ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-21282/19 от 16.06.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  АЛТАЙСКОГО  КРАЯ

_____________________________________________________________________________________________

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru   е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                 Дело № А03- 21282/2019                        22 июня  2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2020г.

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2020г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Зверевой В.А.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому  заявлению  Сельской администрации Онгудайского района сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай  (ОГРН <***>, ИНН <***>), с. Онгудай Онгудайского района Республики Алтай, к обществу с ограниченной ответственностью "Кольцо"  (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Барнаул, о  возложении обязанности,

при ведении протокола судебного заседания секретарем   Зацепиной Н.С., с использованием средств  аудиозаписи,  путем онлайн-заседания, при участии в заседании представителей сторон:

от истца-Мальцева О.А., доверенность согласно протокола,

от ответчика- ФИО1, доверенность согласно протокола,

У С Т А Н О В И Л:

Сельская администрация Онгудайского района сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай (далее- Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кольцо" (далее- ООО «Кольцо, ответчик) об обязании привести в нормативное состояние незавершенное строительством здание, и прилегающую к нему территорию, расположенные по адресу: Республика Алтай,  <...>, а именно:  провести восстановление конструктивных элементов и отделки фасада, в том числе входных дверей и козырьков, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации.

Исковые требования со ссылкой на ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ), Правила благоустройства, содержания и уборки  территории муниципального образования «Онгудайское сельское поселение» (далее-Правила) мотивированы бездействием ответчика по завершению строительства либо реконструкции незавершенного строительством здания и благоустройства прилегающей к нему территории.

ООО «Кольцо» возражало против удовлетворения иска согласно письменного отзыва на иск на том основании, что Правила распространяются только на завершенные строительством объекты капитального строительства, здание не эксплуатируется, настоящим иском истец понуждает общество осуществить строительство объекта, не имея на это правовых оснований.

Определением от 11.03.2020г. суд отказал ООО «Кольцо» в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности в Железнодорожный  районный суд города Барнаула на том основании, что заявленные исковые требования основаны на осуществлении Сельской администрации Онгудайского района сельского поселения Онгудайского района Республики Алтай  полномочий по реализации Правил по благоустройству на территории муниципального образования Онгудайское сельское поселение, между тем согласно представленной ответчиком судебной практики дело   подлежит  передаче по подсудности в случае привлечения лица к административной ответственности, что не имеет места в заявленных исковых требованиях об обязании привести в нормативное состояние незавершенное строительством здание, и прилегающую к нему территорию, расположенные по адресу: Республика Алтай,  <...>, а именное провести восстановление конструктивных элементов и отделки фасада, в том числе входных дверей и козырьков, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации.

Судебное разбирательство неоднократно откладывалось согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации, № 821 от 08.04.2020, Указу Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в  связи с объявленными нерабочими днями в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и  реализации права лиц, участвующих в деле, на доступ к справедливому разбирательству  в разумный срок.

       Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.

ООО «Кольцо» является собственником незавершенного строительством здания с кадастровым номером: 04:06:100113:321, площадью 793, 4 кв.м., степенью готовности 49% и земельного участка с кадастровым номером: 04:06:100113:314, площадью                       1 325 кв.м., расположенных по адресу: Республика Алтай, <...> а, что подтверждается договором купли-продажи от                               11 апреля 2017 г., выпиской из ЕГРП № КУВИ-001/2019-23865270 от 03.10.2019г.

Актом осмотра от 17 сентября 2019 г. сельская  администрация МО «Онгудайское сельское поселение» установила, что на указанном объекте отсутствует кровля, внешняя отделка фасада здания, внутренняя отделка стен, окна, двери, указатель с названием улицы и номера дома, что не соответствует требованиям п. 7.5 Правил.

Бездействие ответчика по завершению строительства либо реконструкции незавершенного строительством здания и благоустройства прилегающей к нему территории в центре села явилось причиной обращения Администрации в суд с настоящим иском.

В силу положений пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Закона N 131-ФЗ).

Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статья 2 Закона N 131-ФЗ).

Таким образом, органы местного самоуправления не только утверждают правила благоустройства, но и осуществляют контроль за их соблюдением.

