АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
02 августа 2019 года | Дело № А03-22029/2018 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2019 года
В полном объеме решение изготовлено 02 августа 2019 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Куликовой Д.А., рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Королевское» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю о признании утратившей возможность взыскания задолженности по налогам, страховым взносам и пени (справка о состоянии расчетов от 31.10.2018), в связи с истечением установленного срока для ее взыскания,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное), «Краевого коммерческого сибирского социального банка» ООО «Сибсоцбанк»,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 доверенность,
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
от «Краевого коммерческого сибирского социального банка» ООО «Сибсоцбанк» – ФИО2, доверенность,
от ГУ - УПФРФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) – ФИО3, доверенность,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Королевское» (далее – заявитель, общество, налогоплательщик, страхователь), в лице конкурсного управляющего, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган) о признании Инспекции утратившей возможность взыскания задолженности по налогам (НДФЛ) пени по НДФЛ, штрафу по НДФЛ, страховым взносам и пени в Пенсионный фонд, установленной в соответствии со справкой о состоянии расчетов от 31.10.2018, в связи с истечением установленного срока для ее взыскания.
В обоснование требований конкурсный управляющий должника приводит следующие доводы: В соответствии нормами Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику, направив их в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов, спорная задолженность в реестр требований кредиторов не включена, налоговым органом частично требования не выставлялись, и, в дальнейшем, не предпринималось и мер по принудительному взысканию задолженности за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ вообще. Ранее выставленные инкассовые поручения (на спорную задолженность) Пенсионным фондам в банк, были возвращены взыскателю еще в 2016 году и повторно ни Фондом, ни налоговым органом, не выставлялись. Доказательства, подтверждающие порядок принудительного взыскания указанной задолженности у налогового органа отсутствуют. Предусмотренные положениями НК РФ сроки для взыскания указанной задолженности налоговым органом пропущены.
От налогового органа поступил отзыв на заявленные требования, в котором высказаны возражения относительно их удовлетворения. Инспекция указала на то, что задолженность по НДФЛ, в том числе по налогу в размере 202 949,00 руб., образовалась, согласно лицевому счету, за 1,2 кварталы 2016 года, по пене в размере 55 974,86 начислена за несвоевременную уплату НДФЛ, а также начислен штраф в размере 1500 руб., по ст. 123 НК РФ. Меры принудительного взыскания налоговым органом производились своевременно. Так налоговым органом выставлены требования по взысканию задолженности от 01.06.2016 № 93624, от 16.08.2016, от 05.09.2018 № 1284. Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФ РФ на выплату страховой пенсии образовавшаяся до 01.01.2017, в том числе в размере 843 924,92 руб., по пене в размере 209 385,14 руб., была принята из ПФ РФ в январе 2017 года, а также задолженность по страховым взносам па обязательное медицинское страхование в ФФОМС до 01.01.2017, в том числе по налогу в размере 196 792,88 руб. и пени в размере 46 483,35 руб. принята также из ПФ РФ в январе 2017. На данную задолженности Пенсионным фондом также были своевременно приняты меры принудительного взыскания, а именно выставлены требования от 06.11.2015 № 032S01150056167, от 26.04.2016 № 032S01160130214, от 30.08.2016 № 032S01160229887, от 21.11.2016 № 032S01160274740, от 22.11.2016 № 032S0H60276454, от 09.01.2017 № 032S01170125148, от 31.08.2017 № 144737, от 08.06.2018 № 397. Таким образом, предприняты все меры по принудительному взысканию спорной задолженности, срок взыскания по которым не был пропущен.
Пенсионный фонд поддержал позицию Инспекции, при этом в представленном отзыве указал на то, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243- ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ налоговому органу были переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01 января 2017 года, меры по взысканию задолженности образовавшейся до 31.12.2016 были приняты Управлением в полном объеме, а дальнейшее принятие мер по взысканию, возложено на налоговые органы.
