АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail:а03.info@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03-21537/2019
Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 29 октября 2020 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининым А.В., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод промышленного оборудования», г.Барнаул (ИНН <***> ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю, г.Барнаул (ИНН <***> ОГРН <***>) о признании недействительными решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 80156 от 25 октября 2018 года в части взыскания пени по НДС в сумме 58 701 руб. 89 коп.,решения о взыскании налога, сбора, пени, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика в банке № 83154 от 08 ноября 2018 года,
с привлечением к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 (паспорт, доверенность от 03.02.2020),
от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение, доверенность № 05-17/43885 от 17.09.2019).
от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом.
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод промышленного оборудования» (далее – заявитель, Общество, Налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, Налоговый орган) о признании недействительными решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 80156 от 25 октября 2018 года в части взыскания пени по НДС в сумме 58 701 руб. 89 коп.,решения о взыскании налога, сбора, пени, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика в банке № 83154 от 08 ноября 2018 года.
В обоснование заявленных требований, Общество указывает, что налоговым органом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а именно неправомерно вынесены оспариваемые решения. Полагает, что, если срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить НК РФ, поскольку разграничение процедуры взыскания налогового и процедуры взыскания пеней недопустимо. Общество считает, что ссылка на пункт 57 Постановления Пленума Вас РФ от 30.07.2013 № 57 не состоятельна, в виду того, что производится взыскание пени без взыскания суммы недоимки, что и противоречит п.5 ст.75 НК РФ.
Налоговый орган представил отзывы, дополнения и и дополнительные пояснения, возражает против удовлетворения заявленных требований. Считает оспариваемые решения законными и обоснованными.
Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении, отзывах и дополнительных пояснениях, представленных в материалы дела.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Барнаульский Завод Промышленного Оборудования», г.Барнаул, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании недействительными: требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 26158 по состоянию на 11 октября 2018 года; решения о взыскании налога, сбора, пени, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика в банке № 83154 от 08 ноября 2018 года, с привлечением к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю.
Судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Алтайского края находится дело № А03-21537/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Барнаульский завод промышленного оборудования», г.Барнаул, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании недействительным решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 80156 от 25 октября 2018 года в части взыскания пени по НДС в сумме 58 701 руб. 89 коп.
Определением суда от 29.09.2020 объединены в одно производство находящиеся в производстве Арбитражного суда Алтайского края дела № А03-4791/2020 и № А03-21537/2019, с присвоением объединенному делу № А03-21537/2019
В судебном заседании представитель заявителя заявил об отказе от исковых требований в части признания недействительным требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 26158 по состоянию на 11 октября 2018 года.
Определением суда от 29.10.2020 производство по делу № А03-21537/2019 в части признания недействительным требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 26158 по состоянию на 11 октября 2018 года прекращено.
Кроме того установлено, что Инспекцией в адрес ООО «БЗПО» выставлены требования:
- от 01.10.2018 №25580 на сумму 59 681,69 руб. со сроком исполнения 19.10.2018;
- от 11.10.2018 № 26158 на сумму 21 981, 45 руб. со сроком исполнения 31.10.2018.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком требования от 01.10.2018 №25580 в установленный срок Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю принято решение от 25.10.2018 №80156 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
Кроме того, Межрайонной ИФНС России №15 по Алтайскому краю в отношении заявителя в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 08.11.2018 №83154 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) на сумму 21 981,45 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с указанными решениями, обратился в порядке статей 138-139 Налогового кодекса Российской Федерации с жалобами в УФНС России по Алтайскому краю, которые решениями Управления от 10.12.2019 и от 13.02.2020 оставлены без удовлетворения.
