АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru
г. Барнаул 29 марта 2017 года | Дело № А03-21462/2016 | |
Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2017 года
Полный текст решения изготовлен 29 марта 2017 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Рожнёвой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Москва, к Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт национальной безопасности и управления рисками» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 07.07.2011, регистрационный № 1475, серия ААА № 001536, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки,
при участии представителей:
заявитель – ФИО1 (паспорт, доверенность от 23.11.2016), ФИО2 (удостоверение, доверенность от 09.01.2017),
заинтересованное лицо – ФИО3 (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ лист дела 105-114),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее по тексту Рособрнадзор) обратилась с заявлением к Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт национальной безопасности и управления рисками» (далее по тексту – Институт, лицензиат) об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности от 07.07.2011, регистрационный № 1475, серия ААА № 001536, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Заявленные требования мотивированы нарушением Институтом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, не устранением выявленных в результате проверок нарушений в установленные предписаниями Рособрнадзора сроки.
Институт в отзыве на заявление просил отказать в удовлетворении требований, поскольку он не обладал в полной мере объективной информацией о результатах проверки, перечне нарушений, выявленных в ходе проверки, отраженных в предписаниях надзорного органа, об отрицательном или положительном результате рассмотрения отчета об исполнении предписания, а должностными лицами Рособрнадзора были допущены грубые нарушения требований пункта 66 Административного регламента.
Представитель Рособрнадзора в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Институт просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на основания, изложенные в отзыве.
В настоящем судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом объявлялся перерыв.
Из материалов дела следует, что Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт национальной безопасности и управления рисками» осуществляла образовательную деятельность на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, регистрационный № 1475 от 07.07.2011, серия ААА №001536 (с приложениями № 1.1, 1.2), выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Срок действия лицензии – бессрочно (т.1 л.д.93-95).
В период с 27 по 29 января 2016 года Рособрнадзором на основании приказа от 21.01.2016 № 57 в отношении Института по месту осуществления образовательной деятельности: <...> была проведена плановая выездная проверка в целях осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности и осуществления федерального государственного надзора в сфере образования.
Приказ от 21.01.2016 № 57 «О проведении плановой проверки в отношении Институт (далее по тексту - приказ от 21.01.2016 № 57) издан Рособрнадзором (размещен на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации) в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, утвержденным исполняющим обязанности руководителя Рособрнадзора (далее по тексту - План проверок).
В ходе проверки установлен факт ведения Институтом образовательной деятельности по адресу, отсутствующему в вышеуказанной лицензии: <...>, литер Б, пом. 1Н, общей площадью 200 кв. м.
Кроме того, в ходе проведения Рособрнадзоромпроверки образовательной деятельности Института выявлены нарушения обязательных лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и законодательства Российской Федерации в сфере образования, а именно:
- подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966 (далее по тексту - Положение о лицензировании), пункта 7.20 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее по тексту - ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.01.2011 №19, поскольку в Институте отсутствует минимально необходимый для реализации основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности 080101 Экономическая безопасность перечень материально-технического обеспечения, включающий в себя:
- лаборатории и полигоны:
- центр (класс) деловых игр;
- тиры (для стрельбы из огнестрельного оружия);
- спортивный зал профессионально-прикладной физической подготовки;
- кабинеты:
- огневой подготовки;
- тактико-специальной подготовки;
- иностранных языков;
- библиотеки:
- общую библиотеку,
- специальную библиотеку (библиотеку литературы ограниченного доступа);
- подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.19 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 №544, (в Институте отсутствует минимально необходимый для реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению 080200 Менеджмент перечень материально-технического обеспечения, включающий в себя:
- кабинет для занятий по иностранному языку (оснащенный лингафонным оборудованием);
- библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и сети Интернет);
- подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.19 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.19 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 Бизнес- информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 № 958, пункта 7.20 ФГОС ВПО по специальности 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»), поскольку у лицензиата отсутствуют документы, подтверждающие наличие лицензионного программного обеспечения;
- подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании, части 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон об образовании), так как Институт не обеспечивает на законном основании организацию питания обучающихся. Договор на оказание услуг по обеспечению питанием от 01.09.2012 № ИН-12 заключен с индивидуальным предпринимателем В.В. Курганским, виды деятельности которого не предусматривают оказание услуг по организации питания;
- подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании (в составе основных профессиональных образовательных программ по направлениям подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), специальности 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») отсутствуют разработанные и утвержденные лицензиатом программы всех видов практик, фонды оценочных средств для итоговой аттестации, что не соответствует требованиям пунктов 13, 19, 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (далее по тексту - Порядок организации); в составе основной профессиональной образовательной программы по специальности 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») отсутствует календарный учебный график с указанием периодов осуществления видов учебной деятельности и периодов каникул, что не соответствует требованиям пунктов 13, 17 Порядка организации; в составе основной профессиональной образовательной программы по специальности 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») отсутствуют рабочие программы дисциплин «Выявление, документирование и раскрытие преступлений в сфере экономики», «Банкротство предприятий: правовое регулирование», «Правоохранительные и судебные органы в Российской Федерации», «Гражданское право и процесс РФ», «Документирование управленческой деятельности и обеспечение режима секретности», «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», «Основы уголовного права», «Уголовный процесс», «Управление закупками для государственных нужд», «Экономические основы противодействия коррупционной деятельности», «Физическая культура», что не соответствует требованиям пунктов 13, 18 Порядка организации; в составе основной профессиональной образовательной программы по специальности 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам «Выявление, документирование и раскрытие преступлений в сфере экономики», «Банкротство предприятий: правовое регулирование», «Правоохранительные и судебные органы в Российской Федерации», «Гражданское право и процесс РФ», «Документирование управленческой деятельности и обеспечение режима секретности», «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», «Основы уголовного права», «Уголовный процесс», «Управление закупками для государственных нужд», «Экономические основы противодействия коррупционной деятельности», «Физическая культура», что не соответствует требованиям пунктов 18, 21 Порядка организации; документы, входящие в состав разработанных и реализуемых лицензиатом образовательных программ, а именно: общая характеристика образовательной программы, рабочие программы дисциплин, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся, не приведены в соответствие с требованиями к структуре документов образовательной программы, установленными пунктами 15, 18, 21 Порядка организации;
- подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании - лицензиатом к образовательному процессу не привлечены преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, что не соответствует требованиям пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «бакалавр»); пункта 7.17 ФГОС ВПО по специальности 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»);
- подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании - доля преподавателей, привлеченных к образовательному процессу по направлению подготовки 080200 Менеджмент, имеющих ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора составляет 6,3 %, что не соответствует требованиям пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»);
- подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании - доля преподавателей, привлеченных к образовательному процессу по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика, имеющих ученую степень доктора наук (в том числе- степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора составляет 5,4%, что не соответствует требованиям пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «бакалавр»);
- подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании - в организации отсутствуют штатные преподаватели, привлекаемые к образовательному процессу по профессиональному циклу по специальности 080101 Экономическая безопасность, что не соответствует требованиям пункта 7.17 ФГОС ВПО по специальности 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист»);
- подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании, части 1 статьи 18 Федерального закона об образовании, пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению- подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.18 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») - в институте отсутствуют библиотечный фонд, укомплектованный печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся; фонд дополнительной литературы, включающий официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся;
- подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 Бизнес- информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.18 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») - обучающиеся не обеспечены индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе;
- подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании в организации отсутствуют научные работники, которые в соответствии со статьей 50 Федерального закона об образовании обязаны формировать у обучающихся профессиональные качества по избранным профессии, специальности или направлению подготовки, развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности;
- части 2 статьи 30 Федерального закона об образовании - у лицензиата отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие режим занятий обучающихся, формы, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
- пункта 11 Порядка организации - институт не обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных дисциплин (модулей);
- пункта 12 Порядка организации - лицензиатом не установлен порядок проведения учебных занятий по физической культуре (физической подготовке) при заочной форме обучения;
- пункта 23 Порядка организации - лицензиатом не установлен порядок разработки и утверждения образовательных программ;
- пункта 43 Порядка организации - институт не установил локальным нормативным актом порядок ускоренного обучения по индивидуальному учебному плану;
- пункта 57 Порядка организации - институт не установил локальным нормативным актом минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе;
- пункта 60 Порядка организации - лицензиат не установил локальным нормативным актом формы, системы оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, включая порядок установления сроков прохождения соответствующих испытаний обучающимся, не прошедшим промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющим академическую задолженность, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся;
- пункта 63 Порядка организации - лицензиатом не установлен образец справки об обучении или о периоде обучения;
- пункта 9 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 №839 (далее по тексту - Порядок приема в 2015/2016 учебном году),- Правилами приема в Автономную некоммерческую организацию «Институт национальной безопасности и управления рисками» в 2015/2016 учебном году (далее - Правила приема в 2015/2016 учебном году) предусмотрено зачисление на второй и последующие курсы;
- пункта 16 Порядка приема в 2015/2016 учебном году - в институте не создана апелляционная комиссии, отсутствуют положения, определяющие полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий, утвержденные председателем приемной комиссии.