«Краевой коммерческий сибирский социальный банк» ООО «Сибсоцбанк» представил отзыв, в котором разрешение спора оставил на усмотрение суда, при этом по обстоятельствам дела пояснил, действительно Пенсионными фондом для принудительного исполнения в банк были выставлены инкассовые поручения. Так, инкассовое поручение № 176899 от 11.10.2016 направленное в банк электронно на сумму 702-83 руб., было отозвано ED 275-запрос на отзыв 17.10.2016, в ответ на который банком 18.10.2016 направлено сообщение ED 273 - уведомление о результатах отзыва инкассового поручения; инкассовое поручение № 176902 от 11.10.2016 направленное в банк электронно на сумму 3024-80 руб., было отозвано ED 275 - запрос на отзыв 17.10.2016 в ответ на который банком 18.10.2016 направлено сообщение ED 276 - уведомление о результатах отзыва инкассового поручения; инкассовое поручение № 176905 от 11.10.2016 направленное в банк электронно на сумму 121275-74 руб., было отозвано ED 275 - запрос на отзыв 17.10.2016 в ответ на который банком 18.10.2016 г. направлено сообщение ED 276 - уведомление о результатах отзыва инкассового поручения; инкассовое поручение № 176908 от 11.10.2016 направленное в банк электронно на сумму 28114-00 руб., было отозвано ED 275 - запрос на отзыв 17.10.2016 в ответ на который банком 18.10.2016 направлено сообщение ED 276 - уведомление о результатах отзыва инкассового поручения. Все операции осуществлялись на основании Письма от 26.12.2014 № 42- 7.4-05/5.6-811 Министерства финансов РФ федерального казначейства и согласно Положению Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» и утвержденными в соответствии с ним унифицированными форматами электронных банковских сообщений для безналичных расчетов «Обмен с кредитными организациями и другими клиентами Банка России». Инкассовое поручение № 618 от 17.10.2016 направленное в банк электронно на сумму 363 824-89 руб., было отозвано заявлением на отзыв инкассовых поручений от 30.07.2018 УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) на бумажном носителе входящий в Банк 85 от 07.08.2018. Письмом от 07.08.2018 исх. № 961 банком направлено инкассовое поручение лицу, требующему его возврата, что подтверждается списком № 440 от 08.08.2018 заказных писем поданных в ОПС №49 и кассовым чеком, получение указанного письма подтверждается уведомлением о вручении адресату 14.08.2018.
Более подробно доводы сторон, участвующих в деле, изложены в заявлении и дополнениях к нему, отзывах, письменных пояснениях.
Судом в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство неоднократно откладывалось для представления сторонами дополнительных доказательств.
В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица, изложили суду свои правовые позиции по делу, поддержав доводы и возражения, изложенные в заявлении, отзыве на него соответственно.
Представитель налогового органа надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, представителей своих для участия в судебном заседании не направили. Данные обстоятельства не препятствуют проведению судебного заседания в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, не обеспечивших явку.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Королевское» зарегистрировано в качестве юридического лица 12.12.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю.
Основным видом деятельности являлось: «Животноводство», а так же дополнительные виды деятельности: «Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур», «Выращивание зерновых культур», «Выращивание зернобобовых культур», «Деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции».
Как налогоплательщик общество состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю.
Как страхователь в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное).
08.12.2015 общество с ограниченной ответственностью «Юг Сибири» обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Королевское».
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 22.01.2016 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Королевское» введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.06.2016 ООО «Королевское» признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО4.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю заявителю выдана справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на31.10.2018, в соответствии с которой за заявителем числится задолженность, а именно: по НДФЛ в размере 202 949,00 рублей, задолженность по пени по НДФЛ в размере 55 974,86 рублей, штрафам по НДФЛ в размере 1500 рублей, страховым взносам в Пенсионный фонд в размере 843 924,92 рублей, задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по пени в размере 209 385,14 рублей, задолженность по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по пени в размере 77,45 рублей, задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд ОМС на налогу в размере 196 792,88 рублей, задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд ОМС на пени в размере 46 483,35 рублей.
Конкурсный управляющий, проанализировав суммы недоимки, установил, что задолженности по налогам и страховым взносам, а так же пени, являлись текущими платежами, соответственно в реестр требований кредиторов не включены.
Вместе с этим, данная задолженность не оплачена обществом.
Полагая, что требования об уплате спорных сумм, в порядке, предусмотренном статьями 45, 69, 70 НК РФ, налоговым органом частично не выставлялись, и не предпринималось и мер по принудительному взысканию задолженности за счет денежных средств и иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ вообще, при этом предусмотренные положениями НК РФ сроки для взыскания указанной задолженности налоговым органом пропущены, общество (в лице конкурсного управляющего) обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности все доказательства, арбитражный суд удовлетворяет заявленные требования на основании следующего.
