АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-22200/2018 22 апреля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем Федоровой И.Н, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 110» к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании недействительным решения от 11.10.2018 № 032S19180016938 о привлечении страхователя к ответственности, в части размера штрафа,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требований относительно предмета спора - Отделение ПФР по Алтайскому краю,
при участии в заседании представителей сторон:
- от заявителя – ФИО1 доверенность, ФИО2, паспорт,
- от заинтересованного лица – ФИО3 доверенность,
- от третьего лица – не явился, извещён.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 110» (далее – заявитель, страхователь, МБОУ «СОШ № 110») обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Управление) о признании недействительным решения от 11.10.2018 № 032S19180016938 о привлечении страхователя к ответственности, в части размера штрафа.
Мотивируя заявленное требование, общество указало, что решение Управления грубо нарушает права и законные интересы страхователя. Заявитель полагает, что орган пенсионного фонда неправомерно привлек плательщика страховых взносов к ответственности по части 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 26 500 руб., поскольку не учел фактических обстоятельств, исключающих вину лиц в совершении правонарушения.
Управление пенсионного фонда представило письменный отзыв, согласно которому с требованиями заявителя не согласилось, считает, что решение является законным и обоснованным, указывает на отсутствие у Управления полномочий по снижению штрафа. Кроме этого полагает, что не значительный период нарушения срока представления расчета по форме СЗВ-М не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность. При этом отмечает, что положения статьи 46 Закона № 212-ФЗ, а так же ст. 17 Закона N27-ФЗ не ставят размер штрафной санкции в зависимость от периода просрочки, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В ходе судебного разбирательства суд, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Отделение ПФР по Алтайскому краю (далее - третье лицо, Отделение).
Отделение ПФР по Алтайскому краю свою письменную позиции по спору не выразило, отзыв не представило, явку представителя для участия в рассмотрении дела не обеспечило.
Дело рассмотрено без участия представителя третьего лица, в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Подробно доводы и возражения сторон, участвующих в деле, отражены в заявлении и отзыве на него, а также дополнительных пояснениях.
Представленные сторонами в распоряжение суда документы приобщены к материалам дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв, после окончания которого, судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся материалам, исследовав которые, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 110» зарегистрировано в качестве страхователя в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственном учреждении) в г. Барнауле Алтайского края и в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
Учреждение по электронным каналам связи 23.08.2016 в Пенсионный фонд представило расчет по форме СЗВ-М (исходный) за июль (7 месяц) 2016 года на 0 застрахованных лиц.
24.08.2016 Учреждение по электронным каналам связи в Пенсионный фонд представило расчет по форме СЗВ-М (исходный) за июль (7 месяц) 2016 года на 53 застрахованных лица.
В сентябре 2018 Управление пенсионного фонда провело камеральную проверку представленного расчета (сведений).
В ходе проверки своевременности, полноты и (или) достоверности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом установлен факт непредставления заявителем в установленный Законом срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, т.е., выявлен факт несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М в отношении 53 застрахованных лиц за июль (7 месяц) 2016.
Так, в соответствии с п.п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы), т. е. срок представления отчета за июль 2016 года - не позднее 10.08.2016, однако, сведения были представлены в Управление ПФР в г. Барнауле Алтайского края по телекоммуникационным каналам связи и зарегистрированы в Управлении ПФР – 23.08.2016 («исх») и 24.08.2016 («доп»), что подтверждается извещением о доставке отчетности на сервер ПФР по каналам связи ЭЦП.
Данный факт зафиксирован актом камеральной проверки от 04.09.2018 № 032S18180016742.
Ответственность за нарушение срока представления отчета установлена абз. 4 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На рассмотрении материалов представитель учреждения.
Решением от 11.10.2018 № 032S19180016938 к страхователю в соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ применены финансовые санкции в виде штрафа в сумме 26 500 руб.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 11.10.2018.
В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что фактически оспариванию подлежит решение не в целом, а в части суммыштрафав размере 26500 рублей. Учреждение просит учесть наличие оснований для снижения размера финансовых санкций, полагая, что Управлением размер штрафа определен без учета тяжести содеянного, характера причиненного ущерба и иных существенных обстоятельств.
Представитель заинтересованного лица указал на то, что представление страхователем сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в установленные законом сроки, а также уплата страховых взносов в установленный законом срок является надлежащим исполнением своих обязанностей. Страхователю было заблаговременно известно о сроках подготовки и сдачи отчетности (сведений). Несвоевременное и (или) неполное предоставление страхователем сведений по форме СЗВ-М влечет за собой нарушение пенсионных прав застрахованных лиц. Полагает, что требования не подлежат удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить требования заявителя по следующим правовым и процессуальным основаниям.
В силу частей 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, суд осуществляет проверку оспариваемого акта, решений и действий и устанавливает их соответствие закону, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, законности принятия оспариваемых решений и совершения действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий, возлагается на орган, который принял этот акт, решение или совершил действия.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды возложен на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательномпенсионномстраховании в Российской Федерации» заявитель является страхователем по обязательномупенсионномустрахованию, согласно пункту 2 статьи 14 данного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с п.п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок сведений о каждом работающем у него застрахованном лице влечет ответственность в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абз. 4статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Представляя 23.08.2016 с нарушением срока, отчет по форме СЗВ-М «исходная» на 0 застрахованных лиц за отчетный период июль 2016 года, а после чего 24.08.2016 подавая форму СЗВ-М «дополняющая» страхователь злоупотребляет своим правом на корректировку сведений, такие действия с его стороны не могут быть оценены судом как правомерные.
