23.09.2011 № 710 руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО3 в период с 03.10.2011 г. по 28.11.2011 г. проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «Алтай-Кокс» требований природоохранного законодательства в ходе которой установлено следующее. В период проведения контрольных мероприятий предприятие работало в обычном режиме. Основные мощности по производству кокса и коксохимической продукции размещены на производственной площадке по адресу: 659107, <...>. Основная промплощадка площадью 469 га расположена в черте города Заринска. Автотранспортный цех находится на границе жилой застройки города, база отдыха «Лесная даль» в с. Яново Заринского района, база отдыха «Аламбай» - в 4,7 км от п. Малиновка Заринского района.

Деятельность ОАО «Алтай-Кокс» по обращению с отходами осуществляется в соответствии с лицензией № ОП-63-001438 (ЭК) от 24.09.2009 г. на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору сроком до 24.09.2014 г.

Согласно акту проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности от 04.09.2009 г. № 115 лицензирующим органом было установлено, что производственный контроль за соблюдением требований в области обращения отходов организован ОАО «Алтай-Кокс» надлежащим образом.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением № 22.58.01.000.М.000094.05.09, выданным Территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске 28.05.2009 г., деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ОАО «Алтай-Кокс» соответствует СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».

Вместе с тем проверкой установлено, что ОАО «Алтай-Кокс» допустило нарушение статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку не имеет порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованного с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.

По итогам проверки 09.12.2011 г. составлен протокол об административном правонарушении № 03-03/20-2011-А/1, в котором зафиксировано, совершение Обществом административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В протоколе отражены нарушения части 2 статьи 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

Рассмотрев указанный протокол, возражения ОАО «Алтай-Кокс» по результатам проверки и иные материалы проверки, административный орган вынес постановление № 03-03/20-2011-А/1 от 23.12.2011, которым ОАО «Алтай-Кокс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Данное постановление получено ОАО «Алтай-Кокс» 28.12.2011 г.

ОАО «Алтай-Кокс», полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Невыполнение ОАО «Алтай-Кокс» требований по представлению Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на согласование в федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай) является нарушением требований, установленных ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Правонарушение характеризуется длительным непрекращающимся ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на ОАО «Алтай-Кокс» законодательством Российской Федерации, т.е. является длящимся. Состав данного правонарушения является формальным.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.

Исходя из изложенной формулировки, порядок осуществления производственного контроля должен быть согласован с Росприроднадзором или с органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.

Согласование представляет собой направление уполномоченному органу проекта порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Судом установлено и не отрицается заявителем, что на момент проверки порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не прошел согласование с федеральными органами Исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Доказательств того, что Общество предпринимало попытки согласования разработанного им порядка в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности выполнения Обществом части 2 статьи 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюдены.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Отличительным признаком малозначительного правонарушения является то, что оно при формальном наличии всех признаков состава правонарушения само по себе не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества и государства.

В соответствии с разъяснением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 № 60), при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Из материалов дела следует, что в результате осуществления ОАО «Алтай-Кокс» деятельности по производству и реализации кокса и коксохимической продукции, а также деятельности по эксплуатации зданий, строений и сооружений основного и вспомогательного производства, выработке теплоэнергии, эксплуатации и обслуживанию транспортных средств и др. видов деятельности образуются отходы производства и потребления.

В соответствии с данными проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в результате хозяйственной деятельности ОАО «Алтай-Кокс» образуются отходы в количестве 101 322,363 т/год.

Лимитами ОАО «Алтай-кокс» установлены годовые нормативы образования 78 наименований отходов производства и потребления в количестве 101 322,363 т, а также установлены лимиты на размещение 41 наименования отходов производства и потребления в количестве 8130,925 т.

Технические отчеты о неизменности производственного процесса и используемого сырья, представленные ОАО «Алтай-Кокс» в Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, содержат следующие данные о балансе образовавшихся, использованных и размещенных отходов:

в 2009 г. образовано 43 618,906 т, размещено на собственных объектах 1 888,784 т;

в 2010 г. образовано 82 101,45 т, размещено на собственных объектах 2 820,378 т.

Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011г. N721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» установлены требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Приложениями к указанному документу определены единые формы ведения учета отходов.

Между тем, как следует из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании, деятельность по обращению с отходами Общества регламентирована Стандартом предприятия СТП СМК 00188110-6.4-007-2011 «Деятельность по обращению с отходами в ОАО «Алтай-Кокс», утвержденным генеральным директором ФИО4 01.08.2011 г. и введенным в действие с 02.08.2011 г. (взамен СТП СМК 00188110-6.4-007-2009).

Настоящий Стандарт предприятия системы менеджмента качества устанавливает порядок учета и контроля образования, сбора хранения, транспортировки, повторного использования, утилизации и размещения отходов производства и потребления в ОАО «Алтай-Кокс».

Стандартом установлены:

порядок назначения ответственных за организацию учета и контроля деятельности по обращению с отходами из числа работников отдела охраны окружающей среды;

порядок назначения ответственных из числа руководителей и специалистов структурных подразделений, ответственных за эксплуатацию объектов размещения с отходами;

порядок разработки и ответственные за подготовку приказов;

порядок проведения инвентаризации отходов и ответственных за подготовку инвентаризации и подготовку разработки ПНООЛР, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1 -4 класса опасности;

порядок подготовки и перечень ответственных, а подготовку отчета о неизменности производственного процесса и используемого сырья;

порядок паспортизации отходов;

порядок учета и временного хранения отходов;

порядок обращения с отдельными видами отходов;

порядок размещения отходов на собственных объектах и условия хранения отдельных видов отходов;

порядок осуществления производственного контроля;

ответственность за несоблюдение требований по обращению с отходами;

требования к хранению документов.

В этой связи, неисполнение Обществом части 2 статьи 26 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, установлено и подтверждено в судебном заседании представителем Росприроднадзора по Алтайскому краю, что журналы учета отходов структурных подразделений предприятия ведутся в соответствии с положениями Стандарта, сведения о количестве и видах образовавшихся, использованных, обезвреженных, размещенных, переданных сторонним организациям отходах предоставляются в виде отчетов ответственным лицам и используются при расчетах платы и составлении статистической отчетности. Сведения об отходах, указанные в статистической отчетности за 2008-2010 и в расчетах платы за негативное воздействие за 2008-2011 соответствуют данным первичного учета структурных подразделений предприятия.

Приказом ОАО «Алтай-Кокс» от 15.10.2010 «О назначении ответственных за обращение с отходами» на должностных лиц структурных подразделений предприятия возложены обязанности по ведению учета и соблюдению нормативных требований при обращении с отходами.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного обществом правонарушения, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, с учетом проводимой Обществом реорганизации, совершения подобного правонарушения впервые, а также учитывая, что совершенное правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.

Тот факт, что заявитель ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение, что он осознал противоправный характер допущенного им бездействия, свидетельствует о том, что предупредительная цель административного производства достигнута, примененные меры административного взыскания в виде штрафа в размере 100 000 руб. не соответствуют тяжести совершенного правонарушения и носят в данном случае карательный, а не превентивный характер.

Административный же орган, несмотря на положения части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил суду каких-либо доказательств того, что невыполнение Обществом Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» привело, либо реально повлечет наступление негативных последствий для каких-либо конкретных лиц, общества или государства в целом.

В абзаце втором пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Открытого акционерного общества «Алтай-Кокс», г.Заринск Алтайского края, удовлетворить.

Постановление от 23.12.2011 № 03-03/20-2011-А/1 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Л.Ю. Ильичева