АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.:(385-2) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело №А03-22407/2015
Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2016
Полный текст решения изготовлен 04.03.2016
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Закакуева И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Арутюнян Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Горняцкий водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Горняк Локтевского района Алтайского края
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Алтайскому краю, г. Рубцовск Алтайского края
о признании частично недействительным решения налогового органа №179 от 30.06.2015
При участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности № 2 от 11.01.2016;
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности № 200 от 02.11.2015, ФИО3, представитель по доверенности № 332 от 24.02.2016
У С Т А Н О В И Л:
Закрытое акционерное общество «Горняцкий водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Горняк Локтевского района Алтайского края (далее заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Алтайскому краю, г. Рубцовск Алтайского края (далее заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании недействительными решений № 179, № 55 от 30.06.2015 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также о признании применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 355 788 руб.
В обоснование заявленного требования Общество указало на то, что согласно российскому и казахстанскому законодательствам для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % необходим присвоенный номер регистрации заявления и отметка регистрации заявления.
Налоговый орган в письменном отзыве на заявление и дополнениях к отзыву с требованием не согласился, считает, что у Общества отсутствовал полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0 процентов, на последнее число 4 квартала 2014 года.
Ко дню судебного заседания от заявителя поступило уточненное заявление, в соответствии с которым просит признать незаконным решение заместителя начальника МРИФНС России № 12 по Алтайскому краю № 179 от 30.06.2015 в части решения о необоснованности применения налоговой ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг) в сумме 5 605 339 руб. и необоснованного применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 355 788 руб.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
По ходатайству представителей лиц, участвующих в деле, к материалам дела судом приобщены дополнительные доказательства.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ судом объявлялся перерыв.
После продолжения судебного заседания представитель заявителя поддержала требование по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованного лица обоснованность заявленного требования не признали.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, установил следующее.
Межрайонной ИФНС России №12 по Алтайскому краю в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации ЗАО «Горняцкий водоканал» по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2014 года.
В результате осуществления мероприятий налогового контроля налоговым органом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, отраженные в акте камеральной налоговой проверки от 08.05.2015 №532, и вынесены решения от 30.06.2015 №179 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и №55 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
В соответствии с решением Инспекции от 30.06.2015 №179 применение налоговой ставки 0% по НДС по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 5 605 339 руб. и применение налоговых вычетов по НДС в сумме 355 788 руб. признано необоснованным.
Не согласившись с выводами Инспекции, изложенными в указанном решении, Общество обратилось в УФНС России по Алтайскому краю с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по Алтайскому краю от 07.10.2015 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение признано вступившим в законную силу.
Не согласившись с вышеуказанными решениями, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края.
Суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего.
В соответствие с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Статья 165 НК РФ содержит перечень документов, которые налогоплательщик предоставляет в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров в таможенном режиме экспорта.
Согласно пункту 1 статьи 165 Кодекса при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 165 Кодекса, представляются следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации;
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией. При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта через границу Российской Федерации с государством-членом Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, могут не представляться в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
Порядок применения налоговой ставки 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта на территорию государств-членов таможенного союза, и налоговых вычетов по НДС по подтвержденным экспортным операциям регламентируется Кодексом и международным договором по вопросам налогообложения.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 НК РФ в отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, применяются положения, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно статье 2 Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, вступившего в силу с 1 июля 2010 года, территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию Таможенного союза.
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества - Высший орган Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принял решение (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 №36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза»), согласно которому с 01.07.2010 вступило в силу Соглашение от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее - Соглашение) и принятые в соответствии с ним Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» и Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее - Протокол).
Таким образом, с 01.07.2010 российским налогоплательщикам при заключении сделок с контрагентами-резидентами Казахстана в целях обложения НДС данных операций необходимо руководствоваться Соглашением от 25.01.2008 и принятыми в соответствии с ним Протоколами.
С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, устанавливающий правила относительно взимания косвенных налогов, аналогичные установленным указанными выше Соглашением и Протоколами.
В соответствии с условиями Соглашения при вывозе товаров с территории одного государства-члена таможенного союза на территорию другого государства-члена таможенного союза применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта. При этом НДС по таким товарам взимается на территории другого государства-члена таможенного союза при их ввозе.