- пункта 33 Порядка приема в 2015/2016 учебном году - Институт не реализует право на прием без вступительных испытаний для следующих категорий поступающих:
а) победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской. олимпиады школьников или международной олимпиады;
б) победители и призеры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад из числа лиц, постоянно проживающих в Крыму, члены сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, из числа лиц, постоянно проживающих в Крыму;
в) чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, по специальностям и (или) направлениям подготовки в области физической культуры и спорта;
- пункта 50 Порядка приема в 2015/2016 учебном году - приемная комиссия не обеспечивает функционирование раздела официального сайта для ответов на обращения, связанные с приемом на обучение;
- пункта 93 Порядка приема в 2015/2016 учебном году - в Институте не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных дверных проемов);
- пункта 116 Порядка приема в 2015/2016 учебном году - для зачисления поступающие не предоставляют оригинал документа об образовании установленного образца (заявления о согласии на зачислении);
- пункта 124 Порядка приема в 2015/2016 учебном году - приказы о зачислении не размещены на официальном сайте;
- пункта 19 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 №1147 (далее по тексту - Порядок приема в 2016/2017 учебном году), при приеме на обучение по заочной форме обучения по договорам об оказании платных образовательных услуг Правила приема в Автономную некоммерческую организацию «Институт национальной безопасности и управления рисками» в 2016/2017 учебном году (далее по тексту - Правила приема в 2016/2017 учебном году) не установлены следующие сроки:
- срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение по результатам иных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно;
- срок завершения приема документов, необходимых для поступления, от лиц, поступающих на обучение без прохождения указанных вступительных испытаний.
- подпункта 1 пункта 49 Порядка приема в 2016/2017 учебном году - Правилами приема в 2016/2017 учебном году установлен срок размещения информации на официальном сайте организации inbur.pro в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях информирования о приеме на обучение организация не позднее 01 мая (Порядок приема в 2016/2017 учебном году - не позднее 16 ноября 2015);
- подпункта 1 пункта 49 Порядка приема в 2016/2017 учебном году - на официальном сайте inbur.pro и на информационном стенде не размещена следующая информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета:
1) количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления:
в рамках контрольных цифр (с указанием особой квоты, без указания целевой квоты);
по договорам об оказании платных образовательных услуг;
2) информация о сроках проведения приема, в том числе о сроках начала и завершения приема документов, необходимых для поступления, проведения вступительных испытаний, завершения приема заявлений о согласии на зачисление на каждом этапе зачисления;
3) по различным условиям поступления:
перечень вступительных испытаний с указанием приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих;
минимальное количество баллов;
информация о формах проведения вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;
информация об особых правах и преимуществах, указанных в пунктах 33, 37 и 38 Порядка приема в 2016/2017 учебном году (за исключением особых прав и преимуществ, обусловленных уровнями олимпиад школьников);
4) информация об особых правах, указанных в пунктах 34-36 Порядка приема в 2016/2017 учебном году;
5) информация о возможности сдачи вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно, на языке республики Российской Федерации, на территории которой расположена организация (далее - язык республики Российской Федерации), на иностранном языке (в случае проведения таких вступительных испытаний);
6) информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих;
7) информация о возможности подачи документов для поступления на обучение в электронной форме;
8) информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;
9) информация о проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий (в случае проведения таких вступительных испытаний);
10) правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;
11) информация о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования);
12) программы вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;
13) информация о местах приема документов, необходимых для поступления;
14) информация о почтовых адресах для направления документов, необходимых для поступления;
15) информация об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления, в электронной форме (если такая возможность предусмотрена правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно);
16) информация о наличии общежития(ий).