Общество, полагая, что решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках № 80156 от 25 октября 2018 года в части взыскания пени по НДС в сумме 58 701 руб. 89 коп. ирешение о взыскании налога, сбора, пени, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика в банке № 83154 от 08 ноября 2018 года, противоречат положениям Налогового кодекса РФ, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд, руководствуясь статьями 45, 46, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 51 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВС РФ от 30.07.2013 № 57), пришел к выводу о соответствии оспариваемых решений действующему законодательству, действительной обязанности общества перед бюджетом, и не установил обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов общества.
Настоящий спор арбитражный суд рассмотрел в соответствии с положениями главы 24 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным решения налогового органа необходимо наличие двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и законных интересов общества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности уплачивать налоги в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пеней.
Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Согласно п.1 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
На основании пунктов 4, 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46, 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 НК РФ.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Как следует из представленных материалов, инспекцией в адрес ООО «БЗПО» потелекоммуникационным каналам связи выставлено требование от 01.10.2018 №25580 на сумму 59 681,69 руб. со сроком исполнения 19.10.2018, получено налогоплательщиком 08.10.2018.
В требовании предлагается уплатить сумму налога на добавленную стоимость в размере 928 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 58 701,89 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 51,80 руб.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиком конституционной обязанности уплачивать налоги в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена система мер, обеспечивающих ее исполнение, к числу которых отнесено начисление пеней.
Согласно положениям пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начинаясо следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Пунктом 1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно позиции отраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Согласно пункту 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговый орган своевременно принял меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Недоимка, на которую начислены пени в требовании №25580 до настоящего времени не погашена.
На все суммы недоимки, указанные в требовании №25580 и на которые начислены пени инспекцией своевременно принимались меры принудительного взыскания, пресекательный срок взыскания не нарушен.
Начисления по решению проверки в сумме 6 375 935, 69 руб. выставлены налогоплательщику к оплате требованием от 16.04.2018 № 3465 в соответствии со ст. 69 НК РФ и предоставлен срок для добровольного исполнения данного требования до 08.05.2018.
Указанное требование направлено налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи 17.04.2018, квитанция о приеме документа датирована 04.05.2018.
В связи с отсутствием оплаты в сроки, указанные в требовании инспекцией 17.05.2018 приняты меры взыскания в соответствии со ст. 46 (76) НК РФ в сумме 6 375 935, 69 руб., вынесено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика №14743 от 17.05.2018, которое направлено по почте 23.05.2018.
Одновременно направлены поручения в Сибирский филиал КБ «Форбанк» на списание денежных средств с расчетного счета: №<***> на сумму 4 577 645 руб. налога на добавленную стоимость; №33062 на сумму 1 191 974 руб. пени по НДС; №33063 на сумму 606 316 руб. штраф по ст. 122 НК РФ.
По решению о взыскании № 14743 от 17.05.2018 по поручению на списание №<***> сумма списанных платежных ордеров (на сумму 1 306 328,89 руб.). То же подтверждает представленное обществом инкассовое поручение №<***> от 17.05.2018 с отметками банка о списанных денежных средствах, в счет погашения основного долга по налогу, на который начислена пеня в требовании №25580.
В требование от 01.10.2018 № 25580 также вошла пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды с 01.01.2017, образовавшаяся на начисление за 1 квартал 2018 г. в сумме 3 520,01 руб. (остаток задолженности от начисления в сумме 31680 руб.) по сроку оплаты 16.04.2018, на которое выставлено требование об оплате 11.05.2018 № 13022 и принято решение о взыскании задолженности 13.06.2018 № 22906.
Таким образом, инспекцией своевременно принимались меры принудительного взыскания суммы самого налога, на который начислена пеня.
Кроме того, в связи с отсутствием денежных средств на счетах налогоплательщика - организации инспекция воспользовалась своим правом, предоставленным ст.47 НК РФ, взыскать налог (на который начислена пеня в требовании №25580) за счет иного имущества налогоплательщика.
При таких обстоятельствах Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю вынесены решение от 20.07.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика и постановление от 20.07.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Пунктом 2 статьи 139 НК РФ предусмотрено, что жалоба в вышестоящий орган может быть подана, если иное не установлено Кодексом, в течении одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении.