Согласно пункту 1 статьи 1 Протокола при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 Протокола.
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются перечисленные в пункте 2 статьи 1 Протокола документы:
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров; в случае лизинга товаров или товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) на изготовление товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза.
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов таможенного союза);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства-члена таможенного союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена таможенного союза на территорию другого государства-члена таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» и Протоколом от 11.12.2009 для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиком государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются указанные в пункте 2 статьи 1 Протокола от 11.12.2009 документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов.
Таким образом, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не может быть исключено из числа документов, необходимых и обязательных для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
При непредставлении налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов отсутствуют основания считать, что им собран полный пакет документов для применения налоговой ставки 0 процентов по НДС.
Из материалов дела следует, что вместе с декларацией по НДС за 4 квартал 2014 года Общество в налоговый орган представило документы, в подтверждение обоснования правомерности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов №181610122014№00705.
Однако, налогоплательщиком необоснованно в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2014 года завышена налоговая база по подтверждаемым экспортным операциям по налоговой ставке 0% на сумму 5 605 339 руб., завышены налоговые вычеты по НДС по подтверждаемым экспортным операциям на сумму 355 788 руб. в связи с тем, что в нарушение статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», пункта 2 статьи 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11.12.2009, пунктов 1, 10 статьи 165, пункта 9 статьи 167, пункта 2 статьи 171, пунктов 1, 3 статьи 172 Кодекса на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 20.10.2014 № 181610122014№00705 (покупатель Филиал ТОО «Востокцветмет»-Восгокэнерго) проставлена отметка налогового органа государства-импортера (Республики Казахстан) об уплате косвенных налогов 06.01.2015, то есть в 1 квартале 2015 года.
То обстоятельство, что заявление содержит дату регистрации 10.12.2014, правового значения не имеет. Юридически значимым обстоятельством является не представление его контрагентом налогоплательщика в налоговый орган страны-члена таможенного союза, а его получение налогоплательщиком по форме, установленной приложением 1 к Протоколу, какая соблюдена только при отметке в нем налогового органа о подтверждении уплаты косвенных налогов.
Поскольку заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов является обязательным документом, который должен быть представлен налогоплательщиком для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0 процентов по НДС, его представление с датой, относящейся к другому налоговому периоду, обоснованно сочтено Инспекцией основанием для вывода о неверном исчислении Обществом НДС, нашедшего отражение в оспариваемом решении.
В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Поэтому, при представлении в налоговый орган в течение 180 дней полного пакета документов налогоплательщик вправе подать налоговую декларацию за тот период, в котором собраны документы, подтверждающие его право на применение налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям.
Исходя из смысла положений статей 165, 167 НК РФ, п.п. 1, 2 статьи 1 Протокола следует, что представлением заявления о ввозе товаров и уплаты косвенных налогов, налогоплательщик подтверждает факт ввоза товара, а также уплату косвенных налогов в определенный налоговый период. В связи с чем, только в налоговом периоде, в рамках которого налогоплательщик подтвердит состоявшийся факт ввоза товара и уплаты налогов, он имеет право на применение нулевой налоговой ставки по НДС.
Таким образом, представленное при проведении камеральной проверки заявление, на котором отметка налогового органа об уплате налогов относится к временному промежутку 1 квартала 2015 года, не может подтверждать право на применение нулевой ставки НДС за 4 квартал 2014 года.
Таким образом, поскольку заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов есть обязательный документ, какой должен быть представлен налогоплательщиком для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0 процентов по НДС, его отсутствие вопреки, в том числе и пункта 10 статьи 165 НК РФ, правомерно стало основанием для вывода о неверном исчислении обществом НДС.
Таким образом, применение нулевой ставки НДС при реализации российскими организациями российских товаров осуществляется при условии представления российскими организациями в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС, включая заявление о ввозе товаров на территорию Республики Казахстан и уплате НДС с отметками налоговых органов Республики Казахстан, полученное от казахского покупателя.