В порядке реализации указанных полномочий на территории Онгудайского сельского поселения Решением сельского Советом депутатов муниципального образования «Онгудайское сельское поселение»  от 28 ноября 2017 года  № 30-2 были утверждены Правила благоустройства, содержания и уборки территории муниципального образования «Онгудайское сельское поселение» Онгудайского района Республики Алтай.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил благоустройства N 30-2, настоящие Правила устанавливают единые требования и обязательные для исполнения нормы и требования в сфере благоустройства территории, озеленения территорий, определяют порядок содержания и уборки территории Онгудайского сельского поселения, включая  общие параметры и сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий, включенных в границы муниципального образования прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние территории.

Правила благоустройства устанавливают единые  к исполнению требования по содержанию зданий, сооружений, земелных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения в сфере благоустройства, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

Разделом 7.5 утвержден Правил утвержден порядок содержания фасадов, ремонт и содержание жилых домов, зданий, строений и сооружений.

Суд соглашается с доводами истца о том, что разрушение  конструктивных элементов и  отсутствие  отделки фасада, в том числе входных дверей и козырьков, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов является нарушением установленных  разделом 7.5 Правил содержания фасадов зданий и раздела 1  Правил по благоустройству  территории Онгудайского сельского поселения. Доказательств обратного суду не представлено, между тем выводы суда не могут основываться не предположениях.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, определяя градостроительную деятельность как деятельность по развитию территорий, городов и иных поселений, осуществляемую наряду с другими видами в виде благоустройства территорий, установил, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, а элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 1, 36 и 38 статьи 1).

Доводы ООО «Кольцо» о том, что раздел 7.5  Правил распространяется только на заверенные строительством объекты судом отклоняется, т.к. указанный раздел регулирует порядок содержания фасадов, ремонт и содержание жилых домов, зданий, строений и сооружений. В соответствии с частью 10 статьи 1 ГрК РФ - объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Указание Обществом на недоказанность администрацией наличия у нее прав на ограничение собственника земельного участка и незавершенного строительством объекта по завершению строительства здания судом  не принимается во внимание. ООО «Кольцо» не учитывает, что, осуществляя контрольные функции по соблюдению Правил благоустройства N 30-2, администрация не ограничивает собственника в правомочии распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве  собственности, которое, при этом, должно реализовываться в соответствии и в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Из приведенных выше законоположений следует, что органу местного самоуправления федеральным законодателем предоставлено право регулировать вопросы обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, содержания территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов.

При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики  планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О и от 25 февраля 2016 г. N 242-О).

Суд полагает, что согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества  в соответствии с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).

Исследовав и оценив доводы участвующих в деле лиц, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи, признав доказанным разрушение  конструктивных элементов и  отсутствие  отделки фасада, в том числе входных дверей и козырьков, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов учитывая полномочия администрации по контролю за соблюдением Правил благоустройства № 30-2 суд удовлетворяет исковые требования  об обязании ООО «Кольцо» восстановить конструктивные элементы и отделку фасада незавершенного строительством здания, расположенного по адресу: Республика Алтай,  <...> и привести прилегающую к нему территорию в соответствии с Правилами благоустройства, содержания и уборки территории МО Онгудайскоее поселение Онгудайского района республики Алтай в  течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

 Требования истца в части восстановления в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации не подлежат удовлетворению, т.к. истец не конкретизировал какие именно нормы и правила нарушены ответчиком, а по тексту искового заявления имеется ссылка исключительно на п.7 части 7.4 Правил, техническая эксплуатация зданий и сооружений регулируется нормами Градостроительного  кодекса Российской Федерации и техническими регламентами. Ввод объекта в эксплуатацию производится в порядке, установленном статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании разрешения, которой  представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

  В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит судебные расходы по уплате государственной пошлины на ответчика, т.к. судебный акт вынесен не в его пользу.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

Обязать ООО «Кольцо» восстановить конструктивные элементы и отделку фасада незавершенного строительством здания, расположенного по адресу: Республика Алтай,  <...> и привести прилегающую к нему территорию в соответствии с Правилами благоустройства, содержания и уборки территории МО Онгудайскоее поселение Онгудайского района республики Алтай в  течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. В остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кольцо"  в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб.

        Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск в течение месяца со дня принятия решения,  в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                            В.А. Зверева