- пункта 123 Порядка приема в 2016/2017 учебном году - Правилами приема в 2016/2017 учебном году не установлены сроки зачисления на места по договорам об оказании платных образовательных услуг;
- пункта 8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг) - договорами на оказание платных образовательных услуг, заключенными с 01.09.2013, не установлено право Исполнителя на изменение стоимости обучения с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
- подпункта «в» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг – в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не указан телефон заказчика;
- подпункта «г» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не указано место нахождения или место жительства заказчика;
- подпункта «д» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг – в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не указаны реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя;
- подпункта «з» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не указана полная стоимость образовательных услуг;
- подпункта «к» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, указан уровень образования, не предусмотренный частью 5 статьи 10 Федерального закона об образовании;
- подпункта «н» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, указан вид документа, выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им части образовательной программы, не предусмотренный частью 12 статьи 60 Федерального закона об образовании;
- пункта 17 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не предусмотрено право Заказчика при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных
услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами;
- пункта 18 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем; отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора;
- пункта 19 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не предусмотрено право Заказчика в случае если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор;
- пункта 20 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не предусмотрено право Заказчика потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
- пункта 21 Правил оказания платных образовательных услуг - в 21 договоре на оказание платных образовательных услуг, заключенном с 01.09.2013, не предусмотрено право Исполнителя расторгнуть договор в одностороннем порядке в следующем случае:
- установления нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
- невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
- пункта 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785, - на официальном сайте лицензиата http://inbur.pro/ специальный раздел «Сведения об образовательной организации» не содержит следующие подразделы: «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав», «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «Стипендии и иные виды материальной поддержки», «Финансово-хозяйственная деятельность», «Вакантные места для приема (перевода)»;
- пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 (далее - Правила размещения), - на официальном сайте лицензиата http://inbur.pro/ отсутствует:
а) информация:
о структуре и об органах управления образовательной организации, в том числе: наименование структурных подразделений (органов управления); фамилии, имена, отчества и должности руководителей структурных подразделений; места нахождения структурных подразделений; адреса официальных сайтов в сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии); адреса электронной почты структурных подразделений (при наличии); сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии);
о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса
о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии) работника; занимаемая должность (должности); преподаваемые дисциплины; ученая степень (при наличии); ученое звание (при наличии); наименование направления подготовки и (или) специальности; данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии); общий стаж работы; стаж работы по специальности;
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся:
о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);
о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;
о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;
об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;
о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;
о трудоустройстве выпускников;
б) копии:
плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;
локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующие: режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка и коллективного договора;
в) отчет о результатах самообследования;
г) документ о порядке оказания платных образовательных услуг.
- пункта 7 Правил размещения - на официальном сайте института http://inbur.pro/ отсутствует ссылка на официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации в сети «Интернет».
По результатам проверки оформлен акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 29.01.2016 № 30/Л/3/, в отношении ректора Института составлены протоколы об административном правонарушении:
- от 29.01.2016 № АП30/Л/3-19.30.1, на основании которого постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 10.03.2016 по делу об административном правонарушении № 5-82/16 ректор Института был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса);
- от 29.01.2016 № АП30/Л/3 - 19.20.3, на основании которого постановлением от 21.04.2016 мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 21.04.2016 по делу об административном правонарушении № 5-214/16 ректор Института был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лииензия) обязательно (обязательна).
29.01.2016 Рособрнадзором в соответствии с частью 6 статьи 93 Закона об образовании, Институту было выдано предписание № 07-55-06/06-Л/З об устранении в срок до 29 февраля 2016 года выявленных нарушений и причин, способствующие их совершению, а также прекращении образовательной деятельности по адресу, не указанному в лицензии Рособрнадзора от 07.07.2011, серия ААА № 001536, регистрационный номер 1475. Отчет об исполнении предписания Институту представить в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки в срок до 29 февраля 2016 года.
Институт письмом от 24.02.2016 исх. № 6 уведомил Рособрнадзор об устранении выявленных нарушений и просил рассмотреть предоставленный отчет и прилагаемые к нему документы об устранении нарушений (т.1 л.д.52).
Вместе с тем, представленные Институтом документы не позволяли сделать вывод об устранении или не устранении нарушений, указанных в Предписании.
В связи с невозможностью установления факта исполнения или неисполнения Предписания в полном объеме и истечением установленного срока устранения выявленных нарушений, Рособрнадзором принят приказ от 24.05.2016 № 808 о проведении в отношении Института внеплановой документарной проверки.
По результатам проведенной в период с 20 мая 2016 года по 27 июня 2016 года проверки образовательной деятельности Института был выявлен факт неустранения нарушений, указанных в предписании от 29.01.2016 № 07-55-06/06-Л/З, что подтверждается актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 27.06.2016 № 233/В11/КП/Л (т.1 л.д.61-74).
В результате внеплановой документарной проверки, были выявлены следующие нарушения:
- подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности), части I статьи 37 Федерального закона об образовании - институт не обеспечивает на законном основании организацию питания обучающихся;
- подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности:
по образовательной программе по направлению подготовки 38.03.05 Бизнес-информатика (уровень бакалавриата): пункта 7.18 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация: (степень) «специалист»), - организацией не представлены документы, подтверждающие предоставление институту доступа к лицензионным материалам ЭБС «КнигаФонд»;
- подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.17 ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) «бакалавр»), пункта 7.18 ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») - обучающиеся не обеспечены индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе;
- пункта 57 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности - институт не установил локальным нормативным актом минимальный объем контактной работы обучающихся заочной формы обучения с преподавателем;
- подпункта 1 пункта 49 Порядка приема в 2016/2017 учебном году - на официальном сайте института http://inbur.pro/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует:
информация о порядке учета индивидуальных достижений поступающих;
информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов;
информация о проведении вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий (в случае проведения таких вступительных испытаний):,
правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;
программы вступительных испытаний, проводимых организацией самостоятельно;
- нарушение подпункта «в» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг - в договоре от 19.04.2016 № 1 БИ/3 на оказание платных образовательных услуг, заключенным с ФИО4, не указан телефон Заказчика;
- пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582, - на официальном сайте института http://inbur.pro/ не размещена требуемая информация.