При таких обстоятельствах Инспекция пришла к обоснованному выводу о праве Общества на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС в рассматриваемом случае в 1 квартале 2015 года, а соответственно и отсутствии права на него в 4 квартале 2014 года.
Довод заявителя о том, что в законодательстве не установлено конкретно, какую дату, в случае переходной даты, принимать к учету: дату полученного заявления или дату отметки, суд считает необоснованным, так как моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов. Так, в рассматриваемом случае дата отметки о регистрации заявления произведена - 10.12.2014, а дата отметки об уплате косвенных налогов - 06.01.2015, следовательно, определяя налоговую базу в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ налогоплательщик должен руководствоваться тем, когда он фактически получил данное заявление, а возможность получения его до 31.12.2014 у налогоплательщика отсутствовала.
Также как и все действия, проделанные при подаче заявления в налоговый орган Республики Казахстан его контрагентом ТОО «Востокцветмет», а именно соблюдение сроков подачи заявления и проставления на нем отметок, устранение недочетов, своевременная оплата НДС в бюджет республики Казахстан (представления платежного поручения), не могут быть определяющими и значимыми для формирования налоговой базы ЗАО «Горняцкий водоканал» в силу пункта 2 статьи 1 Протокола и пункта 9 статьи 167 НК РФ.
Кроме того, данные отраженные на спорном заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, в том числе дата отметки об уплате косвенных налогов (06.01.2015) идентичны данным отраженным в Федеральном информационном ресурсе «Беларусь-Обмен». Также согласно данным указанного ресурса заявление не отзывалось.
Необоснованными суд также считает доводы заявителя о неправомерном неприменении налоговым органом пункта 5 статьи 1 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе».
В соответствии с данной нормой в случае непредставления в налоговый орган Заявления налоговый орган вправе принять (вынести) решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, налоговых вычетов (зачетов) по указанным налогам в отношении операций по реализации товаров, экспортированных с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза, при наличии в налоговом органе одного государства - члена таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).
Вместе с тем основания для применения указанного положения при рассмотрении настоящего дела отсутствуют, так как заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов были оформлены в 1 квартале 2015 г. и не могли подтверждать право на применение нулевой ставки по НДС за 4 квартал 2014 г.
Позиция заявителя нивелирует обязательное значение подпункта 3 пункта 2, пункта 5 статьи 1 Протокола, трансформирует право налогового органа, предусмотренное абзацем вторым пункта 5 статьи 1 Протокола, в его обязанность и предполагает правомерным такое поведение, при котором заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отсутствует, но налоговый орган, вопреки предписаниям подпункта 3 пункта 2, пункта 5 статьи 1 Протокола, во всяком случае, должен признать применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов обоснованным, что, очевидно, ошибочно.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2012 по делу №А45-23391/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по делу №А46-12039/2011, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу №А60-47446/2013, Определении Верховного суда Российской Федерации от 31.08.2015 № 302-КГ15-7140 и других.
Несогласие ЗАО «Горняцкий водоканал» с установленными налоговым органом обстоятельствами не свидетельствует о недоказанности таких обстоятельств.
При этом, арбитражный суд исходит из того, что предусмотренная частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, не может быть расценена, как полностью освобождающая налогоплательщиков от обязанности доказывания тех обстоятельств, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений относительно предмета спора (статья 65 АПК РФ).
Иных доводов о недействительности оспариваемого решения, помимо указанных выше, заявителем не приводилось, в том числе по предложению арбитражного суда.
Доказательств, опровергающих позицию налогового органа, изложенную в оспариваемом ненормативном акте, на предложение суда также не представлено.
На вопрос суда представитель заявителя пояснил, что расчет, сделанный Инспекцией в решении, соответствует учетной политике Общества и им не опровергается. Контррасчет не представлен.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы заявителя и заинтересованного лица по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства Инспекцией доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены, подтверждена.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено существенных нарушений, которые в соответствии с абзацем 1 пункта 14 статьи 101 НК РФ могли бы являться основанием для признания оспариваемых решений недействительными.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 112, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд, г.Томск в месячный срок со дня его принятия.
Судья И.Н. Закакуев