Как следует из материалов дела, всвязис передачей с 01.01.2017 полномочий по администрированию страховых взносов налоговым органам на основании Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации всвязис передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) инспекцией были получены от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о сальдовых остатках заявителя по страховым взносам до 01.01.2017, содержащие, в том числе задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по налогу в размере 843 924,92 рублей, задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по пеням в размере 209 385,14 рублей, задолженности по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по пеням в размере 77,45 рублей, задолженности по страховым взносам в фед. фонд ОМС на налогу в размере 196 792,88 рублей, задолженности по страховым взносам в фед. фонд ОМС на пеням в размере 46 483,35 рублей, которые были отражены в выданной заявителю справке, а также отражены сведения о задолженности по НДФЛ по налогу в размере 202 949,00 рублей, задолженности по НДФЛ по пеням в размере 55 974,86 рублей, задолженности по НДФЛ по штрафам в размере 1500 рублей
Основанием для обращения в суд с требованием о признании указанной выше задолженности безнадежной ко взысканию послужило истечение, по мнению заявителя, сроков на еевзыскание.
Пунктом 3 статьи 44 Налогового кодекса (далее - НК РФ) установлены основания прекращения обязанности по уплате налога или сбора, в том числе, с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что по смыслу положений статьи 44 Кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней и штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2017 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ всвязис передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 243-ФЗ) взысканиенедоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, образовавшихся до 01.01.2017, осуществляется налоговым органом в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с мер по взысканию, следующей за мерой примененной ПФР и/или ФСС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога всрокустановленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и осуществления взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки, под которым, в соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 понимается день, следующий за днем наступления срока уплаты налога (взноса) за соответствующий период, установленныйв законодательстве, а в случае представления декларации с нарушением срока или уточненной декларации – следующий за днем ее представления.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа, принимаемого после истечениясрока, установленногов требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание денежных средств.
Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взысканиис налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога в течение шести месяцев .
В силу пункта 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указанные выше этапы взыскания недоимки, пеней и штрафов должны производится исключительно последовательно, при этом статьями 45, 46, 47, 69, 70 НК РФ предусмотрены пресекательные сроки на проведение каждого этапа процедуры принудительного взыскания недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам, нарушение которых приводит к незаконности соответствующего этапа и возможности взыскать задолженностьс налогоплательщика только в судебном порядке.
Аналогичный порядок длявзыскания территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки, пеней и штрафов по страховым вносам был установлен до 01.01.2017 в статьях 15, 18-22 Закона № 212-ФЗ.
Учитывая полную идентичность порядка, процедуры и сроков на взысканиезадолженности по страховым взносам, образовавшейся до 01.01.2017, установленного законодательством о страховых взносах и установленногос 01.01.2017 в налоговом законодательстве, пресекательный срок на взыскание такой задолженности начинается не с даты передачи органами внебюджетных фондов в налоговые органы сведений об этой задолженности, а с даты ее фактического образования, то есть даты установленной законодательством о страховых взносах на уплату взносов за период образования задолженности.
Иной подход влечет субъективное применение налоговыми органами и органами внебюджетных фондов установленных НК РФ и законодательством о страховых взносах сроков на взыскание и их безосновательное продление, что является недопустим в виду ущемления прав одних налогоплательщиков и создание необоснованного преимущества другим.
Сроки уплаты и взыскания налога (страховых взносов) являются универсальными и не меняются независимо от администрирования и перехода от одного органа к другому функции по контролю за уплатой взносов и их взысканием.
В п.19 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, указано, что при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. В случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.
В соответствии с п.1 ст. 5 ФЗ от 27.09.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом.
Определение о принятии заявления о признании должника банкротом вынесено АС АК 23.12.2015, таким образом, с 23.12.2015 все возникшие денежные обязательства и обязательные платежи являются текущими.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вся задолженность, отраженная в справке является текущей, не включена в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ для целей законодательства о налогах и сборах недоимкой признается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов регламентированы налоговым законодательством.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П разъяснил, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
В силу положений ст.ст. 46, 70 НК РФ, с учетом позиции, изложенной в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 N 13746/07, срок на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогу и начисленных на сумму неуплаченного налога - пеней является пресекательным и составляет совокупность сроков, установленных статьями 46, 48, 70 НК РФ, отсчет которых начинается с даты уплаты налога, установленной налоговым законодательством: три месяца - на направление требования об уплате налога; десять дней - на добровольную уплату налога по требованию; два месяца (шестьдесят дней) - на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках; шесть месяцев - на взыскание налога в судебном порядке.