Требование от 01.10.2018 №25580 инспекцией направлено в адрес общества по телекоммуникационным каналам связи и получено заявителем 02.10.2018 и 08.10.2018 соответственно, что подтверждается квитанцией о приеме.
С жалобой на указанное требование общество в управление в срок, установленный пунктом 2 статьи 139 Кодекса, не обращалось.
После истечения срока, установленного в требовании об уплате налога исчисляется двухмесячный срок на принятие решения о взыскании на денежные средства на счетах налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, инспекцией принято решение от № 80156 от 25.10.2018 о взыскании налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств общества на счетах в банках в установленный двухмесячный срок после истечения срока на добровольное исполнение требования.
Указанное решение инспекцией направлено в адрес общества по почте заказным письмом 08.11.2018, что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений от 25.10.2018 №33/79.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от № 80156 от 25.10.2018 соответствует действующему законодательству.
На основании указанного решения налоговым органом в Сибирский филиал АО КБ «Форбанк» г.Барнаул посредством электронного документооборота направлены поручения о списании с расчетного счета Общества задолженности от 25.10.2018 №89679 на сумму 58 701,89 руб., №89678 на сумму 928 руб., №89680 на сумму 51,80 руб.
Судом признается несостоятельным довод Общества о том, что в случае принятия решения об отзыве инкассового поручения №89679 инспекция обязана отозвать его полностью, не отзывать только часть сумм из инкассового поручения.
В силу пункта 4.1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных полностью или частично поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств указанных лиц в бюджетную систему Российской Федерации в случаях, предусмотренных этим пунктом. Названным пунктом предусмотрен запрет для налоговых органов на частичный отзыв поручений на списание и перечисление денежных средств.
Кроме того, форма названного выше решения, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 NММВ-7-8/179@, предусматривает, в частности, указание на частичный отзыв неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов - организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств указанных лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отзыв инкассового поручения от 25.10.2018 №89679 частично на сумму 29 248,99 руб. не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, заявитель оспаривает решение № 83154 от 08 ноября 2018 года о взыскании налога, сбора, пени, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
Данное решение вынесено Инспекцией ввиду неисполнения налогоплательщиком требования №26158 в установленный срок.
Из материалов дела следует, что в адрес ООО «БЗПО» по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) выставлено требование от 11.10.2018 №26158 на сумму 21 981,45 руб. со сроком исполнения 31.10.2018.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Направленное обществу по ТКС требование №26158 по состоянию на 11.10.2018 содержит все перечисленные в пункте 4 статьи 69 НК РФ сведения. В частности о размерах подлежащей уплате пени, начисленных на момент направления требования, о суммах недоимки, на которую начислена пеня, сроке исполнения требования, а также мерах, предусмотренных ст. 45, 46, 47, 76, 77 НК РФ по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Кроме того, в требовании указано основание взыскания пеней - статья 75 части 1 НК РФ.
Форма требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, разработана и утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 №ММВ-7-8/179@ (ред. от 19.03.2019) «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2017 №26158958), не содержит разделы, в которых могли бы быть указаны подробные данные о периодах, за которые начислены пени.
Согласно позиции отраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 ВОК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Согласно пункту 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговый орган своевременно принял меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Из документов видно, что недоимка, на которую начислена пеня в требовании от 11.10.2018 №26158, до настоящего времени не погашена:
- по решению выездной налоговой проверки от 26.12.2017 №РА-16-23;
- сумма задолженности по НДС за 1 и 2 квартал 2018 года;
- сумма задолженности по страховым взносам за 1 квартал 2018 года;
- сумма задолженности по налогу на прибыль за 1 и 2 квартал 2018 года.
Начисления по решению выездной налоговой проверки в сумме 6 375 935,69 руб. выставлены налогоплательщику к оплате требованием от 16.04.2018 № 3465 в соответствии со статьей 69 НК РФ и предоставлен срок для добровольного исполнения данного требования до 08.05.2018 (получено 24.04.2018).
