ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-21490/16 от 30.03.2017 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: a03.info@arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                       Дело № А03–21490/2016

06 апреля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2017 г.

Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2017 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231), г.Барнаул,  к Акционерному обществу «Орбита» (ОГРН 1062261020579, ИНН 2282003900),г. Барнаул,   о взыскании 34 571,13 руб.,

         при  участии в заседании представителей сторон:

         от  истца – Знаменщиков Д.В., по доверенности б/н от 11.01.2017, паспорт;

         от ответчика – Левина Н.Н., по доверенности б/н от 01.03.2017, паспорт,

у с т а н о в и л :

Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края, переименованное  с 01 января 2017 года в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края  (далее по тексту истец, Министерство природных ресурсов и экологии) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью «Орбита» (ответчик, Общество, АО «Орбита»)с исковым заявлением о взыскании 34 571, 13 руб. расходов, связанных с тушением лесного пожара в ре­зультате нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Исковые требования со ссылкой на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что по вине ответчика произошло возгорание, повлекшее затраты по его тушению за счет средств бюджета, чем истцу причинены убытки.

Ответчик в отзыве на иск и его представитель в судебном заседании  считают, заявленное требование является необоснованным, так как  доказательства вины Общества  в возникновении пожара не представлены.

Представитель истца в судебном заседании  поддержал заявленное  требование.

Как следует из искового заявления, в 2015 году земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии около 5 км от с.Буканское Мамонтовского района Алтайского края и примыкающие к кварталу №84 выделы 73,74 Мамонтовского участкового лесничества Новичихинского лесничества использовало АО «Орбита» для выращивания колосовых культур. Данное обстоятельство ответчик не оспаривает.

         АО «Орбита» не обеспечило в 2015 году прокладку минерализованной полосы шириной не менее 4 метров перед созреванием колосовых культур на хлебных полях в местах их прилегания к лесным массивам.

         20 апреля 2016 года на землях лесного фонда в квартале №84, выделе №73, 74 Мамонтовского участкового лесничества Новичихинского лесничества произошел лесной пожар, площадь возгорания на землях лесного фонда составила 10,2 га. Причиной возникновения лесного пожара явилось сжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, прилегающих к землям лесного фонда, не отделенных минерализированной полосой не менее 4 метров.

         По данному факту постановлением №15 по делу об административном правонарушении инспектором территориального отдела надзорной деятельности №9 Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Алтайскому краю  от 28.04.2016г. №15 должностное лицо АО «Орбита» - директор хозяйства Новиков В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как нарушение п.214 Правил о противопожарном режиме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее-Правила о противопожарного режима).

         В  указанном постановлении  и протоколе  №15 от 28.04.2016  указано, что 21.04.2016 в 16 час.45 мин.  в ходе осмотра  квартала  84 выдел 73,74 Мамонтовского участкового лесничества  Новичихинского лесничества  Буканского сельсовета  вблизи п. Вознесенский  Мамонтовского района  установлено, что  примыкающие к нему земли сельскохозяйственного назначения,  в 2015 году использовало  АО «Орбита» для выращивания колосовых культур, 20.04.2016 в  16-00 часов  на данных полях  произошел пал, который перешел на  территорию лесного фонда. В качестве причины  установлено отсутствие  минерализованной полосы.

         С протоколом и постановлением   ознакомлен руководитель АО «Орбита»,  с выводами, отраженными в них согласился, дал пояснение: «На поле росла пшеница, о том, что она должна опахиваться не знал».

         Наложенный штраф оплачен 29.04.2016,  копия квитанции приобщена к делу вместе с материалами  административного производства №15.

         В  соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон №69-ФЗ) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким документом, в том числе, является  указанное Постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", которым утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

Согласно п.1 Правил они устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

В силу п.214 Правил перед созреванием колосовых культур хлебные поля в местах их прилегания к лесным и торфяным массивам, степной полосе, автомобильным и железным дорогам должны быть обкошены и опаханы полосой шириной не менее 4 метров.