В связи с неисполнением Предписания № 07-55-06/06-Л/З Рособрнадзором издано распоряжение о запрете приема в Институт от 22.07.2016 № 2000-07; в отношении ректора Института возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2016 № АП 233/ВП/КП/Л.
27.06.2016 Рособрнадзором также выдано повторное предписание Институту об устранении нарушений № 07-55-204/28-Л/З/ПП, которым Рособрнадзор предписывает Институту в срок до 17 августа 2016 года устранить выявленные нарушения, а также причины, способствующие их совершению и представить в срок до 17 августа 2016 года в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки отчет об исполнении предписания.
Институт письмом от 05.08.2016 исх. № 63-16 сообщил Рособрнадзору об устранении нарушений, представил в отчет об исполнении повторного предписания.
По результатам проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки установлено и оформлено актом проверки документов и сведений юридического лица Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 01.09.2016 № 07-55-1375, что указанные в Повторном предписании нарушения не устранены.
За неисполнение в установленный срок Предписания ректор Института постановлением мирового судьи судебного участка Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 18.08.2016 по делу об административном правонарушении № 5-512/16 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с неисполнением Повторного предписания распоряжением Рособрнадзора от 16.11.2016 № 2949-07 действие лицензии Института на осуществление образовательной деятельности было приостановлено.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения Рособрнадзора в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Статьей 93 Закона об образовании предусмотрено, что федеральный государственный надзор в сфере образования осуществляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона об образовании под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон №99-ФЗ) предусмотрено, что образовательная деятельность является лицензируемым видом деятельности.
В силу части 12 статьи 20 Закона №99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и части 6 статьи 93 Закона об образовании в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать юридическому лицу, допустившему такие нарушения, предписание об их устранении с указанием сроков их устранения. Указанный срок их устранения не может превышать 6 месяцев.
В соответствии с частью 7 статьи 93 Закона об образовании в случае неисполнения предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.Выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
Часть 8 статьи 93 Закона об образовании определяет, что до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного предписания и в случае не устранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения иного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается со дня вступления в законную силу решения суда.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что повторное предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании Институтом в полном объеме не исполнено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 №15211/08, такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния. Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, так как не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц; наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, арбитражный суд поддерживает доводы заявителя о том, что вина Института в несоблюдении требований законодательства при осуществлении образовательной деятельности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, при этом у Института имелась реальная возможность не совершать нарушения или выполнить требования Управления.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Институтом не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин для невыполнения предписаний Управления в полном объеме.
Кроме того, предписания Управления в случае несогласия с ними Института могли быть оспорены в судебном порядке. Доказательств в подтверждение данного обстоятельства Институтом также не представлено.
Следовательно, аннулирование лицензии в рассматриваемых правоотношениях является адекватной и соразмерной мерой для защиты интересов Российской Федерации, а также прав третьих лиц, проходящих обучение в Институте.
Ссылка Института на допущенные Управлением нарушения, арбитражным судом отклоняется, поскольку с учетом положений Закона об образовании (часть 7 статьи 93) и Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 02.05.2012 №367, арбитражным судом установлено, что факт бездействия Рособрнадзора, выразившийся в не представлении образовательной организации акта проверки от 05.08.2015 N 236/ПП, отсутствует.
Законом об образовании обязанность направлять акт проверки отчета образовательной организации, представленного им во исполнение повторно выведанного предписания, составленного органом по контролю и надзору в сфере образования, не предусмотрена.
При изложенных обстоятельствах требования Управления подлежат удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Институт в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки удовлетворить.
Аннулировать Автономной некоммерческой организации высшего образования «Институт национальной безопасности и управления рисками»(ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Барнаул, лицензию на осуществление образовательной деятельности от 07.07.2011, регистрационный № 1475, серия ААА № 001536, выданную Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Взыскать с Автономной некоммерческой организации «Институт национальной безопасности и управления рисками» в доход федерального бюджета Российской Федерации 6000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Трибуналова