В отношении суммы задолженности 10 327 руб. по НДС за 1 и 2 квартал 2018 года инспекцией выставлены требования от 03.07.2018 №17948, от 07.06.2018 №15465, от 11.05.2018 №13022, от 06.08.2018 №22504, от 03.09.2018 №24588, от 11.10.2018 №26158.
Задолженность, в отношении которой начисляется пеня по ПФР, включена в требование от 11.05.2018 №13022 со сроком добровольного погашения 31.05.2018.
В отношении суммы задолженности 1 165 руб. по налогу на прибыль за 1 и 2 квартал 2018 года выставлены требования от 11.05.2018 №13022, от 06.08.2018 № 22504.
Таким образом, на все суммы недоимки, на которые начислены пени, инспекцией своевременно принимались меры принудительного взыскания, пресекательный срок взыскания не нарушен и довод налогоплательщика о нарушении налоговым органом пункта 5 статьи 75 НК не соответствует фактическим обстоятельствам.
В силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Начисление пеней производится в случае просрочки исполнения обязанности по уплате налога на основании статьи 75 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Пеня в размере 21 981,45 руб., включенная в требование от 11.10.2018 №26158, начислена в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Однако, нужно отметить, что суммы недоимки, указанные в требовании от 11.10.2018 №26158 по НДС как прочие начисления 4 квартал 2017 года в сумме 19 286 руб. отражены ошибочно и в начислении пени не участвуют.
Относительно уплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФ РФ, за 1 квартал 2018 года Инспекция указывает, что согласно расчету по страховым взносам за 3 месяца 2018 года, представленному Обществом 03.05.2018, сумма к уплате составляет 95 040 руб.
Общая сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет ПФ РФ, за 1 квартал 2018 года составила 81 839,99 руб. (платежи: от 07.02.2018 на сумму 18 479,99 руб., 01.03.2018 на сумму 31 680 руб., 04.04.2018 на сумму 31 680 руб.).
Таким образом, у Общества возникла задолженность по уплате страховых зачисляемых в бюджет ПФ РФ, за 1 квартал 2018 года в размере 13 200,01 руб. и довод налогоплательщика о том, что им оплачены страховые взносы за 1 квартал 2018 года, не соответствует фактическим обстоятельствам.
Расчет пени по иным налогам и сборам по требованиям №26158, 25580 обществом не оспаривается, на заявление о неправильном расчете инспекцией пени в требованиях, заявитель своего контррасчета не представил.
Кроме того, в судебном заседании 05.10.2020 налогоплательщиком указано, что в требовании №26158 в позиции 22 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за период с 01.0.2017 прочие начисления 1 квартал 2018 года проставлена сумма недоимки 31 680 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за период с 01.01.2017 прочие начисления 2 квартал 2018 г. проставлены суммы 660 руб. по трем срокам уплаты 15.05.2018, 15.06.2018 и 15.07.2018 тогда как сумма пени согласно расчетам начислена на сумму недоимки 3 520 руб.
Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2017 NММВ-7- 8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2017 N45958), в ней предусмотрено, что при формировании требования только об уплате соответствующих пеней графа «Недоимка» заполняется справочно с указанием суммы недоимки (в том числе уплаченной (взысканной), на которую начислены указанные пени).
Задолженность по страховым взносам, в отношении которой исчислена пеня, указанная в требовании №26158 имеет КБК 18210202010060010160. По состоянию на 01.01.2018 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии начиная с 01.01.2017 имеется переплата в сумме 57 772 руб. 09.01.2018 произведена уплата налога в сумме 27 500 руб., в связи с чем образовалась переплата в сумме 85 272 руб.
