ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-22651/13 от 28.01.2014 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел.: 61-92-78, факс 61-92-93

  http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

  Именем Российской Федерации

г. Барнаул Дело № А03-22651/2013 28 января 2014 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Барнаул к индивидуальному предпринимателю Новожееву Андрею Анатольевичу, г. Барнаул Алтайского края (ОГРНИП 311222530100051 , ИНН 222300811450) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

без вызова представителей сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы в сфере транспорта (далее - Управление автонадзора) обратилось с заявлением в арбитражный суд Алтайского края к индивидуальному предпринимателю Новожееву Андрею Анатольевичу (далее – ИП Новожеев А.А., предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование заявления указано, что ИП Новожеевым А.А. нарушены лицензионные требования, закрепленные Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее - Положение о лицензировании).

Определением от 06.12.2013 о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства арбитражный суд предложил лицам, участвующим в деле в срок до 27 декабря 2013 года представить все имеющиеся доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основано заявление, письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных 27 января 2014 года направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

В пределах установленного арбитражным судом срока от предпринимателя отзыв на заявление не поступил.

Все поступившие в арбитражный суд от Управления автонадзора доказательства и иные документы размещены на официальном сайте Арбитражного суда Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

ИП Новожеев А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.10.2011 (ОГРНИП 311222530100051) и имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, регистрационный номер 22-АСС-113508, срок действия – бессрочно, осуществляет перевозку пассажиров и багажа в городском сообщении по маршруту № 120 г. Барнаула.

В период с «07» ноября 2013 года по «18» ноября 2013 года на основании распоряжения от 23.10.2013 № 22 001414/16076 государственными инспекторами Управления автонадзора проведена плановая выездная проверка деятельности ИП Новожеева А.А., фактически осуществляющего деятельность по адресу г. Барнаул, с. Лебяжье, ул. Связистов, 5, с целью контроля соблюдения в процессе осуществления деятельности по перевозки пассажиров обязательных требований, проведения мероприятий по предотвращению угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей.

При проверке 13.11.2013 автобусов, принадлежащих предпринимателю, по адресу: г. Барнаул, пр. Космонавтов, 6в, конечная остановка маршрута № 120 г. Барнаула, выявлены нарушения в заполнении путевого листа от 13.11.2013 №1910, а именно в сведения о транспортном средстве не включены показания одометра (полные км пробега) при выезде автобуса из гаража; автобусы Хундай НД, государственный регистрационный знак 0337ТР22 (максимальная масса 5,223 т), и Форд Транзит, государственный регистрационный знак С411РУ22 (максимальная масса 5,125 т), категории М3 используются не оснащённые в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, документы, подтверждающие установку аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на вышеуказанные автобусы, не предоставлены; ИП Новожеевым А.А. - ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения - не пройдена в установленном порядке аттестация, срок действия удостоверения серии АК №00199 от 14.11.2007 истек; не организовано проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителя Новожеева А.А.; не проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителя (путевой лист от 13.11.2013 №1910), на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водительского состава предпринимателем заключен договор аренды выхода на маршруте от 01.01.2012 с ООО «Фрайбус плюс» (данное общество не имеет лицензии на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей).

Итогом проверки явился акт проверки от 18.11.2013 № 22 001414, на основании которого составлен протокол в отношении ИП Новожеева А.А. об административном правонарушении от 18.11.2013 №2316 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд считает заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации

об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Согласно пункту 24 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании), деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о лицензировании, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. При этом, согласно пункту 2 названной статьи, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2012 № 280 утверждено Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подпунктов «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – ФЗ № 196-ФЗ) предусматривает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.

В силу абзаца 2 части 4 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом.

Аналогичное требование содержится в пункте 2 «Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11.03.1994 №13/11, в соответствии с которым аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.

Пунктом 2.3.5 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 30.03.1994 №15 предусмотрено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет: организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав Автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 6.3 Приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» к обязательным реквизитам путевого листа относятся сведения о транспортном средстве, которые включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

В силу абзаца 5 части 4 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию.

Согласно подпункту «ж» пункта 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигацией ГЛОНАСС или ГЛОНАСС /GPS.

Согласно пунктам 3, 4 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 № 20 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (далее- Приказ № 20) в ходе оснащения транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS осуществляется установка на транспортное средство аппаратно-программного устройства для определения текущего местоположения и параметров движения транспортного средства, взаимодействия с автоматизированным центром контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; установка на транспортное средство абонентского телематического терминала и подключение абонентского телематического терминала к диспетчерскому центру или диспетчерскому пункту и к АЦКН Ространснадзора обеспечивается владельцем транспортного средства.

Материалами дела подтверждается, и не оспаривалось предпринимателем в ходе административного расследования нарушение требований пункта 4 Положения о лицензировании, которые он обязался устранить.

При осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) наступает ответственность частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, Управлением автонадзора правомерно квалифицированы действия ИП Новожеева А.А. по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Предпринимателем в нарушении указанной нормы права не представлены доказательства принятия всех возможных мер для соблюдения требований закона, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства.

Санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание - предупреждение или наложение административного штрафа.

При назначении наказания суд учитывает характер противоправных действий, отсутствие сведений о повторности правонарушения, в связи с чем полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

При этом суд отмечает, что по правилу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку квалифицирующих признаков, предполагающих невозможность применения такого вида наказания как предупреждение, судом по результатам рассмотрения дела не установлено, а доказательств повторности привлечения заинтересованного лица к административной ответственности заявителем не представлено, суд счёл возможным привлечь индивидуального предпринимателя Новожеева Андрея Анатольевича к административной ответственности в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 3.4 частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 202-206 арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Индивидуального предпринимателя Новожеева Андрея Анатольевича, 05.04.1959 года рождения, уроженца п. Жатай г. Якутска, осуществляющего предпринимательскую деятельность на основании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРН 311222530100051, выданного 28.10.2011 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю, признать виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд через канцелярию арбитражного суда Алтайского края.

Судья Н.М. Дружинина