ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-22148/2017 от 13.03.2018 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело № А03-22148/2017

20 марта 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2018 года.

Решение в полном объеме изготовлено 20 марта 2018 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Бельковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лес Сервис» (ИНН 2248004646, ОГРН 1052201271198), с. Северка Ключевского района Алтайского края, к Алтайской таможне (ИНН 2225019188, ОГРН 1022201528326), г. Барнаул Алтайского края, об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.11.2017 №10605000-880/2017,

при участии:

от заявителя – Бруг М.В. (паспорт, доверенность от 12.03.2018),

от заинтересованного лица – Головина А.В. (удостоверение, доверенность от 03.07.2017),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лес Сервис» (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне (далее по тексту - административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 30.11.2017 №10605000-880/2017.

Общество в заявлении указало, что факт совершения им правонарушения не оспаривается, однако просило применить нормы статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае.

Таможня в отзыве на заявление указала на законность и обоснованность оспариваемого постановления, ссылая на то обстоятельство, что ей установлен факт и все признаки состава административного правонарушения. Таможня отмечает, что правильно заполненная статистическая форма была предоставлена Обществом только 16.08.2017, то есть с нарушением установленного срока. Кроме того, по мнению Таможни применение в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не возможно, поскольку у Общества имелась реальная возможность исполнить надлежащим образом обязанность по предоставлению статистических форм в установленный срок, доказательств обратного Обществом в материалы административного дела представлено не было.

Определением суда от 19.12.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд 15.02.2018 вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если суд пришел к выводу о том, что рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не соответствует целям эффективного правосудия, в том числе в случае признания судом необходимым выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 20.12.2006 №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству» если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.

Возражений от сторон против завершения предварительного судебного заседания не поступило.

Учитывая изложенное, судом завершено предварительное судебное заседание и рассмотрено дело по существу.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои заявленные требования и возражения.

Из материалов дела следует, что Общество в июле 2017 производило отгрузки (поставки) товаров в Республику Казахстан в адрес ООО «Папан Курулуш», что подтверждено представленными Обществом на Кулундинский таможенный пост Алтайской таможни копиями заключенного между ними договора №11/К-10 от 24.0.2010 и счет-фактурой №5200 от 24.07.2017.

07.08.2017 Общество заполнило статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером 1500170807-06035523 и направило ее в Таможню 10.08.2017.

Установив факт непринятия формы Таможней и осуществив ее проверку, 16.08.2017 Общество выявило ошибку в указанной выше статистической форме и предоставило на Кулундинский таможенный пост статистическую форму с системным номером 1500170812- 12595295 от 12.08.2017.

В ходе проведения проверки статистической формы Таможней установлено нарушение пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, выразившееся в том, что статистическая форма за отчетный период июль 2017 года с системным номером 1500170812-12595295 была направлена Обществом с нарушением срока представления на 3 рабочих дня, а именно: 16.08.2017.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления 13.10.2017 в отношении Общества протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

30.11.2017 соответствующим должностным лицом Таможни вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении Общества по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Считая указанное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

При рассмотрении настоящего дела Общество представило возражения на отзыв Таможни, в котором указало, что никаких нарушений им допущено не было, поскольку, по его мнению, повторное представление статистической формы не может расцениваться как представление формы с нарушением срока, поскольку первоначально форма была представлена им своевременно, а в последующем Общество лишь устраняло допущенную техническую ошибку. Кроме того, по мнению Общества оспариваемое постановление является не законным, поскольку содержит существенные недостатки, так как в нарушение части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в нем не нашел отражения результат рассмотрения конкретных фактических обстоятельств дела и объяснений Общества, из которых изначально усматривалось наличие технической ошибки в статистической форме, что влияет на вывод о наличии события правонарушения.

Таможня в свою очередь представила дополнение к отзыву, из которых следовало, что Общество изменило свою позицию при рассмотрении настоящего дела, указывая уже на отсутствие события административного правонарушения. Вместе с тем, Таможня поясняет, что статья 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность не только за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, но и за представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения. Утверждая, что статистические формы были предоставлены своевременно, Общество не отрицает, что статистическая форма, предоставленная в таможенный орган 10.08.2017, содержала недостоверную информацию. То есть в любом случае, в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного указанной выше статьей.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 12, части 1 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311-ФЗ) статистику взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистических формах, и иных источниках информации.

Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение №4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 №167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

В силу части 2 статьи 104 Закона №311-ФЗ российские лица, которые: заключили сделку либо от имени (по поручению) которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами обязаны предоставлять в таможенный орган статистическую форму.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (далее - Постановление N 1329), которым на основании части 3 статьи 104 Закона №311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и Правила ее заполнения.

Согласно пункту 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), утвержденных Постановлением №1329, статистическая форма должна быть представлена в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товара.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).

В соответствии с пунктом 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Общество обязано было представить в Таможню статистическую форму за отчетный период (июль2017 года) до 10.08.2017 (включительно).

Статистическая форма с системным номером 1500170812-12595295 содержащая достоверную информацию и заполненная как новая, без цели аннулирования поданной ранее или внесения в нее изменений, представлена Обществом на Кулундинский таможенный пост Алтайской таможни 16.08.2017, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 7 Правил.

Материалами дела подтверждается, что таможенным органом был выявлен факт несвоевременного предоставления статистической формы учета перемещения товаров с достоверными сведениями и подача Обществом 10.08.2017 формы с недостоверными сведениями.

Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Совершение заявителем указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении №10605000-880/2017 от 13.10.2017, копиями статистических форм, и иными материалами дела в совокупности, и заявителем фактически не оспаривается.

Следовательно, нарушение Обществом требований законодательства по соблюдению порядка предоставления статистической отчетности подтверждено материалами дела об административном правонарушении, Обществом соответствующими доказательствами не опровергнуто.

Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные, содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд считает обоснованным вывод административного органа о доказанности наличия в действиях общества объекта, объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения Обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

В судебном заседании представитель Общества признал, что предоставляя первоначальную форму в Таможню, доверенное лицо ее не проверило.

Таким образом, поскольку из материалов дела достоверно следует, что Общество допустило несвоевременное предоставление статистической формы учета перемещения товаров, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, Арбитражный суд Алтайского края приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении от 13.10.2017 в отношении Общества составлен уполномоченным лицом таможенного органа в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: протокол содержит сведения о дате и месте его составления; о лице, его составившем; о лице, совершившем правонарушение; о времени, месте совершения и событии правонарушения; о статье, предусматривающей ответственность за данное правонарушение.

Постановление по делу об административном правонарушении от 30.11.2017 вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из пункта 10 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской федерации №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволил всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

По смыслу данных разъяснений вопрос о несоблюдении процессуальных гарантий должен решаться судами в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.

Действительно, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Общество ссылается на то, что в оспариваемом постановлении не отражены его доводы о наличии технической ошибки.

Однако данный довод Общества противоречит оспариваемому постановлению, где на странице 3 дана оценка обстоятельству, как отсутствие технической ошибки в связи с представлением новой формы.

Существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.

Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества, апелляционным судом не установлено.

Довод Общества о том, что в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения, арбитражным судом отклоняется, поскольку статья 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность не только за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, но и за представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, а данные обстоятельства повреждаются представленными в материалы дела доказательствами.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 №116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

Пунктом 18 указанного Постановления установлено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

В пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в совокупности.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, отсутствие вредных последствий для граждан, общества и государства, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, исходя из незначительного периода нарушения срока предоставления отчетности (3 рабочих дня), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным, поскольку в данном конкретном случае в действиях общества отсутствуют признаки злостности, пренебрежительности или явной недобросовестности, которые бы свидетельствовали о существенной угрозе охраняемым общественным правоотношениям.

При таких обстоятельствах, несмотря на то, что формально выявленное нарушение отвечает признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло наступление неблагоприятных последствий для общества и государства.

В этой связи, с учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, по отдельности и оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для квалификации выявленного нарушения как малозначительного.

Руководствуясь статьями 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление Алтайской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10605000-880/2017 от 30.11.2017 признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья О.В. Трибуналова