Далее обществом 30.01.2018 сдана годовая декларация по страховым взносам за 2017 год в сумме 85 272 руб. 07.02.2018 произведена уплата по страховым взносам за 1 квартал 2018 года по сроку уплаты 15.02.2018 в сумме 18 479,99 (платежное поручение №52 представленное обществом), в связи с чем образовалась переплата в сумме 18 479,99 руб. 01.03.2018 произведена уплата по страховым взносам в сумме 31 680 руб. за 1 квартал 2018 года по сроку уплаты 15.02.2018 (13 200,01 руб.) и по сроку уплаты 15.03.2018 (18 479,99 руб.). 04.04.2018 произведена уплата по страховым взносам в сумме 31 680 руб. за 1 квартал 2018 года по сроку уплаты 15.03.2018 (13 200,01 руб.) и по сроку уплаты 16.04.2018 (18 479,99 руб.).
11.04.2018 обществом произведена уплата по страховым взносам в сумме 11 660 руб. за 1 квартал 2018 год по сроку уплаты 16.04.2018 за 1 квартал 2018 года.
Таким образом, по состоянию на 11.04.2018 у общества образовалась переплата в общей сумме 93 499,99 руб. Согласно расчету по страховым взносам за 3 месяца 2018 года, представленного обществом 03.05.2018, сумма к уплате составляет 95 040 руб. (31680 руб. по сроку уплаты 15.02.2018, 31 680 руб. по сроку уплаты 15.03.2018, 31 680 руб. по сроку уплаты 16.04.2018.
После начислений за 3 месяца 2018 года задолженность налогоплательщика составила 1 540,01 руб. (93 499,99 - 95 040).
С учетом начислений за полугодие 2018 года в общей сумме 1 980 руб. по срокам уплаты 15.05.2018 - 660 руб., 15.06.2018 - 660 руб., 15.07.2018 - 660 руб. общая сумма задолженности, на которую исчислена пени в требовании №45 составляет 3 520,01 руб. (Карточка расчетов с бюджетом прилагается по КБК 18210202010060010160).
Таким образом, сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за период с 01.01.2017 указанная в требовании №26158 в сумме 31 680 руб. указана верно, поскольку по сроку уплаты 16.04.2018 осталась не оплаченной сумма в размере 1540,10 руб. Далее к этой сумме для расчета пени прибавились суммы по срокам уплаты 15.05.2018, 15.06.2018 и 15.07.2018 в общей сумме 1980 руб. (660+ 660+ 660). Итого 1980 руб. + 1540,10 руб. = 3520,01 руб.
Кроме того, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ за период с 01.01.2017 в отношении котором исчислена пени также подтверждается выпиской операций по расчету с бюджетом полученной обществом 24.01.2020 и представленной в дело №А03-1871/2020.
Инспекцией указано, что суммы пени по требованию №25580 и 26158 исчислены, в том числе по решению по выездной налоговой проверке №РА-16-23 от 26.12.2017.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 октября 2017 года изменен порядок начисления пени для юридических лиц:
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Двойная ставка пени применяется только к недоимкам с датой образования после 01.10.2017. Датой образования недоимки в целях начисления пени считается срок уплаты. Следовательно, пеня по 1/150 от ставки ЦБ рассчитана только на недоимки со сроком уплаты до 01.10.2017, начиная с 31-го дня существования ее. На недоимки со сроком уплаты до 01.10.2017 пеня начисляется по 1/300 от ставки ЦБ за весь период существования этой недоимки, сколько бы он не продолжался.
Информация о суммах налога, доначисленного по результатам ВНП отражена в КРСБ ООО "БЗПО" ИНН <***> со сроком уплаты равным дате Решения № РА-16-23 от 26.12.2017, без учета периодов образования задолженности, в связи с чем начисление пени с 31-го дня производилось в размере 1/150 от ставки ЦБ.
Фактически, доначисления по результатам ВНП производились за налоговые периоды со сроками уплаты до 01.10.2017, следовательно, начисление пени должно производиться в размере 1/300 от ставки ЦБ.