Налоговый орган при наличии недоимки и пеней, взыскание которых невозможно в виду пропуска установленного налоговым законодательством пресекательного срока с даты возникновения недоимки, не вправе осуществлять принудительное взыскание этой недоимки путем включения ее в требование об уплате налога с последующим бесспорным взысканием по решению о взыскании налогов за счет денежных средств инкассовыми поручениями или по решению о взыскании налогов за счет имущества судебными приставами; производить, самостоятельно на основании п. 5 ст. 78 НК РФ зачет этой недоимки и начисленных на нее пеней в счет возникшей по итогам деятельности за иные периоды переплаты по этому или иным налогам; данная недоимка и пени не должны участвовать в расчетах налогоплательщика, а также не могут являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога, право на возврат которого возникло после периода начисления недоимки и пеней или основанием для уменьшения суммы возврата на зачет в счет такой недоимки (постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 г. N 6544/09).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный в Требовании срок обязанность по уплате налога взыскивается в бесспорном порядке. Взыскание осуществляется за счет денежных средств на счетах в банке налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя.
Процедура взыскания задолженности по уплате налогов начинается с вынесения налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств (далее — решение о взыскании).
В соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании задолженности по уплате налогов принимается после истечения срока уплаты, установленного в Требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение, принятое позднее указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться с иском в суд о взыскании с налогоплательщика причитающейся суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения Требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 46 НК РФ по данному решению налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение (инкассовое поручение) на перечисление сумм налога в бюджетную систему. Поручения могут быть направлены в банк в течение месяца со дня вынесения решения. Поручение налогового органа подлежит бесспорному исполнению банком в очередности, установленной статьей 855 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусмотрено направление поручения о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика в банке, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Порядок направления в банк инкассового поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств налогоплательщиков в бюджетную систему Российской Федерации в электронном виде устанавливается налоговой службой РФ по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на конкретные счета налогоплательщика, с которых должны перечисляться налоги.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ счета налогоплательщика, с которых налоговики вправе взыскать задолженность, должны быть открыты по договору банковского счета.
Инкассовое поручение должно быть направлено в банк в течение двухмесячного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ для принятия решения о взыскании за счет денежных средств.
В силу пункта 1 статьи 133 Закона о б анкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, в «Краевом коммерческом сибирском социальном банке» ООО «Сибсоцбанк» у ООО «Королевское» открыты счета: № 40702810100002606001 - основной счет банкрота; № 40702810400002606086 - специальный банковский счет для обеспечения исполнения обязанности по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов; № 40702810400002606088 - специальный банковский счет для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога.
Порядок распределения находящихся на специальном счете денежных средств установлен пунктами 1,2 статьи 138 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При поступлении денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, на специальный банковский счет должника исключается возможность их неправомерного списания, поскольку арест, приостановление операций, выставление инкассовых требований к специальному счету недопустимо.
Таким образом, выставление инкассовых требований к специальным счетам № 40702810400002606086 и № 40702810400002606088 было неправомерно согласно ст. 138 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в связи с данным обстоятельством, все инкассовые поручения которые были выставлены к данным счетам согласно материалов дела были возвращены без исполнения «Сибсоцбанк» взыскателям – налоговому органу и третьему лицу- Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное).
Согласно полученному ответу «Сибсоцбанк» ООО, №1325 от 23.04.2019 за весь период с начала открытия основного счета №40702810100002606001 (с 05.10.2016 года) по настоящее время к основному расчетному счету было предъявлено семь инкассовых поручений, в частности: №176899 от 11.10.2016 на сумму 702,83 руб., данное инкассовое поручение было отозвано 18.10.2016 года; №176902 от 11.10.2016 на сумму 3024,80 руб., данное инкассовое поручение было отозвано 18.10.2016 года; №176905 от 11.10.2016 на сумму 121 275,74 руб., данное инкассовое поручение было отозвано 18.10.2016 года; №176908 от 11.10.2016 на сумму 28 114,00 руб., данное инкассовое поручение было отозвано 18.10.2016 года; №618 от 17.10.2016 на сумму 363 824,89 руб., данное инкассовое поручение было отозвано 07.08.2018 года; №24121 от 08.11.2017 на сумму 2 201,10 руб., данное инкассовое поручение было оплачено 27.11.2018 года; №24122 от 08.11.2017 на сумму 145,28 руб., данное инкассовое поручение было оплачено 27.11.2018 года.
При таких обстоятельствах, доводы налогового органа и Пенсионного фонда о том, что данные инкассовые поручения не отзывались, не приняты во внимание, поскольку опровергаются материалами дела и представленными документами ООО «Сибсоцбанк».