В связи с невозможностью определить размер штрафа по поданным отчетам по форме СЗВ-М «исходная» в отношении 0 застрахованных лиц и привлечь учреждение к ответственности за несвоевременное предоставление исходной формы отчетности, Управление правомерно пришло к выводу о возможности привлечения учреждения к ответственности за подачу дополняющей формы отчетности, с учетом конкретных обстоятельств правонарушения.
Таким образом, привлекая МБОУ «СОШ № 110» к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона о персонифицированном учете, за отчетный период июль 2016 года Управление доказало факт несвоевременного представления сведений, и установило все элементы состава данного правонарушения.
Однако суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
На основании части четвертой статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей по 31.12.2016) и части третьей названной статьи (в редакции, действующей с 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Также в статье 17 Федерального закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей по 31.12.2016) закреплялось, что взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017.
При этом частью семнадцатой статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
С 01.01.2010 до 31.12.2016 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулировался Законом N 212- ФЗ.
Следовательно, поскольку иного Законом N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, не установлено, порядок привлечения к ответственности по факту нарушения положений Закона N 27-ФЗ до 01.01.2017 также регулировался Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, действовавшего на дату представления предпринимателем сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль 2016 года, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте зад письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установленными органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с вывода предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки в представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения к указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок перед) орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии) подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ определено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней по истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Как определено в части 12 названной статьи решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лил отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В соответствии с частью 13 статьи 39 Закона N 212-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае, направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплате страховых взносов.
Согласно части 14 статьи 39 Закона N 212-ФЗ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а так же штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
В силу частей 3, 5 статьи 22 этого же Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. При этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
При этом согласно части 7 статьи 22 Закона N 21-ФЗ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В силу части 5.5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 2 статьи 4 названого Закона течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Согласно части 6 статьи 4 Закона N 212-ФЗ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случае если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 7 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, Законом N 212-ФЗ, действовавшим на момент предоставления муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 110» вышеназванной отчетности, регламентировались сроки проведения камеральной проверки представленного страхователем расчета страховых взносов - 3 месяца с даты представления расчета, составление акта проверки - 10 дней после истечения срока проведения проверки, получение акта - на 6 день, вынесение решения - 10 дней с даты истечения срока представления возражений (+15 дней на направление страхователем возражений с даты получения акта + 1 месяц в случае продления срока рассмотрения акта), получение решения - на 6 день, вступление в силу решения - 10 дней с даты вручения лицу; срок направления требования об уплате недоимки - 10 дней с момента вступления в силу решения, срок исполнения требования - 10 календарных дней со дня его получения (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.
С 1 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской налогах и сборах, в том числе и положения статей 46, 70, 88,100, 101,101.4 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При этом в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий при осуществлении мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 ст. 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пункта 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения уполномоченным органом действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета, сведений).
Пунктом 2 статьи 100 НК РФ определено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания.
В силу абзаца второго пункта 5 статьи 100 названного Кодекса в случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
На основании пункта 1 статьи 101 настоящего Кодекса акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.
По результатам проверки принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктом 9 этой же статьи определено, что решение о привлечении к ответственности совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственное, за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидирован группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручен лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Частью 3 статьи 101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Пунктом 6 статьи 69 данного Кодекса предусмотрено, что в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).
Таким образом, нормами НК РФ установлено, что срок проведения проверки - 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма, срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), получение решения - на 6 день со дня отправки заказного письма, вступление решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.
Следовательно, в рассматриваемом случае, отправной точкой при расчете срока начала проведения камеральнойпроверки является дата представления сведений СЗВ-М за июль 2016 года по форме«дополняющая» - 25.08.2016.
Действующее законодательство не предусматривает возможности продления сроков камеральной налоговой проверки.
Акт проверки в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ и Налогового кодекса РФ должен был быть составлен Управлением не позднее 12.12.2016 (3 месяца на проведение камеральной проверки + 10 дней на составление акта), фактически акт составлен 04.09.2018, что свидетельствует о нарушении Пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков.
Оспариваемое решение должно было быть вынесено Управлением не позднее 10.01.2017, фактически решение вынесено 11.10.2018.
Таким образом, Управлением нарушен срок проведения камеральной проверки, актсоставлен с нарушением процессуальных сроков, оспариваемое решение вынесено за пределами срока, срок на выставление Управлениемтребования об уплате финансовых санкций истек.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Управление Пенсионного фонда не представило доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин составления акта камеральной проверки 04.09.2018 по факту представления отчета по форме СЗВ-М за июль 2016, и, соответственно, вынесения оспариваемого решения только 11.10.2018.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что Законом № 27-ФЗ определено право Пенсионного фонда привлекать страхователя в течении трех лет к ответственности за нарушение норм выше указанного Закона, судом отклонен.
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации в системе законодательства о налогах и сборах имеет большую юридическую силу, иные законодательно установленные процедуры проведения камеральных проверок не могут противоречить нормам налогового законодательства.
Таким образом, отсутствие в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указаний на сроки проведения камеральной проверки предоставленной страхователем отчетности по форме СЗВ-М не свидетельствует о наличии у Пенсионного фонда не ограниченного во времени полномочия по проведению камеральных проверок.
В соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, требования заявителя о признании недействительным решения государственного учреждения – Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации №522 от 03.11.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с учетом результатов рассмотрения настоящего дела, понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений заинтересованного лица подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь ст. ст. 110, 168-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Алтайского края
Р Е Ш И Л :
признать недействительным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о признании недействительным решения от 11.10.2018 № 032S19180016938 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отменить в полном объеме.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 110».
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края в пользу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 110» судебные расходы в размере 2000 руб., связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Алтайского края.
Судья Л.Ю. Ильичева