Неверно проведенное исчисление пени скорректировано в сторону уменьшения 21.12.2018 в автоматическом режиме после установки версии 2.7.210.14 от14.11.2018.
В связи с изложенным, относительно требования №25580 23.03.2019 поручение от 25.10.2018 №89679 на списание в части уменьшенной суммы пени 29 248,99 руб. отозвано решением №35571.
Относительно требования №26158 по состоянию на 01.01.2019 пеня, начисленная на недоимку по налоговой проверке, также уменьшена: на 1 996,42 руб. и на 8 949,53 руб.
Перерасчет произведен по Решению ВНП исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, по начислениям по декларациям за 1, 2 квартал 2018 года начиная с 31 календарного дня такой просрочки исходя из 1/150 ставки.
До проведения перерасчета на сумму пени приняты меры взыскания, последняя из которых Постановление о взыскании задолженности за счет имущества от 19.11.2018 №22250020782.
По постановлению от 19.11.2018 № 22250020782 года о взыскании задолженности за счет имущества (ст.47 НК РФ) Межрайонной ИФНС России №14 по Алтайскому краю в службу судебных приставов направлено уточнение остатка в связи с перерасчетом пени от01.02.2019.
29.01.2020службой судебных приставов взыскана задолженность в сумме 19978,10 руб. и 31.01.2020 вынесено Постановление ССП об окончании исполнительного производства.
Поступившие денежные средства в полном объеме зачтены в уплату начисленных по итогу выездной налоговой проверки сумм пени.
Факт нарушения службой судебных приставов очередности взыскания не свидетельствует о недействительности требования №26158 от 11.10.2018 и решения о взыскании налога, сбора, пени, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке №83154 от 08.11.2018. Требование №26158 и решение №83154 вынесены своевременно и с соблюдением норм налогового законодательства.
Довод заявителя об обязанности инспекции направить уточненное требование, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.
Согласно ст.71 НК РФ в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.
Статья 71 НК РФ предусматривает основания для направления уточненного требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа, но не содержит критерия, позволяющего определить, в чем должно состоять изменение налоговой обязанности, дающее налоговому органу основание для направления налогоплательщику такого требования.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Изменение срока уплаты налога, в частности, означает изменение налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 61 Кодекса "изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита".
Основанием для выставления уточненного требования об уплате налога, сбора или штрафа является возникновение определенных обстоятельств, влекущих изменение налоговой обязанности. Так , например, признание в судебном порядке акта налогового органа недействительным не может расцениваться в качестве обстоятельства, изменяющего налоговые обязанности налогоплательщика:"Судебное решение о признании частично недействительным ненормативного акта налогового органа не является обстоятельством, изменяющим обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов".
Представитель инспекции в судебном заседании указывает, что частичное уменьшение ошибочно начисленной пени не повлекло за собой изменение или прекращение обязанности по уплате задолженности и следовательно, правовых оснований для выставления уточненного требования. Обществом не приводится аргументов относительно того, в чем заключается (выразилось) изменение обязанности по уплате пени, а изменение суммы требования не свидетельствует об изменении обязанности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Инспекцией правомерно принято решение № 83154 от 08 ноября 2018 года о взыскании налога, сбора, пени, страховых взносов, штрафа, процентов за счет денежных средств находящихся на счетах налогоплательщика в банке в связи с неисполнением требования №26158 в установленный срок.
Каких-либо нарушений сроков и порядка принятия оспариваемых решений №83154 и №80156 инспекцией не допущено и обществом не заявляется.
Таким образом, оспариваемые решения налогового органа приняты в соответствии с нормами Налогового кодекса, их принятие не нарушает права и законные интересы заявителя. Доказательства уплаты налога на добавленную стоимость не представлены в материалы дела, в связи с чем, пени начислены обоснованно.
С учетом вышеизложенного, проанализировав доводы заявителя и налогового органа, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что из представленных доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых решений Инспекции положениям Налогового кодекса Российской Федерации, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом указанных выше обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.Г. Куличкова