Не исполненные в связи с закрытием счета исполнительные документы возвращаются банком лицам, от которых они поступили (взыскателю, судебному приставу-исполнителю), с отметкой о причинах невозможности исполнения для решения ими вопроса о порядке дальнейшего взыскания (Постановление Пленума ВАС РФ N от 19.04.1999 N 5).
Таким образом, согласно материалам дела все инкассовые поручения, которые были выставлены налоговым органом и Пенсионным фондом к счетам ПАО Сбербанк и АО Россельхозбанк (ответы ПАО Сбербанк и АО Россельхозбанк), банками были возвращены лицам, от которых они поступили в октябре 2016 года в связи с закрытием расчетного счета (согласно расшифровкам таблицы по налогу, пене и штрафам представленным заявителем).
Суд учитывает, что данные расшифровки по спорным суммам налога, страховых взносов, пени, а так же периода (образования) и мер принудительного взыскания, налоговым органом в материалы дела не представлены, при этом, представленные сведения заявителем, налоговым органом не оспорены.
При этом налоговым органом и третьим лицом в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС за 3 квартал 2016 года и по пени, соответственно, решение по ст.46 не выносилось и инкассовые поручения не выставлялись.
С 2016 года налоговый орган всрокиустановленные статьей 46 НК РФ каких-либо мер по принудительному взысканию данной задолженности после ее передачи ПФР не предпринимал, повторные инкассовые поручения не направлял, за взысканием в судебном порядке не обращался.
Доказательства обратного, суду не представлено.
В Налоговом кодексе РФ отсутствуют положения, содержащие запрет или ограничения на выставление налоговым органом инкассовых поручений к иным счетам налогоплательщика в случае их возврата по причине закрытия расчетного счета либо регламентирующие сроки совершения таких действий.
Выставление повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика, равно как и поручений на взыскание электронных денежных средств (п. 6.1 ст. 46 НК РФ), производится налоговым органом в пределах установленного п. 1 ст. 47 НК РФ годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика как указал Президиум ВАС РФ в Постановлении N 13114/13, в том числе это касается и организаций находящихся в процедуре банкротства.
Таким образом, налоговый орган и третье лицо не лишены были возможности после возврата банком инкассовых поручений, предъявленных к специальным банковским счетам и закрытия счетов в АО Сбербанк и Россельхозбанк, выставить вновь инкассовые поручения на основной расчетный счет заявителя, в пределах сроков, установленных НК РФ, однако сделано это не было, то есть никаких мер по принудительному взысканию задолженности всрокиустановленные Законом № 212-ФЗ и НК РФ с 2016 года и в течение годичного срока с момента истечения срока на исполнение требований не предпринимали.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, в том числе, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, суд установил, что совокупные сроки для взыскания спорной задолженности, которую заявитель просит признать безнадежной и утраченной возможности принудительного взыскания, истекли.
При таких обстоятельствах, по состоянию на дату рассмотрения настоящего заявления Общества, указанная задолженность является безнадежной ко взысканию, а инспекцией утрачена возможность ее взыскания.
Согласно ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В нарушение данной статьи налоговым органом и третьим лицом не представлены доказательства, опровергающие требования заявителя.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле, установлены статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса. В силу части 1 данной статьи кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
По совокупности изложенного, суд считает необходимым взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю судебные расходы, понесенные заявителем при рассмотрении заявления, по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
признать неподлежащим взысканию с общества с ограниченной ответственностью «Королевское» в связи с истечением установленных статьями 46, 70 НК РФ сроков на взыскание в принудительном порядке задолженность по НДФЛ по налогу в размере 202 949,00 рублей, задолженности по НДФЛ по пени в размере 55 974,86 рублей, задолженности по НДФЛ по штрафам в размере 1500,00 рублей, задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по налогу в размере 843 924,92 рублей, задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ по пени в размере 209 385,14 рублей, задолженности по страховым взносам по временной нетрудоспособности и в связи с материнством по пени в размере 77,45 рублей, задолженности по страховым взносам в фед. фонд ОМС на налогу в размере 196 792,88 рублей, задолженности по страховым взносам в фед. фонд ОМС по пени в размере 46 483,35 рублей, отраженной в справке № 138950 от 31.10.2018.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Алтайскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью «Королевское» судебные расходы в сумме 3000 руб., связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд с заявлением.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Королевское» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 658582, <...>) из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 руб. (уплаченной по платежному поручению от 03.12.2018 № 154). Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск через Арбитражный суд Алтайского края в месячный срок со дня его принятия.
Судья Л.Ю. Ильичева