Пунктом 218 Правил зЗапрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Выжигание рисовой соломы может производиться в безветренную погоду при соблюдении условия, предусмотренного пунктом 72.1 настоящих Правил.

Статьей 37 Федерального закона от №69-ФЗ предусмотрена обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

          На основании ст.38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

          В соответствии с ч.2 ст.53.4 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.

         Лесной пожар был ликвидирован силами работников арендатора лесного участка ООО «Новичиха лес». Затраты на тушение данного пожара составили 34 571, 13 коп., что подтверждается актом о лесном пожаре №2 от 20.04.2016г., приложенными к нему журналом учета затрат на тушение пожара,  бухгалтерской справкой,  начислениями по оплате труда,  нарядом-актом  на производство работ, журналом учета движения путевых листов,  путевыми листами,  справкой о стоимости использованных материалов и запасных частей, требованиями-накладными,  товарными чеками,  актами о списании материальных запасов,  дефектными ведомостями, сведениями о тарифных ставках,  Положением об оплате труда,  нормапми расхода топлива. Коллективным договором.

          Истцом утверждено государственное задание краевому автономному учреждению «Алтайлес» (далее по тексту - КАУ «Алтайлес»). Государственным заданием определен перечень работ, в том числе, работы по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Российской Федерации на территории Алтайского края.

          На основании государственного задания Главным управлением и КАУ «Алтайлес» заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидий КАУ «Алтайлес» на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ от 11.01.2016г.

          Согласно данному соглашению Главным управлением перечислены субсидии КАУ «Алтайлес» за выполненные работы - тушение лесных пожаров.

          В целях надлежащего исполнения указанного выше государственного задания на 2016 год, между ООО «Новичиха лес» и КАУ «Алтайлес» заключен договор на выполнение работ по тушению лесных пожаров №34 от 25.02.2016г.

         Затраты ООО «Новичиха лес», понесенные при тушении лесного пожара, возмещены КАУ «Алтайсес» за счет предоставленных Главным управлением субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2016 год.

          В соответствии с п.3 Приложения №3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» при причинении вреда лесам вследствие воздействия лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.

          Затраты на выполнение работ по тушению лесных пожаров, рассчитаны на основании письма Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 г. N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".

          Правильность расчета  ответчик не оспаривает.

          В силу ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года №54, интересы Российской Федерации в данных правоотношениях представляет специально уполномоченный орган государственной власти субъекта - Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

          В соответствии с п 1. ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

  Статья 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда указывает на возмещение причиненных убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

  Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).

 При этом в силу части 1 статьи 65 АПК РФ лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

 В свою очередь, ответчик, возражающий против удовлетворения иска, должен доказать отсутствие его вины, так как в соответствии с пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ именно это обстоятельство служит основанием для освобождения его от ответственности.

 Недоказанность хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.

 В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС N 25) разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

 Истец доказал  причинение  вреда и его размер в виду  действий ответчика с нарушением Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которые привели к  пожару.

 Ответчик доказательства  соблюдения  Правил противопожарного режима, отсутствие пожара на  его полях и повреждения  в результате пожара  лесных насаждений, соответственно возникновение затрат по ликвидации пожара не по его ине не представил.

 С  учетом изложенного суд  удовлетворяет иск.

 Руководствуясь статьями  110 (ч.1), 110, 167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р   Е   Ш   И   Л:

 Заявление удовлетворить.

 Взыскать с Акционерного общества «Орбита» (ОГРН 1062261020579, ИНН 2282003900), г. Барнаул   Алтайского края в пользу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231), г.Барнаул для перечисления в федеральный бюджет 34 571,13 руб. в возмещение расходов по тушению лесного пожара.

  Взыскать с Акционерного общества «Орбита» (ОГРН 1062261020579, ИНН 2282003900), г. Барнаул   Алтайского края в федеральный бюджет 2000 руб. государственной пошлины.

  Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г.Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо, обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                          С.П. Пономаренко